Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №14/2008

Я ИДУ НА УРОК

Наталья НЕМЫКИНА,
учитель МОУ «Гимназия № 3»,
г. Белгород

Где же лето?

Развитие речи. МХК. Окружающий мир. 4 класс

Тип урока: интегрированный урок развития речи, МХК и природоведения.

Форма урока: сказочное путешествие.

Цели урока. 1) Обучать поэтапному написанию сочинения «Где же Лето?»: помочь учащимся определиться в выборе героев; познакомить с интересными писательскими находками и научить создавать словесные мини-этюды в форме синонимов и перифраз на основе музыкальных, литературных и живописных впечатлений; развивать воссоздающее воображение: формировать умение делать «открытия» в художественном тексте, включать «образный экран» во время прослушивания музыкальных композиций и рассматривания картин (репродукций). 2) Формировать потребность делиться своими впечатлениями и наблюдениями с помощью введения в свою речь экспрессивно-эмоциональной лексики; воспитывать любознательность, стремление открывать тайны природы.

Оборудование. Кассеты (диски) с записями песни А.Б. Пугачевой «Звездное лето», инструментальных композиций, музыкальной пьесы А. Вивальди «Лето»; открытки, иллюстрации и фотографии с летними пейзажами; репродукция картины И.И. Шишкина «Лесная глушь»; стихи детских поэтов о лете; творческие странички для выполнения речеведческих упражнений.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Звучит запись песни «Звездное лето» (сл. И. Резника, муз. Э. Ханка) в исполнении А. Пугачевой.

Учитель. Некоторые люди мечтают о вечном лете. О солнце, о тепле, о море. О шоколадном загаре, который никогда не исчезнет. «Я так хочу, чтобы лето не кончалось, чтоб оно за мной умчалось, за мною вслед», – с удовольствием подпевают известной певице. А вот великий русский поэт А.С. Пушкин к лету испытывал не очень добрые чувства, отдавая предпочтение многоцветью осени:

Ох, лето красное! любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.

Не хочется ли вам поспорить с поэтом? Есть ли среди вас те, кто больше всего любит лето, у кого оно ассоциируется с наиболее приятными ощущениями? Желаю услышать комплименты времени года, которое Пушкин не любил.

Детские комплименты Лету

Где же лето?
Нету лета.
Лето осенью
Раздето.
Ледяной
Разуто
Стужей.
Пеленой
Укрыто
Вьюжной.

А. Деружинский

Как можно не любить лето – самое чудесное, самое теплое, самое отдыхательное время года?! Именно летом можно сколько угодно загорать, плавать, гулять и не учиться. Лето похоже на интересную сказку, в которой нас всегда ждут приключения, чудеса и превращения.

Изумрудное Лето! Позволь мне восхититься твоей пышной зеленью, ласковыми солнечными лучами, теплыми морскими волнами-качелями. Все дети обожают тебя, милое Лето, за самые долгие каникулы и за прекрасное настроение, которое ты всем нам даришь.

Ах, Лето, как мне тебя жаль! Ведь тебя недолюбливал сам Пушкин.
А зря! Подумаешь, комары! Зато это пора, когда можно разогнаться и прыгнуть в самую глубокую лужу. А также можно ездить по лужам без заднего и переднего крыла. Лето смешное и конопатое. Милое Лето, возвращайся к нам скорей! Нам так грустно без тебя.

У. К сожалению, мир устроен так, что лето сменяет осень. А куда же девается лето? Где оно прячется? Сможем ли мы обнаружить его следы? Кто нам поможет в его поисках?

Дети называют различных животных, природные силы и стихии, любимых сказочных героев, к которым можно обратиться за помощью.

– В сказках герои в поисках украденных предметов или похищенных друзей и любимых обращаются к чудесным помощникам: к Яблоньке, к Речке, к Месяцу, к Ветру... Давайте и мы спросим о нынешнем местонахождении Лета, например, у Леса. А для кого Лес раскрывает свои объятия, кому доверяет свои тайны?

Дети. Звонкоголосым птицам и сказочным эльфам.
– Добрым, аккуратным и послушным детям.
– Деревьям, кустарникам и цветам.

У. Давайте узнаем, относитесь ли вы к тем маленьким человечкам, кому этим летом Лес нашептал свои тайны. Что же расскажет нам Лес, если мы у него спросим, куда спряталось Лето?

Д. Лес шепчет, что Лето спряталось в дупле у белки.
– Лес расскажет нам о том, что Лето украла злая и холодная Зима.
– Лес рассмеется и скажет, что Лето отправилось в гости к эльфам и хоббитам.
– Лес предложит нам посмотреть в небо. Лето уплывает на облачных перинах в далекую сказочную страну.
– Лето скрылось от шума, грохота, спешки в самом Лесу. Ему помогли лесные жители.

