Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №12/2008

Я ИДУ НА УРОК

Надежда КАЛИНИНА,
Камызякская ООШ №1,
Астрахансая обл.

Придумываем вместе

Развитие речи. 1 класс

Тема урока 1: «СОЧИНЕНИЕ ЗАГАДОК»

Уроку предшествовала подготовительная работа. Дети играли в сравнения («На что похоже?»), учились подбирать точные слова для словесного рисунка, рифмы, отгадывали загадки, наблюдали за тем, как они устроены.
На выставке у доски – различные сборники загадок.

ХОД УРОКА

Учитель. Кто из вас любит отгадывать загадки?

Все первоклассники подняли руки.

– А хотите попробовать их сочинять?

Дети. Конечно!
– А как это делать? Это очень трудно?

У. Я помогу вам. Давайте обратимся к готовой загадке, чтобы еще раз уточнить, как она устроена.

На зеленой тонкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал,
И растаял этот шар.

– Что же это за шар?

Д. Одуванчик.

У. Назван ли в загадке одуванчик?

Д. Нет.

У. Название какого предмета его заменяет?

Д. Шар.

У. А почему такое сравнение?

Д. Одуванчик похож на шарик.

У. Какие важные признаки этого шарика указаны?

Д. «На зеленой тонкой ножке», «от ветерочка шар растаял», «растет у дорожки».

У. Есть ли здесь рифма?

Д. Ножке – дорожки.

На доске появляется перечень основных признаков:

1. Предмет не назван.
2. Назван другой, похожий на него.
3. Показаны важные признаки.
4. Есть рифма.

Ребята читают запись, чтобы проверить, все ли правильно сказано о загадке.
На доске – рисунок бочки.

У. Про что будем сочинять загадку?

Д. Про бочку.

У. Можно ли использовать слово бочка?

Д. Нет.

У. На что, на кого похожа бочка?

Д. На дом, на самовар, на толстую женщину в широком платье.

Из нескольких сравнений выбираем: Похожа на толстую женщину в широком платье.

У. Какое же слово нам подойдет, чтобы заменить предмет?
Выбор делается из слов, представленных на доске: бочка, кадка, малышка, толстуха, толстушка. Останавливаемся на слове толстушка, объясняя, почему все другие подходят меньше.

Записываем первую строчку: Стоит толстушка.

– Из чего сделана бочка?

Д. Из дерева.

У. Какой живот у этой толстушки?

Д. Деревянный живот.

Записываем вторую строчку загадки.

У. А для чего нужна бочка?

Д. Для хранения воды, капусты, огурцов.

Выбираем первое слово: Воду хранит.
Читаем получившиеся строки:

Стоит толстушка,
Деревянный живот,
Воду хранит.

У. Все ли удачно?

Д. Правильно, но нескладно, нет рифмы.

У. Подберите к слову живот рифмующееся слово, близкое по смыслу к слову хранит.

Д. Живот – бережет.

Слово хранит заменяется, и загадка обретает свой вид. Дети хором читают загадку, еще раз проверяют, получилась ли она, и списывают к себе в тетрадь, чтобы не забыть ее и загадать друзьям и близким. В другой раз создается загадка на основе готового художественного описания. Такой вид работы очень полезен для обогащения речи школьников.

У. Прочитайте текст и скажите: загадка ли это?

На доске:

Дятел в черном жилете,
На голове красная шапочка,
Носом, как топором, постукивает,
За дерево держится, на хвосте сидит.

Дается минута на размышление. Ребята совещаются в группах. Затем выясняются их мнения. Все группы единодушны: нет, не загадка. Учитель просит доказать решение и предлагает сделать из этого текста загадку про дятла.

У. Слово дятел нам в загадке нужно?

Д. Нет.

У. Уберем его.

Слово стирается.

– В черном жилете в красной шапочке – это важные отличительные признаки?

Д. Да.

Слова остаются.

У. «Нос как топор» – это важный признак?

Д. Да, так как только дятел может постукивать носом.

У. А слово постукивает обязательно использовать?

Д. Нет.

Слово стирается.

У. Только ли дятел может держаться за дерево?

Д. Нет.

У. Значит, этот признак необходимый?

Д. Нет.

Эти слова также убираются.

У. Когда дятел долбит, он хвостом упирается в дерево, на хвосте сидит. Это важный для нас признак?

