Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №15/2002

СИСТЕМА  Д.Б.ЭЛЬКОНИНА - В.В.ДАВЫДОВА

Елена ВОСТОРГОВА

Русский язык

Пояснительная записка

Предлагаемые контрольные работы можно использовать как в трехлетней, так и в четырехлетней начальной школе. Они составлены в соответствии с содержанием программы В.В. Репкина по русскому языку и следующими учебниками:

1. Букварь для трехлетней начальной школы (В.В.Репкин, П.С. Жедек, В.А.Левин).
2. Букварь для четырехлетней начальной школы (В.В. Репкин, Е.В. Восторгова, В.А. Левин).
3. Учебник "Русский язык. 1-й класс" для трехлетней начальной школы (В.В. Репкин).
4. Учебник "Русский язык. 1-й класс" для четырехлетней начальной школы (В.В. Репкин, Е.В. Восторгова).
5. Учебник "Русский язык. 2-й класс" для трехлетней начальной школы (В.В. Репкин).
6. Учебник "Русский язык. 2-й класс" для четырехлетней начальной школы (В.В. Репкин, Т.В. Некрасова).
7. Учебник "Русский язык. 3-й класс" для трехлетней начальной школы (В.В.Репкин).
8. Учебник "Русский язык. 3-й класс" для четырехлетней начальной школы (В.В. Репкин, Е.В. Восторгова, Т.В. Некрасова, Л.В. Чеботкова)1 .

Все контрольные работы являются итоговыми, то есть проводятся в конце учебного года2 .

Каждая работа состоит из двух частей.

Цель заданий первой части: определить уровень сформированности орфографического навыка у младших школьников на каждом этапе обучения. Первая часть работы проводится в виде диктанта. В 3-м классе (1–3) или 4-м классе (1–4) эту часть работы можно проводить в виде письменной работы по тексту с пропущенными орфограммами.

Цели заданий второй части каждой работы следующие: во-первых, выявить уровень лингвистических знаний и умений учащихся в определенной языковой области; во-вторых, диагностировать, в какой степени сформированы у учащегося основные компоненты учебной деятельности: умение отличить известное от неизвестного, обнаружить новое, поставить задачу для будущего изучения, рефлексивное отношение к способам собственных действий, умение выйти за рамки собственных знаний, построить гипотезу, проверить ее.

Контрольные работы 1, 2 и 3 содержат по два задания. Первое задание нацелено на проверку языковых знаний и умений в рамках изученного материала. Второе задание (помечено *) носит диагностический характер, оно определяет уровень сформированности компонентов учебной деятельности, указанных выше. Это задание построено на материале, выходящем за рамки изученного на данный момент предметного содержания. Это означает, что успешность выполнения этих двух типов заданий в классе будет разной.

Контрольная работа 4 имеет те же две части, но вторая часть содержит пять заданий, среди которых есть задания и первого, и второго типа. Эти задания построены на материале основных разделов русского языка, изученных на конец 3-го (1–3) или 4-го (1–4) класса.

Контрольные работы 1, 2 и 3 выполняются следующим образом: за один урок учащиеся пишут диктант и выполняют одно из заданий. Задание выбирает учитель в зависимости от того, какую цель контрольной работы он ставит: проверку изученных знаний и умений или цель диагностическую.

Контрольная работа 4 выполняется за два урока: на первом уроке учащиеся пишут диктант, на втором – выполняют вторую часть работы (желательно на специальном бланке).

1-й класс (1–4)

Часть 1

Д и к т а н т

У Миши жил кот Рыжик. Каждый день мальчик наливал Рыжику в миску воду. Давал котику свежую рыбу. А Рыжик схватит кусок и давай играть с ним. Вот чудак! (28 слов)

Часть 2

З а д а н и е 1

Запиши слова чудак и играть звуками. Под звуковыми записями запиши эти же слова буквами. Покажи стрелочками работу каждой буквы.

О б р а з е ц правильного выполнения задания:

З а д а н и е 2*

Найди в диктанте слова, в которых есть буква и. Под первой схемой запиши слова, в которых буква и обозначает звук [и] и мягкость предыдущего согласного звука. Под второй схемой запиши слова, в которых буква и обозначает только звук [и], то есть выполняет только одну работу. Слова, где буква и обозначает какой-то другой звук, запиши в третий столбик. Если можешь, укажи, какой именно звук обозначает буква и в словах третьего столбика. Если нет, поставь в третьей схеме знак вопроса.

