ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Ольга РЯБИКОВА,
учитель школы № 2,
р. п. Исса,
Пензенская область

Добрыня Никитич

Литературное чтение

2-й класс

Тема. «Добрыня Никитич» (былина).

Цели. Сформировать у учащихся понятие о былине – виде устного народного творчества, создать у детей целостный образ героя; развивать речь учащихся; работать над выразительностью и техникой чтения; воспитывать устойчивый интерес к чтению произведений устного народного творчества.

Оборудование. Учебник «Родная речь» (кн. 2, ч. 1) (сост. М.В. Голованова и др.); репродукция картины В. Васнецова «Богатыри»; толковый словарь; рисунок гуслей; магнитофон; аудиозапись «Ростовские звоны».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Введение в тему урока

Учитель. Ребята, на протяжении нескольких уроков мы гостили в царстве сказок. Сказка – это вид устного народного творчества. Какие еще виды устного народного творчества вам известны?

Дети. Пословицы, поговорки, потешки, небылицы.

– Скороговорки, докучные сказки.

У. Сейчас я прочитаю вам отрывок из произведения, которое тоже относится к устному народному творчеству. Послушайте его внимательно.

Учитель читает отрывок из книги «Русская старина», с. 58:

«Как во стольном граде Киеве собрались три богатыря святорусских, три брата названых: старый казак Илья Муромец да молодые Михайло Потык с Добрыней Никитичем. И сказал Илья таковы слова:
– Хватит нам, русским богатырям, по домам сидеть, словно тараканам запечным! Пора нести службу богатырскую – ехать по дальним землям-краям, глядеть, не собирается ли походом недруг на землю Русскую, показывать нашу удаль да силу молодецкую. Поезжай-ка ты, Добрынюшка, за синь-море соленое, а я, старик, поеду во чисто поле, в дальнее раздолюшко...»

– Известен ли вам вид этого произведения?

Д. Немножко похоже на сказку.

– Нет, это не сказка. Это произведение читается плавно, нараспев. Сказки так не читают.

У. Ребята, сегодня мы познакомимся с новым видом устного народного творчества – былиной.

III. Рассказ учителя о былине

У. Быль, былина, бывальщина... Как вы понимаете значение этого слова?

Дети отвечают.

– Прочитайте, как Владимир Иванович Даль поясняет значение этого слова.

На доске:

Былина – рассказ о том, что было, что случилось, рассказ невымышленный и правдивый.

– Жили когда-то на Руси Великой люди – песенники-сказители. Они сочиняли и пели-рассказывали былины – разные истории про богатырей русских, про битвы с лютыми врагами, про царства-государства чужеземные, про великого князя Киевского Владимира Красно Солнышко и княжну Апраксию, их дружинушку могучую, про чудеса невиданные: Змеище Горынище, морского царя Водяника.
И сложено было этих былин и ходило их по Руси великое множество.
Есть былины веселые и грустные – о царях и простых людях, о мужестве, трусости и глупости.
Долгие годы, целые века передавались былины от человека к человеку, от одного к другому. И часто первые сведения о земле, на которой живут, дети получали из уст певцов-сказителей.

IV. Первичное восприятие текста

У. Сейчас я прочитаю былину «Добрыня Никитич». Вам встретится выражение «гусли яровчатые».

Учитель показывает иллюстрацию с изображением гуслей и читает сноску внизу страницы.

– Представьте себе седовласого старца, который сидит в окружении внимательно слушающих его людей. Его пальцы слегка касаются струн гуслей, лежащих у него на коленях. Льется неторопливая спокойная мелодия. Певец-сказитель начинает былину про Древнюю Русь, про времена стародавние.

Учитель читает текст под негромкое звучание «Ростовских звонов».

– Что показалось вам необычным?

Д. Распевное чтение произведения.
– Много слов, значение которых непонятно.

У. Как звали народного героя?

Д. Добрыня Никитич.

V. Беседа по изобразительному искусству

У. Многие русские художники обращались в своем творчестве к изображению былинных героев. Посмотрите внимательно на репродукцию картины. Знакома ли она вам?

10.gif (6784 bytes)Д. Я видел эту картину в кабинете изобразительного искусства.
– А я видела в книге, в которой рассказывалось о художнике Васнецове.

У. Да, ребята, это картина «Богатыри» Виктора Васнецова. Она создавалась художником с 1881 по 1898 год. Кто на ней изображен?

Д. Я вижу на картине богатырей.
– Это всадники, они вышли в дозор.

У. Изображенные на богатырском выезде всадники, по словам художника, «примечают в поле – нет ли где ворога, не обижают ли где кого?». В центре группы – Илья Муромец, слева от Ильи, княжеский дружинник Добрыня Никитич, справа – Алеша Попович, он весь порыв и смелость. Давайте остановим свой взор на образе Добрыни Никитича, ведь он главный герой урока.

Опишите его внешность.

Д. Добрыня Никитич одет в богатырские доспехи.
– В правой руке держит меч, он готов к бою.
– У Добрыни мужественное лицо, большая борода, широкие плечи.
– Конь под ним богатырский.

У. Да, ребята, вы правы: художник изобразил Добрыню Никитича мужественным, отважным воином, готовым сию минуту вступить в бой с врагами земли Русской...

VI. Работа с текстом

У. Прочитайте последний абзац былины.

Дети читают текст.

– Каким был Добрыня Никитич? Какой образ вам представился?

Д. Добрыня был широк в плечах, брови у него черные, глаза зоркие.
– Волосы у Добрынюшки кудрявые, лицо румяное.
– Он очень сильный и ловкий.
– Добрыня был защитником Родины, как и другие богатыри.

У. Прочитайте весь текст про себя. Подчеркните слова, значения которых вы не знаете.

Дети выполняют задание.

VII. Словарная работа

Учитель вместе с детьми разбирает значения слов, записанных на доске.

На доске:

  • Преставился – умер.

  • Бывальщина – то, что было на самом деле.

  • Муж честной – надежный, правдивый, кому можно во всем доверять (В.И. Даль).

  • Грамота в науку пошла – научился грамоте, стал много знать.

  • Писать орлиным пером – пером орла.

  • Единый сын – единственный.

  • Складывать песни – сочинять песни.

  • Овдовела – осталась одна, без мужа.

У. Найдите и прочитайте слова, в которых описано отношение Добрыни к учебе, к любви, к матери.

Дети выполняют задание.

VIII. Наблюдение за языком былины

У. Былина – русская народная эпическая песня, сказание о богатырях. Былина – произведение устного народного творчества. Давайте понаблюдаем за ее языком. Какие выражения делают язык былины изобразительно-выразительным?

Д. Гусли звонкие, яровчатые; море синее; добрые люди.

У. На какие повторы слов вы обратили внимание?

Д. Рос-подрастал, скорым- скоро, жил-поживал.

У. В каких произведениях устного народного творчества вы уже встречали такие слова и выражения?

Д. Некоторые из этих слов нам встречались в сказках.

IХ. Итог урока

У. Что нового вы узнали на уроке?

Д. Мы познакомились с новым видом устного народного творчества – былиной.

– Узнали о русских богатырях.

У. Каким был Добрыня Никитич?

Д. Добрыня Никитич был смелым, мужественным воином.

– У богатыря широкие плечи, огромная борода, доброе сердце.

У. Чему нас учит былина?

Д. Былина учит нас быть добрыми, любить свою Родину.

– Защищать Родину от врагов в трудное время.

Х. Домашнее задание

Подготовиться к выразительному чтению былины.

TopList