В СОЮЗЕ С ПСИХОЛОГИЕЙ

Галина СЕМЕНОВА,
педагог-психолог школы № 1106,
г. Москва

Продолжение. См. № 2/2007 г.

Развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников

ТЕМА 6. ПРОФЕССИЯ — ИНЖЕНЕР

ЗАНЯТИЕ 11

Разминка «Зрительная память»

Внимательно посмотрите на рисунок в течение одной минуты, затем повторите изображения в той же последовательности у себя в тетрадях (рис. 1).

Рис. 1

Рис. 1

Дискуссия

Ведущий. Вы познакомитесь сегодня с очень интересной профессией, которая называется «инженер». Попробуйте сначала описать ее самостоятельно.

Устные ответы учащихся затем ведущий обобщает в виде краткого описания:

Инженеры создают и поддерживают в рабочем состоянии машины, механизмы, то есть любые технические приборы и устройства. Многое из того, что нас окружает и без чего теперь невозможно представить свою жизнь, создано трудом инженеров.
Какие учебные предметы необходимо знать будущему инженеру? Зачем ему нужны математика, русский и иностранный язык и история, география?
Какими способностями должен обладать инженер? (Сначала ответы дают учащиеся).
Какую способность вы проверяли во время разминки? Зачем инженеру нужна хорошая зрительная память? (Для того чтобы проектировать приборы и механизмы или устранять в них неисправности, необходимо досконально знать и мысленно представлять их устройство.)
Перед тем как создать любое техническое устройство, обычно требуется грамотно сделать расчеты. Далее — нужно уметь анализировать все этапы работы, чтобы выявлять ошибки и устранять неисправности. Поэтому для инженера очень важны математические способности. Проверить их можно с помощью следующих заданий:

1. Впишите числа 4, 6, 7 и 8 так, чтобы уравнение было верным. ( _ + _ ) x ( _ – _ ) = 30

2. Впишите недостающие числа:

37

28

32

23

_

_

35

31

27

23

_

_

9

18

27

_

45

_

3. Впишите отсутствующие числа (рис. 2).

Рис. 2

Рис. 2

4. В каждый из четырех квадратов впишите номер отсутствующей фигуры (рис. 3).

Рис. 3

Рис. 3

Инженер должен уметь мыслить конструктивно, в природном или искусственном материале видеть будущее техническое устройство. Но сначала давайте вспомним, из чего состоят окружающие нас предметы.

Игра

Класс делится на три команды. Каждой команде дается одно из названий материалов (стекло, пластмасса, металл, дерево, кожа, шерсть, поролон, бумага и т.п.). Участники игры должны перечислить, что из данного материала изготавливают. За каждый правильный ответ команда получает по одному очку. Команды имеют возможность также заработать очки при дополнении ответов других команд.

Работа с подсобным материалом

Ведущий. Конструктивные способности предполагают умение видеть, из каких частей состоят окружающие нас предметы, их сходства и различия относительно этих частей, умение их перемещать для получения новых предметов.
Следующие задания помогут вам проверить, есть ли эти способности у вас:

1. Необходимо выбрать из фигур справа такие три, из которых можно составить квадрат, данный на образце слева (рис. 4).

Рис. 4

Рис. 4

2. Для выполнения следующих пяти заданий потребуется набор карандашей (рис. 5).

Рис. 5. Лишний карандаш

Рис. 5. Лишний карандаш

3. Необходимо сконструировать из геометрических фигур («китайская головоломка») изображения, показанные на рис. 6. (Сначала детали изображений не конкретизируются.)

4. Для каждой фигуры из тех, что представлены на рисунке, надо подобрать пару, вместе с которой она образует куб (рис. 7).

Рис. 7

Рис. 7

Обсуждение результатов

  • Как называются способности, которые проверялись на данном занятии?

  • Какие задания было легко выполнять?

  • Какие задания вызывали трудности и почему?

Домашнее задание

Узнать подробнее о профессии инженера из других источников информации (родители, знакомые, книги, журналы, теле- и радиопередачи).

