Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №12/2008

Я ИДУ НА УРОК

Такие разные животные

Окружающий мир. 1 класс

В брошюре «Знакомимся с природой» Н. ВДОВИНОЙ (№ 6/2007) был представлен рассказ об организации работы в разноуровневых группах на уроках ознакомления с окружающим миром. Уроки понравились многим читателям, и мы публикуем еще два конспекта, чтобы у педагогов был законченный цикл занятий по заселению островка животных.

Статья опубликована при поддержке компании "Удачный полет", оказывающей услуги по перевозке животных всеми видами транспорта по территории России, СНГ и миру. Стоит иметь в виду, что животные небольших и средних размеров могут быть отправлены в точку назначения самолетом, поездом или автомобилем, а вот что касается крупных животных, то здесь у Вас на выбор только два варианта — самолетом или автотранспортом. Кроме того, стоит также учитывать дальность расстояния, которое предстоит преодолеть Вашему питомцу. Если путешествие предстоит дальнее, более чем на 2000 км, то даже если подопечный по своим габаритам может быть доставлен поездом или автомобилем, все же , наверное, не стоит подвергать его такому стрессу — поездка может оказаться слишком долгой для него. В таком случае авиаперелет - это наиболее безопасный и комфортный для животного способ перевозки. На интерне-странице по адресу http://www.luckyfly.ru/dostavka-zhivotnix.html представлена подробная информация об услугах, оказываемых компанией, их стоимости, а также даются ответы на наиболее часто возникающие вопросы клиентов.

Тема: «КТО ТАКИЕ ПТИЦЫ?»

Цели. Познакомить детей с птицами, показать их разнообразие и красоту; учить выделять существенные признаки природных объектов; продолжить обучение практическому исследованию объектов природы.

Учебные материалы. Учебник А.А. Плешакова «Мир вокруг нас. 1 класс»; атлас-определитель А.А. Плешакова «От земли до неба»; карточки для работы в группе; рисунки птиц и самолета; плакат с изображением Зеленого острова; чучела птиц, перья птиц (большие и маленькие); оборудование для опытов; застежка-молния; технологическая карта «Рисуем птицу»; видеоаппаратура, видеофрагмент фильма Ж.-И. Кусто «Разнообразие птиц Австралии», запись голосов птиц на аудиокассете, магнитофон; план «Расскажите о птице»; шапочка «Гусь»; папка по технологии; технологические карты.

Литература на выставку

  1. Бианки В. Сова. – М.: Малыш, 1982.

  2. Бианки В. Лесные домишки. – Ярославль: Верхне-Волжское, 1988.

  3. Онегов А.С. Птичья столовая. – М.: Малыш, 1985.

  4. Плешаков А.А. Зеленые страницы. – М.: Просвещение, 1994.

  5. Снегирев Г.Я. Про птиц. – Л.: Художник РСФСР, 1991.

  6. Чарушин Е.И. Моя первая зоология. – Л.: Лениздат, 1988.

  7. Черкасова М.В. Они должны жить. – М.: Агропромиздат, 1988.

  8. Что такое? Кто такой? : Энциклопедия. – М.: Педагогика-Пресс, 1994.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Вводная беседа

Учитель. Мы вновь отправляемся в путешествие на наш природный островок. Мне очень приятно путешествовать вместе с вами, я рада видеть ваши улыбки, а ваши глаза говорят мне о том, что вы не просто путешественники – вы исследователи. Добираться на остров мы будем на самолете.

Мы в безбрежном океане
Туч касаемся крылом.
Развернемся над лугами,
Отливаем серебром.

Рисунок самолета вывешивается на доску. Дети стоя выполняют движения.

III. Повторение пройденного материала

У. Вот мы и прибыли. Какое у вас настроение?

Дети. Хорошее.

У. А почему? Кто нас окружает?

Д. Насекомые.

– В речке – рыбы.

У. По какому признаку вы определяете, что данное животное – насекомое?

Д. У них шесть ног.

У. Как назвать одним словом рыб, живущих в реке?

Д. Речные.

У. А живущих в море?

Д. Морские.

У. Сейчас вам надо будет показать знание этих рыб.

Дети получают карточки с заданиями.

