Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №19/2002

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Нина КОРОБЕЙНИКОВА,
учитель школы № 6,
г. Минеральные Воды.

Лекарственные растения

Где можно найти лекарства? В аптеке. А еще – в лесу, в поле, на пыльной дороге. Вместе с Лесовичком мы идем в лес за наукой, узнаем, какие растения помогают при болезни сердца, ангине, расстройстве желудка, порезах...
Мы идем в гости, а для этого надо знать правила поведения в природе. Повторить известные и познакомиться с новыми вам поможет этот урок.

Тема. "Лекарственные растения".

Цели. Познакомить детей с лекарственными растениями, правилами сбора, применения и охраны растений; научить различать самые обычные цветущие травы: тысячелистник, чистотел, одуванчик, цикорий и др.; учить ценить и беречь красоту природы; развивать речь, логическое мышление, память; закрепить знания правил поведения в природе, ориентирования, используя народную мудрость, учить читать книгу природы, воспитывать в детях наблюдательность, умение сравнивать, делать выводы.

Оборудование. Плакаты (народные приметы, правила сбора растений, народные пословицы "Знаешь ли ты...?"); фонограммы "Голоса леса", П.И. Чайковский "Июнь" из альбома "Времена года"; открытки: лекарственные растения; гербарий; книги, фотоальбомы, карточки со словарными словами; образцы лекарственных растений; пословицы: "Природа – лучший друг, она радость дарит", "Не хвались травой, хвались сеном", "Пчела мала – да и та работает", "Не беречь поросли – не видать и леса".

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Объявление темы и целей урока

Учитель. Сегодня мы совершим прогулку. Куда? Догадайтесь!
Есть у меня зеленый друг,
Веселый друг, хороший.
Он нам протянет сотни рук
И тысячи ладошек.
Дети. Это лес.
Учитель. Молодцы! Верно, мы в лес за наукой сегодня пойдем. Смекалку, фантазию нашу возьмем. Дорогой с пути никуда не свернем. Но прежде чем отправиться в лес, мы должны быть уверены, что погода будет хорошей. Давайте вспомним признаки хорошей погоды.
Учащиеся называют признаки хорошей погоды – метеоприметы.
Дети. При заходе и восходе солнца заря желтая, золотистая, розовая. Зеленоватый цвет ее указывает на длительное сохранение характера погоды.
– C восходом солнца появляются кучевые облака. К полудню размеры их увеличиваются, к вечеру облака растекаются и после захода солнца совершенно исчезают.
– Давление воздуха увеличивается.
– После захода солнца на траве появляется роса, которая усиливается перед восходом солнца, а с восходом исчезает.
Учитель. А по народным приметам?
Дети называют признаки, используя плакаты.
Дети. Рога месяца острые.
– Стрижи летают высоко.
– Комары и мошки летают роем (столбом).
– К вечеру сильно стрекочут кузнечики.
– Пчелы рано улетают в поле.
– На траве, кустарниках, деревьях обильная паутина.
– Божья коровка, взятая в руку, быстро слетает.
– Все одуванчики раскрыты.
– Дым при отсутствии ветра поднимается вертикально вверх.
Учитель. Вспомните ориентирование.
Дети. Мхи и лишайники покрывают деревья и камни с северной стороны.
– Смола больше выступает на стволах хвойных деревьев с южной стороны.
– Муравьи устраивают свои жилища к югу от ближайших деревьев или кустов и делают южный склон муравейника более пологим, чем северный.
– Если в полдень встать лицом по направлению полуденной тени, то впереди будет север, позади – юг, справа – восток, слева – запад.
– По компасу – положить его на ровную поверхность и оттянуть предохранитель, то есть освободить стрелку. Когда стрелка успокоится, надо осторожно повернуть компас так, чтобы синий конец стрелки оказался против буквы "С", а красный – против буквы "Ю".
Учитель. Молодцы! Можно отправляться в путь. Но еще мы должны помнить, что в гостях надо вести себя вежливо, что существуют определенные правила поведения. И надо помнить, что и в лесу, и в поле, и на лугу мы тоже в гостях, в гостях у природы, у тех, кто живет здесь. Здесь тоже нельзя вести себя как на ум взбредет. Есть свои правила вежливости, которые надо соблюдать, когда пришел в гости к природе.
А вот и наш друг Лесовичок – хозяин леса. Он хочет знать, все ли ребята знают эти правила.
Лесовичок. Правил таких много, о них написаны целые книги, но сегодня я хочу, чтобы вы вспомнили несколько хотя и простых, но очень важных правил поведения в природе.
Лесовичок показывает природоохранные знаки, дети отвечают.
Дети. Не оставляй после себя мусор.
– Никогда не выбрасывай мусор в водоемы.
– Помни: бумага, брошенная вами, будет лежать на земле более двух лет, консервная банка – более 30 лет, полиэтиленовый пакет – 200 лет, стекло – 1000 лет.
– Не ломай зеленые ветки и деревья, не качайся на них.
– Не повреждай кору деревьев.
– Не разоряй муравейники и птичьи гнезда.
– Не рви паутину и не уничтожай пауков, они полезны.
– Не сбивай ногами несъедобные грибы, они нужны лесу.
– Не рви цветов в природе для букетов.
Учитель. Внимание! Экологическая задача. Сколько погибло бы цветущих растений, если бы каждый ученик нашего класса сорвал 5 штук? А если бы не 5, а 10 штук? Какой вывод из этого можно сделать?
Ответы детей.
Дети. Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все – и я, и ты,
Если мы сорвем цветы –
Опустеют все поляны –
И не будет красоты.
Учитель. Не разжигайте костры, берегите лес от пожара.
Лесовичок. Помните: из 1 дерева можно сделать 1 млн спичек, а 1 спичкой сжечь миллион деревьев. Будьте осторожны с огнем в лесу. Не шумите в лесу. Выполняя эти правила, ребята, вы будете беречь природу и умножать ее богатства. И, конечно, надо учить этим правилам других. Ну а теперь добро пожаловать в лес.
Дети читают стихи под фонограмму музыки П.И. Чайковского "Июнь" из альбома "Времена года".
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!
Учитель. Почему мы с лесом дружим,
Для чего он людям нужен?
Дети. Лес – это наше богатство!
– Лес – это наряд нашей Земли.
Там – где лес, всегда чистый воздух.
– Лес – это дом для зверей и птиц.
– Лес – это наш друг, задерживая влагу, он помогает человеку выращивать хороший урожай.
– Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары.

