Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №27/2000

Архив 1999-2004

Макет Вавилонской башни

Материалы: плотная бумага (белая, серая), ножницы, клей ПВА.

Зрительный ряд: Г.Доре, П.Брейгель, В.Татлин, М.Эшер.

Макет Вавилонской башни можно конструировать с детьми разного возраста. На это задание потребуется 2–3 урока или такое же количество часов на кружке. По программе Б.М. Неменского этот урок можно провести во 2-м классе, когда дети изучают различные постройки; во II четверти 3-го класса, при изучении темы "Художник и город", а также в 4-м классе. Общая тема 4-го класса называется "Искусство разных народов", урок, посвященный созданию макета башни, может быть проведен в III четверти, при изучении искусства Греции, Японии, средних веков, или в конце IV четверти.

Перед началом практической работы детям надо напомнить библейскую легенду о Вавилонской башне.

Когда-то все люди на Земле разговаривали на одном языке. Однажды они собрались вместе и решили построить башню высотой до небес. Они наделали кирпичей из глины и занялись постройкой. Но Богу была неугодна гордыня людей, желающих прославить себя. И Бог "смешал" язык людей, чтобы они перестали понимать друг друга и не смогли больше строить башню. Потом Бог рассеял их по всей Земле.

Из исследований известно, что Вавилонская башня была построена в VI веке до н.э. из необожженного кирпича и облицована обожженным кирпичом. Башня была шестиярусная, высотой 90 м. Наверху шестого яруса находилось святилище бога Мардука высотой 19 м. Святилище в виде беседки было увенчано мощными позолоченными рогами – символом плодородия и символом самого бога Мардука.

Башня представляла сплошное монолитное сооружение, верхние ярусы спирально обвивала лестница. Разрушена Вавилонская башня была в конце VI века до н.э.

Многие художники обращались в своем творчестве к образу Вавилонской башни.

Детям надо показать гравюру Гюстава Доре, картину Питера Брейгеля, работы художников, скульпторов и архитекторов начала ХХ в. (памятник III интернационалу В.Татлина), украшение с портала Миланского собора.

Наглядные пособия должны находиться на доске на протяжение всей практической работы, во время которой учитель показывает основные приемы работы с бумагой, выполняет вместе с детьми некоторые детали башни.

Для индивидуального задания потребуются 2–3 плотных альбомных листа (формат А4).

Для коллективной работы – 2–3 листа формата А3 и каждому ребенку по 2 листа формата А4. Дети выполняют отдельные детали башни, а потом собирают их с помощью учителя в единое целое. Использовать надо не только самые лучшие детали, но постараться сделать так, чтобы каждый ребенок внес свой вклад в общую композицию.

Практическая работа

1. Сложить пополам альбомный лист (формат А4) и разделить его по линии сгиба.

2. Отогнуть у полученного листа полоски с четырех сторон.

3. Сделать надрезы, собрать и склеить платформочку, на которой будет стоять башня.

4. Из второй половины листа свернуть усеченный конус и склеить его.

5. Срезать уголок у нижнего основания конуса. Сделать на нижнем основании надрезы (получатся клапаны).

6. Намазав клапаны клеем, приклеить конус к платформочке (если пользоваться клеем-карандашом или другим плохим клеем, то работа затянется, а макет вскоре развалится).

Дальше учитель показывает только конструирование отдельных деталей и может подсказать, как лучше их приклеить. Каждый ребенок собирает башню самостоятельно, глядя на наглядные пособия, что позволяет развить и наблюдательность, и фантазию.

7. Отрезать две полоски бумаги, сложить их "гармошкой". В одной "гармошке" вырезать арки, вторую "гармошку" можно использовать как лестницу.

Детей надо научить отрезать ровные полоски бумаги, не пользуясь линейкой и карандашом. Учитель показывает, что полоска сначала аккуратно отгибается, а уже потом отрезается по линии сгиба.

8. Сложить 1/4 или 1/8 альбомного листа пополам, сделать на сгибе два надреза.

9. Развернуть заготовку под углом 90° и протолкнуть надрезанную серединку в обратную сторону. Получится ступенька. На сгибе этой ступеньки можно сделать еще надрезы.

Такая деталь может превратиться во фрагмент макета, но такие же приемы используются для украшения "гармошек".

Макет дополнят и детали, сделанные из тонких полос, которые могут переплетаться или закручиваться при помощи ножниц.

В конце урока на столе учителя надо устроить выставку Вавилонских башен. Дети могут провести экскурсию, самостоятельно давая пояснения.

Татьяна САПОЖНИКОВА,
учитель школы № 610,
г. Москва