Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №11/2008

ПРАЗДНИКИ

Нина ЖИЛИНА,
учитель школы с. Орлик,
Белгородская обл.

В гостях у самовара

Тема. «В гостях у самовара».

Цели. Познакомить детей с историей русского самовара; учить их чтить и уважать традиции русского народа; развивать артистические способности, выразительность речи; воспитывать любовь к Родине, народной культуре.

Оборудование. Стол, накрытый скатертью; выставка самоваров; хлебные изделия; русские одежды; картина «Чайная плантация»; иллюстрации с изображениями самоваров; посуда для конкурса.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Ведущий и ведущая одеты в русские национальные костюмы.

Ведущий. Добрый день, гости дорогие! Давно мы вас поджидаем, праздник не начинаем. У нас для каждого найдется и местечко, и словечко, и забавушек мы припасли на всякий вкус. Добро пожаловать в гости к самовару!

Ведущая.

Очень часто за событиями
И сутолокой дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
И хоть более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.

Учитель. Каждому народу дороги его традиции, праздники. Историк древности Геродот сказал так: «Если бы предоставить всем народам на свете выбирать самые лучшие обычаи и нравы, то каждый народ выбрал бы свои собственные, так как каждый народ убежден, что его собственные обычаи и образ жизни лучшие».
Конечно, за одну встречу мы не сможем рассказать обо всех традициях и обычаях русского народа. А ведь многим из них мы следуем и сейчас.

Ведущий (обращается к ведущей). Так о чем же мы поведаем сегодня нашим гостям?

Ведущая. Как – о чем? О самоваре! Ведь сегодня он у нас в гостях. Или мы у него?

Ведущий. Да, что ни говори, любили наши дедушки и бабушки посидеть у самовара, попить ароматного чайку после трудового дня.

Ведущая. Или после бани.

Ведущий. А в праздник? Вся семья у самовара. Да что говорить, без него нельзя представить жизнь русского народа.

Ведущая. Что же это такое – самовар, если без него нельзя было обойтись ни в праздники, ни в будни, ни в жару, ни в холод?

Учитель. Самовар – водогрейный для чая сосуд, большей частью медный, с трубою и жаровнею внутри, – такое определение мы встречаем уже в 1860-е годы в Толковом словаре В.И. Даля. В нем указано назначение самовара – нагревать воду. Но для русского быта и всего уклада жизни самовар значил гораздо больше, чем водонагревательный прибор. Он являлся символом семейного очага, уюта, дружеского общения.
Вот как размышлял писатель В. Кравцов: «У нас в России самовар заменял камины, возле которых во Франции и Англии собираются по вечерам. У них трудно представить себе дом без камина, а у нас – без самовара».

Исполняется песня «Наш красавец самовар»:

Посидеть за самоваром
Рады все наверняка.
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока.

Припев:

Самовар поет-гудит,
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар
Наш красавец самовар!

Самовар пыхтит, искрится –
Щедрый, хрупкий, золотой.
Озаряет наши лица
Он своею добротой.

Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску
Чашка вкусного, крутого
Самоварного чайку.

Учитель. В России первое чаепитие состоялось в 1638 году. А самовары появились в 1679 году. Первые самовары изготовили на Урале, а затем их начали делать по всей России, особенно в Туле. К середине ХIХ века в Туле уже существовало около 80 самоварных фабрик. Как же выглядел самовар раньше?
Подставка с ножкой и жаровней, крышка, тулово с трубой-тягой, краном и ручкой. В трубу, которая находится внутри самовара, засыпали сосновые шишки, сухие чурки (короткие обрубки дерева) или специальный древесный уголь, который получали из березовых поленьев, поджигали их лучиной (тонкой длинной щепкой от сухого полена), раздували огонь (часто – сапогом), и вода закипала. Сверху у самовара имеется приспособление для установки заварного чайника. О самоваре сочиняют стихи, так его любят на Руси.

Подготовленный ученик читает стихотворение Ю. Коринец «Самовар»:

У меня есть друг зеркальный,
Сроду не был он печальный.
И хотя он очень рыжий,
Он не немец, не поляк –
В мире нет мне друга ближе:
Он из Тулы, он туляк!
Говорят, ему сто лет,
Но совсем он не скелет:
И румян он, и пузат,
Как сто лет тому назад!
Все его, кто с ним знаком,
Почитают остряком.
Кто взглянуть в него захочет,
Непременно захохочет.
Ну-ка, быстро посмотри –
Узнаешь себя внутри?
Если нос у вас курнос –
Расплывется, как поднос!
Ну, а если длинный нос –
Он повиснет, как вопрос!
Узнаете эти груши?
Не пугайтесь – это уши.
Вы на друга дуться бросьте:
Заходите чаще в гости!
Все мальчишки здешних мест
Знают, что он шишки ест!
Он сперва воды напьется,
А потом глотнет огня,
А потом вдруг как займется
На крылечке у меня –
Засипит и забормочет,
Запоет и закипит!
Всех, кто чаю выпить хочет,
Он от пуза угостит!

