Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №13/2008

Я ИДУ НА УРОК

Нелли БУГРЕЕВА,
учитель начальных классов
школы № 46, г. Белгород

Род имен существительных

Русский язык. 3-й класс

Тема. «Род имен существительных» (2-й урок, закрепление).

Цели. Закреплять понятия «род имен существительных»; обобщать, закреплять ранее изученный материал.

Учебные материалы. Учебник «Русский язык. 3 класс» (авт. С.В. Иванов, А.О. Евдокимова); карта путешествия по стране «Имя существительное»; индивидуальные карточки для минуты чистописания с предложениями; кроссворд; рисунки героев-помощников, лебедя; перфокарты; таблица пословиц.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Учитель. Сегодня у нас необыкновенный урок. Мы отправляемся в путешествие по стране «Имя существительное». В этом путешествии мы будем закреплять умение определять род имен существительных и узнаем много интересного и познавательного. Чтобы не заблудиться, будем пользоваться картой. Помогать нам будут верные друзья-помощники: Проверяйка, Вспоминайка, Старайся, Думайка, Отдыхайка, Составляйка, Словознайка, Узнавайка.

III. Повторение пройденного материала

На доске – карта путешествия. Первая остановка – «Река».

У. Чтобы перейти через реку, нам нужно построить мост. Для этого надо разгадать кроссворд и определить род имен существительных. За каждый правильный ответ для строительства выдается одно бревно. Помогать нам будет Проверяйка.

По горизонтали:

1. Он летает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.

Дети. Существительное снег – мужского рода.

2. Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.

По ночам мороз силен,
Днем капели слышен звон.
День прибавится заметней.
Ну, так что за месяц это?

Д. Существительное февраль – мужского рода.

3. Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила.

Д. Существительное зима – женского рода.

4. Висит за окошком кулек ледяной.
Он полон капели и пахнет весной.

Д. Существительное сосулька – женского рода.

5. И не снег, и не лед,
А серебром деревья уберет.

Д. Существительное иней – мужского рода.

По вертикали:

1. Покружилась звездочка в воздухе немножко,
Села и растаяла на моей ладошке.

Д. Существительное снежинка – женского рода.

У. Какими правилами пользовались, определяя род имен существительных?

Д. Подставляли слова: м.р. – он, мой; ж.р. – она, моя; ср.р. – оно, мое.

На карте вторая остановка – «Лес».

У. Этот лес полон загадок и неожиданностей. Чтобы мы прошли его и не заблудились, Вспоминайка предлагает нам помощь.

Перед учащимися лежат полоски с цифрами и буквами:

1 2 3 4 5 6 а б в

– Если вы согласны с утверждением, то обводите номер, под которым оно идет. Если нет, то зачеркивайте данный номер.

1. Имя существительное – часть речи, обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

2. Существительные могут быть только мужского рода.

3. Имя прилагательное согласуется с именем существительным в роде и числе.

4. Имена существительные могут быть одушевленными и неодушевленными, собственными и нарицательными.

5. Какое из однокоренных слов является именем существительным?

а) Радостный; б) радость; в) радуется.

– Проверим, что у вас получилось.

На доске – полоска с правильными ответами.

IV. Чистописание

На карте третья остановка – «Полянка».

У. Наш помощник Старайся приготовил карточки с заданиями для чистописания.

Девизом для этого этапа урока будут слова В.О. Ключевского: «Чистописание проводится индивидуально с учетом каллиграфических ошибок».

Карточка 1

Зн чк ща вы ши
Зима запорошила все дорожки, пенечки.

Карточка 2

Тро енн зар инк
Стало все кругом бело,
Все тропинки замело,
И по утренней заре
Лес проснулся в серебре.

Карточка 3

Кл от тен Ст Ка оро
Отшумела злая вьюга,
Стала ночь короче дня.
Теплый ветер дует с юга,
Капли падают, звеня.

