Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №15/2002

СИСТЕМА  Д.Б.ЭЛЬКОНИНА - В.В.ДАВЫДОВА

Елена ЧУДИНОВА

Естествознание . Окружающий мир

Контрольные работы

1-й класс (1–3)

В контрольной работе проверяются умения детей выполнять основные способы действий, предусмотренные программой курса для 1-го класса: анализировать ощущения, сравнивать объекты по разным признакам, строить ряды по выделенным свойствам, составлять план наблюдения, читать схемы процессов, различать способы получения ответов на вопросы об окружающем мире, составлять план опыта (дополнительное задание).

Все задания лучше прочитывать детям вслух, а затем давать возможность прочитать самостоятельно и задать вопросы на понимание. После того как вопросы заданы и учитель ответил на них, он не помогает детям в выполнении этого задания. При выполнении заданий можно пользоваться любыми материалами (тетрадями, вспомогательными материалами, книгами и пр.).

Отдельные задания (о них будет сказано ниже) можно разрешать выполнять в парах (в этих случаях учитель помечает, кто из детей объединялся в пары при выполнении задания). Там, где это необходимо, к заданию дано небольшое пояснение для проверяющих.

При оценивании работ желательно соблюдение основных принципов безотметочного оценивания – после разбора того, как можно было выполнить задание: а) обсуждаются критерии оценки; б) дети оценивают свое выполнение каждого задания (по принятой в классе системе) по выделенным критериям. Общая отметка за работу (по требованию администрации) ставится учителем и не сообщается детям и родителям.

Статья опубликована при поддержке компании RESTERM, выпускающей и реализующей продукцию, которую можно назвать одним словом – химия. Это и универсальные моющие средства, без которых не могут обойтись ни домашние хозяйки, ни клининговые, компании, химпрепараты, применяемые в агропромышленном комплексе, ну, и, конечно, автохимия, от моющих шампуней и стеклоомывающих жидкостей до универсальных матовых и глянцевых полиролей. На сайте resterm.ru Вы найдете не только цены на автохимию RESTERM, но и самую полную информацию о каждом товаре – о его свойствах, возможностях и условиях эксплуатации. Продукция RESTERM – высочайшее качество, эффективность и безопасность по разумной цене.

Задание 1

Жмурик – это волшебное существо, у которого все органы чувств такие же, как у человека, кроме глаз – он все время их зажмуривает.
А у другого волшебного существа – Безушка – отсутствует слух, хотя все остальные чувства – человеческие.
Что почувствуют Жмурик и Безушек в таких ситуациях? Закрась нужные названия.

А. Жмурик ест мороженое.

Комментарий. Задание 1 не простое для первоклассников. Основная трудность при его выполнении – необходимость "встать на место" героев задания. Поэтому после прочтения задания учитель предлагает детям почувствовать себя сначала Жмуриком, а потом Безушком. Для этого дети закрывают глаза, а потом уши. После уяснения этого можно выполнять задание.

Задание 2

Выбери любой признак и построй по нему ряд елочных игрушек.

Комментарий. Для построения ряда наиболее удобны два признака (окраска и длина игрушки). Однако если дети предложат "ширину", "площадь" или "объем", не стоит считать это неверным ответом. Главное, чтобы они указали с помощью символов или слов направление ряда и правильно выстроили ряд (№№) по указанному ими признаку.

Задание 3

Составь план наблюдения за аквариумной рыбкой.

Комментарий. План в знакомой детям заготовке выполняется с помощью символов или слов.

Задание 4

Иванушка-дурачок не знает...

Нарисуй рядом с его вопросами значок способа, каким лучше всего получить ответ.

Комментарий. В самом начале года дети узнали, что они уже умеют искать ответы на вопросы о природе разными способами, назвали эти способы и обозначили значками: спросить у знающего человека, наблюдать, искать ответ в книгах. В конце года они узнали о существовании еще одного способа – экспериментирования. Для ответов на разные вопросы лучше использовать разные способы. В этом задании проверяется понимание детьми различий в способах и их применимости.

Задание 5

Комментарий. Символические записи могут быть расшифрованы с помощью разных слов, близких по значению. Все ответы, передающие смысл символа, уместны.

Задание 6 (дополнительное)

Две бабушки сажают огурцы. Одна говорит: "Чтобы семена проросли, нужно достаточно тепла и воды". А другая считает, что без хорошей почвы семена не прорастут. Что нужно сделать, чтобы определить, кто прав?

Запиши последовательность действий или составь схему.

Комментарий. Это задание, как правило, еще не может быть выполнено ребенком самостоятельно, поэтому лучше предложить его выполнить вместе соседям по парте.