Карточка

1. Закрасьте квадратик:

  • речные рыбы – зеленым цветом,

  • морские рыбы – синим цветом.

сельдь
щука
сом
камбала




ерш
акула
карась




2. Добавьте несколько названий речных рыб.

Работа проверяется.

– Вы все молодцы!

IV. Сообщение темы урока

У. А хотите узнать, с кем еще дружит Муравьишка на этом островке?

Д. Да.

У. Тогда надо разгадать кроссворд.

1. На болоте обитает
И лягушек поедает. (Цапля.)

2. Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами. (Петух.)

3. Днем сидит он, как слепой,
А лишь вечер – за разбой. (Филин.)

4. На шесте – дворец,
Во дворце – певец. (Скворец.)

5. Непоседа пестрая –
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока.)

Дети называют отгадки, ищут иллюстрацию данной птицы и прикрепляют к проекту. Учитель добавляет рисунки петуха, белки-летяги, летучей мыши.

– Заполняем клеточки кроссворда.

Прочитайте слово в выделенных клетках. Вы уже догадались, о ком мы будем вести разговор?

Д. О птицах.

V. Знакомство с новым материалом

У. Наука, изучающая жизнь птиц, называется орнитология. А кем будем мы – ученые, изучающие птиц?

Д. Орнитологами.

На доске:

орнитология, орнитолог

У. Чтобы вести разговор о птицах, мы должны выяснить, кого мы называем птицей.

Д. Птица – животное, которое умеет летать.

У. Посмотрите на нашу зеленую полянку. На окраине деревни прокукарекал петух, созывая кур. Большая бабочка пролетела над цветущей поляной. С резким свистом промчалась над лесной тропинкой летучая мышь. А в глубине леса с ветки на ветку прыгает-перелетает удивительное животное – белка-летяга.
Какие разные животные! Но все они умеют летать. Значит, все они – птицы?

Д. Петух – это птица.
– Бабочка – насекомое.
– Кто такая летучая мышь, мы не знаем.
– Кто такая белка-летяга, мы тоже не знаем.

У. Чтобы точно определить, какое животное – птица, мы должны знать общий признак птиц, который отличает их от других животных. Подходит ли признак – умение летать?

Д. Умение летать не подходит. Мы знаем, что не только птицы летают, но и, например, насекомые. А птица петух летает очень плохо.

У. Обратите внимание на чучела птиц в ваших группах. Что у них есть такое, чего нет у других животных?

Д. Перья.

У. Можно ли отнести летучую мышь и белку-летягу к птицам?

Д. Нет, их тело покрыто шерстью.

У. Кто же такие птицы?

Д. Животные, тело которых покрыто перьями.

У. Правильно ли мы думаем? Согласится ли с нами Мудрая Черепаха? Прочитайте ее вывод на с. 24 учебника.

Дети читают текст.

– Назовите птиц, помогающих работать вашим группам.

Д. Сорока, грач, ворон, воробей, снегирь.

У. Рассмотрите тело птицы. Подготовьтесь назвать части тела.

Д. Голова, клюв, шея, крылья, туловище, лапы, хвост.

У. Почему сорока, грач, ворон, воробей, снегирь – птицы?

Д. Их тела покрыты перьями.

Дети в разноуровневых группах узнают чучела птиц. «Синий» представитель называет свою птицу, «красный» – называет части тела и показывает их на чучеле.

VI. Творческая работа «Рисуй вместе с нами»

У. Давайте нарисуем птичку в наших «тетрадях-копилках».

Алгоритм рисования есть в каждой группе.

Работа по технологической карте «Рисуй вместе с нами».

– По какому признаку мы отличаем птиц от других животных?

Д. У всех птиц есть перья.

У. Нарисуйте перышко рядом с птичкой.
Неслучайно птиц часто называют пернатыми.

VII. Практическая работа «Строение перьев, их значение»

Учитель раздает задания в разноуровневые группы. Каждая группа получает перья и оборудование для опытов.

Группа 1. Рассмотрите предложенные перья.

У. Чем различаются перья?

Д. Размером, формой, цветом.

У. Каждое перо имеет стержень. Догадайтесь, где стержень пера? Покажите. А еще у пера есть бородки. Найдите их.

Группа 2. Рассмотрите перо под лупой.

У. Как скрепляются бородки?