У. А теперь давайте попробуем поискать Лето в море или океане, и помогут нам в этом киты. Ведь восхищаться красотой природы, чувствовать ее могут не только люди, но и животные. Сейчас вы прослушаете музыкальную композицию, в которой услышите крики китов. Давайте закроем глаза и мысленно перенесемся на морское побережье. Солнце, плеск волн и удивительные песнопения этих огромных морских млекопитающих... Может, мы сможем расслышать в их радостных возгласах ответ на наш вопрос?

Прослушивание музыкальной композиции.

– О чем киты рассказывают в своих песнях?

Д. Лето решило поплавать вместе с ними и пожелало остаться в морских глубинах.
– Лето захотело уплыть на большом корабле в Антарктиду.
– Лету надоели детские капризы и шалости, поэтому оно спряталось от ребят на дне океана.
– Лето слишком долго плавало в океане и попало в Бермудский треугольник.

У. Сказочные герои обычно обращались к Солнцу, а мы попробуем спросить об исчезнувшем Лете у солнечных зайчиков. Какими вы представляете их себе?

Д. Солнечные зайчики похожи на маленькие круглые пушистые комочки с лапками – это веселые шустрые шарики, которые дружат с самим Солнцем. Они похожи на обыкновенных зайчиков, наевшихся много лимонов.

У. А вот как солнечных зайчиков представляет поэт А. Деружинский.

Подготовленный ученик читает стихотворение:

Солнечные зайчики,
Круглые, как мячики,
Где же ваши пальчики,
Солнечные зайчики,
Ваши уши
И хвосты,
Ноги,
Спинки,
Животы?
Ничего не знают,
На листве играют.

У. Что же поведают нам эти сверкающие шарики и комочки с лапками? Куда спряталось Лето?

Д. Солнечные зайчики расскажут нам по секрету о том, что Лето скрывается в ярких желтых и красных листьях.
– Осень пригласила Лето на свою вечеринку и заколдовала.
– Лето отдыхает на мягких облаках-перинах со своим другом – прохладным ветерком.

У. В поисках Лета нам могут помочь и лесные жители: рыжая белка, похожая на бордовый осенний лист, хвоинка, сохраняющая в себе круглый год летнюю зелень. Но рассказать о местонахождении Лета они желают при одном условии: мы должны с помощью оригинальных сравнительных образов одеть их в новые словесные одежды. Где же можно найти необычные словесные наряды? Конечно, у писателей. И я предлагаю вам посетить художественную мастерскую замечательного писателя-натуралиста В. Пескова, многолетнего автора газеты «Комсомольская правда».
Прочитайте пейзажную зарисовку В. Пескова, в которой он описывает найденный им «малиновый тайничок». Выпишите на свои летние странички слова и обороты, заменяющие слова малина и малинник.

На давнем лесном маршруте есть у меня малиновый тайничок. На месте порушенной избы лесника, среди непролазной крапивы разрослась куртинка* малинника. Каждый год я его навещаю и полагал: единолично владею этим богатством. В этот раз же увидел: и еще кто-то знает, что не только крапива венчает порушенное жилье. В малиннике натоптаны были тропы. Недели три назад кто-то тут пировал. Но и мне, кажется, что-то осталось. Поднимаю согнувшийся стебель, а на нем с десяток, не меньше, ягодок, да каких! На каждой блестит росинка, а спелость такая, что тронешь пальцем – красный плодик покорно падает на ладонь. А можно прямо с куста – губами... Еще одна ветка... Эхе-хе, тут второй урожай пора собирать! Полчаса сидел я в малиннике, заглядывая под его зеленую юбку. Маленькое лесное счастье делила со мной какая-то серая небоязливая птичка, а потом прилетел дятел, и также явно за лакомством. Но дятлу мое присутствие не понравилось – резко вскрикнув, нырнул в ольховую чащу.

Куртина* – участок, засаженный одной породой деревьев, а также группа деревьев одной породы;клумба (устар.).

У. А еще к нам в мастерскую заглянули сами лесные жители. Они хотят поведать нам о том, как вкусна и полезна малина. Вслушаемся в их беседу: может, и они нам подскажут какие-нибудь интересные сравнительные образы?

Разыгрывается сценка «В малиннике»:

Медведь (ест малину и облизывается). Какая сладкая! Словно сахар.
Клест. Лакомая румяная ягодка так в рот и просится.
Медведь. Эх, жаль, Машенька от меня ушла. Вкусных пирогов бы сейчас с малиной напекла, я бы поел да в деревню ее бабушке и дедушке отнес.
Клест. И я бы не отказался от румяных пирожков со вкусными красными шариками.
Белка. А ты, Михайло Потапыч, не горюй! Лучше собери ягоды, высуши их да и отнеси в деревню. Малина хороша от простуды. Бабушка с дедушкой чай с алыми аппетитными бусинками заваривать будут да тебя за это добрым словом помянут.
Медведь. Молодчина, Белка! Так я и сделаю. Заодно и Машеньку повидаю.