V. Физкультминутка

Физкультминутка проводится с помощью Отдыхайки.

VI. Коррекция знаний, умений, навыков

У. Продолжаем наше путешествие. От полянки идут три тропинки: мужского рода, женского рода, среднего рода и две тропки без названия. Интересно, куда они нас выведут? Помогает нам Думайка.

На доске – отрывки из произведений А.С. Пушкина «Воспоминания в Царском Селе», «Сказки о царе Салтане»:

И тихая луна, как лебедь величавый,
Плывет в сребристых облаках.

Глядь – поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.

– Почему поэт сравнил луну с лебедем?

Д. В пушкинские времена белоснежные лебеди плавали во всех водоемах парка.

У. Я предлагаю вам направить имена существительные по нужной тропинке.

Д. Луна – ж.р.; облако – ср.р.; вода – ж.р. В первом предложении лебедь – м.р., во втором предложении – ж.р.

У. Ребята! На одной из извилистых тропок нам сообщение!

Учитель зачитывает сообщение:

Во времена А.С. Пушкина существительное лебедь не имело устойчивого рода. В современном русском языке победила форма мужского рода, но употребление слова лебедь в женском роде не исчезло. Оно сохраняется в народно-поэтической речи и в поэзии.

На доске:

Старика старуха забранила:
«Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось!»

– В отрывке «Сказки о рыбаке и рыбке» есть существительное, которое можно отнести к лицам как мужского, так и женского рода.

Д. Это слово простофиля.

У. Какого человека называют простофилей?

Д. Несообразительного.

У. Некоторые имена существительные, обозначающие качества людей, относятся к мужскому роду, если обозначают лиц мужского пола, или к женскому роду, если обозначают лиц женского пола.

На доске:

такой задира Антон
такая задира Таня

– Существительное задира – общего рода.

Дети получают карточки с предложениями:

Марина – большая забияка.
Сережа – большой забияка.

 

«Какая ты зазнайка, Маша!» – удивилась мама.
Зазнайка Витя шел по улице.

 

Непоседа Илья вертелся около беседки.
Бабушка восхищалась непоседой внучкой.

У. Назовите в предложениях имена существительные общего рода и запишите их.

Д. Забияка, зазнайка, непоседа.

У. А на второй извилистой тропке нам послание Замоминайки:

Колибри, кенгуру, шоссе,
Фламинго, пони, шимпанзе,
Какао, кофе, домино,
Алоэ, радио, кино,
Такси, метро, купе, пальто,
Кашне, кафе, трюмо, манто,
И какаду, драже, пари,
И интервью, рагу, жюри,
И пианино, и фойе,
Пюре, бюро и ателье –
Ты все слова запоминай,
Но никогда их НЕ СКЛОНЯЙ.

– Прочитайте правило на с. 133. Как определяется род у неизменяемых имен существительных?

Д. Запоминаем или обращаемся к словарю.

У. А теперь выполним упражнение 3. Прочитайте задание.

Д. «Поставь слова в нужную форму и запиши сочетания слов. Определи род неизменяемых имен существительных».

Дети выполняют задание. Затем работу проверяют.

VII. Гимнастика для глаз

Гимнастика проводится Отдыхайкой.

1. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 2–3 раза.

2. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1–4, потом перенести взор вдаль на счет 1–6. Повторить 2–3 раза.

3. В среднем темпе проделать 3–4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1–6.

VIII. Закрепление пройденного материала

У. Я буду диктовать слова с разными орфограммами. Каждый ряд со своим помощником «собирает» слова с определенной орфограммой:

Проверяйка собирает слова с непроверяемой безударной гласной;

Вспоминайка – с разделительным мягким и твердым знаками;

Словознайка – слова с непроизносимой согласной;

Думайка – слова с проверяемой безударной гласной;

Узнавайка – слова с двойной согласной.

У доски работают пять учеников, затем задание проверяется.

