Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №14/2008

Я ИДУ НА УРОК

Елена РОДИОНОВА,
учитель МОУ «АСОШ № 49»,
г. Абаз, Хакасия

Моя малая родина – Хакасия

Обучение грамоте. 1 класс

Национально-региональный компонент обеспечивает особые потребности и интересы каждого субъекта РФ и индивидуальный характер развития учащихся. При этом включение регионального компонента в содержание образования обусловлено рядом объективных причин, среди которых можно выделить новый подход к процессу обучения, гуманизацию образования, ориентацию на личность обучаемого, формирование человека, гармонично включенного в местные традиции. Предлагаем вниманию учителей разработку урока обучения грамоте на материале НРК.

Тема. «Звуки [х], [х’], буква Х. Моя малая родина – Хакасия».

Цели. Познакомить учащихся со звуками [х], [х’] и буквой Х, с междометиями; учить распознавать новые звуки в словах; закреплять навык чтения слов, предложений с изученными буквами; способствовать развитию речи, памяти, внимания, мышления; расширить знания о Хакасии.

Оборудование. Картинки с изображениями хакасов, пастуха, выражающие эмоции; слого-звуковые схемы и наборное полотно, светофоры для обозначения твердости/мягкости согласных звуков; Звуковичок; магнитофон; аудиозапись «Мелодия для чатхана»; демонстрационная карточка с буквой Х; рисунки «На что похожа буква»; счетные палочки; слоги; карточки с междометиями; рисунки детей, фотографии на тему «Природа Хакасии»; карта Хакасии; карточки для дифференцированного задания; книга «Моя Хакасия» с текстами для хорошо читающих детей; выставка книг о родном крае; телевизор, DVD, диск с фильмом о Хакасии.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и целей урока

Учитель. Сегодня на уроке мы знакомимся с новым материалом. Предлагаю вам самим сформулировать тему урока. Для этого разгадаем кроссворд.

На доске:

1. Пищевой продукт, выпекаемый из муки. (Хлеб.)
2. Елочная игрушка-трубочка, которая хлопает, когда ее раскрывают. (Хлопушка.)
3. Командная игра на льду на коньках с шайбой. (Хоккей.)
4. Домашняя одежда, запахивающаяся или застегивающаяся сверху донизу. (Халат.)
5. Стекло высокого сорта с красивым блеском. (Хрусталь.)
6. Пресноводная рыба, которая водится в нашей реке. (Хариус.)
7. Наука о строении веществ и их превращениях. (Химия.)

– Выделите в словах первые звуки и сформулируйте первую часть темы сегодняшнего урока.

Дети. Звуки [х], [х’] и буква Х.

У. Глядя на центральное слово в нашем кроссворде, назовите вторую часть темы нашего урока.

Д. «Хакасия».

У. Чем для нас является Хакасия?

Д. Малой родиной.

У. Учитывая темы нашего урока, поставьте перед собой цели нашей работы.

На доске – опорные слова:

  • Познакомиться...

  • Учиться отличать новые...

  • Учиться читать...

  • Узнать новое о...

Д. Познакомиться с новыми звуками и буквой, учиться отличать новые звуки от других.
– Учиться читать слова с новой буквой.
– Узнать новое о Хакасии.

III. Выделение новых звуков

У. Кто является коренными жителями Республики Хакасия?

Д. Хакасы.

У. Сколько слогов в слове хакасы?

Д. Три.

У. Почему?

Д. Три гласных звука.

У. Какой слог ударный?

Д. Второй.

У. Составьте на парте слого-звуковую схему данного слова. Произнесите первый звук. Дайте ему характеристику.

Д. Согласный, глухой, твердый.

У. Как мы обозначим на схеме этот звук?

Д. Синим цветом.

У. Как называют работника, пасущего скот?

Д. Пастух.

У. Определите, в каком числе стоит слово пастух. Поставьте его во множественное число.

Д. Пастухи.

У. Сколько слогов в слове пастухи?

Д. Три.

У. Почему?

Д. Три гласных звука.

У. Какой слог ударный?

Д. Третий.

У. Составьте на парте слого-звуковую схему данного слова. Произнесите третий слог.

Д. Слог -хи.

У. Выделите из слога согласный звук. Дайте ему характеристику.

Д. Согласный, глухой, мягкий.

У. Итак, давайте сделаем вывод. Что мы узнали о новых звуках?

Дети отвечают.

– Значит, как мы раскрасим Звуковичка?

Д. Цилиндр (глухой), один башмачок синий, другой – зеленый.

IV. Выделение нового звука в словах

У. Я буду называть слова, а вы определяйте, есть в них новые звуки или нет. Если есть, с помощью светофоров показывайте, твердый звук или мягкий.

хорошо
стихи
охота
хек
запах

ехал
химия
смех
петух
хитрость

V. Физкультминутка

У. Давайте немного отдохнем. Я включу мелодию для чатхана. Кто знает, что такое чатхан?

Д. Хакасский национальный инструмент.

У. Расставьте ноги на ширину плеч, глаза закройте. Представьте себе, что вы – мощное дерево с высокой раскидистой кроной, протянувшей высоко к солнцу свои ветви-руки, на которых шелестят листья-пальцы.

Дети выполняют команды под музыку.

VI. Знакомство с новой буквой

У. С какими новыми звуками мы сегодня познакомились? Кто знает, какой буквой они обозначаются на письме? Кто покажет эту букву в алфавите? Кто покажет ее в ленте букв? Что можно сказать о новых звуках и букве, глядя на ленту букв?

Дети отвечают на вопросы и выполняют задания.

– Подумайте, в имени какого ребенка нашего класса есть буква х?