Учитель. Любили на Руси мастеровые люди показать свое мастерство, деловитость. Каждый мастер старался краше других сделать свой самовар. В Туле были изготовлены самовар-желудь, самовар-шар, в городе Самаре – самовар-петух. А знаете ли вы, что были изготовлены на Руси в XVIII веке также самовары для каши и щей? Самовары были большие и маленькие. Самый маленький самовар вмещал поллитра воды, а самый большой – 37 литров.
В Оружейной палате Московского Кремля хранится самовар великого русского царя Петра I, вырезанный из прозрачного кварца, а в Музее-избе в Филях – самовар русского полководца М.И. Кутузова, сопровождавший его во всех походах.

Учитель показывает иллюстрации самоваров.

– Да и сейчас ни одно народное гуляние не проходит без него: и на праздничном столе, и у нас на дне именинника мы любим пить чай из самовара. Но самовар любит трудолюбивых, тех, кто рано встает, и наказывает лентяев и сонь.

Инсценирование стихотворения Даниила Хармса «Самовар Иван Иваныч ».

– А сейчас мы отдохнем,
Самовар водой нальем.

Конкурс «Наливаем самовар»

Хозяйка.

Скорее к колодцу – воды набирайте,
Бегите к столу, в самовар наливайте!

Дети наливают воду в самовар.

Учитель. Говоря о самоваре, нельзя не сказать и о чае. А когда и откуда к нам пришел чай?
Однажды 5 тысяч лет назад индийский император, отдыхая в лесу, приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай. Секреты производства чая тщательно оберегались в Китае. Но одному англичанину удалось похитить небольшое количество семян чая и узнать тайну его сложной обработки. С тех давних времен чай признается не только вкусным, но и целебным напитком.

Ученик 1.

Я хочу открыть секрет
И полезный дать совет:
Если хворь с кем приключится –
Чаем можете лечиться.
Чай всех снадобий* полезней,
Помогает от болезней.

Ученик 2.

Чай в жару нас освежает,
А в морозы согревает,
И сонливость переборет,
И с усталостью поспорит,
Сокрушит любой недуг**,
Чай здоровью – лучший друг.

_____________________________________________

* Снадобье – целебный состав, смесь.
** Недуг – болезнь.

Учитель. Какую же пользу приносит чай человеку? В японском лечебнике о замечательных свойствах чая говорится так: «Чаепитие очищает кровь, регулирует работу печени и селезенки, снимает сонливость и вялость, оживляет мышцы тела».
Посмотрите, как выглядят плантации, на которых выращивают чай.

Учитель показывает картину «Чайная плантация».

– Изучая целебные свойства чая, ученые узнали много интересного и полезного.
Чай – прекрасное противоядие при отравлении организма. Чай используют в борьбе с такой страшной болезнью, как рак кожи и легких.
В чае присутствуют чуть ли не все витамины. Пить надо только свежезаваренный чай.
Восточная мудрость гласит: «Свежий чай подобен бальзаму (целительное средство). Чай, простоявший ночь, подобен змее».
По русской традиции, чай – лучшее завершение праздничного обеда. К нему подают лимон, варенье, мед, печенье, бублики, пряники.

Ведущий. А вы знаете, ребята, что о чае и частушки поют? Ну-ка, запевайте, а мы послушаем.

Ученик 1.

На столе у нас пирог,
Пышки и ватрушки.
Так пропойте ж под чаек
«Чайные» частушки!

Ученик 2.

В пляске не жалей ботинки!
Предлагай-ка чай друзьям.
Если в чашке есть чаинки,
Значит, письма пишут нам.

Ученик 3.

Самовар блестит, кипя,
И чаек в нем пенится.
Погляди-ка на себя –
Ну и отраженьице!

Ученик 4.

Подавай мне чашку чая,
Ведь люблю я русский чай.
В чае я души не чаю,
Наливай горячий чай.

Хозяин с хозяйкой угощают гостей пряниками, печеньем, другими сладостями.

Учитель. На нашем занятии мы пели песни и частушки, рассказывали стихи. А теперь отгадайте загадку.

Стоит толстячок,
Подперевши бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит.

Дети. Самовар.

Учитель. Чем является самовар для русского народа? Где был изготовлен самовар-желудь? А еще о каких самоварах вы узнали? Где был изготовлен первый самовар?

Выслушиваются ответы детей.

– А теперь другая загадка:
Был листок зеленым –
Черным стал, томленым,
Был листочек зубчатым –
Стал листочек трубчатым.
Был он на лозине –
Стал он в магазине.

Дети. Чай.

Учитель. Какой чай полезен? В борьбе с какими болезнями помогает чай? Почему чай собирали только женщины?

Ведущая.

Всем спасибо за вниманье,
За игру, стихи и смех.
Говорим мы: до свиданья!
Снова в гости ждем вас всех!