Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №14/2008

Я ИДУ НА УРОК

Татьяна ЛЕБЕДЕВА,
учитель начальных классов,
г. Харабали, Астраханская обл.

Где живут белые медведи?

Окружающий мир. 1 класс

Тема. «Где живут белые медведи?»

Цели. Формировать представление о холодных районах Земли (Северный Ледовитый океан, Антарктида), о разнообразии животного мира.

Оборудование. Учебник «Мир вокруг нас» (авт. А.А. Плешаков); тетрадь; лист с тест-контролем; рисунки поверхности океана и суши, Муравьишки-Вопросика и Мудрой Черепахи, животных Арктики и Антарктики; трафареты белого медведя; тексты с описанием животных; звоночек; телевизор, аудио- и видеомагнитофоны, диск со слайд-шоу, кассета с записью песен для физкультминуток («Где-то на белом свете», «Пингвины», «Колыбельная Медведицы»); книжка с наклейками «Кто живет на полюсе»; глобус; клей; кусочки пряжи.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Учитель. Ребята, сегодня у нас состоится не совсем обычный урок. Это будет урок-путешествие с определенным заданием. Мы будем учиться, путешествуя. Мудрая Черепаха приготовила нам загадки:

В черных фраках,
В белых майках круглый год
Ходит этот удивительный народ.

Дети. Пингвины.

У. Среди снегов и льда не голодает,
За рыбой в холодную воду ныряет,
Густая белая шерсть его спасает,
От морозов согревает.

Д. Белый медведь.

У. Ребята, Муравьишка-Вопросик хочет знать, где живут эти животные. Чтобы поближе познакомиться с жизнью белых медведей и пингвинов, мы отправимся в экспедицию. Во время путешествия мы понаблюдаем за разнообразием животного мира и ответим на «хитрый вопрос», подумаем и дадим советы людям.

Одна группа (дети первого ряда) отправится на Северный полюс, а другая группа (дети второго ряда) – на Южный. Будем исследовать эти территории (показ на глобусе).

Наше путешествие будет проходить под девизом: «Наблюдай и восхищайся. Изучай и береги!»
Как вы думаете, ребята, какая погода будет на плюсах?

Д. На Северном полюсе холодно, а на Южном полюсе тепло.

У. Так ли это? На самом деле и там, и там – холодно. Откройте рабочие тетради на с. 30. Сейчас мы выполним задание 1:
Представь, что вы с ребятами отправились в путешествие к Северному или Южному полюсу. Обведи синим карандашом то, что понадобится в путешествии.

III. Физкультминутка

Выполнение упражнений под музыку песни «Где-то на белом свете» («Песенка про медведей»).

IV. Актуализация опорных знаний

У. Мы взяли с собой теплые вещи, так как на полюсах будет холодно. А как на глобусе можно увидеть, что там холодно?

Выслушиваются ответы детей.

– Откройте учебник на с. 72 и прочитайте текст.

Дети читают.

– Как называются холодные районы Земли?

Д. Северный Ледовитый океан и Антарктида.

На доску вывешиваются карточки с этими понятиями.

V. Работа в группах

У. Наша экспедиция продолжается. На какой вопрос мы должны ответить?

Д. «Где живут белые медведи»?

У. На этот вопрос вы попытаетесь ответить в группах. Первая группа отправляется на Северный полюс (в Арктику) – читает текст на с. 72 учебника. Вторая группа отправляется на Южный полюс (в Антарктиду) – читает текст на с. 73.
Вы будете внимательно читать текст про себя. После этого ответите на вопросы, доказывая свое мнение словами из текста. Помните, что работать надо дружно, прислушиваясь к мнению каждого члена группы.

Вопросы для первой группы

1. Чем покрыта большая часть Северного Ледовитого океана?
2. Какой полюс расположен в этом районе?

Вопросы для второй группы

1. Как называется один из холодных районов Земли?
2. Какой полюс расположен в этом районе?

Дети читают текст и отвечают на вопросы на с. 72 и 73.

– Внимательно рассмотрим рисунки. На них изображена жизнь на Северном и Южном полюсах. Расскажите о том, что увидели, по плану.

