Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №31/2000

Архив 1999-2004

Бить или не бить?!

Статья опубликована при поддержке компании ЕвроОкна. Компания ЕвроОкна — одна из ведущих российских компаний на рынке производства, продажи и установки пластиковых окон. Уже больше 15 лет Компания обслуживает клиентов в Казани. Посетите официальный сайт компании www.eurookna116.ru и ознакомьтесь подробнее с предоставляемыми услугами.

Прежде чем приступить к лекции, я провожу кукольный спектакль (см. приложение) и прошу родителей вспомнить свое детство.

Поднимите руку те, кого родители никогда, ни при каких обстоятельствах не били, не шлепали, пальцем не трогали... Как видим, таких – единицы.

Вся старая российская литература свидетельствует – детей били, били жестоко, видя в этом если не благо, то освященную традицией неизбежность.

Как ни странно, но и сегодня проблема "силового воздействия" – бить или не бить? – до конца в повседневной практике не решена.

Нам, учителям, особенно в начальных классах, часто приходится видеть и слышать от детей, получивших за уст-ный или письменный ответ оценку "2" и даже "3", слезы, страх и даже истерики. Когда пытаешься успокоить ребенка, сквозь рыдания слышишь: "Мама (папа) сказала, если получишь "2" – убью!"

Воспитывали ремнем из вас очень многих. Став взрослыми, вы вольно или невольно продолжаете эту традицию. Почему? Первая причина. Многие родители действительно считают, что без ремня ничего хорошего из ребенка выйти не может. Порой это бывают и не злые, и достаточно уравновешенные люди, но в сознании их прочно закрепилось: детей бить надо! Руководствуются народной мудростью: "За одного битого двух небитых дают!" Как правило, такие родители не верят в своих детей, боятся будущего, боятся прощать детям: "Он в другой раз что-нибудь еще похлеще выкинет, нельзя спускать".

Вторая причина подлинных несчастий детей – наша несдержанность, срывы, которые бывают вызваны не промахами ребят, а посторонними причинами. Как в жизни бывает? "На работе неприятности, домой пришел – жена взвилась, где был, да то, да се, а тут еще сын (дочь) под руку подвернулась, ну и врезал".

"Родители приходят домой злые, начинают ругаться между собой, а когда это им надоедает набрасываются на меня и всегда выискивают, за что наказать".

Это самая уродливая форма самоутверждения. Ответить обидчику не каждый может. А тут, дома, за плотно закрытой дверью, можно дать себе волю. Можно орать, все больше распаляя себя, и бить. Вот здесь бьют жестоко, чем попало.

И третья причина, по которой бьют детей. Бьют от пустоты, от гулкой пустоты внутри себя. Бьют потому, что по-другому разговаривать с детьми не умеют. Слов нужных не знают, может, и сами их не слышали.

Часто можно наблюдать такую картину, как взрослые поддразнивают ребятишек. Так, не злобно, не очень всерьез, между прочим. Спросишь:

– Что вы делаете? Объясните, почему дразните маленького".

– А знаете, очень уж на них смешно смотреть, когда они злятся... Ну прямо щенки, – ответит иной седоголовый добродушного вида дядя.

Не улыбайтесь этому человеку в ответ, не качайте понимающе головой! Разве такое поддразнивание достойно сочувствия и понимания? Взрослый заведомо пользуется своей безнаказанностью, ну что скажет ему тот малыш, которого он доводит до слез? Ничего! Бить детей очень вредно и по медицинским показаниям. По голове – это просто преступление, вряд ли кто-то из бьющих родителей не желает видеть свое чадо умным. По рукам медики категорически бить запрещают, так как здесь много нерв-ных окончаний, связанных с самыми различными органами. Удар по лицу унизителен, он никогда не забывается и никогда не будет прощен.

Но дело ведь далеко не только в медицинских противопоказаниях. Смелые и благородные люди вырастают только из небитых детей. Понимаю, это рискованное утверждение, вы можете со мной поспорить, и все-таки лишь человек, который не ждет удара, может быть смел не только с подчиненными, в идеях, планах, может разговаривать с людьми, не втягивая голову в плечи. Не правда, что небитый, холеный и лелеяный ребенок не готов к превратностям судьбы, которая, как известно, бывает, и бьет. Удары судьбы для него – это несправедливость, с которой можно побороться, которую нужно преодолеть, небитый не воспримет их покорно, как должное, привычное. Давайте вспомним еще народную мудрость "Кто не возьмет лаской, не возьмет и строгостью..."

