Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №7/2009

Я иду на урок

Клавдия Лакина ,
учитель школы № 26, г. Старый Оскол

Почитаем Пушкина...

Литературное чтение. 1—2 классы

Тема. «Александр Сергеевич Пушкин».

Цели. Обобщить знания учащихся о сказках А.С. Пушкина, расширить знакомство с его поэзией.

Учебные материалы: Портрет А.С. Пушкина; плакат: «Здравствуй, племя младое, незнакомое!»; произведения А.С. Пушкина с иллюстрациями; магнитофон, аудиозаписи; эпидиаскоп.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Учитель.

Дубравы, где в тиши свободы
Встречал я счастье каждый день,
Ступаю вновь под ваши своды,
Под вашу дружескую тень.
И для (меня) воскресла радость,
И душу взволновали вновь
Моя потерянная младость,
Тоски мучительная сладость
(И сердца первая) любовь.

– Конечно, вы, ребята, догадались чье это стихотворение.

Дети. Александра Сергеевича Пушкина.

У. Строчки стихов Пушкина, словно тропинки, ведут нас в страну его поэзии. Мы будем идти по тропинкам стихов и, как сказочные богатыри, расти день ото дня. Пушкин будет с нами всегда, он расскажет про громкие битвы и тихие таинственные дубравы, про Медного Всадника и каменного Командора. Улыбнется нам: «Здравствуй, племя младое, незнакомое!». «Здравствуй, Пушкин!» – скажем и мы с вами. А для этого отправимся в путешествие по неведомым дорожкам. Кого же мы встретим?

Учитель включает аудиозапись:

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах...

– Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят. Ступим вместе с Пушкиным на этот остров.

Ученик читает стихотворение «У Лукоморья дуб зеленый». Через эпидиаскоп проецируется иллюстрация «Пушкин у дуба». Выходит Кот Ученый.

– Не поможешь ли ты нам, дорогой Кот, пройти по сказкам Пушкина?

Кот. Могу, но для этого отгадайте три моих загадки. Если отгадаете, я с удовольствием буду вашим проводником. На какой остров вы попали?

Д. На остров Буян.

Кот. Как изображает Пушкин царевну Лебедь?

Д. 

Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава,
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.

Кот. Назовите слова, которыми Пушкин заканчивает сказки.

Д. 

«Сказка – ложь, да в ней намек:
Добрым молодцам урок».
– «Я там был, мед-пиво пил,
Да усы лишь обмочил».

Кот. Молодцы! Все мои загадки отгадали. Поведу я вас в музей. Этот музей необычный. В нем находятся герои сказок Пушкина. Но они спящие, и если вы их сумеете узнать, то они проснутся и подарят вам свой автограф.

Выходят герои сказок Пушкина – Мудрец, Балда, старик со старухой, Царица, Повариха – и замирают каждый в своей позе.

– Кто это? Угадайте, из какой они сказки?

Герои по очереди «просыпаются» и читают отрывки:

«Посади ты эту птицу, –
Молвил он царю, – на спицу;
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой:
Коль кругом все будет мирно,
Так сидеть он будет смирно;
Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны,
Иль набега силы бранной,
Иль другой беды незванной,
Вмиг тогда мой петушок
Приподымет гребешок,
Закричит и встрепенется
И в то место обернется».

Ученики называют героя произведения. Мудрец дарит иллюстрацию к этой сказке и уходит.

Кот. Взгляните на этого героя, будьте внимательны!

Балда.

– Что ты это выдумал, право?
Где тебе тягаться со мною,
Со мною, с самим… ?
Экого послали супостата!
Догони-ка сперва моего меньшого брата.

Учащиеся отгадывают, Балда дарит иллюстрацию. Аналогично поступают все остальные персонажи.

Кот. А этих героев узнаете?

Старик.

Смилуйся, государыня рыбка!
Разбранила меня моя старуха,
Не дает старику мне покою:
Надобно ей новое корыто;
Наше-то совсем раскололось.

Старуха.

Дурачина ты, простофиля!
Выпросил, дурачина, корыто!
В корыте много ль корысти?
Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть черной крестьянкой,
Хочу быть столбовою дворянкой.

Кот. Присмотритесь и прислушайтесь...

Царица.

Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
С ним одним она была
Добродушна, весела,
С ним приветливо шутила
И, красуясь, говорила:
«Свет мой, зеркальце! скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»

Кот. Кто это?

Дети отвечают.

Повариха.

«Уж диковинка, ну право, –
Подмигнув другим лукаво,
Повариха говорит:
– Город у моря стоит!
Знайте, вот что не безделка:
Ель в лесу, под елью белка;
Белка песенки поет
И орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд:
Вот что чудом-то зовут».

Кот. Ребята, мне хочется вам показать в нашем музее еще один экспонат.

Выходят два ученика, становятся по краям экрана у доски и читают отрывок из поэмы «Руслан и Людмила», в котором автор описывает встречу Руслана и Людмилы. На экране медленно появляется изображение картины Ю. Васнецова «Руслан с Головою». Учащиеся называют произведение.

У. Спасибо тебе, уважаемый Кот, за интересную экскурсию! А что мы еще можем увидеть?

Кот. Есть на нашем острове заповедный уголок, – это тихая таинственная дубрава. Пройдемте.

У. Давайте прислушаемся.

На экране – картина «Поляна с дубом». Звучит запись голосов птиц.

– А что же мы оставим на память таинственной дубраве?

Д. Зайдем под «дружескую сень» дубравы и оставим на память стихи Пушкина.

Дети читают стихи о разных временах года. На экране – картины с подходящими иллюстрациями, играет музыка.

У. Поэт Кольцов, впервые услышав стихи Пушкина, с этой книгой ушел в степь и там начал петь страницу за страницей. Кольцов считал, что стихи надо обязательно петь. Настоящая поэзия – музыка. Произведения Пушкина очень музыкальны. По ним поставлены десятки опер и балетов, написаны песни и романсы. Пушкин в музыке – это творчество Глинки и Чайковского, Даргомыжского и Рахманинова. Литературное наследие гениального поэта вдохновляло и продолжает вдохновлять многих композиторов. Послушайте песню композитора П. Свиридова на стихи Пушкина «Зимняя дорога».

Учитель включает запись.

– А теперь давайте присядем на поляне и подпишем иллюстрации к произведениям Пушкина.

Ученики подходят к иллюстрациям и читают подходящие к ним строчки из произведений.

– Пришло время прощаться с героями сказок. Скажем спасибо ученому Коту! Надеюсь, что за время нашего путешествия Пушкин стал вам ближе и дороже, и вы будете вспоминать заповедный уголок острова и чаще открывать томик стихов Александра Сергеевича Пушкина.