На доске:

ПЛАН

1. Где вы побывали?
2. Что увидели вокруг?
3. Какие звери, птицы вам встретились?

Дети выполняют задание. Заранее подготовленные ученики делают короткие сообщения о животных своей территории: первая группа – о поморнике, треске, о тюлене, морже и синем ките, вторая группа – о морском леопарде, ледяной рыбе, императорском пингвине, альбатросе.

– Чтобы вы представили размах крыльев альбатроса, я прошу трех из вас встать в шеренгу и вытянуть руки в стороны.
А теперь давайте посмотрим фрагмент из видеофильма «Гиганты Арктики» о белом медведе.

Дети смотрят фильм.

– Белые медведи обитают на Крайнем Севере, среди вечных снегов и льдов. Это самое могучее, сильное и хищное животное на Земле. Он весит около 700 кг, а длина его туловища достигает 3 м. Белые медведи с головы до ног покрыты густым белым мехом. Они отличные пловцы. Их излюбленная пища – тюлени, рыба, детеныши моржей. Медведь занесен в Красную книгу. На него и на моржей запрещена охота.

Учитель показывает Красную книгу.

– В каких районах вы побывали? Какие полюса здесь расположены? Чем они похожи? К какому выводу вы пришли? Давайте ответим Муравьишке-Вопросику, где живут белые медведи.

Дети отвечают.

VI. Физкультминутка

Упражнения выполняются под музыку «Пингвины».

VII. Самостоятельная работа

Учитель раздает детям листочки с тест-контролем. Дети выполняют задания.

ЛИСТ ТЕСТ-КОНТРОЛЯ

1. Обведи животных, обитающих во льдах Северного Ледовитого океана.

2. Муравей нарисовал картину «К северному полюсу».  Все ли на ней верно?   Обведи красным карандашом лишнее животное.

VIII. Практическая работа

У. Ребята, Мудрая Черепаха приготовила для вас вопрос. Прочитайте его.

Д. «Охотятся ли белые медведи на пингвинов»?

У. Как вы думаете?

Д. Не охотятся, так как эти животные обитают на разных полюсах.

У. Вы все хорошо работали и пришли к единому выводу, хотя работали в разных группах. Ведь это очень важно для нашей экспедиции.
На столе у вас лежат карты животного мира обоих полюсов и паззлы-наклейки с изображениями животных. Надо по очереди наклеивать части животных: группа 1 – животных Арктики, группа 2 – животных Антарктиды.

Работа выполняется в группах.

– Молодцы! Какие красивые карты! Никто из вас не ошибся. Значит, вы хорошо усвоили, где живет белый медведь, а где пингвин, и наша экспедиция не была напрасной. Какой совет мы можем дать людям, чтобы многие поколения видели этих животных не только на картинках?

Д. Беречь природу, не уничтожать животных.

IХ. Творческая работа

У. А теперь вы будете работать в парах. Предлагаю вам смастерить белых медведей. У вас на столах лежат трафареты мишек. На них надо наклеить кусочки белой пряжи – это будет шерсть, которой покрыто тело медведя.

Работа выполняется под музыку песни «Колыбельная Медведицы».

Х. Итог урока

У. Поднимите свои работы. Какие красивые белые медведи у вас получились! Такие великолепные работы могли получиться только у очень дружных детей. Я очень довольна вами и вашей работой на уроке. Урок окончен!

Список литературы

Плешаков А.А. Мир вокруг нас. 1 класс. – М.: Просвещение, 2006. – С. 72–73.

Плешаков А.А. Рабочая тетрадь к учебнику для 1-го класса «Мир вокруг нас». – М.: Просвещение, 2006. – С. 31.

Лист тест-контроля из тетради «Проверим себя» к учебнику Плешакова А.А. «Мир вокруг нас». – М.: Вита-Пресс, 2006. – С. 29.

Книжки с наклейками «Кто живет на полюсе». – М.: Фламинго, 2006.

Фефилова Е.П., Поторочина Е.А. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» (1-й класс) + Азбука природы в подвижных играх.

Диски «Гиганты Арктики», «Национальное географическое общество».