Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №24/2009

Я иду на урок

Татьяна Михайлюк ,
Новоивановская СОШ, Амурская обл.

Слог, слово, предложение

Обучение грамоте. 1 класс

Тема. «Слог, слово, предложение» (закрепление).

Цели. Закреплять умения делить слова на слоги, составлять предложения.

Учебные материалы. Теремок (модель); рисунки героев (Заяц, Мышка, Лиса, Волк, Медведь); колоски со словами; карточки со словарными словами, элементами букв.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Введение в тему

Учитель. Сегодня, ребята, мы отправимся в сказку.

Стук в дверь. Входит почтальон Печкин и отдает письмо.

– Письмо поможет нам отгадать, в какую сказку мы отправимся. В письме загадки. Начальные буквы отгадок помогут нам прочитать название сказки.

То я в клетку, то в линейку –
Написать по ним сумей-ка!
Можешь и нарисовать.
Что такое я? (Тетрадь.)

Т

Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год? (Ель.)

Е

Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой. (Рыбка.)

Р

Вкус у ягоды хорош,
Но сорви ее поди-ка:
Куст в колючках, будто еж, –
Вот и назван... (ежевика).

Е

Невидимкой осторожно
Он является ко мне,
И рисует, как художник,
Он узоры на стекле. (Мороз.)

М

Межи деревянные,
А поля стеклянные. (Окно.)

О

Выгнул спину он дугой,
Замяукал. Кто такой?
Потянулся сладко –
Вот и вся зарядка. (Кот.)

К

– Что же за слово у нас получилось, ребята?

Дети. Теремок.

У. Итак, мы сегодня вместе с героями сказки «Теремок» повторим, что такое слог, слово, предложение, как разделить слова на слоги и какие бывают предложения.
Повторим сами и научим всему, что знаем, героев сказки.

III. Повторение пройденного материала

1. Звуковой анализ

У. Сколько в слове теремок букв? звуков? Сколько гласных? согласных?
Назовите мягкие (твердые) согласные.
Назовите звонкие (глухие) согласные.
Сколько в слове слогов? Почему?

Дети отвечают.

2. Перенос слов

У. Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок, не высок, не высок.

Учитель выставляет модель теремка.

– Бежала по полю Мышка, собирала колоски со словами, которые нельзя переносить.

На доске – модели колосков с написанными на них словами: осень, март, орех, липа, улей, мел, класс, ручка, дверь, ученик.

Задание

Вариант I. Выпишите слова, которые нельзя переносить.

Вариант II. Выпишите слова, которые можно переносить.

Ученики проверяют работы друг друга.

3. Чистописание

У. Увидела Мышка теремок и спрашивает: «Кто, кто в теремочке живет?» Какое это предложение по цели высказывания?

Д. Вопросительное.

У. Почему?

Д. Оно содержит вопрос.

У. Никто не ответил Мышке. Хотела она войти, а теремок не открывается. Смотрит Мышка, лежит ключ с заданием.

Задание. Запишите элементы буквы З.

Анализ буквы З, запись элементов и буквы в тетрадь.

– Вот и открылся замок. Стала Мышка жить в теремке.

4. Словарная работа

У. Бежит по полю Заяц. Смотрит – стоит в поле теремок. Постучал Заяц в дверь.

Задание. Покажите, как постучал Зайка. Что он спросил? Предположите, что ответила Мышка.

Дети показывают и отвечают.

– Говорит Зайка: «Пусти меня жить».
«А что ты умеешь делать?» – спрашивает Мышка.
«Я научу тебя правильно писать слово заяц».

Задание. Запишите слово, поставьте ударение, подчеркните букву безударного гласного звука, составьте схему к слову.

«А теперь проверим, как ребята умеют писать словарные слова», – говорит Мышка.

Каждый ученик получает карточку-теремок.

Задание. Вставьте пропущенную букву:

т...традь, учит...ль, п...нал, л...пата, п...льто

– Стали дружно поживать Мышка-норушка да Зайка-побегайка.

5. Развитие речи

У. Бежит по лесу Лиса – при беседе краса. Видит в поле теремок. Какой он?

Д. Он не низок, не высок.

У. Покажите, как бегает Лиса.

Дети имитируют движения.

– Постучала Лиса и спрашивает. Что спрашивает Лиса?

Д. «Кто в теремочке живет?»

У. Что ей ответили? О чем спросили?

Д. «Что умеешь делать?»

У. «Я умею составлять рассказ по картине», – ответила Лиса.

Задание. Составьте рассказ по картине. Запишите два предложения (у доски с комментированием). Составьте схемы к предложениям.

6. Запись предложений

У. Бежит по полю Волк-Волчище, серый хвостище. Видит в поле теремок. Постучал Волк и говорит: «Пустите меня в теремок, я умею писать предложения по памяти». А вы, ребята, умеете?

Задание. Запишите предложения (блок № 4 по пособию Федоренко).

7. Деление слов на слоги

– Идет по полю Медведь, увидел теремок и спрашивает: «Кто-кто в теремочке живет?» Кто ответил Медведю?

Д. Мышка, заяц, лиса, волк.

У. «Пустите меня к себе жить, я умею делить слова на слоги и вас научу». А вы, ребята, умеете?

Задание. Выпишите в три столбика по схемам слова: котята, садик, дом, кусты, собака, деревня, петух, стол, осень, день, ручка, машина, класс.

У доски три ученика выполняют задание, каждый подбирает слова к своей схеме.

IV. Итог урока

У. Чему научили нас герои сказки «Теремок»?

Выслушиваются ответы детей.

– Давайте поблагодарим их.

Спонсор публикации статьи: компания BAON, выпускающая и реализующая стильную, практичную и качественную одежду для мужчин и женщин. Постоянно расширяющийся ассортимент, появление новых товарных групп, более 1000 моделей в каждой сезонной коллекции – вот лишь некоторые слагаемые успешного продвижения шведского бренда в России и странах СНГ. Сотрудники компании готовы разделить с Вами свой успех и предлагают Вам стать участниками программы франчайзинга мужской одежды под маркой BAON. Для Вашего магазина будет разработан индивидуальный дизайн-проект, персонал пройдет обучение технологиям мерчандайзинга и технологиям продаж, Вы получите консультации по всем бизнес-процессам, связанным с работой предприятия. Более подробную информацию по франчайзинговой программе BAON можно получить на сайте компании по адресу: http://www.baon.ru/.