Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №43/2000

Я иду на урок

Елена Пильщикова

Методика работы над "Поэтичнскими тетрадями"

Статья опубликована при поддержке компании «Систематика». В крупных закрытых учреждениях и платных парковках периодически возникает ситуация, когда на въезде и выезде из основных ворот создаётся пробка. Ведь охрана должна проверить пропуск всех тех, кто проходит через КПП. Автоматизировать этот процесс и значительно ускорить его позволит rfid оборудование. Что это такое, и как оно работает вы можете узнать на сайте www.sabra.su .

Особенностью новых учебников "Родная речь" В.Г. Горецкого и других является введение в их содержание не-обычных для учебников типа "Книга для чтения" подборок так называемых поэтических тетрадей. Обычно в "Книгах для чтения" стихотворные тексты помещаются в отдельные тематические подборки и рассматриваются, как правило, лишь в качестве иллюстративного материала к той или иной теме.

На мой взгляд, при таком подходе не уделяется достаточное внимание художественному своеобразию произведений и выявлению особенностей автора.

Каждая из "Поэтических тетрадей" – это своеобразный мини-сборник стихов, именно так принято в книжном мире и в книгоиздательской практике доносить до читателя стихотворные произведения.

С давних пор любители поэзии заводили для себя отдельные тетради и альбомы, куда записывали наиболее понравившиеся им стихотворения. Так получались у них стихотворные альбомы или тетради.

В работе над каждой из "Поэтических тетрадей" целесообразно пойти путем, каким чаще всего идет опытный читатель. Сначала детям предлагается составить общее представление о поэтической подборке: кто из поэтов представлен в тетради своими стихами, знакома ли фамилия кого-нибудь из них.

Далее происходит детальное знакомство со стихами. Дети вполголоса, каждый в своем темпе, начинают читать стихи. Затем учитель проводит беседу по вопросам: какое стихотворение какого из поэтов понравилось больше других? Чем именно? Этому этапу знакомства с "Поэтической тетрадью" может предшествовать задание учителя. Например: найдите стихотворение, которое соответствовало бы теме урока "Остановись, мгновение, ты прекрасно!" Следующий шаг – чтение и разбор выбранного стихо-творения.

Тема. "A.А. Фет "Мама! Глянь-ка из окошка..."

Цели. Познакомить со стихотворением Фета; развивать эмоционально-чувственное отношение к действительности, личностное видение окружающего мира; продолжить знакомство с литературоведческими терминами; учить выразительности чтения; прививать любовь к русской поэзии.

Оборудование. Толковый словарь С.И. ОRжегова, репродукция картины А.Пластова "Первый снег", карточка со словом "метафора".

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Дети выразительно читают (по желанию наизусть) стихотворение Ф.И. Тютчева "Листья". Учитель и учащиеся совместно анализируют и оценивают чтение.

III. Подготовка учащихся к восприятию лирического стихотворения

Учитель. Какому периоду осени посвящено стихотворение Тютчева?

Дети. Оно посвящено золотой осени, поре листопада.

У. Послушайте отрывки из стихо-творений русских поэтов и подумайте, какому событию из жизни природы посвящено каждое из них.

Заранее подготовленные учащиеся читают отрывки из стихотворений.

Д.

Лес совсем уж стал сквозистый,
Редки в нем листы.
Скоро будет снег пушистый
Падать с высоты.

Опушит нам окна наши
В детской и везде,
Загорятся звезды краше,
Лед прильнет к воде.
              (К.Бальмонт)

– Поутру вчера дождь
В стекла окон стучал,
Над землею туман
Облаками вставал.

В полдень дождь перестал,
И, что белый пушок,
На осеннюю грязь
Начал падать снежок.
             (И.Никитин)

– В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе
На третье в ночь.
                (А.Пушкин)

У. Что общего во всех этих стихотворениях?

Д. Все они посвящены первому снегу, наступлению зимы.

У. Люди по-разному воспринимают приход зимы, но первый снег никого не может оставить равнодушным, потому что все вокруг сразу же преображается, становится светлым, чистым, праздничным.

Не оставил первый снег равнодушным и прекрасного русского поэта Афанасия Афанасьевича Фета (имя, отчество и фамилия записываются на доске и в тетрадях учащихся).

IV. Первое чтение стихотворения

У. Прочитайте его стихотворение "Мама! Глянь-ка из окошка..."

