Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №8/2009

Контрольные работы

Нинель Дмитриева ;
Елена Селюнина

Окружающий мир. Программа Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова

Итоговые контрольные и проверочные работы

Предлагаемые варианты контрольных работ не рекомендуется проводить на одном уроке, чтобы не вызвать утомления детей – это может привести к снижению качества ответов.
Количество заданий на уроке учитель определяет по собственному усмотрению, создает спокойную доброжелательную обстановку и предоставляет ученикам необходимое время для их выполнения. В случае необходимости дается дополнительное время, эти случаи фиксируются.
Формулировки заданий учитель записывает на доске или тексты ученикам, зачитывает, дает некоторые пояснения по организации выполнения работ (расположение ответов, форма записи и пр.).

1-й класс

Подведение частных понятий под общее понятие

Задание 1

В группе объектов зачеркни «лишнее» слово. Напиши название группы.

дельфин, смородина, морская звезда, глобус, берёза ______________________

Уровни выполнения задания 1

  • 4-й уровень – правильно определено «лишнее» слово (глобус) и название группы («живая природа» или «природа»);

  • 3–2-й уровни – правильно определено «лишнее» слово, название группы не дано или дано неверно;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

Задание 2

Соедини линией нарисованные предметы с понятиями, указанными ниже (см. рис. 1).

Рис. 1

Рис. 1

Уровни выполнения задания 2

  • 4-й уровень – верно подведены частные понятия под два общих («живая природа», «животные»  – волк, щука, комар; «живая природа», «растение» – сосна, ландыш);

  • 3-й уровень – допущены 1–2 ошибки;

  • 2-й уровень – допущено 3–4 ошибки;

  • 1-й уровень – допущено более 4 ошибок.

Задание 3

Обведи букву правильного ответа.

1. Земля – это:

а) звезда,
б) спутник,
в) планета.

2. Солнце – это:

а) звезда,
б) спутник,
в) планета.

Уровни выполнения задания 3

  • 4-й уровень – выбраны 2 правильных ответа: 1 – планета, 2 – звезда;

  • 3–2-й уровни – выбран правильно один из ответов;

  • 1-й уровень – ответы в обоих случаях выбраны неправильно.

Выделение частей целого

Задание 4

Дорисуй недостающие части растения. Подпиши все части растения (см. рис.2).

Рис. 2

Рис. 2

Уровни выполнения задания 4

  • 4-й уровень – дорисованы корень, листья; правильно подписаны все части растения (корень, стебель, лист, цветок);

  • 3-й уровень – допущена 1 ошибка;

  • 2-й уровень – допущены 2–3 ошибки;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

Знаешь ли ты свою страну?

Задание 5

Напиши название страны, в которой ты живешь. Напиши название столицы своей страны.

Уровни выполнения задания 5

  • 4-й уровень – даны 2 правильных ответа;

  • 3–2-й уровни – дан 1 правильный ответ;

  • 1-й уровень – задание выполнено неверно.

2-й класс

Подведение частных понятий под общее

Задание 1

Подчеркни названия океанов. Допиши недостающие океаны.

Северная Америка
Северный Ледовитый
Евразия
Атлантический
Индийский
Антарктида
Африка

Уровни выполнения задания 1

  • 4-й уровень – подчеркнуты океаны: Северный Ледовитый, Атлантический, Индийский; дописан Тихий океан (включение названия Южный океан считать правильным, но его отсутствие ошибкой не считается);

  • 3-й уровень – допущена 1 ошибка;

  • 2-й уровень – допущены 2–3 ошибки;

  • 1-й уровень – другие варианты.

Задание 2

1. К какой группе животных относятся сова, пингвин, ворона, страус?

Обведи букву правильного ответа.

а) земноводные;
б) рыбы;
в) птицы;
г) млекопитающие.

2. К какой группе животных относятся слон, кошка, обезьяна, кит?

Обведи букву правильного ответа.

а) пресмыкающиеся;
б) рыбы;
в) птицы;
гмлекопитающие.

Уровни выполнения задания 2

  • 4-й уровень – правильно выбраны названия для обеих групп слов: 1. б), 2. г).

  • 3–2-й уровни – правильно названа одна группа слов;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

Тела и вещества

Задание 3

Заполни таблицу: напиши вещество, из которого состоит тело.