Выслушиваются предположения детей.

– Бородки скрепляются наподобие застежки-молнии (показ застежки).

Группа 3. Подуйте на перо, положив его на ладонь.

У. Что вы заметили?

Д. Перо легкое, летит.

У. Почему?

Д. Мы не знаем.

У. Отрежьте кончик пера ножницами. Рассмотрите, какое перо внутри.

Д. Внутри оно пустое, полое.

У. Вот почему перо легкое.

Группа 4. Капните на перо из пипетки.

– Что заметили?

Д. Капелька скатилась, перо не намокло.

У. Какую роль перьев мы выяснили?

Д. Перо защищает птицу от воды.

Группа 5. Сравните два пера – большое и маленькое – от одной птицы.
Подумайте, зачем ей разные перья?

Д. Одно перо – мягкое, пушистое; другое – упругое, жесткое.

У. Большие упругие перья находятся в крыльях, они нужны для полета. Самые мягкие, пушистые перья согревают птицу. Перья гораздо теплее меха. Мы видим, как в холодные дни птицы взъерошивают перья, чтобы сохранить тепло. Свое оперение птицы чистят, укладывают и смазывают. Для смазывания они пользуются жидкостью из железы над хвостом, и перья не намокают.

При проверке ответы на вопросы дают представители от групп, остальные лишь дополняют их ответы.

– Есть и такие перья, которые служат специально для украшения.

Учитель показывает перо павлина.

– Чье это перо?

Распустила хвост жар-птица,
Он горит и золотится.
Из заморских к нам долин
Этот хвост принес...

Д. Павлин.

У. Часто можно встретить очень красивых птиц. У большинства из них ярко окрашены только самцы. Они используют свою окраску, чтобы привлекать самок. Самки тех же птиц имеют чаще всего однотонную окраску, которая помогает им прятаться от врагов, когда они высиживают яйца. Посмотрите видеофрагмент о птицах с ярким оперением, которых наблюдал Ж.-И. Кусто.

Дети смотрят видеофильм.

VIII. Физкультминутка

У. Муравей Вопросик говорит, что очень хотел бы почувствовать себя птицей и немного полетать.

Давайте мы с вами руками помашем
И что-нибудь птичье давайте мы скажем...
А вдруг это будет? А вдруг мы взлетим?
Давайте попробуем – что мы сидим?!

(Э. Мошковская)

IХ. Знакомство с новым материалом (продолжение)

У. Откройте учебник на с. 25. Сейчас прозвучит запись голоса одной из птиц, изображенных на этой странице. Отгадайте, какой птице принадлежит голос.

Учитель включает аудиозапись.

– А кому – этот? Слушаем следующее пение.

Если дети затрудняются узнать птицу по голосу, учитель загадывает загадки:

Черный жилет,
Красный берет,
Нос – как топор,
Хвост – как упор. (Дятел.)

Спереди – шильце,
Сзади – вильце,
Сверху – черное суконце,
Снизу – белое полотенце. (Ласточка.)

Пестрая крякушка
Ловит лягушек,
Ходит вразвалочку,
Спотыкалочку. (Утка.)

Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфиком. (Синица.)

Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает. (Воробей.)

Днем я сплю,
А ночью – летаю.
Хорошо я поступаю? (Сова.)

– А сейчас попробуйте рассказать об этих птицах по плану.

Идет работа в разноуровневых группах по плану, который выдается в каждую группу.

ПЛАН

1. Как называется птица? («Синий»)
2. Где обитает птица? («Синий»)
3. Чем она питается? («Зеленый»)
4. Чем она примечательна? («Желтый»)
5. Чем она полезна человеку? («Красный»)

Отвечают все члены группы в соответствии с цветовым обозначением. На этом этапе учитель или подготовленные учащиеся могут сделать краткое сообщение о птицах или прочитать стихи. Группы описывают дятла, синицу, воробья, сову, утку.

– А какая птица так о себе говорит?

И петь не пою,
И летать не летаю...
За что же тогда
Меня птицей считают?

Д. Страус.

У. Найдите страуса на с. 25 учебника. Попробуйте ответить на вопрос страуса.

Д. Тело страуса покрыто перьями. Страус не умеет летать.

У. Зачем же ему крылья?