1-й класс (1–4)

В контрольной работе проверяются умения детей выполнять основные способы действий, предусмотренные программой курса для 1-го класса: анализировать ощущения, сравнивать объекты по разным признакам, строить ряды и простейшие классификации по выделенным свойствам, составлять план наблюдения, читать схемы процессов, различать известные детям способы получения ответов на вопросы об окружающем мире.

Задание 1

Жмурик – это волшебное существо, у которого все органы чувств, такие же, как у человека, кроме глаз – он все время их зажмуривает.
А у другого волшебного существа – Безушка – отсутствует слух, хотя все остальные чувства – человеческие.
Что почувствуют Жмурик и Безушек, если побегут сломя голову навстречу друг другу и столкнутся? Закрась нужные названия.

Комментарий. Задание 1 не простое для первоклассников. Основная трудность при его выполнении – необходимость "встать на место" героев задания. Поэтому после прочтения задания учитель предлагает детям почувствовать себя сначала Жмуриком, а потом Безушком. Для этого дети закрывают глаза, а потом уши. После уяснения этого можно выполнять задание.

Задание 2

Сравни жуков по разным признакам и построй по любым из них ряд и классификацию.

Комментарий. Для построения ряда наиболее удобны 2 признака (окраска головы и окраска туловища). Однако если дети предложат "длину усов", не стоит считать это неверным ответом. Для построения классификации, напротив, удобнее использовать длину усов (длинные – короткие). В задании использованы символы, обозначающие ряд и классификацию, из учебника-тетради для 1-го класса (1–4).

Задание 3

Составь план наблюдения за аквариумной рыбкой.

Комментарий. План в знакомой детям заготовке выполняется с помощью символов или слов.

Задание 4

Иванушка-дурачок не знает...

Нарисуй рядом с его вопросами значок способа, каким лучше всего получить ответ.

Комментарий. В самом начале года дети узнали, что они уже умеют искать ответы на вопросы о природе разными способами, назвали эти способы и обозначили значками: спросить у знающего человека, наблюдать, искать ответ в книгах. Для ответов на разные вопросы лучше использовать разные способы. В этом задании проверяется понимание детьми различий в способах и их применимости.

Задание 5

Комментарий. Символические записи могут быть расшифрованы с помощью разных слов, близких по значению. Все ответы, передающие смысл символа, уместны.

2-й класс (1–4)

В контрольной работе проверяются основные умения, которые должны сложиться у детей в ходе изучения курса к концу 2-го класса: умение выявить и обозначить условие процесса (а также знание условий некоторых процессов), понимание условий измерения (а также знание основных мер времени), различение способов получения ответов на вопросы, умение выдвигать предположение и планировать опыт в соответствии с ним.

Задание 1

Запиши процессы схематически. Обозначь их условия.

1. Железные предметы заржавеют, если оставить их на открытом воздухе.
2. Снег тает весной.
3. Сахар и соль растворяются в горячей воде лучше, чем в холодной.

Комментарий. В заданиях 1 и 3 условия процессов названы. В задании 2 дети должны знать условие таяния снега.

Задание 2

Маша и Петя измеряли силу дождя.
Маша измеряла трехлитровой банкой. Она поставила ее на балкон и забыла про нее до следующего утра.
Петя измерял литровой кружкой. Он вынес ее под дождь ровно на 5 минут.
Когда Маша с Петей пришли в школу, они показали друг другу, что у них получилось, и остались довольны своей работой.

Оцени работу Маши и Пети. Если тебе почему-то не нравится их работа, напиши, почему и как им исправить положение.

Комментарий. В этом задании проверяется как понимание детьми условий проведения измерения (одинаковая площадь горлышка и одинаковое время, возможность опосредствованного сравнения объемов), так и умение развернуто содержательно оценить действия другого не по результату, а по способу.

Задание 3

Какими мерами времени нужно пользоваться:

а) если речь идет об истории села, города, страны;
б) если речь идет о событиях твоей жизни;
в) если нужно сравнить, кто быстрее бегает?

Комментарий. В каждом прямоугольнике может быть указано несколько мерок, например, для событий жизни – год, месяц, неделя, день, час.

Задание 4

Некоторые рыбы всю жизнь плавают далеко от мест, где родились. Но когда приходит время откладывать икру, они возвращаются точно на то место, где появились на свет. Как они находят дорогу? Запиши свое предположение и способ его проверки.

Комментарий. Предполагается, что будут высказаны предположения о том, с помощью каких органов чувств рыбы находят дорогу. Опыты по запоминанию дороги рыбами можно планировать в аквариуме, сделав внутри аквариума, например, лабиринт. Это задание сложно для одного ребенка, поэтому лучше предложить его соседям по парте.