ЗАНЯТИЕ 12

Разминка «Глазомер»

Ведущий. Давайте проверим ваш глазомер. Определите на глаз:

1. Каково расстояние от одной стены до другой?
2. Каковы длина и ширина классной доски?
2. Какова длина стола?
3. Каков рост Саши (Тани, Сережи...)?

Все ответы записываются, а затем проверяются.

Зачем инженеру нужен хороший глазомер? (Он постоянно имеет дело с размерами деталей создаваемых устройств, а ошибка в размерах может привести к возникновению неполадок в работе этих устройств.)

Дискуссия

Предоставить возможность учащимся поделиться тем, что нового они узнали о профессии инженера.

  • Какие бывают инженеры?

  • Чьи родители имеют или раньше имели профессию инженера?

  • Что дети знают об их работе?

Работа с подсобным материалом и в тетрадях

Ведущий. Как вы думаете, что может произойти, если инженер будет рассеянным, невнимательным? Какие могут возникнуть последствия? (Обсуждение.) А теперь проверим, умеете ли вы быть внимательными во время работы. Представьте себе, что вам доверили проверить некое устройство.

Рис. 8

Рис. 8

На экране компьютера (рис. 8), с которым соединено это устройство, появилось три изображения (а). Если они совпадают с тремя образцами (б), то устройство работает правильно, если нет – значит, появилась неисправность, которую необходимо устранить. Устройство состоит из 12 разных блоков. Их высветили на экране компьютера в виде 12 квадратов. Возникшая неисправность привела к появлению на экране двух одинаковых квадратов (рис. 9). Нужно их найти, чтобы определить, какие блоки неисправны.

Рис. 9

Рис. 9

Неисправный блок необходимо рассмотреть более детально. Он состоит из нескольких соединенных между собой узлов, обозначенных в виде звездочек, ромбов, кружков и кружков с точкой (рис. 10). Неисправным оказался один из узлов, имеющий обозначение кружка с точкой. Требуется найти этот узел на приведенной рядом схеме.

Рис. 10

Рис. 10

Далее нужно разобраться в микросхеме (множество мелких элементов, соединенных проводами) неисправного узла (рис. 11). Сначала необходимо проверить наличие всех соединений (точки на линиях). Причем на каждой линии их не должно быть меньше 21 или больше 24.

Рис. 11

Рис. 11

Сосчитайте точки на каждой линии и запишите их в кружочках с обоих концов линий. Найдите линии, не удовлетворяющие условию. На экране компьютера рассмотрите эти линии более подробно (рис. 12). В квадратах помечены неисправные элементы, которые нужно будет заменить. Требуется отыскать их в ряду изображений снизу. (Все задания лимитируются по времени.)

Рис. 12

Рис. 12

Игра

Ведущий. С помощью следующей игры вы проверите одновременно наблюдательность и воображение. Попробуйте нарисовать на основе треугольника (квадрата, круга или любой другой фигуры) различные предметы. Их можно вертеть как угодно и дорисовывать недостающие части. Каждый известный и часто встречающийся предмет оценивается в одно очко, известный, но редко встречающийся, — в два очка, оригинальный предмет — в три очка.

Работа в тетрадях

Ведущий. Очень важно для инженера наличие такого качества, как изобретательность, — умение придумывать новые или усовершенствовать старые приборы и устройства. Следующее задание поможет проверить вашу изобретательность. Постарайтесь усовершенствовать такие предметы, как стол, лампа, расческа, очки, ножницы, кастрюля. Можно их увеличивать, уменьшать, изменять материал, из которого они изготовлены, добавлять к ним новые функции и соединять с другими предметами. Объясните, как устроены ваши усовершенствования. Желающие могут представить свои проекты для коллективного обсуждения.

Обсуждение результатов

  • Какими способностями должен обладать инженер?

  • Какие задания было легко выполнять?

  • Какие задания вызывали трудности и почему?

Продолжение следует

 

TopList