Д. Крылья служат ему для украшения.

У. Прочитайте название животных справа от страуса.

Д. Пингвины.

У. Можно ли назвать пингвина птицей? Почему? Послушайте сообщение о пингвине.

Рассказывает подготовленный ученик:

Ученик. Пингвины – морские птицы. Они хорошо ныряют и плавают, добывая себе пищу – рыбу, крабов, рачков. Пингвины не умеют летать, потому что вместо крыльев у них ласты, которые помогают им плавать. Их тело покрыто густым непромокаемым оперением. Чтобы выжить, этим птицам не нужно подниматься в воздух. Поэтому они не летают, а их крылья выполняют другие функции.

Х. Физкультминутка

Утром встал гусак на лапки,
Приготовился к зарядке,
Повернулся влево, вправо,
Приседанье сделал справно,
Клювиком почистил пух
И за парту снова – плюх!

Физкультминутку проводят подготовленные ученики: «автор» читает текст, «гусак» выполняет упражнения.

ХI. Игра-соревнование «Кто больше?»

У. Гусак хочет узнать, чья группа знает больше птиц. Каждая группа по очереди называет птицу. За каждую названную птицу группа получает перо. Выигрывает та группа, которая получит больше перьев.

XII. Практическая работа в группах «Заселение островка»

У. А теперь настала пора заселить птичек на наш островок.

Группы получают карточки с заданиями.

Карточка

1. Соберите пазлы, приклейте части на основу (альбомный лист) и вырежьте птичку.

2. Найдите название птички в атласе-определителе. Прочитайте выделенные строчки.

Дополнительное задание:

Ответьте на вопросы:

1. Какое значение имеют птицы в жизни человека?
2. Как человек может заботиться о птицах?

Группам выдаются пазлы: воробьиный сычик, дятел, клест, зимородок, иволга.

– Заселяем природный островок.

ХIII. Итог урока

У. Какое значение имеют птицы в жизни человека? Как человек заботится о птицах?

Дети отвечают.

– О каких представителях животного мира шел разговор на сегодняшнем уроке?

Д. О птицах.

У. Как отличить птиц от других животных?

Д. Их тело покрыто перьями.

У. Что вам особенно понравилось на уроке? Чем бы вы хотели позаниматься еще?

Дети отвечают.

ХIV. Домашнее задание

У. Собирайте птиц в «тетрадь-копилку», продолжайте сбор материала о других животных. Для расширения знаний вы можете использовать книги, представленные на выставке.

Тема. «КТО ТАКИЕ ЗВЕРИ?»

Цели. Учить определять принадлежность животного к группе зверей; познакомить с разнообразием зверей, их внешним строением; раскрыть связь между строением животного и его образом жизни.

Учебные материалы. Учебник А.А. Плешакова «Мир вокруг нас. 1 класс»; иллюстрации ласточки, щуки, стрекозы, рыбы-прилипалы, зайца, медведя, лисы, собаки, кошки; чучело зайца; подносы; лупы; плакат с изображением Зеленого острова; аппликации зайца, собаки, кота, ежа, материалы для аппликаций.

Литература на выставку

  1. Багинская А.И. Дикие кошки. – М.: Детская книга, 2003.

  2. Багинская А.И. Морские животные. – М.: Детская книга, 2003.

  3. Байрамов Н. Узоры на песке. – М.: Малыш, 1990.

  4. Бакулина Э.Ф. Про кошек и собак. – М.: Малыш, 1985.

  5. Бианки В.В. Хвосты. – Л.: Художник РСФСР, 1985.

  6. Келейников А.В. Азбука зверей и птиц. – М.: Малыш, 1987.

  7. Крюкова Г.П. Что за служба у собак? – М.: Малыш, 1983.

  8. Обитатели Земли: Серия книг о животном мире Азии, Америки, Австралии, Африки, Европы. – М.: Росмэн, 1998.

  9. Панченко П.Г. Кто это? – М.: Малыш, 1989.

  10. Что такое? Кто такой? : Энциклопедия. – М.: Педагогика-Пресс, 1984.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Вводная беседа

Учитель. Хотите ли вы снова оказаться на природном островке нашего класса?

Дети. Да, очень.

У. А почему?