Александр Иванович Герцен спрашивал у современников: "...не оттого ли люди истязают детей, а иногда и больших, что их так трудно воспитывать, а сечь – так легко?" Не мстим ли мы наказанием за нашу неспособность?

А что же испытывают дети во время наказания или как "силовое воздействие" в конце концов влияет на поведение ребенка?

Писатель Анатолий Маркович Маркуша приводит высказывания детей:

"Когда меня лупят, я рычу от злости и ненавижу их, потом мечтаю умереть, чтобы они поплакали и помучались".

"Пока бьют, соображаю, как бы улизнуть, и ору, чтобы они думали: вот сейчас он умрет... А потом, как вырвусь от них, мечтаю навредить им еще хуже. Когда-нибудь я все-таки сожгу их дом!"

"Ненавидел, ненавижу и буду ненавидеть всех, кто прикладывал ко мне руки. И вырасту – не забуду".

"Я испытываю чувство злости, ненависти, бешенства и больше всего презрения, как к фашистам".

"При порке и вообще когда наказывают, я не о себе думаю, а о родителях. Подлецы вы! И за что вы мне такие достались? Куда от вас деваться? Ну вырасту – поплачете вы у меня тоже".

Итак, если верить ребятам, а почему, собственно, им не верить, – от порок они делаются только злее, мечтают о мести, думают, как бы отвести душу на ком-то другом.

Провели мы анкетирование и среди учеников младших классов нашей школы. Оказалось, что среди учеников 2–4-х классов третья часть детей страдают от порок, шлепков, подзатыльников. Орудия "силового воздействия": ремень, веник, хворостина и рука.

Другие наказания: ставят в угол, не пускают гулять, не разрешают смотреть телевизор ("видик"), отправляют спать и даже, что совершенно недопустимо, заставляют читать или переписывать по два листа.

За что же наказывают детей?

Вот причины, которые назвали дети: за плохую оценку, порезал клеенку, впустил кошку, путался под ногами, поздно пришел домой, оговаривался, разбил стекло, взял без спроса, дрался, курил, пришел грязный, намусорил, не помыл посуду, разбил банку с маслом, залез на дерево, влез в чужие дела, пропустил коров, ходил раздетый и т.д.

Все мальчики и девочки, которые поведали о своих переживаниях во время порки, не горевали о том, что ремнем больнее, чем рукой, а прыгалками еще хуже. Их не боль угнетает, а пренебрежение, сам факт насилия. Больше боли – обида, страшнее страха – унижение. Вот что надо понять взрослым.

Итак, порки, подзатыльники ничего не улучшают, ничего не исправляют и не налаживают, а вызывают озлобление, нарушают естественный процесс формирования личности, словом, портят.

Но бывают все-таки особые, из ряда вон выходящие обстоятельства, когда все слова бессильны!

Если ребенок обрывает крылышки бабочке, если он истязает щенка, мучает котенка, не церемоньтесь, дайте по рукам мучителю как следует! Боль – за боль! Может, воспоминанПрежде чем приступить к лекции, я провожу кукольный спектакль (см. приложение) и прошу родителей вспомнить свое детство.

Поднимите руку те, кого родители никогда, ни при каких обстоятельствах не били, не шлепали, пальцем не трогали... Как видим, таких – единицы.

Вся старая российская литература свидетельствует – детей били, били жестоко, видя в этом если не благо, то освященную традицией неизбежность.

Как ни странно, но и сегодня проблема "силового воздействия" – бить или не бить? – до конца в повседневной практике не решена.

Нам, учителям, особенно в начальных классах, часто приходится видеть и слышать от детей, получивших за уст-ный или письменный ответ оценку "2" и даже "3", слезы, страх и даже истерики. Когда пытаешься успокоить ребенка, сквозь рыдания слышишь: "Мама (папа) сказала, если получишь "2" – убью!"

Воспитывали ремнем из вас очень многих. Став взрослыми, вы вольно или невольно продолжаете эту традицию. Почему? Первая причина. Многие родители действительно считают, что без ремня ничего хорошего из ребенка выйти не может. Порой это бывают и не злые, и достаточно уравновешенные люди, но в сознании их прочно закрепилось: детей бить надо! Руководствуются народной мудростью: "За одного битого двух небитых дают!" Как правило, такие родители не верят в своих детей, боятся будущего, боятся прощать детям: "Он в другой раз что-нибудь еще похлеще выкинет, нельзя спускать".