III. Физкультминутка

1. Ходьба с подниманием рук вверх и вниз, хлопки.

Только в лес мы зашли,
Появились комары.
Руки вверх – хлопок над головой,
Руки вниз – хлопок другой.

2. Ходьба на внешней и внутренней частях стопы с покачиванием влево, вправо.

Дальше по лесу шагаем,
И медведя мы встречаем.
Руки за голову кладем
И вразвалочку идем.

3. Ходьба с поднятием рук.

Мы шагаем, мы шагаем,
Руки выше поднимаем,
Голову не опускаем,
Дышим ровно, глубоко.

4. На полянку мы заходим,

Много ягод там находим.
Земляника так душиста,
Что не лень нам наклониться.

IV. Тема урока

Звучит фонограмма "Голоса леса".
Учитель. Ну вот и попали мы в сказочный лес. Лес этот полон прекрасных чудес. Мы на лесной поляне. Но далеко не всем путешественникам везет в походе. Иногда пойдут ребята на экскурсию или в лес за грибами – и вдруг кто-нибудь натрет ногу или поранит ее. Что делать? Вперед идти тяжело, а до дому не дойти. И аптеки поблизости нет. Как же быть? Предоставим слово нашим докторам: Айболиту, Пилюлькину, Медунице.
Дети сидят за столами с табличками.

Доктор Айболит
г. Москва

 

Доктор Пилюлькин
г. Цветочный

 

Доктор Медуница
г. Солнечный

– Начинаем пресс-конференцию.

Айболит. В лесу, в поле и даже на пыльной дороге растут лекарства в большом количестве. В настоящее время насчитывается около 600 видов растений,
используемых в медицине. Только надо их знать, ребята, и уметь ими пользоваться. Еще в давние времена наш народ пользовался травами для лечения всяких болезней. Сегодня поговорим о наиболее распространенных лекарственных растениях.

Медуница.
Много трав растет полезных
На земле страны родной.
Могут справиться с болезнью
Мята, пижма, зверобой.
Пилюлькин. Есть в травах и цветах целительные силы для всех, умеющих их разгадать.
Ученик 1. У меня болит сердце, чем мне его лечить?
Айболит. При болезнях сердца помогают капли ландыша. (Показывает образцы.)
Родился ландыш в майский день,
И лес его хранит.
Мне кажется, его задень –
И этот звон услышат луг,
И птицы, и цветы вокруг.