Д. На этом островке живут друзья Муравьишки Вопросика и наши друзья тоже.
– Прибывая на этот островок, мы узнаем что-то новое.
– Мы заселяем островок новыми животными и узнаем о них много интересного.

У. Ну что ж, отправляемся. И снова мы летим на самолете. Подготовьтесь к полету! Пристегните ремни! Полетели!

Снова сели в самолет
И отправились в полет.

Дети сидя имитируют пристегивание ремней, делают летательные движения руками.

III. Повторение пройденного материала

У. Вот мы и на островке. Некоторые животные спрятались и хотят, чтобы вы их нашли. Для этого надо собрать слова из предложенных букв и рассказать о животных по плану.

На доске:

ПЛАН

1. Назовите животное.
2. К какой группе оно относится? Почему?
3. Где живет?
4. Чем питается?
5. Назовите еще 3–4 животных этой группы.

Идет работа в разноуровневых группах. Дети составляют слова, называют животное, рассказывают о нем по плану. У группы 4 возможны затруднения: они должны вспомнить, что прилипала – это морская рыба.
Группа 5 затрудняется определить группу животных, к которой относится заяц, хотя на остальные вопросы может ответить верно.
Создается проблемная ситуация.

  • Группа 1 – ласточка.

  • Группа 2 – щука.

  • Группа 3 – стрекоза.

  • Группа 4 – прилипала.

  • Группа 5 – заяц.

Предполагаемый ответ группы 5:

Ученик 1. Заяц – это животное, живет в лесу, питается корой деревьев и кустарников, травой. К животным относятся волк, кошка, рысь, слон.

У. Точно ли определили ребята группу, к которой относится заяц, сказав, что заяц – животное?

Д. Нет.

У. Почему?

Д. Стрекоза – это насекомое, щука – это рыба, ласточка – это птица, а все вместе они – животные; зайца нельзя отнести ни к одной из этих групп, но он тоже животное.

IV. Сообщение темы урока

У. Какой же вопрос перед нами встал?

Д. Познакомиться с группой, к которой относится заяц, узнать, по каким признакам мы сможем определить эту группу.

У. Сегодня на уроке вы познакомитесь еще с одной группой животных и их основными признаками.

V. Знакомство с новым материалом

У. Может быть, кто-то из вас знает группу, к которой относится заяц?

Д. Звери.

Если дети не отвечают на вопрос, ответ дает учитель.

У. А вот кто же такие звери, нам предстоит выяснить. Давайте познакомимся с некоторыми животными, которые относятся к группе зверей. Прочитайте загадки, назовите отгадки. Ответ обоснуйте.

Идет работа в разноуровневых группах. Дети читают текст загадки на конверте. Назвав отгадку, они находят иллюстрацию животного в конверте.

Группа 1.

Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает. (Медведь.)

Группа 2.

За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло, пробежало –
Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса.)

Группа 3.

Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается.
На цепи сидит,
Дом сторожит. (Собака.)

Группа 4.

Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается. (Кошка.)

Группа 5.

Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет?
Сушит на зиму грибы? (Белка.)

У. Рассмотрите изображения этих животных на рисунках. Какие части тела вы можете у них назвать?

Д. Голова, шея, туловище, лапы, хвост.

У. Правильно. Сейчас мы покажем все эти части тела на чучеле зайца.

К доске выходят два ученика. Один называет части тела зверей, второй показывает их на чучеле.

– Откройте учебник на с. 26. Рассмотрите рисунок с изображением коровы и назовите части ее тела.
Вы, наверно, обратили внимание на то, что тела зверей имеют разную форму и размер, но части тела у всех одинаковые.
Еще раз внимательно рассмотрите изображения животных в учебнике и чучело зайца. Что еще является общим признаком для всех?

Д. Их тело покрыто шерстью.

У. Вспомните, чем покрыто тело птиц, рыб?

Д. Перьями, чешуйками.

У. А чем покрыто тело зверей?

Д. Шерстью.

У. Это признак, который является общим для всех зверей. Посмотрите на Черепаху внизу страницы. Костюм какой группы животных она надела?

Д. Она надела костюм зверей.

У. Зачем?

Д. Она хочет показать, что тело зверей покрыто шерстью.

У. Прочитайте, какой вывод делает Черепаха.