Вторая причина подлинных несчастий детей – наша несдержанность, срывы, которые бывают вызваны не промахами ребят, а посторонними причинами. Как в жизни бывает? "На работе неприятности, домой пришел – жена взвилась, где был, да то, да се, а тут еще сын (дочь) под руку подвернулась, ну и врезал".

ие о справедливом возмездии остановит, сдержит в другой раз маленького садиста и тем самым спасет его.

А вообще – не бить! А какие все-таки наказания допустимы?

Самая эффективная мера воздействия на провинившегося ребенка – это ваше временное пренебрежение общением с ним, лишение своего доверия: "Ты сделал то-то и то-то, хотя прекрасно знал: так нельзя, и разговаривать мне с тобой не о чем".

Далее следует полоса отчуждения. Будто его и нет рядом. Его слова пропускайте мимо ушей, его искательные улыбки не замечайте. Пусть попереживает. Иногда бывает полезно сказать маленькому человеку так: "Ты меня разочаровал потому-то и потому-то, придется мне одному ехать на рыбалку (идти в гости)." И выдержать характер, не брать с собой провинившегося. Весь фокус тут не в лишении ребенка чего-то желанного (без компота и при царе Горохе оставляли), а в том, что вы отказываетесь разделить с ним радость.

Дети, особенно маленькие, очень быстро усваивают, что чем громче они кричат: "Мама, я больше не буду... Прости меня, мамочка, я никогда так больше не буду!" – тем быстрее им отпускают грехи. Есть даже такие ребята, у которых это причитание превращается в условный рефлекс – шкодит и кричит, кричит во все горло: "Больше не буду, прости, больше никогда не буду!" Не торопитесь с прощением. Раз, два, три поторопитесь, а там, глядишь, ваш сообразительный ребенок, не успев выпутаться из одного проступка, будет смело делать новый, совершенно точно зная: стоит только попросить о прощении – и прощение будет получено. Вообще не обязательно требовать от детей словесных извинений. Искупать вину можно и нужно делами, поступками. Сломал – почини. Не исполнил – исполни. Шумел, мешал другим – покажи (и в течение не 5 минут, а достаточно продолжительного времени), что ты научился считаться с удобствами других и можешь, когда надо, ходить на цыпочках и разговаривать шепотом...

Проблемы воспитания неисчерпаемы, как море. И никому не дано предусмотреть все возможные повороты, варианты, тонкости, какие могут возникнуть в наших отношениях с детьми. И если даже вы придерживаетесь другого мнения о наказании, чем изложенное мною, прошу вас...

Первое. Не спешите наказывать. Горячность – плохая помощница воспитателя.

Второе. Не откладывайте наказание на слишком долгие сроки, иначе наказание превратится в месть.
А месть всегда недостойна человека.

Третье. Есть дети, которых не возьмешь ни наказанием, ни добром, но великодушное отношение в конце концов спасет их.

Желаю вам всегда находить с детьми общий язык!

Полезные советы

1. Дети в шесть-семь лет не любят мыть посуду, потому что в этом возрасте они очень брезгливы. Купите специальную щетку... или подождите несколько лет.
2. Когда ребенок неправильно произносит слово, не говорите, что он ошибся, не стыдите, а тут же, без нравоучительной интонации, произнесите это слово правильно, и так каждый раз.
3. Иногда дети о чем-то спрашивают родителей из другой комнаты. Не отвечайте, если же ребенок придет и спросит: "Ты что, не слышишь?" – скажите: "Когда со мной говорят из другой комнаты – не слышу".
4. Когда вы вместе с детьми смотрите телевизор и в фильме не скромные на ваш взгляд сцены, не позволяйте себе никаких замечаний, смотрите как ни в чем не бывало.

Приложение

Сценка кукольного театра

Д е й с т в у ю щ и е    л и ц а

Папа.
Мама.
Степа.
Петрушка.