Д. Да.

У. Словами нарисуйте дятла. Какай у него хвост?

Д. Черный.

У. Какая шапочка?

Д. Красная.

У. Какой нос?

Д. Как топор.

У. А хвост? Подберите рифму к слову топор.

Д. Упор.

На доске появляется запись:

Черный жилет, красная шапочка,
нос – как топор, хвост – как упор.

Учитель подводит детей к мысли о том, что слово шапочка нужно заменить другим, которое рифмуется со словом жилет. Ребята быстро называют: жилет – берет. Затем они еще раз проверяют, получилась ли у них загадка. Текст читается хором, после чего в записи отмечаются опасные места, все знаки препинания. Дети списывают загадку.

У. Дома вы можете попробовать сочинить загадки самостоятельно. Из них мы можем составить целую книжку-сборник, похожую на те, что вы видите на нашей выставке.

Ребята с удовольствием подхватили эту мысль, и очень скоро наш сборник был готов. Вот несколько загадок из него:

Не солнце, не луна,
Не греет, не дымит,
А светит и горит. (Лампа.)

Не человек, а говорит,
Сказки сказывает,
Утро и вечер вещает,
Новости освещает. (Телевизор.)

Чудовище стоит,
Тремя глазами шевелит.
Красный глаз открывает –
Нам движение прекращает.
Желтый глаз открыл –
Всех вокруг насторожил.
Зеленый глаз открыл –
Нам идти разрешил. (Светофор.)

Но речевая работа не должна ограничиваться лишь развитием художественного стиля речи детей: в практике общения нужна и деловая речь, в частности инструктивная.

Младшие школьники должны научиться объяснять, как можно выполнить какую-либо работу. Вот этому и будет посвящено наше следующее занятие.

Фото В. Алексеева

Тема урока 2: «ИЗОБРЕТЕНИЕ КУЛИНАРНОГО РЕЦЕПТА»

Уроку предшествовала подготовительная работа. Дети корректировали предложения с повторами типа: надо взять, надо положить, надо, надо, надо... Они их заменяли конструкциями с другими глагольными формами (берут, кладут), подбирали синонимы к слову надо, составляли ряды слов со значением последовательности действий: сначала, потом, затем, после этого, в конце.

Ученики наблюдали за глаголами: взять, положить, налить. Было отмечено, что данные слова скорее приказывают, чем советуют, как нужно сделать. Попробовали сделать более мягкую форму. Для этого использовали глаголы 1-го лица будущего времени: возьмем, нальем, положим – или глаголы 3-го лица: берут, ставят, кладут, делают это так...

Урок начался, как обычно, с выставки книг. Ребята познакомились с различными поварскими сборниками, рассмотрели их, отметили особенности построения, зачитали несколько рецептов. Они выяснили, что речь в этих книгах четкая, деловая. Ее задача – сообщить точные сведения о том, как что-то приготовить, какие для этого взять продукты, какие действия и в какой последовательности выполнять.

Эта работа была подготовкой к проведению коллективной творческой деятельности.

ХОД УРОКА

Учитель. Давайте попробуем написать кулинарный рецепт блюда.

Дети. Давайте!
– А получится ли? Дело уж больно серьезное!

У. Я помогу вам. Сначала прочитайте рецепт приготовления блюда под названием «Снежинки».

В миску положите 0,5 кг творога, разбейте 2 яйца, добавьте манную крупу и сахар. Перемешайте. Налейте половину кастрюли воды, слегка посолите и поставьте на плиту. Из заготовленной массы сделайте шарики, обваляйте в манной крупе, опустите в кипящую воду. Варите до всплывания.

– Рецепт – это инструкция, характеристика способа действия, а значит, здесь используются глаголы, строятся предложения с перечислением действий, в которых ставятся запятые. Понаблюдаем за использованием глагольных форм.
На какие вопросы отвечают названия действий в этом тексте?

Д. Что сделайте?

У. Измените эти слова так, чтобы они отвечали на вопрос что делаем? Попробуйте прочитать текст с этими глаголами. Можно так написать в рецепте?

Д. Можно.

У. А так, чтобы глаголы отвечали на вопросы что делаем? что делают? Попробуйте прочитать текст с такими глаголами. Охарактеризуйте их время, лицо, число.