VI. Практическая работа

У. В конверте № 2 на ваших столах – пучки шерсти. Достаньте их и выложите на поднос.

Шерсть вычесана с разных зверей. Дети рассматривают ее при помощи лупы.

– Рассмотрите пучок шерсти. Потрогайте, какая она на ощупь.

Д. Мягкая, жесткая, пушистая.

У. Какого она цвета? Из чего состоит пучок?

Д. Из волосков.

У. Много ли волосков в пучке?

Д. Очень много.

У. Такими волосками и покрыто тело зверя. Кто может сделать вывод, кто же такие звери?

Д. Звери – это животные, тело которых покрыто шерстью.

У. Вернитесь на с. 26 учебника. Кто на ней – не звери и почему?

Д. Птица, жук, крокодил – не звери, так как их тело не покрыто шерстью.

У. Еще раз назовите отличительный признак зверей.

Д. Тело зверей покрыто шерстью.

У. Откройте ваши тетради «Коллекция животных» и запишите в них: «Звери». Какой признак отличает зверей от других животных?

Д. Их тело покрыто шерстью.

У. Изобразим шерсть в тетрадях.

VII. Знакомство с новым материалом

У. Существует примерно 4500 видов зверей (млекопитающих). Звери – это единственные живые существа, у которых есть шерсть. В холодные зимние месяцы некоторые из них покрываются густым теплым мехом. Звери – теплокровные, то есть их тело сохраняет одинаковую температуру в любую погоду – и в жару, и в холод.
Звери не похожи друг на друга. И не только потому, что одни большие, а другие маленькие. У одних, например, длинные уши, у других – коротенькие, у одних есть рога, а у других нет, у некоторых зверей длинные и пушистые хвосты, а у некоторых хвостики еле-еле видны.

Сообщения делают подготовленные ученики. На доске появляются записи: «травоядные», «хищники», «грызуны», «млекопитающие».

Ученик 2. Одни животные едят листья и траву. Они так и называются – травоядные. У всех травоядных на ногах копыта. А вот рысь и волк – хищники. Они не щиплют траву и не грызут кору, а охотятся на других животных.

Ученик 3. Зайцы очень любят обгрызать кору деревьев и кустарников. Белки и мыши тоже грызут все, что им по зубам, – грибы, шишки, корешки. Поэтому все они называются грызуны.

Ученик 4. Дикая свинья научит своих поросят рыться в земле, а рысь научить своих рысят охотиться. Но это будет потом, когда малыши подрастут. А пока зверята маленькие, мамы кормят их молоком. Вот почему всех их – и травоядных, и хищников, и грызунов – называют млекопитающими.

У. Из сообщений одноклассников мы узнали, что звери по способу питания делятся на три группы: травоядные, хищники и грызуны.
Давайте заглянем к ним на обед.
Но что это? Очевидно, кто-то нарочно перепутал тарелки с едой.
Помогите зверушкам найти то, что каждый из них обычно ест.

Разноуровневые группы получают рисунок «Необыкновенный обед».
Дети соединяют стрелками зверей и пищу, которую они едят.

– А почему всех их мы можем назвать млекопитающими?

Д. Маленьких зверей мамы кормят молоком.

У. И снова мы возвращаемся к учебнику. Подумайте, на какие две группы можно разделить зверей на с. 26.

Д. Дикие и домашние.

У. Чем домашние звери отличаются от диких?

Д. Люди кормят их, строят им жилище, заботятся об их потомстве.

У. Сейчас я буду называть взрослого зверя, а вы – детенышей этого зверя.

У. Свинья.
У. Корова.
У. Лошадь.
У. Овца.
У. Кошка.
У. Собака.

Д. Поросенок.
Д. Теленок.
Д. Жеребенок.
Д. Ягненок.
Д. Котенок.
Д. Щенок.

У. Молодцы! Мы познакомились с домашними зверями, а теперь идем в лес, чтобы познакомиться с дикими, но сначала отдохнем.

VIII. Физкультминутка

Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
И их лучики согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали –
Великанами мы стали.
Бабочки летали,
Крыльями махали.
Дружно хлопаем,
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли!

Дети выполняют движения за педагогом.

