ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Наталья НОВОСЕЛЬЦЕВА,
учитель школы с. Графовка
Белгородской области

Животные и растения болот

Окружающий мир. 2-й класс

Тема. «Животные и растения болот».

Цели. Познакомить учащихся с обитателями болот, растениями; развивать наблюдательность и любознательность; воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Оборудование. Учебник «Окружающий мир. 2-й класс» (авт. Н.Ф. Виноградова); схема-таблица «Водоемы» с карточками; таблица «Болото»; макет солнышка; гербарий; ягода клюква; иллюстрации, фотографии, рисунки растений, животных болот; коллекция «Торф»; корзинки с «ягодами»; проигрыватель; грампластинка с записью голосов птиц, лягушек; огоньки-лампочки; рисунки с изображениями героев произведения М. Пришвина «Кладовая Солнца» – Митраши и Насти; шапочки-маски лягушек.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

Несколько учеников работают по индивидуальным карточкам.

Карточка 1

1. В каком состоянии может находиться вода?

Обведи нужное кружком:

а) бесцветное;
б) жидкое;
в) твердое;
г) прозрачное;
д) газообразное.

2. Закончи предложения.

Начало реки называется...

Место, где река впадает в море, озеро или другую реку, называется...

 

Карточка 2

1. Перечисли изученные водоемы.

2. Обозначь части растения.

Класс работает с таблицей-схемой «Водоемы».

На доске:

Дети вспоминают названия водоемов, учитель вставляет карточки с их названиями в соответствующие прямоугольники.

III. Сообщение темы урока, постановка учебных задач

Учитель. Ребята, тему сегодняшнего урока вы определите сами, если отгадаете загадку:

Все обходят это место:
Здесь земля – как будто тесто,
Здесь осока, кочки, мхи,
Нет опоры для ноги.

Дети. Болото.

В пустое окошко таблицы-схемы «Водоемы» вставляется карточка со словом болото.

У. Сегодня на уроке мы заглянем на болото, познакомимся с особенностями его растительного и животного мира.

IV. Знакомство с новым материалом

У. Все началось 15 000 лет тому назад. Тогда огромные ледники покрывали поверхность Земли.
Но климат менялся, и они стали таять, оставляя после себя многочисленные следы: небольшие впадины, образованные ледниками, заполнялись водой. Если в низинах (впадинах) нет стока воды, в таких местах образуются болота. В болоте вода стоячая, поэтому оно постепенно зарастает осокой, водорослями, мхами. Отмирая, они образуют толстый слой ила на дне. Ходить по болотам опасно. Оступившись, можно провалиться в трясину, из которой невозможно выбраться без посторонней помощи.
Совершить увлекательное, но опасное путешествие на Блудово болото за ягодой клюквой нам помогут герои произведения М. Пришвина «Кладовая солнца» Настя и Митраша.

Учитель прикрепляет на доску рисунки с изображениями Митраши и Насти.

– Назовите ягоды, которые растут на болоте.

Д. Клюква, черника, голубика, брусника, морошка.

У. Укажите особенности этих растений.

Д. Кустарники низкорослые, корни стелют по верху, вглубь не идут.

– Листья особой формы, чаще узкие, жесткие.

У. Почему кустарники плохо растут на болоте?

Д. Из-за большой влажности, неустойчивой опоры.

– Лучше растут на болотах особые виды травянистых растений, хорошо приспособившиеся к болоту.

Учитель рассказывает о ягодных кустарниках.

Клюква – вечнозеленый кустарник. Ее ягоды кислые и очень полезные для здоровья. Растет в болотах, собирают ее поздней осенью. Ягоды могут долго храниться свежими. Из них делают морсы, компоты, кисели, варят варенье.

У черники – стебелек тоненький, тянется вверх. По стебельку, как крылышки, в разные стороны торчат зеленые листики, а у листиков сидят мелким горошком чернички – почти черные ягодки с синим налетом. В народе даже поговорку о ней сложили: «В доме, в котором едят чернику, врачу делать нечего». Как вы понимаете эту поговорку?
Ягоды сушат, протирают с сахаром, варят из них варенье.