Д. Михаил.

У. Миша составит из букв на доске свое имя. Пока он это делает, мы подумаем, на что похожа буква Х.

Не рогаты мы, не злы.
Кoзлы мы, а не козлы.
Держим мы в руках бревно,
Чтоб не выпало оно.

X – забавная игрушка:
Деревянная вертушка,
Ветру вольному подружка.

– Давайте проверим работу Миши. Молодец! Составьте букву Х из счетных палочек.

Дети выполняют задание.

– Из чего еще можно составить букву Х?

Д. Из ниток, карандашей, проволоки.

У. Составьте букву из карандашей.

Дети выполняют задание.

VII. Чтение слогов

На доске:

ха, хо, ху, хи, ах, ох, ух, их

У. На какие группы можно разделить эти слоги?

Д. Первая группа – слоги, которые начинаются с гласных.

– Вторая группа – с согласных.

У. Какие слоги могут являться словами?

Д. Ха! Ах! Ох! Ух! Их.

VIII. Знакомство с междометиями

У. Слова «Ах!», «Ох!», «Ух!» – особенные. Называются они междометия. Междометия ничего не обозначают, только выражают наши эмоции.

– Мне, – сказало Междометье, –
Интересно жить на свете:
Выражаю поощренье,
Похвалу, упрек, запрет,
Благодарность, восхищенье,
Возмущение, привет...
Те, кого охватит страх,
Произносят слово ах!
У кого тяжелый вздох,
Произносят слово ох!
У кого захватит дух,
Произносят слово ух!
Интересно жить на свете,
Если знаешь междометья!

– Сейчас я буду показывать вам картинки, выражающие человеческие эмоции, а вы постарайтесь подобрать к ним междометия.

Дети выполняют задание.

IХ. Беседа о Хакасии

У. Что вы знаете о нашей республике? (Дети отвечают.) По площади территория Хакасии небольшая. Зато природа у нас самая разнообразная: есть и горы, и степи, и реки, и озера. Давайте послушаем ребят, которые немного расскажут о Хакасии.

Ученик 1. Хакасия – это необъятные степи с хлебными нивами, бесчисленными стадами, с городами и селами. Бурные реки текут и поют вольные песни. Простираются дремучие леса. Небо у нас голубое. Трава изумрудная. И воздух чистый, тоже голубой. Да, чудесная земля у нас! Не полюбить ее просто невозможно! Мы гордимся своей малой родиной.

Ученик 2.

Заколдованною сказкой
Перед нами предстает
Красота земли хакасской:
Гор, лесов, полей и вод.

Ученик 3.

Хакасия – край мой, родные просторы!
Вы мне улыбаетесь морем огней.
Широкие степи, высокие горы
Навеки в душе сохранятся моей.
Мне слышится песня девчат круглолицых
На тучных полях, где работа кипит.
Та звонкая песня их, вольная птица,
Шахтеров в глубоком забое бодрит.

У. В подтверждение этих слов давайте рассмотрим ваши рисунки. Действительно, природа Хакасии завораживает, настолько она красива. Мы родились в Хакасии, поэтому она считается нашей малой родиной. Каждый человек любит свою родину, заботится о ней. О Хакасии написано немало книг. Многие из них мы с вами со временем прочитаем.

Учитель показывает детям выставку книг о Хакасии.

Х. Чтение слов, предложений с новой буквой

У. Сейчас вы будете работать в парах. У каждого свой объем чтения, напечатанный на листах. Вы будете читать вполголоса друг другу. Сначала начинают читать те, у кого красный круг, а затем те, у кого зеленый круг.

Карточка 1 (красный круг)

пастух         хакас
пастухи       хакасы

 

Карточка 2 (красный круг)

хакас            хлеб
Хакасия        хлебный
хакасский     хлебороб
пастух          хлебозавод

Хакасия – моя малая родина.

 

Карточка 3 (зеленый круг)

хакас              хлеб
Хакасия          хлебный
хакасский       хлебороб
пастух            хлебозавод

Хакасия – моя малая родина. Это – очень красивый край. О нем сложены песни, написаны стихи, созданы картины. Хакасский поэт Михаил Кильчичаков написал стихотворение «Моя Хакасия».

 

Карточка 4 (зеленый круг)

Хакасия – земля, где я живу

Хакасия со всех сторон окружена горами, по-хакасски – тасхылами. Саяны, Кузнецкий Ала-Тау, Абаканский хребет – так называются эти тасхылы.
К северу от города Абакана Енисей-Ким течет, разливаясь. Почти всю Хакасию пересекает река Абакан. Зима в Хакасии мягче и теплее, чем во всей Сибири. Это долина, окруженная горами, где много солнечных дней.
С большой любовью о Хакасии говорят хакасские поэты: Николай Доможаков, Иван Котюшев, Михаил Аршанов.

  • Как по-хакасски называются горы?

  • Какими горами окружена Хакасия?

  • Какие известные реки есть в Хакасии?

  • Какая в Хакасии зима?

  • Какие хакасские поэты пишут стихи о своей родине?

  • Какие чувства вы испытываете к своему краю?

У. Какие слова вам были непонятны? Какие знания вы получили из прочитанных текстов? Кому понравилось чтение соседа? А кто хотел бы прочитать текст вслух? (Дети отвечают. Несколько учеников читают вслух.) Мало говорить о красоте Хакасии, лучше увидеть все собственными глазами.

Учитель демонстрирует видеосюжет о Хакасии.

ХI. Итог урока

У. Давайте подведем итог нашей работе. Вспомните, какие цели мы ставили перед собой на этот урок. Всё ли мы выполнили? Что нового узнали?

Дети отвечают.