Дети выполняют задание.

– Понравилось ли вам это стихотворение? Чем? Какие картины вы представили себе, когда читали стихотворение?

Д. Утро. Мальчик выглядывает из окна и видит, что двор покрыт первым снегом. Снег очень белый, чистый. Деревья и кусты покрылись инеем.

У. Кто герой этого стихотворения?

Д. Мальчик или девочка, то есть ребенок, который обращается к маме.

У. Какие чувства, какое настроение вызвали эти картины у ребенка?

Д. Радость, восторг, удивление, нетерпение: "Погляди хоть ты!"

– Хочется разделить эту радость с матерью: "Правда, мама?"

V. Работа с текстом стихотворения

У. Еще раз прочитайте текст стихотворения, отметьте слова, выражения, значения которых непонятны.

Дети отмечают слово тороватый.

– Из словаря Сергея Ивановича Ожегова узнаем, что это слово устаревшее, тороватый – значит щедрый.

Дети выполняют задание.

VI. Выборочное чтение

У. Прочитайте, как поэт описывает изменения, произошедшие в природе.

Д.

Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело –
Видно, есть мороз.

– Неколючий, светло-синий
По ветвям развешан иней.

– Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты.

У. Какие определения поэт дает инею?

Д. Он неколючий, светло-синий. Как будто его кто-то развесил по деревьям.

У. С чем автор стихотворения сравнивает снег?

Д. Фет сравнивает его с ватой.

У. Поэт употребил слово вата в переносном значении, на основе сходства ее со снегом. Этот прием в литературе называется метафорой. Давайте попробуем сами подобрать метафоры к слову снег. На что еще он похож?

Д. На пуховую перину, белую скатерть, ковер, мягкое одеяло, теплую шапку.

VII. Стилистический эксперимент

У. Можно ли было в этом стихотворении сказать, что деревья надели белые шапки или укрыты пуховой периной?

Д. Нет, так как снега еще не так много, он полностью не покрыл ни землю, ни кусты. А лежит клочками и больше похож на комочки ваты, чем на шапку или на перину.

У. Значит, можно сделать вывод, что Фету удалось подобрать самое точное, меткое слово, чтобы описать первый снег. В этом и заключается мастерство настоящего поэта.

VIII. Физкультминутка "Снежинки кружатся"

И. п. – ноги на ширине плеч, руки свободно подняты вверх, кисти расслаблены.

Потрясти кистями, повернуть туловище влево.

Вернуться в и. п.

То же в другую сторону.

IX. Иллюстрирование текста

У. Очарованию первого снега, еще нежного, робкого, посвящена картина русского художника Пластова "Первый снег".

Учитель показывает репродукцию картины.

– Можем ли мы отнести ее ко всему стихотворению или к какой-то его части? Что изобразил художник на своей картине? Опишите картину, используя слова, строки из стихотворения.

Ответы детей.

– Какие краски художник выбрал для своей картины? Какое настроение они создают?

Д. Радостное.

– Веселое.

– Хочется выбежать во двор, протянуть руки и поймать снежинку.

У. Созвучны ли по настроению стихотворение Фета и картина Пластова?

X. Подготовка к выразительному чтению

У. Какие слова необходимо выделить при чтении? Где сделать паузы? В каком темпе будем читать это стихотворение?

Д. Сначала быстро, чтобы показать нетерпение, восторг ребенка, удивление.

– Среднюю часть – более сдержанно, чтобы передать любование первым снегом, чтобы читатель и слушатель успели представить себе описываемые картины.

– Конец – опять в более быстром темпе, чтобы передать радость от предстоящих зимних забав.

У. Какие предложения необходимо прочитать с восклицательной интонацией?

Особое внимание уделим интонации обращения, призыва, перечисления, вопроса.

XI. Конкурс на лучшее исполнение

Чтение каждого ученика сопровождается оценкой, анализом, в котором участвует весь класс.

ХII. Итог урока

У. С каким поэтическим произведением познакомились сегодня на уроке? Картину какого художника рассматривали? Знаете ли вы другие стихи, рассказы, песни, картины, которые тоже посвящены первому снегу?

ХIII. Домашнее задание

У. Вспомните или найдите художественные произведения, посвященные теме сегодняшнего урока. Стихотворение Фета выучите наизусть.

Елена Пильщикова,
учитель Некрасовской
начальной школы,
Костромской р-н