Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №24/2009

Я иду на урок

Ольга Рябикова ,
учитель МОУ № 2 Многопрофильный Лицей, р.п. Исса, Пензенская область

Пенза - край любимый

Классный час

...край родимый,
Край мой пензенский,
Ты и есть моя Россия!

(А. Сазонов)

Учебные материалы. Физическая карта Пензенской области; портреты М.Ю. Лермонтова, В.Г. Белинского, А.И. Куприна; выставка книг; интерактивная доска; презентация-сопровождение.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Учитель. Дамы и господа! Леди и джентльмены! Туристическое бюро «Не сиди дома» предлагает нам совершить увлекательную экскурсию по памятным местам родного Пензенского края. Фирма «Краевед» предоставила нам небольшой комфортабельный самолет. Приглашаю всех занять свои места в салоне.
Фирма «Краевед» учредила приз самому любознательному, эрудированному пассажиру, который ответит на ряд вопросов. Вопросы о памятных местах нашей области и ее известных людях вам будут задавать каждый раз перед посещением достопримечательности.
Итак, в путь! Первый вопрос: какую площадь занимает территория Пензенской области?

Дети. Свыше 43 тыс. кв. км.

Ученик 1. В юго-западной части Среднего Поволжья на стыке трех природных зон – лесов, степи и лесостепи – находится Пензенская область, занимающая площадь свыше 43 тыс. кв. км. На ее территории живут и трудятся представители почти ста национальностей. Город Пенза основан в 1663 году как крепость на границе Московского государства для защиты от набегов кочевников. С 1801 года она стала центром губернии, игравшей важную роль в жизни России.

Ученик 2. Край располагает мощным промышленным и экономическим потенциалом. Его предприятия выпускают химическое оборудование, компрессоры, лекарственно-медицинские препараты, станции спутникового телевидения. Год от года растет объем внешней торговли. Наша область относится к разряду сельскохозяйственных регионов России. Активно развивается перерабатывающая промышленность, выпускающая высококонкурентную продукцию.

Ученик 3. Велик вклад Пензенской области в российскую и мировую культуру. Мы по праву гордимся своими земляками, прославленными русскими художниками, поэтами, писателями, артистами и учеными, составившими целое созвездие блистательных имен. К числу старейших в стране относятся музыкальное и художественное училища, перешагнувшие вековой юбилей. В университетах и других высших учебных заведениях области обучается свыше 25 тысяч студентов, среди которых немало молодежи из-за рубежа. Большое внимание в области уделяется физической культуре и спорту. Здесь работают школы олимпийского резерва по прыжкам в воду, плаванию, борьбе и легкой атлетике, воспитанники которых прославили нашу страну на крупнейших соревнованиях.
Многие гости, посетившие Сурский край, отмечают наше радушие и гостеприимство.

У. Прежде чем мы прибудем к пункту назначения, ответьте: детские годы какого поэта прошли в нашей области?

Д. Михаила Юрьевича Лермонтова.

У. Место нашего приземления – «Тарханы».

Выступление учеников по теме: «Государственный Лермонтовский музей-заповедник “Тарханы”».

М.Ю.Лермонтов
М.Ю.Лермонтов

Ученик 4. Пензенская земля по праву считается колыбелью великого русского поэта М.Ю. Лермонтова. Его детство прошло недалеко от Пензы в «любезных сердцу Тарханах» (ныне г. Лермонтов), в имении бабушки Е.А. Арсеньевой.
Посмотрите на дом, где вырос поэт. В одном из стихотворений он писал:

...И вижу я себя ребенком, и кругом
Родные все места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей;
Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,
А за прудом село дымится – и встают
Вдали туманы над полями.

За два года до школы бабушка сделала внуку подарок – они поехали на Кавказ, в Пятигорск. Несколько лет спустя Лермонтов писал: «Синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы взлелеяли детство мое, вы носили меня на своих... хребтах, облаками меня одевали». Именно там старая грузинка-гадалка предсказала ему, что он будет великим человеком. Эти слова поразили мальчика. Он поверил в себя. Через всю жизнь Михаил Юрьевич пронес в своем сердце любовь к природе Кавказа.

Ученик 5. Но не меньше любил он свой родной Пензенский край. Лермонтов писал:

Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка,
Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой...

Среди этой удивительной красоты проходило детство Миши Лермонтова с мальчишескими играми в войну и занятиями гимнастикой, верховой ездой летом и катанием с ледяных гор зимой, устраиванием детского театра и игрой с крестьянскими детьми.

Усадьба Тарханы

Усадьба Тарханы

Ученик 6. Сюда он постоянно приезжал и позднее, находя отраду и отдохновение в любимых уголках родной природы.
Сюда из Пятигорска был перевезен прах поэта, чтобы найти вечный покой на Пензенской земле. В 1974 году в Тарханы был перенесен и прах отца поэта Ю.П. Лермонтова.
В 1939 году здесь был открыт Дом-музей М.Ю. Лермонтова, преобразованный в 1944 году в музей-усадьбу, а в 1969 году – в музей-заповедник.
Сегодня сотни тысяч людей приезжают в Тарханы, чтобы выразить свою любовь национальному гению. Они проходят по старинному парку, любуясь прудами, посещают барский дом, где представлена мемориально-бытовая экспозиция, включающая личные вещи поэта, знакомятся с экспозициями в доме ключника и людской, заходят в небольшую церковь Марии Египетской, построенную в 1820 году.
Ежегодно в первое воскресенье июля в Тарханах проходят Всероссийские Лермонтовские праздники.