Так ученики осваивали глагольные формы, используемые в текстах инструктивного характера. Проведенная на готовом тексте работа была своего рода разминкой. Затем ребятам представилась возможность «сварить» макароны.
Учитель достает пачку макарон.

– Кто когда-нибудь ел вареные макароны?

Все дети поднимают руки.

– Сейчас мы с вами попробуем составить рецепт приготовления отварных макарон.

На доске записаны слова:

посолите налейте опустите поломайте слейте

– Опираясь на набор слов, мы уточним, какие действия необходимо выполнять и в каком порядке.

В последовательность действий дети внесли нужные изменения, после чего на доске была открыта канва рецепта:

В кастрюлю... . Варите 20 минут.
Положите в раковину дуршлаг и...

– Наш рецепт начинается со слов: В кастрюлю... Продолжите его.

Д. В кастрюлю налейте воды.

У. Чтобы был вкус, что надо добавить в воду?

Д. Ее надо посолить.

У. Хорошо, добавим слово посолите. Сразу будем класть макароны?

Д. Нет.

У. Когда их надо класть?

Д. Когда вода закипит.

У. Это важно для рецепта?

Д. Да.

У. Добавим и эту фразу. Какое слово осталось на доске?

Д. Поломайте.

У. К чему это относится?

Д. Если макароны длинные, то их надо поломать.

У. Молодцы! У нас получился рецепт.

В кастрюлю налейте воды, посолите. Поломайте макароны. Когда вода закипит, опустите туда макароны. Варите 20 минут. Положите в раковину дуршлаг и... .

– Как вы думаете для чего нужен дуршлаг?

Д. Чтобы сливать, откидывать, чтобы вода стекла.

У. Выбираем первое: слейте в него макароны.

Читаем еще раз получившиеся строки. Обсуждаем, все ли удачно. Приходим к единодушному решению, что рецепт получился. В записи на доске отмечаем опасные места, читаем весь текст еще раз так, как написано, со всеми знаками препинания. Рецепт списываем в тетрадь.

На следующий день учитель предлагает другой текст.

У. Определите, рецепт ли это:

Какая замечательная еда – яичница! Чем она привлекает нас? Быстротой приготовления, вкусом, качеством и малым набором продуктов. Нужны: сковородка, яйца, соль, а также все, что может оказаться под рукой: молоко, сало, колбаса, сыр и т.д.

После прочтения ребята совещаются. Затем дружно говорят, что этот текст не является рецептом. Доказывая, они подчеркивают, что это не деловой стиль речи, несмотря на то что есть перечисление продуктов. В тексте нет сообщения о способе действия. Учитель предлагает сделать из этого текста рецепт. После обсуждения три первых предложения стираем.

Д. Нужно взять сковороду.

Записываем на доске.

У. Что кладется в сковороду, чтобы яичница не подгорела?

Д. Масло, маргарин, жир.

Выбираем первое слово: Положите масло.

У. Для чего мы кладем масло?

Д. Чтобы яичница не подгорела.

– А наша сковорода еще холодная. Что необходимо сделать?

Д. Разогреть ее.

У. Хорошо. Сковородка разогрета, масло кипит, что делаем дальше?

Д. Разбить в сковородку яйца, посолить.

Записываем и это предложение. Получается текст:

Нужно взять сковородку, положить масло и нагреть. Разбить и вылить в сковородку яйца, посолить и немного поджарить.

Ребята еще раз перечитывают текст и приходят к выводу, что это рецепт приготовления яичницы. Но группа сильных ребят продолжает что-то обсуждать.

Д. Рецепт составлен не совсем верно. Ведь рецепт – это сообщение о способе действия, а не приказ. У нас же все глаголы в приказном тоне.

У. Что надо сделать?

Д. Заменить глаголы формой 3-го лица настоящего времени (берем, берут) или повелительного наклонения.

Ученики выбрали повелительное наклонение, считая, что эти глаголы больше соответствуют своему назначению: повествовать, как действовать.

Вот текст, который у нас получился:

Чтобы приготовить яичницу, возьмите сковородку, положите масло и нагрейте. Разбейте и вылейте на сковородку яйца, посолите и немного поджарьте.

Рецепт готов. Затем дети списывают по уже знакомой системе. После этой работы был устроен конкурс на лучший кулинарный рецепт, где каждый пытался создать свой. Из этих рецептов можно создать поваренную книгу.