(По В. Зотову)

Записи на летних страничках

Малина – ягодка, красный плодик, лакомство; лакомая румяная ягодка, вкусные красные шарики, алые аппетитные бусинки.

Малинник – малиновый тайничок, куртинка малинника, это богатство.

Словарик

Синоним – слово, тождественное или очень близкое по значению другому слову: красный – алый – пурпурный; рисовать – изображать.

Перифраза – выражение, заменяющее название лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указывающее на их характерные черты: царь зверей (= лев); «приют спокойствия, трудов и вдохновенья» (= деревня).

У. Давайте и мы попробуем найти интересные сравнения для лесных жителей: на кого похожа прыгающая с ветки на ветку белочка? А кого напоминает вам маленький опенок? Автор «Лесной мозаики» В. Зотов видит в ягодах малины то алые аппетитные бусинки, то лакомые румяные ягодки. Подобный описательный оборот, заменяющий одно слово, называется перифразой. Перифраза – это красивый новый наряд для слова, придуманный писателем или поэтом. Если замена состоит всего из одного слова – следовательно, это синоним, а если придумывается интересный оборот из нескольких слов вместо одного – тогда это перифраза.

Наши первые перифразы

Рыжая белка – чемпионка по легкой атлетике. (Аня Петрова.)
...лесная официантка. (Миша Сигалов.)
...грациозная гимнастка (Катя Барташевич.)

Опенок – маленький сторож пенька. (Аня Петрова.)
...серый домик для муравьев. (Саша Фолчанов.)

Хвоинка – оружие для насекомых. (Саша Пепенин.)
...волшебная палочка эльфа. (Миша Сигалов.)
...меч эльфа; дерево букашки. (Соня Кузьменко.)

Земляника – маленькие красные глазки полянки. (Аня Петрова.)
...бусы для белочки. (Таня Цурупа.)
...цветок, который дарят друг другу божьи коровки. (Соня Кузьменко.)
...красные слезы. (Катя Долбыш.)

Дятел – лесной молоток. (Тоня Кожухарь.)
...истребитель букашек. (Люба Киселева.)
...птичий сверлильщик. (Настя Антипова.)
...доктор Айболит для деревьев. (Саша Ходеев.)

Сосна – дерево-ежик. (Паша Чефранов.)
...дерево с острыми зелеными саблями. (Виталик Слободчук.)

Кузнечик – зеленый мячик-попрыгунчик. (Настя Антипова.)

У. Сегодня ночью мне приснилось само Лето и шепнуло на ушко, чтобы мы с вами попробовали его поискать на картине И.И. Шишкина «Лесная глушь». Можно ли увидеть следы Лета на картине известного художника?

Д. Может быть, Лето унесла какая-то птица, за которой бросилась вдогонку эта лисица на картине?
– Нет, это Лето превратилось в лисицу.
– А мне кажется, что Лето запуталось в этих огромных корнях деревьев и не может никак распутаться.
– Если пройти дальше, в самую лесную глушь, то можно обнаружить избушку на курьих ножках. Скорее всего, Лето украла Баба Яга.

У. А теперь я вам предлагаю самую последнюю подсказку – музыкальную. Эта завораживающая пьеса, пронизанная солнечным светом и словно напоенная ароматом летних цветов, подарит вам встречу с лесной волшебницей, которая, возможно, подскажет дорогу к Лету.

Прослушивание музыкальной композиции А. Вивальди «Лето».

– А теперь приступим к написанию сочинения «Где же Лето?». В этом вам поможет план.

План

1. Что такое Лето? Каким вы его представляете?
2. Куда могло спрятаться Лето? Кто в этом виноват?
3. Хочется ли вам вернуть его? Грустно вам или радостно после его исчезновения?

Примеры детских сочинений

Лето, Осень, Весна и Зима – это прекрасные девушки-сестры, и каждая из них приходит на три месяца к людям в гости.
Но один раз огромный бурый Медведь захотел украсть Лето. Ночью он пробрался в хижину сестер. Оглядевшись и убедившись, что за ним не следят, он побрел по этажам. На втором этаже он увидел разноцветную дверь, на которой было написано голубыми, красными, желтыми и зелеными красками слово «Лето». Медведь догадался, что это спальня Лета, и вошел в нее. Посредине комнаты стояла кровать, а в ней спала красивая девушка. Медведь осторожно взял ее и унес к себе в берлогу.
Наутро ребята увидели, что одновременно падают листья, набухают почки и кружится снег. Они поняли, что кто-то украл Лето. Но кто? Они отправились в лес и взяли с собой бочонок меда. Медведь почуял вкус меда и побежал к нему. А дети подмешали снотворное в мед, поэтому зверь-похититель сразу же уснул. Потом они побежали в его берлогу и освободили Лето. Девушка была счастлива вновь вернуться к ребятам.

