Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №16/2000

Архив 1999-2004

Вежливое приглашение

Занятие по риторике

Умение приглашать в вежливой форме пригодится каждому ребенку. Для того чтобы способы и формы приглашений легче запоминались, на занятии можно использовать игровые моменты, фрагменты из сказок, речевые ситуации. Каким образом построить подобное занятие, вы узнаете из статьи Веры АНТОНОВОЙ, учителя школы № 934 г. Москвы.

3-й класс (1–4)

Цели. Создать эмоционально-ценностное отношение к предмету; обеспечить усвоение понятия "вежливое приглашение", развивать творческое воображение, логическое мышление, умение владеть всеми мыслительными операциями и применять их.

Оборудование. На уроке используются учебник "Детская риторика в рассказах и рисунках. 2-й класс" (Т.Ладыженская, Р.Никольская, Г.Сорокина, Н.Ладыженская), аудиозаписи, слайды.

Ход занятия

I. Организационный момент

Учитель. Посмотрите, ребята, сколько у нас сегодня гостей! Кто из вас любит ходить в гости? Приглашать гостей?

Дети. Мы все любим.

У. Наверное, многие считают, что сделать это очень просто и никакие правила для этого не нужны! Вот посмотрите и послушайте, что об этом думает один известный сказочный персонаж.

Звучит бодрая, подвижная музыка. Перед детьми появляется, бормоча себе под нос ворчалку и подпрыгивая, Винни-Пух.

Винни-Пух. Ага! Если я что-нибудь понимаю, то эта дыра – нора, а нора – это Кролик, а Кролик – подходящая компания, где меня чем-нибудь угостят и с удовольствием послушают мою новую ворчалку!

Винни-Пух убегает, обрадованный сделанным открытием, громко напевая:

Кто ходит в гости по утрам,
Тот поступает мудро!
Тарам-парам, парам-парам.
На то оно и утро...

У. Из какой сказки пришел к нам этот герой?

Д. "Винни-Пух и все, все, все".

У. Как его зовут?

Д. Винни-Пух.

У. Кто автор этой книги?

Д. Английский писатель Александр Милн.

У. Кто ее перевел на русский язык?

Д. Борис Заходер.

У. Как вы думаете, будет ли рад Кролик посещению медвежонка?

Д. Нет.

У. Почему?

Д. Винни-Пух пришел без приглашения.

У. Сегодня мы узнаем, как правильно в устной и письменной формах делать приглашения желанным гостям.

Звучит медленная музыка.

– А вот и два персонажа, которые наверняка знают, как это делать.

Появляются Братец Лис и Братец Кролик, герои сказки Дж.Харриса. Дети разыгрывают сценку.

Братец Лис. Здравствуй, Братец Кролик! Я видел вчера Большого Медведя, и он сказал, что все соседи должны жить дружно. Я обещал ему, что потолкую с тобой, когда приду к тебе в гости.

Братец Кролик задумчиво скребет лапкой за ухом, изображая радость.

Братец Кролик. Отлично, Братец Лис. Приходи ко мне завтра, пообедаем вместе. Ничего такого вкусного у нас в доме нет, да женушка с ребятками пошарят, уж найдут, чем тебя угостить.

Братец Лис (хитро). Я с удовольствием.

Братец Кролик (притворно улыбаясь). Я буду тебя ждать.

Герои в задумчивости удаляются.

У. Как вы думаете, приятно ли получить такое приглашение?

Д. Нет, потому что оно сделано не от чистого сердца.

– Кролик боится Братца Лиса и совсем не рад его посещению.

У. Как же нам избежать этой ошибки? Какие необходимо подобрать слова?

Д. Нужно найти такие слова и выражения, чтобы гость понял, что его ждут и хотят видеть.

II. Объяснение нового материала

Под музыку в исполнении русских народных инструментов учитель демонстрирует кадры из диафильма "Конек-Горбунок".

У. Все вы, конечно, узнали героев сказки Ершова "Конек-Горбунок", которую мы недавно прочитали. Эта книга, как вы помните, закончилась тем, что Иванушка стал царем и женился на Царь-девице. Прошло несколько лет, и Иванушка решил пригласить своих друзей, героев книги, на большой пир. Всем гостям он разослал приглашения. Прочитайте одно из них.

На экран проецируется текст приглашения. Дети читают хором.

Д.

Дорогой ты мой писатель
И старинный мой приятель!
Приходи ко мне на пир,
Угощаю я весь мир.

Герой твоей сказки.

Пир будет в воскресенье, на вечерней заре.

У. Кому адресовано это приглашение?

Д. Ершову.

У. Сколько здесь частей?

Д. Четыре части.

У. Прочитайте первую часть.

Д. Дорогой ты мой писатель и старинный мой приятель.

У. Как она называется?

Д. Обращение.

У. Какие части речи помогли Иванушке обратиться в вежливой форме?

Д. Прилагательные дорогой, старинный.

У. Иван пригласил не только автора, но и других персонажей своей сказки. Прочитайте три приглашения из учебника и попробуйте догадаться, кому они предназначены.

Д. Батюшка ты мой родной, светлая моя жар-птица.

У. Вспомните остальных героев сказки и придумайте вежливые обращения к ним.

Д. Мой любезный рыба-кит, кобылица удалая.

У. Мы знакомились ранее на занятиях с понятием "рифма". Используя это понятие, постарайтесь восстановить текст приглашения, в котором отсутствует обращение. (Боевой дружочек Ерш, мой дружище старый Ерш и т.п.)

На экран проецируется текст приглашения. Дети читают и предлагают свои варианты.

Д.

Жду, когда ты приплывешь!
Приплывай повеселиться,
Угощеньем насладиться...

Затем дети отвечают на вопросы.

У. Откройте свои тетради и ответьте письменно на первый вопрос: с чего необходимо начинать вежливое приглашение?

Дети ставят цифру "1" и записывают ответ: "Собращения".

– Прочитайте вторую часть во всех приглашениях и самостоятельно ответьте на вопросы, которые есть на экране.

На экран проецируются вопросы.

  • Что необходимо указать во второй части приглашения?

Дети ставят цифру "2" и записывают ответ на второй вопрос: цель приглашения.

  • Что присутствует в первом приглашении и отсутствует в остальных?

Дети ставят цифру "3" и пишут: "Подпись".

  • Что содержится в последней части приглашения?

Дети ставят цифру "4" и пишут: "Время и место события".

В тетрадях учеников появляется следующая запись.

1. Обращение.
2. Цель приглашения.
3. Подпись.
4. Время и место события.

Дети зачитывают свои ответы.

 Проанализируйте написанное в тетрадях, дайте этому название.

Д. Это план, схема, последовательность.

– Этот план пригодится нам для составления приглашения.

У. Пользуясь планом, составьте свое приглашение любому герою сказки, не обязательно в стихотворной форме. Обменяйтесь тетрадями, проверьте текст, который предложил ваш товарищ по парте.

III. Итог урока

У. А теперь составим устное приглашение.

Детям раздаются игрушечные телефонные трубки. Ученики составляют устные приглашения.

– Сейчас мы сделаем приглашение всем гостям, которые присутствуют на нашем занятии.

Д. (хором). Дорогие гости! Приходите, приезжайте к нам в школу еще раз. Мы вам всегда будем рады.