Голубика растет кустиком в болоте. Название растения происходит от цвета – голубая ягода. Из ее ягод варят варенье.

Брусника – кустарник. Из ее ягод варят варенье, делают мармелад.

Морошка – травянистое растение. Ее ягоды употребляют в пищу свежими, мочеными, делают из них варенье. Это хорошее средство против цинги – заболевания десен.

– Но не только ягоды растут на болотах. Есть и другие травянистые растения. Прочитайте о них в учебнике. Выделите при работе с текстом особенности болотной растительности.

Класс делится на группы. После чтения статьи каждая группа сообщает выводы, которые были совместно сформулированы. Заранее подготовленные учащиеся делают сообщения о других травянистых растениях. Рассказ сопровождается показом рисунков.

Ученик 1. Росянка – удивительное хищное растение. Ее листья покрыты волосками. На волосках – капельки жидкости, похожие на мелкие росинки. Отсюда и название растения. Жидкость привлекает насекомых. Ну как не присесть на эти блестящие капельки росы! Сядет насекомое на лист и приклеится. Лист закрывается, насекомое переваривается, остается только твердый хитиновый покров и крылышки. Так росянка питается.

У. Как вы думаете, почему только на болотах попадается вид растений-хищников?

Дети отвечают.

– В природе все разумно: в воде болот мало нужных растениям веществ – их вымывает и уносит вода. Вот росянка, например, и добирает их из организмов насекомых, которыми она питается.

Ученик 2. Сфагнум – это мох, который можно увидеть на болоте. Он может быть зеленым, бурым, белым и даже красным. Растет он всю свою жизнь. Точнее, растет его верхняя часть, а нижняя постепенно отмирает, образуя торф. Слово «сфагнум» в переводе с греческого означает «губка». Этот мох способен впитывать невероятно много воды – в 30–40 раз больше, чем весит сам!

Ученик 3. Кукушкин лен – это тоже мох. Он нередко растет рядом со сфагнумом. Если сфагнум мягкий и нежный, то кукушкин лен жесткий и упругий. Вытягивается в высоту до 40 см.

Учитель показывает гербарий с образцами мха, коллекцию «Торф».

У. Чем мхи отличаются от другой болотной растительности?

Д. Стебли травянистые, корни неглубокие, растут в воде. Размножаются мхи мелкими спорами – особыми видами пыльцы, которые разносятся ветром.

У. Почему на болотах мало видов деревьев, а те, которые есть, – низкорослые, чахлые?

Д. На болоте слишком много влаги. Многие минеральные вещества вымываются, корни растений в воде вымокают, задыхаются без воздуха. Создать надежную опору в этих условиях они не могут.

У. А теперь – рубрика «Путешествие в прошлое».

Над таблицей «Болото» зажигаются мигающие огоньки. Появляется Болотная ведьма.

Ведьма. Испугались? Страшно? В темные ночи над болотом появляются огни. Откуда они? На дне болот гниют останки погибших растений и животных. Образуются газы, которые выходят на поверхность и от кислорода, находящегося в составе воздуха, загораются. В старину думали, что на болоте живут злые духи, поэтому сюда не ходили поодиночке и далеко не заходили. Считалось, что ходить спокойно по болотам могут только колдуны и ведьмы.

V. Физкультминутка

Ведьма проводит физкультминутку.

Ведьма.

На болото мы пойдем,
Много клюквы наберем –
Кислой, приятной,
Очень ароматной.

Ведьма угощает всех клюквой.

VI. Знакомство с новым материалом (продолжение)

У. Какие виды животных вы знаете?

Д. Звери, птицы, рыбы, насекомые.

У. Где в природе бывает много животных?

Д. Там, где много пищи и надежное укрытие.

У. Подумайте: много ли подходящей пищи для зверей на болотах?

Дети отвечают.