Аня Петрова

* * *

Жили-были четыре сестры: Лето, Весна, Зима и Осень. Жили они в мире и согласии до той поры, пока Зима не сказала:
– Ах вы, проказницы, хитрые сестры мои, вы все время обманываете меня и даете мне господствовать над людьми меньше трех месяцев.
Времена года не стали спорить с обидевшейся сестрой. Когда же наступила очередь Лета, Зима заморозила дождевые тучи. Вместо теплого летнего дождя вдруг стал падать снег, началась метель.
Лету стало холодно, оно расстроилось и вместе со своими сыновьями ушло куда глаза глядят. Идет, а навстречу два Зайца – не могут сыр поделить. Лето помогло им. Затем оно встречало Лисят и Медвежат и всем помогало.
Так и пришло Лето к избушке Бабы Яги. Старушка, одичав от одиночества, приютила Лето и его сыновей. И стали они жить у Бабы Яги, пока не пришло время летнего правления. И всё стало на свои места.

Таня Цурупа

* * *

– Здравствуйте, ребята! Я волшебный гномик Громик и ваш добрый друг. Предлагаю всем отправиться искать Лето.
Что такое лето? Лето – это замечательная летняя пора. Где же мы можем найти его? Давайте пойдем в замок Лета.
Вокруг замка летали три Орла: Бронзовый, Серебряный и Золотой. Мы решили спросить о Лете у хищных птиц. Бронзовый Орел ответил, что лето улетело в небо. Серебряный – что оно уплыло в океан. А Золотой Орел заявил, что лето проникло в душу.
– А в чью душу? – спросили у меня ребята.
Я задумался. А потом сказал:
– Пусть лето живет в душе у каждого!

Алеша Хлусов

* * *

Лето – это веселая пора, когда можно прыгать, бегать, радоваться. У Лета есть друг – веселое Солнышко. Своим помощникам – Солнечным Зайчикам – оно протягивает длинный-предлинный луч, и они спускаются на землю и освещают ее.
Так было всегда. Но однажды дети выбежали во двор, а там вдруг стало грустно, холодно и пасмурно. Дети решили позвать солнце. Но оно не ответило им. Ребята хотели уже идти домой, как вдруг из-за большой тучи, окутавшей все небо, выглянули Солнечные Зайчики.
– Здравствуйте, ребята, – поприветствовали они наших маленьких друзей.
– Вы почему прячетесь? – спросили дети у посланников Солнца.
– Солнце заболело, а Лето ушло, – вздохнули Солнечные Зайчики.
– Как – заболело? Почему ушло? – забеспокоились мальчишки.
– Лето не ушло! – прохрипело откуда-то Солнце. – Оно сидит за огромной Тучей!
– Так пусть поплачет, чтобы Туча ушла! – посоветовали мальчики, а девочки стали рассказывать Лету грустную историю. Лето заплакало, и Туча улетела, а Солнце выздоровело и вновь засияло.

Софья Кузьменко

ЛЕТНЯЯ СТРАНИЧКА

Раздается для работы каждому ребенку. Заполняется по ходу урока.

Лесные тайны

Лес доверяет свои тайны... ________________________. Лес (сообщит, расскажет по секрету, с грустью поведает...) ______________________, что Лето... _________________________.

Музыкальные ассоциации

Киты в своих песнях рассказывают о том, что... _______________. Солнечные зайчики похожи на... ____________. Солнечные зайчики расскажут нам по секрету о том, что... ____________.

Образная копилочка

Малина – ... ________________________. Малинник – ... _________________________.

Наши первые перифразы

Дятел – ... ______________. Сосна – ... _______________. Кузнечик – ... ______________.

Написание сочинений «Где же Лето?»

Вспомогательный план для написания сочинений

1. Что такое Лето? Каким вы его представляете?
2. Куда могло спрятаться Лето? Кто в этом виноват?
3. Хочется ли вам вернуть его? Грустно вам или радостно после его исчезновения?

Литература

Деружинский А. Летние стихи. – М.: Детская литература, 1987. – С. 5.

Зимин А.М. Незнакомый знакомый лес: Рассказы. – Л.: Детская литература, 1987.

Зотов В.В. Лесная мозаика: Книга для воспитателей детского сада и родителей. – М.: Просвещение, 1993. – С. 65.

Песков В.М. Август благословенный: Окно в природу // Комсомольская правда. – 1998. – № 32.

Шишкин И.И. // Художественная галерея. – 2005. – № 65. С. 6–7.