Задание 5

Нарисуй рядом с его вопросами значок способа, каким лучше всего получить ответ.

Комментарий. В самом начале года дети узнали, что они уже умеют искать ответы на вопросы о природе разными способами, назвали эти способы и обозначили значками: спросить у знающего человека, наблюдать, искать ответ в книгах. В конце года они узнали о существовании еще одного способа – экспериментирования. Для ответов на разные вопросы лучше использовать разные способы. В этом задании проверяется понимание детьми различий в способах и их применимости.

2-й класс (1–3); 3-й класс (1–4)

В контрольной работе проверяются основные способы представления результатов наблюдения или эксперимента, освоенные детьми в этом году, и умение выбрать из них подходящие для конкретных данных.

Задание 1

1. Прочитай текст. Попробуй представить все, о чем в нем рассказано, в виде маршрутов, планов, рядов, графиков, диаграмм, разрезов. Сами догадайтесь, какие данные как лучше представить. Если не можешь сделать это сам, посоветуйся с учителем.

"Примерно четверть земной поверхности – суша, остальное – вода. Мы плывем по Волге из Казани до Черного моря. После Казани мы останавливаемся в Ульяновске, Саратове, Волгограде и Астрахани. И вот Черное море! Оно глубже Балтийского моря, а Балтийское глубже Белого".

И по площади Черное море больше Белого и Балтийского. Самое маленькое из трех – Белое море.

Комментарий. Информацию, содержащуюся в первом предложении, удобнее всего представить в виде диаграммы. Информацию из следующих трех предложений легче всего представить в виде символической записи маршрута или в виде картосхемы (воспользовавшись картой России). Информацию из последних трех предложений удобно представить в виде двух рядов. Если дети покажут ее двумерно (в виде "графика"), это не будет ошибкой.

2. Внимательно рассмотри карту и график и определи, нужны ли сегодня зимние шапки жителям города Веселого и города Гордого.

 

Комментарий. С помощью изолиний на картосхеме можно узнать, на какой высоте над уровнем моря расположены интересующие нас города, а затем с помощью графика выяснить, какая сегодня там температура. Жителям города Гордого потребуется шапка (– 10 градусов), а жителям Веселого – нет (+ 10).

3-й класс (1–3); 4-й класс (1–4)

В контрольной работе проверяются умения формулировать предположения, использовать модельные средства для представления гипотезы, строить диаграммы, понимание устройства Солнечной системы, знание экологических проблем человечества и родного края, знание взаимосвязей живых существ в природе.

Задание 1

По таблице дострой диаграмму.

Комментарий. В этом задании можно проверить умение строить предположения (достаточно обоснованные, если ребенок ориентируется на возможную массу планет и их удаленность от Солнца, и не очень обоснованные в других случаях), а также умение построить диаграмму по табличным данным (при этом столбики должны быть подписаны).

Задание 2

Рассмотри схему и ответь на вопросы. Для получения правильного ответа используй подручные материалы.

1. Нарисуй человека на планете, чтобы у него была ночь.
2. Нарисуй в квадратике, каким видится сейчас человеку спутник.
3. Нарисуй, где должен был бы находиться спутник, если бы сейчас было его затмение. Чем ты воспользовался, рассуждая над ответом?

Комментарий. Это задание (особенно вопросы 2 и 3) лучше выполнять с помощью вспомогательных средств. Немногие дети могут выполнить его "в уме". Учителю желательно пронаблюдать за свободным обращением (или его отсутствием) детей к подручным материалам (каким именно?), а затем посоветовать детям, особенно слабым, воспользоваться известными им моделями (кому какая удобнее). Особенно слабым детям лучше выполнять задание в паре, поскольку оно требует сложной формы контроля.

Задание 3

Дострой схему пищевых связей сообщества лесных живых существ (подсказки: лиса, растения, дождевой червь, кролик, крот).

Комментарий. Гусеница, улитка, кролик, дождевой червь питаются растениями; дождевых червей едят кроты, кролики, дрозды и куропатки; человек ест улиток, кроликов, куропаток и растения; лисы питаются куропатками, дроздами, кроликами и кротами. Если дети отметят не все связи – не важно. Главное, чтобы примерные отношения между видами были соблюдены.

Задание 4

Какие экологические проблемы особенно серьезны в твоей местности (подчеркни и допиши недостающее)?

Парниковый эффект.
Опустынивание.
Загрязнение химическими продуктами.
Озоновые дыры.