– Хотя на болотах много травянистых растений, они грубые, невкусные, да и ходить по болоту трудно, поэтому зверей на болотах мало. Сюда изредка заходят лоси – с их длинными ногами болото не очень страшно. Лось любит водоросли, даже ныряет в воду за ними.
Рассмотрите таблицу, назовите известные вам виды насекомых, птиц. Как вы думаете, почему их на болоте много?

Д. Для них здесь много корма.

У. Что общего во внешнем виде этих птиц?

Д. У всех длинные ноги – так удобнее ходить по болоту. Длинные клювы помогают им доставать пищу из воды. Все они летают, а утки еще и плавают.

У. Живет на болоте интересная птица – выпь. Окраска у нее не ровная, а полосатая, что хорошо маскирует птицу. Если эта птица чувствует опасность, она замирает, вытягивает шею и... становится невидимой. Охотится она ночью: долго стоит у воды и наблюдает, не проплывет ли мимо добыча. Как только увидит выпь малька, головастика или рыбешку, делает молниеносный выпад – и добыча оказывается в клюве.
По вечерам и утрам над болотом можно услышать протяжный, гулкий звук, похожий на вой. Это голос выпи.

Учитель включает грамзапись голоса выпи.

– Кроме перечисленных животных, на болоте водятся лягушки.

Выходят две ученицы в шапочках-масках лягушек.

Лягушка 1.

На болоте две подружки –
Две зеленые лягушки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.

Лягушка 2.

Лапками топали, лапками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет,
Вам, друзья, физкультпривет!

Дети повторяют движения за лягушками.

У. Сегодня вы узнали много интересного о болотах. Это настоящая кладовая солнца. Болота – хранилища и регуляторы пресной воды рек. Здесь есть замечательные вкусные и полезные ягоды, богатые витаминами.

Как вы думаете, надо ли охранять болота?

Дети отвечают.

– У нас в стране более 150 болот находится под охраной. Если люди начнут уничтожать болота, исчезнет все то замечательное, что есть в кладовой солнца.

VII. Закрепление изученного материала

У. А теперь ответьте на вопросы литературной викторины «Кто живет на болоте?». Назовите автора и произведение, из которого взят отрывок. Какие животные и растения болот упоминаются в этих произведениях?

  • «Она схватила ореховую скорлупку с девочкой и выпрыгнула через окно в сад.
    В саду протекала речка, а у самого ее берега было топкое болото. Здесь-то, в болотной тине, и жила старая жаба со своим сыном». (Х.К. Андерсен. «Дюймовочка».)

  • «Наш бегемот провалился в болото.
    И ни туда, ни сюда!
    О если вы не придете,
    Он утонет, утонет в болоте!
    Ох, нелегкая это работа –
    Из болота тащить бегемота...» (К.И. Чуковский. «Телефон».)

  • «А у младшего сына, Ивана-царевича, стрела поднялась и улетела сам не знает куда. Вот он шел-шел, дошел до болота, видит – сидит лягушка, подхватила его стрелу». (Русская народная сказка «Царевна-лягушка».)

  • «А выпь стоит в камыше, вытянулась тонкая-тонкая и вся в желтые и коричневые полосы раскрашена. Стоит, качается взад-вперед, взад-вперед». (В. Бианки. «Первая охота».)

  • «Комарик сел на листочек, опустил нос в капельку, а капелька липкая, клейкая. Влип комариный нос.

Вдруг реснички зашевелились, потянулись, как щупальца, схватили комарика. Закрылись круглые листочки. А когда раскрылись, упала на землю пустая комариная шкурка». (В. Бианки. «Страшное растение».)

VIII. Подведение итога урока

У. Что нового вы узнали об обитателях водоемов?

Что вас поразило?

Что еще вам хотелось бы узнать о болотах?

Дети отвечают на вопросы.

– Прочитав материалы учебника, вы получите ответы на интересующие вас вопросы.

Я хочу, чтобы вы выразили свое отношение к уроку. Если он вам очень понравился, прикрепите к болоту «клюкву». Если не очень – «голубику». А уж если совсем не понравился – «чернику».

Дети берут «ягоды» в корзиночках.

– Спасибо за оценку. Мне было очень приятно работать с вами.

 

TopList