2-й класс (1–4)

Часть 1

Д и к т а н т

Весной

Весна. Река вышла из берегов. Вода залила весь луг. По реке плывут большие льдины. На одной льдине теленок. Теленок ревет от испуга. Надо спасать! Ребята взяли багры, зацепили льдину и потянули ее к берегу. Опасность миновала. Ребята отвели теленка на ферму к коровам. (43 слова)

Часть 2

З а д а н и е 1

В тексте есть изменения одного и того же слова. Выпиши их, выдели в них окончания.

З а д а н и е 2

Выдели окончания в словах (там, где они есть). В 1-й столбик запиши слова, в которых нет окончания, во второй – слова с нулевым окончанием, а в третий – все остальные. Если тебе не удалось выделить окончание в каком-нибудь слове, запиши его в отдельный столбик со знаком вопроса.

Число, сеть, бережок, еще, дупло, красив, метро, чучело, тепло

3-й класс (1–4); 2-й класс (1–3)

Часть 1

Д и к т а н т

Вечер

Багровое солнце медленно опускается за лесом. Его прощальные лучи еще золотят верхушки сосен. А дом лесника на поляне уже весь в тени. Вскоре солнце и совсем скрылось. Вечерняя заря на западе стала бледнеть и гаснуть. Реже и реже слышатся голоса птиц. Над поляной начал подниматься туман. Пахнет сыростью. Вокруг становится все темнее. И вот на небе сверкает первая звездочка. (59 слов)

Часть 2

З а д а н и е 1

Из списка слов выбери то, которое годится для проверки пропущенной орфограммы (подчеркни это слово одной чертой).

1) (с,з)двигать: сгибать, свистнуть, съехать;
2) разд_лительный: дело, деление, отдел;
3) берег_вой: резиновый, ледовый, коровий;
4) (нет) дын_: (нет) яблони, (нет) стены, (нет) ржи.

З а д а н и е 2*

1. В каждом списке слов записаны слова, в которых есть одна и та же значимая часть. Выдели ее.

2. В каждой значимой части есть подчеркнутая орфограмма слабой позиции. Если эту орфограмму можно проверять по сильной позиции (то есть по закону письма), поставь рядом с этим списком слов знак "+". Если выделенную орфограмму этим способом проверять нельзя, поставь знак "–".

3. Из списков слов, рядом с которыми ты поставил(а) знак "–", выпиши звуки в сильных позициях, которые встречаются на месте выделенной орфограммы. Какие из этих значимых частей можно считать нарушителями закона письма? Поставь рядом со словами с такими частями букву "Н".

1) залетел – полет – летучий;
2) пловец – плавать – плавучий;
3) растут – выращивать – подрос;
5) раздает – разносит – раскладывает;
6) продуманный – проигранный – прорванный.

4-й класс (1–4), 3-й класс (1–3)

Часть 1

Д и к т а н т

Соловьи

На берегу лесной реки в кустах черемухи или шиповника ты можешь услышать самого замечательного певца нашей природы – соловья. Он забирается в густые заросли и начинает петь. Волшебные звуки его заполняют все окрестности. Соловей поет вечером, а в мае часто поет всю ночь. Чем больше птиц собирается вместе, тем красивее звучат их голоса. Поющий соловей прижимается к ветке, вытягивается во весь рост, расправляет, потом складывает свои крылышки. Все его маленькое тельце дрожит, а глазки блестят. Во всем мире не услышишь песен красивее соловьиной. (82 слова)

Часть 2

З а д а н и е 1

Сделай звуковые записи только тех слов, у которых они не совпадают с буквенными.

Юлия, окна, ужин, яд, купцы, баран.

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

З а д а н и е 2*

1. После букв согласных, непарных по твердости/мягкости, выбираются такие гласные буквы, каждая из которых может выполнять только одну работу – обозначать свой гласный звук. Это буквы, которые бывают в русских словах в начале слова: а, о, у, э, и. Поэтому жи-ши пишется с и, ча-ща с а, а чу-щу с у. Но, к сожалению, это правило соблюдается не всегда, и некоторые гласные буквы ему не соответствуют. Найди в списке слов те из них, в которых данное правило нарушается. Отметь их "галочкой".

