Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №6/2009

Я иду на урок

Анна Мочалкина ,
учитель школы № 11 г. Ачинска Краснодарского края

Зеркальное письмо

Письмо. 1 класс

Часто первоклассники допускают ошибки в написании букв. Причины могут быть разные. Одной из них является несформированность пространственных представлений: в этом случае дети пишут буквы зеркально. Что делать учителю, чтобы исправить ситуацию? Можно воспользоваться идеями автора статьи и провести ряд индивидуальных занятий с первоклассниками.

Тема. «Устранение “зеркального” написания букв».

Цели. Развитие ориентировки на плоскости с точки зрения учета правой и левой стороны; преодоление специфических нарушений письма; устранение «зеркального» написания букв.

Учебные материалы. Набор геометрических фигур; рисунки (жук, шарики, кубики, машина); карточки с заданиями для каждого ученика; листы бумаги в клетку и в линейку, ручка, карандаш.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Уяснение пространственных отношений

Учитель (обращается к каждому ученику персонально). Здравствуй! Давай поздороваемся. Какую руку ты подал(а)? С какой стороны по отношению к тебе находится дверь? окно? Где на доске находится жук? шарики? кубики? машина? набор геометрических фигур?

Упражнение на внимание «Что изменилось?»

На доске расположены различные геометрические фигуры.

– Посмотрите на доску. Закройте глаза.

Учитель меняет расположение фигур.

На доске:

– Откройте глаза. Объясните, что изменилось?

Где находится по отношению к ?

Где находится по отношению к ?

Упражнение «Где что?»

У. Нарисуйте на листе бумаги дорожку. А теперь – елочку посредине дорожки. Слева нарисуйте дерево выше елочки, а справа – кустик. Нарисуйте между кустиком и елочкой грибок. Между елочкой и деревом – цветок.

II. Физкультминутка

Упражнения на координацию движений.

У. Встаньте прямо. Дотроньтесь вначале левой рукой до правого уха, а правой рукой – до кончика носа; затем быстро поменяйте положение рук: правая рука – левое ухо, левая рука – нос. (Повторить 5 раз.)

III. Диктант пространственных действий

Игра «Маленький жук»

У. Сейчас мы будем играть. Перед вами поле, расчерченное на клеточки. По этому полю ползает жук. Он двигается по команде: вниз, вверх, вправо, влево. Я буду диктовать ходы, а вы будете передвигать по полю жука в нужном направлении. Делайте это мысленно.

Если детям трудно выполнять задание мысленно, можно предложить «вспомогательного жука», которого дети будут по команде двигать по полю.

– Внимание! Начали! 1 клетка – вверх, 1 – вправо, 1 – вниз, 1 – влево, 1 – вниз, 1 – вправо, 1 – вниз, 1 – влево.

Давайте проверим, что у вас получилось.

Графический диктант

У. Будем рисовать узоры. Они должны быть красивыми и аккуратными. Я буду говорить, в какую сторону и на сколько клеток провести линию. А вы должны внимательно слушать. Говорю один раз, без повторений. Постарайтесь карандаш от бумаги не отрывать.

На листе бумаги в клетку ученик рисует под диктовку учителя узор, проводя линии требуемой длины и заданного направления (направо, налево, вверх, вниз). Исходную точку ставит учитель.

– Поставь карандаш на исходную точку. Внимание! Начали! 1 клетка – вверх, 1 – вправо, 1 – вверх, 1 – вправо, 1 – вверх, 2 – влево, 1 – вверх, 3 – вправо, 1 –  вверх, 1 – влево, 1 – вверх, 1 – влево, 1 –  вверх, 1 – вправо, 1 – вверх, 3 – вправо, 1 – вниз, 1 –  вправо, 1 – вниз, 1 – влево, 1 – вниз, 1 – влево, 3 – вправо, 1 – вниз, 2 – влево, 1 – вниз, 1 – вправо, 1 – вниз, 1 – вправо, 1 – вниз, 3 – влево, 2 – вверх, 1 – влево, 2 – вниз, 3 – влево.

А теперь давайте посмотрим, как вы справились с этим заданием.

IV. Устранение «зеркальности» зрительного восприятия

Игра «Узнай буквы»

На доске:

Игра «Найди одинаковые буквы»

На доске:

У. Буквы рассыпались. Соедините одинаковые буквы линиями.

Дети работают.

Какие буквы остались? Почему они не подходят к остальным?

Дети. Неправильные буквы.

У. Напишите правильную букву пальцем на ладони соседа.

Игра «Что неправильно?»

У. Зачеркните неправильные буквы. Напишите правильные.

На доске:

У. А теперь найдите слоги и слова, которые написаны неправильно.

На доске:

– Зачеркните те слоги и слова, которые написаны неправильно. Напишите их правильно.

Запишите под диктовку буквы.

Учитель диктует: я, з, с, к, и, р, в.

Аналогичную работу можно провести и с цифрами.