Название тела

Название вещества

сосулька

 

гвоздь

 

кирпич

 

бутылка

 

Уровни выполнения задания 3

  • 4-й уровень – названия веществ даны правильно: сосулька – вода, гвоздь – железо, кирпич – глина, бутылка – стекло и (или) пластмасса;

  • 3-й уровень – допущена 1 ошибка;

  • 2-й уровень – допущены 2–3 ошибки;

  • 1-й уровень – другие варианты.

Ориентирование во времени

Задание 4

Обведи букву правильного утверждения.

1. Сутки – это время, за которое:

а) Земля совершает один оборот вокруг своей оси;
б) Луна совершает полный оборот вокруг Земли;
в) Земля совершает один оборот вокруг Солнца.

2. Если в России лето, то на Южном полюсе:

а) тоже лето;
б) осень;
в) зима.

Уровни выполнения задания 4

  • 4-й уровень – правильно выполнены оба пункта задания – даны ответы 1. а) и 2. в).

  • 3–2-й уровни – правильно выполнен один из пунктов;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

Выделение существенных признаков понятия

Задание 5

Подчеркни главные свойства воды:

бесцветная, холодная, текучая, кипячёная, прозрачная, безвкусная, родниковая, хороший растворитель, не имеет запаха, кипит при температуре +100°C

Уровни выполнения задания 4

  • 4-й уровень – правильно указаны существенные свойства воды (бесцветная, текучая, прозрачная, безвкусная, не имеет запаха, хороший растворитель, кипит при температуре +100°);

  • 3-й уровень – правильно указано более половины (3 и более) существенных свойств воды;

  • 2-й уровень – правильно указано 2 существенных свойства воды;

  • 1-й уровень – другие варианты.

3-й класс

Переход в записи информации от одной знаковой системы к другой

Задание 1

Запиши с помощью знаков:

восемнадцать градусов мороза, пять градусов тепла, три градуса ниже нуля, тридцать градусов выше нуля

Уровни выполнения задания 1

  • 4-й уровень – задание выполнено верно;

  • 3-й уровень – допущена 1 ошибка;

  • 2-й уровень – допущены 2–3 ошибки;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

Ориентирование в пространстве

Задание 2

Укажи, в каком направлении надо двигаться, чтобы выйти к озеру.

Уровни выполнения задания 2

  • 4–2-й уровни – задание выполнено верно: дорисована стрелка, указывающая направление на восток;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

Подведение частных понятий под общее

Задание 3

Подчеркни названия животных, которые обитают в зоне степей.

лиса, олень, кузнечик, дрофа, белка, суслик, сайгак, медведь

Уровни выполнения задания 3

  • 4-й уровень – задание выполнено верно, подчеркнуты: лиса, кузнечик, дрофа, суслик, сайгак;

  • 3-й уровень – допущены 1–2 ошибки.

  • 2-й уровень – допущены 3–4 ошибки;

  • 1-й уровень – другие варианты.

Установление связей внутри природного сообщества

Задание 4

1. Напиши названия природных сообществ.

а) Щука, головастик, водомерка, окунь, кувшинка – ... ;

б) клюква, росянка, лягушка, цапля – ... ;

в) клевер, жаворонок, кузнечик, орел – ... .

2. В сообществе в) составь цепь питания.

Уровни выполнения задания 4.1

  • 4-й уровень – верно названы 3 природных сообщества: а) озеро; б) болото; в) луг;

  • 3-й уровень – допущена 1 ошибка;

  • 2-й уровень – допущены 2 ошибки;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

Уровни выполнения задания 4.2

  • 4-й уровень – правильно составлена цепь питания (клевер <–– кузнечик <–– жаворонок <–– орел);

  • 3-й уровень – допущена 1 ошибка;

  • 2-й уровень – допущены 2 ошибки;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

Знаешь ли ты свою страну?

Задание 5

1. В какой природной зоне ты живешь?

2. Напиши, какие объекты живой природы характерны для природы твоего региона.

а) растения: ...;
б) животные: ... .

Уровни выполнения задания 5

  • 4-й уровень – верно названа природная зона; правильно названы 4–5 объектов каждой группы;

  • 3-й уровень – верно названа природная зона; правильно названы 2–3 объекта каждой группы;

  • 2–1-й уровни – другие варианты.

История России

Задание 6

Соедини правильно историческое событие и дату.

Год

Событие

1147

Первое упоминание о Москве

1242

Куликовская битва

988

Крещение Руси

1380

Ледовое побоище

Уровни выполнения задания 5

  • 4-й уровень – задание выполнено верно (1147 г. – первое упоминание о Москве, 1242 г. – Ледовое побоище, 988 г. – Крещение Руси, 1380 г. – Куликовская битва);

  • 3-й уровень – допущена 1 ошибка;

  • 2-й уровень – допущены 2–3 ошибки;

  • 1-й уровень – допущено более 3 ошибок.