2. Запиши каждое отмеченное тобой слово так, как будто бы оно подчиняется правилу выбора гласных букв после букв непарных.

жар
прыжок
жёлтый
жук
жердь
жир

час
пучок
чёлка
чулок
честь
чистый

цапля
цокот
отцу
цель
цирк
купцы

З а д а н и е 3

Запиши слова в два столбика, объединив в каждый из них родственные слова. Выдели значимые части слов:

ножка, нож, ножны, подножка, ножевой, разножка, ножик, подножный (корм).

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

З а д а н и е 4

Определи, к какой части речи относится каждое слово в этом высказывании. Над словами, которые ты не можешь отнести к известной тебе части речи, поставь знак вопроса.

Совесть всегда исходит из глубины души, и совестью в той или иной мере очищаются. (Д.Лихачев)

З а д а н и е 5*

В этом высказывании слово глухой повторяется три раза. Определи, к какой части речи относится это слово в каждом из этих трех случаев.

Глухой глухого звал к суду судьи глухого… (А.Пушкин)

Как ты считаешь, это действительно одно и то же слово или это разные слова? Какие из этих трех "слов" являются разными? А какие – изменениями одного и того же слова? Запиши свои ответы на эти вопросы.

____________________________________________________

____________________________________________________

_________________________________________________

____________________________________________________

Анализ контрольных работ

Первая часть каждой работы анализируется с помощью таблиц*, вторая – оценивается в баллах в соответствии с выделенными уровнями3 .

1-й класс (1–4)

Результаты выполнения первой части работы (д и к т а н - т а) фиксируются в таб. 1 ( знак "+" в графе означает наличие данной ошибки в работе, "–" – ее отсутствие, "галочка" ставится в графе недочетов).

Заполнив эту таблицу, учитель сможет сделать выводы, в какой степени первоклассники усвоили правила русской графики, изученные орфограммы, насколько у ребят сформирован каллиграфический навык. Количество самых распространенных на этом этапе и самых "опасных" ошибок – пропуск, замена и перестановка букв, слогов – свидетельствует об уровне сформированности действия письма. Подсчитывая общее количество ошибок в ученической работе, следует учитывать, что каллиграфическая ошибка (неправильное соединение, искажение буквы и т.п.) считается недочетом, 2–3 таких недочета приравниваются к одной ошибке.

При анализе з а д а н и я 1 за правильный звуко-буквенный анализ каждого слова дается 5 баллов. За одну ошибку в транскрипции или в определении работы буквы отнимается 1 балл.

О б р а з е ц правильного выполнения задания:

З а д а н и е 2 надо анализировать следующим образом:

– за правильное распределение слов по столбикам присуждается 5 баллов;
– за правильно указанную работу буквы и в третьем столбике добавляется еще 5 баллов.

О б р а з е ц правильного выполнения задания:

Миши
наливал
миску
котику
схватит
ним

мальчик
играть
и

жил
Рыжик
Миши

 

Примечание. – значок мягкости согласного звука.

2-й класс (1–4)

Д и к т а н т анализируется аналогично, по табл. 2 .

Заполнив эту таблицу, учитель будет иметь представление о том, в какой мере его ученики овладели основными способами проверки орфограмм слабых позиций: по сильной позиции (путем изменения слов для орфограмм основы или путем подбора родственных слов, если проверяемая орфограмма в корне), пользуясь словарем4  или по памяти, проверяя орфограммы по специальным правилам. По данным таблицы можно судить, как дети усвоили орфограммы сильных позиций, допускают ли ошибки в случаях употребления большой буквы, раздельного написания предлогов с другими словами, есть ли пропуск, перестановка букв. В графе "Необоснованные пропуски" отмечаются прочерки, сделанные ребенком на месте тех букв, которые можно проверить одним из изученных способов (например, в слове р_ка – ребенок должен был проверить букву е изменением рЕки). На наш взгляд, такой пропуск все же лучше ошибки, поэтому предлагаем считать его недочетом. 2–3 необоснованных пропуска приравниваются к одной ошибке.

При анализе з а д а н и я 1 оцениваются количество выписанных изменений слов (в тексте диктанта несколько групп таких изменений) и правильность выделения окончаний. За каждое правильно выписанное изменение с безошибочно выделенным окончанием присуждается 1 балл. Если неверно выделено окончание, снимается 0,5 балла.