IХ. Знакомство с новым материалом (продолжение)

У. Рассмотрите рисунок на с. 27. Звери решили сыграть с нами в прятки. Попробуйте их найти.

Д. Здесь спрятались лось, медведь, заяц, белка.

Дети находят и называют зверей. Учитель вывешивает большой плакат с крупным изображением животного, желательно на фоне леса. Подготовленные ученики делают короткие сообщения. Если дети затрудняются в поиске зверей, то учитель может помочь им, загадав загадки.

Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось.)

Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь.)

Зимой белый,
Летом серый. (Заяц.)

Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубе – летом. (Белка.)

Ученик 5. Лось – очень крупное животное. Самца легко узнать по огромным ветвистым рогам, которые отсутствуют у самок. Лоси любят полакомиться молодыми ивами, сочными осинами и березами. Они щиплют траву, едят папоротники, грибы и другие растения. Лоси – отличные пловцы.

Ученик 6. Медведи – отличные охотники, но они часто питаются и лесными ягодами, корнями, фруктами, выкапывают жуков и личинок, ловят лягушек и рыбу. Осенью звери заботятся о надежной берлоге, в которой они спят до весны.

Ученик 7. Заяц два раза в год меняет свою шубку. Плохо бы пришлось ему зимой, если бы он остался серым, как летом или осенью. Но осенью заяц линяет, и вместо серой шерстки вырастает снежно-белая.

Ученик 8. Белки зимой и летом живут в лесах, где для них есть пища. Летом они запасают на зиму корм и прячут его во мху или в дупле. Летом белки носят легкую рыжую шубку, а зимой – серую, густую и теплую.

У. Мудрая Черепаха хочет познакомить нас с интересными животными, которые тоже являются зверями, но имеют необычное для этой группы строение тела. Рассмотрите этих животных в учебнике. Назовите их.

Д. Крот, летучая мышь, кит.

У. Обратите внимание на лапы крота. Что в них особенного?

Д. Передние лапы большие.

У. Как вы думаете, почему?

Д. Крот роет подземные ходы, для этого ему нужно иметь такие лапы.

У. Верно, лапы крота превратились в лопатки, которыми он очень быстро делает подземные ходы. Что необычного в строении летучей мыши?

Д. У нее вместо лап крылья.

У. Летучие мыши – единственные летающие животные в группе зверей. Они питаются насекомыми и живут в щелях домов, дуплах, пещерах. Днем они спят, прицепившись к ветке или скале вниз головой, а ночью охотятся.
Рассмотрите кита. Что необычного в строении его тела?

Д. У него вместо ног – плавники, а шерсти нет.

У. В давние времена у предков китов была шерсть, но постепенно она исчезла. И все же на голове у кита есть немного одиночных волосков. Это чувствительные волоски, которые помогают киту найти пищу.

X. Творческая работа

У. О многих зверях узнали мы на сегодняшнем уроке. Пришла очередь поселить некоторых из них на нашем природном островке.
Задание всем группам будет одинаковое – сделать аппликацию зверя, работая по плану.

Разноуровневые группы получают иллюстрацию готовой аппликации, набор готовых деталей, альбомный лист, клей, ножницы, план работы. План обязательно проговаривает учитель.

  • Группа 1 – заяц.

  • Группа 2 – собака.

  • Группа 3 – кошка.

  • Группа 4 – ежик.

План работы

1. Узнайте зверя.
2. Соберите аппликацию из предложенных деталей.
3. Приклейте детали на альбомный лист (подумайте, как лучше приклеивать).
4. Вырежьте фигуру.

Готовые изделия прикрепляются на Зеленый островок.

XI. Итог урока

У. Какую роль играют звери в жизни человека? Как человек должен заботиться о них? Что интересного вы открыли для себя на сегодняшнем уроке? Рассказы о каких зверях вам больше всего запомнились? Где вы можете узнать о зверях?

Дети отвечают.

– Благодарю вас за работу на уроке и хочу дать некоторые рекомендации:

1. Читайте книги о животных.
2. Продолжайте сбор информации о них в тетрадь «Коллекция животных».
3. Следите за информацией в «Уголке природы».
4. Для определения незнакомых животных пользуйтесь атласом-определителем «От земли до неба».
5. Узнавайте как можно больше нового о тех зверях, которые живут рядом с вами.