4-й класс

Установление причинно-следственных связей

Задание 1

Перечислите компоненты неживой природы, необходимые для существования живых организмов.

Уровни выполнения задания 1

  • 4-й уровень – задание выполнено правильно (названы солнце – тепло и свет, вода, воздух);

  • 3-й уровень – упущен один из компонентов;

  • 2-й уровень – упущены 2 компонента;

  • 1-й уровень – другие варианты.

Задание 2

Укажи причины смены времен года на Земле – обведи буквы правильных утверждений.

а) Земля вращается вокруг Солнца.
б) Земная ось имеет постоянный наклон.
в) Земля вращается вокруг своей оси.

Уровни выполнения задания 2

  • 4-й уровень – выбраны 2 правильных ответа: а), б);

  • 3–2-й уровни – выбран 1 правильный ответ;

  • 1-й уровень – другие варианты.

Знаешь ли ты свою страну?

Задание 3

Напиши, какие основные природные зоны находятся на территории России. Можно использовать Физическую карту России.

Уровни выполнения задания 3

  • 4-й уровень – верно названы основные природные зоны (степи, лес, тундра, ледяная или арктическая пустыня);

  • 3-й уровень – верно названы любые 3 природные зоны;

  • 2-й уровень – верно названы любые 2 природные зоны;

  • 1-й уровень – другие варианты.

Подведение частных понятий под общее

Задание 4

Подчеркни те полезные ископаемые, которые человек использует как топливо.

нефть, торф, гранит, медный колчедан, природный газ, железная руда, бокситы, каменный уголь, известняк

Уровни выполнения задания 4

  • 4-й уровень – подчеркнуты полезные ископаемые: нефть, торф, природный газ, каменный уголь;

  • 3-й уровень – подчеркнуты правильно 3 полезных ископаемых;

  • 2-й уровень – подчеркнуты правильно 2 полезных ископаемых;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

Знаешь ли ты природу разных материков?

Задание 5

1. Соедини правильно, на каком материке встречается каждая группа этих животных?

2. Дополни каждую группу двумя примерами.

Евразия
Африка
Южная Америка
Северная Америка
Австралия
Антарктида

а) кенгуру, коала, утконос, собака динго, ...
б) зубр, дятел, бурый медведь, бобр, глухарь, ...
в) горилла, жираф, крокодил, зебра, лев, ...

Уровни выполнения задания 5.1

  • 4-й уровень – правильно указаны три материка: а) Австралия; б) Евразия; в) Африка;

  • 3-й уровень – правильно указаны 2 материка;

  • 2–1-й уровни – другие варианты.

Уровни выполнения задания 5.2

  • 4-й уровень – все три группы дополнены правильными 2 примерами (например: а) кролик, ехидна, черный лебедь; б) белка, заяц, волк; в) слон, тигр, бегемот);

  • 3-й уровень – группы дополнены в основном по одному правильному примеру;

  • 2-й уровень – допущены 1–2 ошибки в дополнении групп;

  • 1-й уровень – другие варианты.

Организм человека

Задание 6

Какая из систем человеческого организма координирует работу всего организма?

Уровни выполнения задания 6

  • 4-й уровень – дан верный ответ: нервная система;

  • 3–1-й уровни – дан неверный ответ.

История России

Задание 7

Заполни таблицу, используя даты: 1380 г., 1703 г., 1812 г., 1941–1945 гг., 1961 г., 1147 г. Укажи век.

Событие

Год

Век

Бородинское сражение

   

Первый полет человека в космос

   

Великая Отечественная война

   

Куликовская битва

   

Основание Санкт-Петербурга

   

Первое упоминание о Москве

   

Уровни выполнения задания 7

  • 4-й уровень – задание выполнено верно;

Событие

Год

Век

Бородинское сражение

1812

XIX

Первый полет человека в космос

1961

XX

Великая Отечественная война

1941–1945

XX

Куликовская битва

1380

XIV

Основание Санкт-Петербурга

1703

XVIII

Первое упоминание о Москве

1147 г.

XII

  • 3-й уровень – допущены 1–2 ошибки;

  • 2-й уровень – допущены 3–4 ошибки;

  • 1-й уровень – допущено более 4 ошибок.