О б р а з е ц правильного выполнения задания:

З а д а н и е 2 оценивается следующим образом:

– за правильное распределение первых восьми слов по столбикам – 8 баллов, за каждое неверно определенное место слова снимается 1 балл, если правильно определен столбик слова, но в слове ошибочно выделено окончание – вычитается 0,5 балла;
– за постановку вопроса над словом тепло – 2 балла, за отнесение его в первый или в третий столбик – 1 балл, если это слово записано и в первом, и в третьем столбике с правильно выделенным окончанием – 5 баллов.

О б р а з е ц правильного выполнения задания:

2 класс (1–3); 3 класс (1–4)

Д и к т а н т анализируется аналогично, по табл. 3 .

Заполнение этой таблицы позволит учителю сделать выводы об уровне усвоения способов проверки орфограмм слабой позиции в разных частях слова: в приставке, корне, суффиксе, окончании. Кроме того, в таблице будут отражены также умения проверять орфограммы сильных позиций, особую орфограмму мягкого согласного перед другим мягким согласным, орфограммы слитно-раздельного написания предлогов и приставок и пр.

Выполнение з а д а н и я 1 следует оценивать так:

– за каждое правильно выбранное слово – 2 балла;
– если при выполнении задания учащийся выделял значимые части с орфограммами, добавляется еще 2 балла.

О б р а з е ц правильного выполнения задания:

З а д а н и е 2 анализируется следующим образом:

– за правильно выделенную значимую часть слова в каждом списке слов присуждается 1 балл;
– за правильное выполнение второй части задания – 5 баллов;
– за правильное выполнение третьей части задания – 5 баллов; если на последний вопрос дан неверный ответ, снимается 3 балла.

О б р а з е ц правильного выполнения задания:


4-й класс (1–4); 3-й класс (1–3)

Д и к т а н т анализируется аналогично, по табл. 4 .

При оценке выполнения з а д а н и я 1 за каждое правильно выбранное слово дается 1 балл, за безошибочную звуковую запись каждого слова добавляется еще по 1 баллу.

О б р а з е ц правильного выполнения задания:

Анализируя з а д а н и е 2, за каждое правильно отмеченное слово следует присуждать 1 балл, за каждую верно выполненную запись отмеченного слова добавлять еще по 1 баллу.

О б р а з е ц правильного выполнения задания:

В з а д а н и и 3 каждое слово, записанное в нужный столбик, оценивается 1 баллом. За правильный разбор по составу каждого слова нужно добавлять по 1 баллу.

О б р а з е ц правильного выполнения задания:

При анализе з а д а н и я 4 за каждое слово, правильно отнесенное к части речи, дается 1 балл. Знаки вопроса могут быть над словами той и иной. Если указанные слова отнесены к местоименным прилагательным (или просто к прилагательным), учащийся получает по 2 балла за каждое слово.

О б р а з е ц правильного выполнения задания:

З а да н и е 5 оценивается следующим образом:

– за правильно выполненную первую часть задания – 5 баллов;
– за хорошо аргументированные правильные ответы на вопросы из второй части задания – 10 баллов, если даны только ответы без объяснений – 5 баллов.

О б р а з е ц правильного выполнения задания:

Я считаю, что первые два "слова" – это изменения существительного глухой, а третье – это другое слово, прилагательное глухой. Здесь два разных слова – существительное и прилагательное. У них разное лексическое и общее грамматическое значение (одно слово обозначает предмет, а другое – признак предмета).


* таблицы можно посмотреть только при наличии прграммы Acrobat Reader

1 В период перехода с трехлетнего начального обучения на четырехлетнее возможно использование имеющихся учебников для системы 1–3.

2 Схемы составления и анализа предлагаемых контрольных работ те же, что и у предыдущих контрольных работ, опубликованных в № 17/2000 и № 16/2001.

3 Напоминаем, что при обучении в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова важна качественная оценка работы, а не отметка. При анализе работ главная задача учителя – отследить индивидуальный рост каждого ученика и сделать так, чтобы и сам ребенок анализировал свою работу, сравнивая ее со своими предыдущими результатами, а не с успехами других учеников. Понятно, что общепринятая система отметок только помешает этому.

4 Использование орфографического словаря на контрольной работе допустимо.