У. Ребята, давайте вспомним и о Виссарионе Григорьевиче Белинском, о котором более подробно вы узнаете в старших классах.

В.Г.Белинский

В.Г.Белинский

Ученик 7. Город Белинский (Чембар) находится в нескольких километрах от Тархан. В этих местах провел свое детство литературный критик ХIХ века В.Г. Белинский, автор статей о Пушкине, Лермонтове, других писателях и поэтах. Белинский писал о М.Ю. Лермонтове: «Явился Лермонтов и первыми своими опытами заставил всех смотреть на его талант с изумленным ожиданием чего-то великого. Много ли успел написать он в течение своего краткого (четырехлетнего) литературного поприща?.. А между тем, нужен был только один смелый голос, чтоб за Лермонтовым с первых же опытов его утвердить имя великого, гениального поэта».

Ученик 8. Белинский говорил о Лермонтове как о наследнике Пушкина: «Лермонтов не только укрепил и расширил достижения основоположника национальной русской литературы, но и поднял их на новую высоту...» Виссарион Григорьевич встретил гибель поэта на дуэли «горькими слезами о невозвратимой утрате, которую понесла осиротелая русская литература в лице Лермонтова».
В 1938 году дом, где жил Виссарион Григорьевич Белинский, великий литературный критик и публицист, был превращен в мемориальный музей. Сегодня богатая коллекция материалов о его жизни и творчестве размещена в здании бывшего уездного училища и двухэтажном доме купцов Артюшиных. Первозданная природа, памятники истории и культуры привлекают сюда тысячи туристов.

В этом доме прошло детство писателя

В этом доме прошло детство писателя

У. Путешествуя по Пензе литературной, заглянем в село Наровчат – ведь именно здесь находится музей замечательного русского писателя, нашего земляка, автора рассказа «Белый пудель». О ком пойдет речь?

Д. Это Александр Иванович Куприн.

А.И.Куприн
А.И.Куприн

Ученик 9. Родился Александр Иванович Куприн в уездном городе Наровчате. Мальчику не было и года, когда умер его отец. Мать осталась одна с тремя детьми. Она продала дом и уехала в Москву. Саша жил с матерью во Вдовьем доме – пансионе для престарелых женщин дворянского происхождения. Много пришлось испытать матери писателя, чтобы вырастить детей и вывести их в люди. В родном Наровчате Куприн больше никогда не был, но в пензенских краях не раз гостил, будучи уже известным писателем. В экспозиции музея собраны многочисленные документы, фотографии, рассказывающие о его «хождениях по Руси» и горьких годах эмиграции. Здесь можно видеть мемориальные вещи, переданные в музей дочерью.

У. Ребята, на уроках литературного и внеклассного чтения мы знакомились с произведениями Куприна о животных. Назовите их.

Выслушиваются ответы детей.

– Послушайте отрывок из рассказа Куприна и вспомните его название:

«Я силен. Я сильнее всех собак на свете. Это они узнают еще издали по моему запаху, по виду, по взгляду. Строгие правила собачьего единоборства воспрещают мне трогать сдавшегося, и я не нахожу себе достойного соперника для хорошей драки... А как иногда хочется... Впрочем, большой тигровый дог с соседней улицы совсем перестал выходить из дома после того, как я его проучил за невежливость».

Д. Это рассказ А.И. Куприна «Сапсан».

Учитель показывает иллюстрацию.

У. К какому произведению А.И. Куприна относится эта иллюстрация?

Д. «Белый пудель».

У. А сейчас послушайте описания животных и определите, из какого произведения А.И. Куприна эти герои:

«Основной чертой его характера была деликатная, почти застенчивая вежливость». (Жулька из рассказа «Барбос и Жулька».)

«...Невелик ростом, но... широкогруд. Уши... вечно носили на себе следы “боевых схваток”. Он отличается “верностью, независимым характером и тонким слухом”». (Барбос из рассказа «Барбос и Жулька».)

«Так мы прошли верст пять-шесть и, наконец, издали услышали тонкий, тихий, жалобный визг. Он становился с каждым шагом все яснее, пока мы не убедились, что это визжит небольшая собачка...» (Завирайка из рассказа «Завирайка».)

– Наше путешествие подходит к концу. Конечно, за короткое время мы не смогли посетить все достопримечательности нашего края, но эта работа будет продолжена.
А сейчас мы подводим итоги. Самому эрудированному и любознательному вручается приз от фирмы «Краевед».
Ребята, что нового вы узнали сегодня? Появилось ли у вас желание продолжить работу?

– Мы обязательно будем еще путешествовать по Пензенскому краю. Нас ждет много интересного. До новых встреч!

Ученик 10.

Пройдись по Пензенскому краю,
Когда он в зелень весь одет,
Когда черемуха купает
В Суре свой ароматный цвет.
Сады в одежде белоснежной,
В зеленом бархате земля.
Недаром Лермонтов так нежно
Любил родимые поля...