Учитель. Товарищи родители! К нам в гости пришел Петрушка, поздороваемся с ним. Здравствуй, Петрушка! Петрушка, поздоровайся и ты – видишь, публика!
Петрушка. Да не вижу я никакого бублика.
Учитель. Да не бублика, а публика, поздоровайся с публикой.
Петрушка. А, ну так бы сразу и сказали. Здравствуйте, дорогие зрители, а подраться со мной не хотите ли?
Учитель. Ну как тебе, Петрушка, не стыдно безобразничать. Ты пришел в школу на родительское собрание, а ведешь себя так некрасиво. Ведь дерутся невоспитанные люди, с гулкой пустотой внутри себя, которые иначе и поступить-то не могут. Ты-то у нас не такой!
Петрушка. Ой, мамулечки-красотулечки, я пошутил, простите меня, пожалуйста. А какое у вас собрание?
Учитель. Сегодня, Петрушка, мы поговорим о том, как наказывать непослушных детей и нужно ли их вообще наказывать.
Петрушка. А-а-а! Понятно. О воспитании будете говорить. А можно и мне принять участие?
Учитель. Можно. А что ты нам можешь предложить?
Петрушка. А я познакомлю вас с семьей Сидоровых. А вот и они. Вот папа – Иван Иванович, мама – Екатерина Петровна, а это их сынок – второклассник Степа.
Степа. Что мне делать с папой, с мамой?
Папа – как ребенок малый,
Мама – тоже.
Тяжело, трудно!
Где ответы им возьму,
Если слышу поминутно:
"Почему?" да "Почему?"

Мама. Почему ты несерьезный?
Папа. Почему пришел так поздно?
Мама. Почему подрался с Вовой?
Папа. Почему две двойки снова?
Мама. Почему портфель без ручки?
Папа. Почему не учишь русский?
Мама. Почему в носках ты разных?
Папа. Почему так безобразно застелил свою кровать?
Степа. Как им все растолковать.
Ничегошеньки не знают!
Эх, да если б знал я сам...
Пусть к нам в школу поступают:
Педагогов много там,
Объяснят все-все они –
Только руку вверх тяни!
Петрушка. Степа, иди сюда, я что-то скажу тебе на ушко.
Начиная драку с папой,
Затевая с мамой бой,
Постарайся сдаться маме,
Папа пленных не берет!
Кстати, выясни у мамы,
Не забыла ли она –
Пленных бить ремнем по попе
Запрещает Красный Крест!
Степа. Спасибо, Петрушка! До свидания. (Уходит.) Папа, мама, подождите меня.
Петрушка. Знаю я не понаслышке
Ведь недаром говорят:
Как нелегко и папам, и мамам
Воспитать хороших ребят.
Есть у меня, Петрушки,
От прапрабабушек далеких
Совет старинный, но полезный
Для современных пап и мам:
"Детей наказывай стыдом, а не кнутом".
Воспитывайте своих деток сказкой, добрым словом, любовью да ласкою!

Пословицы и поговорки

1. В своем доме и углы помогают.
2. В гостях хорошо, а дома лучше.
3. Вся семья вместе, так и душа на месте.
4. Дома и стены помогают.
5. Как ни хорошо в гостях, а дома лучше.
6. На что и клад, когда в семье лад.
7. Своя семья – самые верные друзья.
8. Изба детьми весела.
9. Ребенок что воск: что хочешь, то и сольешь.
10. Сыночек как сизый соколочек.
11. Корми сына до поры: вырастит – тебя накормит.
12. Наш сокол мал, да удал.
13. Наш пострел везде поспел.
14. Человек не грибок, в день не вырастет.
15. Учить доброму, так худое на ум не пойдет.
16. Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным.
17. Не ищи красоты, а ищи доброты.
18. Детей наказывай стыдом, а не кнутом.
19. Дети не в тягость, а в радость.
20. Детки маленьки – спать не дадут, детки велики – сам не уснешь.
21. Где любовь да совет, там и горя нет.
22. На свете все сыщешь, кроме отца и матери.
23. Лучше матери друга не сыщешь.
24. Птица рада весне, а младенец – матери.
25. Мать праведна – ограда каменна.
26. Материнское зло что весенний снег: и много выпадает, да скоро растает.
27. Без матки пропадут и детки.
28. Без матушки родной цветы не цветно цветут.
29. Материнское сердце как летнее солнце.
30. Нет такого дружка, как родная матушка.
31. Материнская ласка конца не знает.
32. При солнышке тепло – при матушке добро.
33. Материнская молитва со дна моря поднимает.
34. Почитай старых: сам будешь стар.
35. Молодое растет, старое старится.
36. Бабушке только дедушка не внук.

Пословицы и поговорки складывались народом еще до того, как появилась на Руси грамота. Народ, не умеющий ни читать, ни писать, как бы создавал свою устную школу. В лучших своих пословицах народ передавал от отцов к сыновьям, от дедов к внукам свои заветные правила жизни, учил уму-разуму. Эти пословицы можно использовать при подготовке к родительским собраниям.

Валентина КУДРЯШОВА