На доске:

Проверяйка

Вспоминайка

Словознайка

Думайка

Узнавайка

сегодня

Илья

участвовал

в спортивном

кроссе

победу

с друзьями

радостную

разделил

долгожданную

вместе

по необъятным

неизвестного

шагал

с классом

работы

объяснения

устные

давал

письменные

     

выполнял

 

– Составляйка предлагает из слов каждой строки составить предложения. В третью строку добавьте слово просторам.

Д. Сегодня Илья участвовал в спортивном кроссе.
– Разделил с друзьями радостную долгожданную победу.
– Вместе с классом шагал по необъятным просторам неизвестного.
– Давал устные объяснения. Выполнял письменные работы.

У. Представьте себе, что Илья мог заболеть. Может ли концом текста быть такое предложение: Хорошо, когда рядом чувствуешь добрые сердца друзей?

Д. Может, но следует добавить несколько предложений, чтобы связать две части.

У. Ребята, выберите для себя задание по желанию и выполните его.

Задание 1 (красный треугольник)

Измените текст, выберите пословицу, которая может быть заголовком текста.

Пословицы

Друзей и водой не разольешь.
Без беды друга не узнаешь.
Дружбу на деньги не купишь.
Дружбой дорожи, забывать не спеши.
Хорошие друзья в беде не оставят.
Новых друзей наживай, а старых не теряй.

Примерный текст

Хорошие друзья в беде не оставят.
Сегодня Илья не участвовал в спортивном кроссе, не разделил с друзьями радостную долгожданную победу. Не шагал вместе с классом по необъятным просторам неизвестного, не давал устные объяснения, не выполнял письменные работы. Илья заболел.
Но друзья не оставили его в беде. Они навестили товарища, развеяли грустные мысли, подняли настроение.
Хорошо, когда рядом чувствуешь добрые сердца друзей.

Задание 2 (зеленый треугольник)

На полянке «соберите» цветы (слова, близкие по значению) в букеты.

На доске – рисунки цветов с написанными словами: Доброта, бой, душевность, работа, Родина, занятие, сражение, Отечество

Д. Доброта – душевность; работа – занятие; сражение – бой; Родина – Отечество.

У. А теперь «расставьте» слова-цветы из букетов по вазам.

Ж.р.

М.р.

Ср.р.

доброта
душевность
работа
Родина

бой

занятие
Отечество

Задание 3. «Найди свое слово»

Образуйте от данных имен прилагательных однокоренные имена существительные женского, мужского, среднего рода. Разберите по составу.

хвойный, лесной, полевой

Д. Хвоинка – ж.р., лесок – м.р., поле – ср.р.

Учитель прикрепляет на доску картину «Зима в лесу».

У. Внимательно рассмотрите картину и назовите имена существительные мужского, женского и среднего рода.

Д. Мужского рода: снег, лось, снегирь, тетерев, след. Женского рода: лиса, ель, береза, сорока. Среднего рода: небо, дерево, облако.

У. Подберите и запишите подходящие по смыслу имена прилагательные.

На доске:

Снег – ........
Небо – ........
Воздух – ........

Д. Снег – пушистый, искристый, хрустящий.
– Небо – синее, пасмурное, облачное.
– Воздух – свежий, морозный, бодрящий.

У. От чего зависит выбор формы имени прилагательного?

Д. Имя прилагательное согласуется с именем существительным в роде.

У. Составьте предложение по картине. Найдите главные и второстепенные члены предложения, выпишите словосочетания. Определите род имен существительных.

Д. По пушистому снегу крадется хитрая лиса.
– Хитрая лиса, крадется по снегу, по пушистому снегу. Лиса – женского рода, по снегу – мужского рода.

IX. Итог урока

У. Давайте подведем итог урока. Чему вы учились сегодня на уроке? Что узнали нового? Что воспитывали в себе? Какое задание показалось вам интересным? А какое вызвало затруднение?

Дети отвечают.