Цветы ландыша идут на изготовление капель, которые употребляют как средство, успокаивающее сильное сердцебиение. А еще цветы используют для изготовления духов и одеколона, мыла.
Учитель. Обратите внимание, плоды ландыша и всё растение ядовиты. При болезнях сердца используют и корень валерианы.
Ученик 2. Доктор, у меня плохой аппетит. Что мне делать?
Пилюлькин. Вам поможет корень одуванчика. (Показывает образец.)
Носит одуванчик
Желтый сарафанчик.
Подрастет, нарядится
В беленькое платьице.
Пышное, воздушное,
Ветерку послушное.
Он заметный, золотой,
Постарел – и стал седой.
А как только поседел,
Вместе с ветром улетел.
Учитель. Ребята, а как вы думаете, почему так назвали цветок – одуванчик?
Ответы детей.
Медуница. А еще вам поможет корень цикория, он возбуждает аппетит, улучшает пищеварение. (Показывает образец.)
От усталости и хвори
Помогает нам цикорий.
Если кто-то захандрит,
Чай с цикорием взбодрит.
Стебель, лист, цветы и корень
Даром дарит нам цикорий,
Дарит, словно шубу с плеч.
И поэтому, ребята,
Надо нам его беречь.
Без потребности не резать,
Не топтать, не рвать, не жечь.
При плохом аппетите вам поможет полынь. (Показывает образец.)
Ученик 3. Я часто болею ангиной. Какие лекарственные растения мне помогут вылечиться?
Айболит.
Золотая серединка,
И лучи идут кругом.
Это, может быть, картинка?
Солнце в небе голубом?
Медуница.
И если случится тебе простудиться,
Привяжется кашель, подымется жар,
Придвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый душистый отвар.
Знакомые с детства, родные ромашки.
Вот легкий поповник у нашей реки.
Как белые звезды средь розовой кашки
В букете сияют его лепестки.
Он любит – не любит ответить нам может.
И глянет приветливо желтым глазком.
Вот эта ромашка знакома нам тоже,
Ее мы лекарственным другом зовем.
Учитель обращает внимание детей на то, как отличить лекарственную ромашку от ложной.
Пилюлькин. Лекарственная ромашка используется при простуде, кашле, при ангине используется календула. (Показывает образец.)
Ученик 4. От болезни желудка какое растение поможет излечиться?
Пилюлькин. Вам поможет тысячелистник. (Показывает образец.)
Каждый лист разбит на дольки.
Подсчитай-ка, долек сколько?
Тут легко со счета сбиться.
У кого желанье есть
Дольки снова перечесть?
Пилюлькин. Препараты из этого растения применяются при различных заболеваниях желудка, для остановки внутренних и наружных кровотечений.
Медуница. При желудочных заболеваниях, головной боли применяют чай из кипрея. (Показывает образец.)
Когда на просеке в июльский зной
Проходишь ты меж кочками и пнями,
Кипрея лепестки перед тобой
Мелькают, словно розовое пламя.
Когда в лесу наткнешься невзначай
На море лепестков в цветочной пыли,
Ты скажешь: "А ведь это иван-чай,
Его когда-то наши предки пили".
Ученик 5. Чем мне вылечить бородавки?
Айболит. Росянкой (показывает образец).
Эй, брат комарик, берегись:
На куст ее ты не садись –
Придется с жизнью распрощаться.
Раз сядешь – вновь уж не подняться.
Айболит. Это лекарственное растение питается мухами и комарами. Из росянки готовят лекарство от бородавок. Бородавки лечит и чистотел. (Показывает образец.)
Учитель. Почему так названо растение? Обратите внимание – это растение ядовито.
Ученик 6. Какое растение может заменить вату?
Пилюлькин. Мох сфагнум. (Показывает образец.)
Меж клюквы и морошки –
Жилец лесных болот.
На кочке мох без ножки,
Куда ни глянь, растет.
Он снизу седоватый,
Повыше – зеленей.
Нужна коль будет вата,
Нарви его скорей.
На кустиках поляны
Подсушен в летний зной,
Он партизанам раны
Лечил в глуши лесной.
Мох сфагнум еще в Первую мировую войну использовался как заменитель ваты. Он очень хорошо впитывает кровь и гной. Да и раны скорее заживают. Для этих же целей используют белую сердцевину камыша.
Ученик 7. Какое растение поможет нам в походе при ранении?
Айболит.
Путника друг подорожник,
Скромный невзрачный листок.
(Показывает образец.)
Ты на порезанный палец
Влажной заплаткою лег.
Многим из нас невдомек,
Что отыскалось лекарство
Тут же на тропке у ног.
Пилюлькин.
Вырастает подорожник,
Лишь приходит срок,
На земле сухой и твердой
Около дорог.
Говорят о нем в народе
Добрые слова.
Всем поможет подорожник –
Скромная трава.
Если ты порезал руку
Или ногу сбил,
Он тебе залечит раны
И прибавит сил.
Айболит. Подорожник используют как лекарственное растение. Мы им пользуемся в дороге. Свежие листья подорожника прикладывают при ссадинах, ожогах, укусах насекомых.
Учитель. А как вы думаете, почему так назвали это лекарственное растение?
Ответы детей.
– Ну что ж, наша пресс-конференция окончена, поблагодарим докторов.

V. Физкультминутка

Учитель. А вы, наверное, устали?
Дети. Да!
Учитель.
И поэтому все встали.
Дружно вытянули шеи,
И, как гуси, зашипели: "Ш-ш-ш!"
И, как зайки, поскакали,
Поскакали, поскакали
И за кустиком пропали.

VI. Тема урока (продолжение)

Учитель. A теперь послушаем вас. Отгадайте загадки, найдите на стенде и в образцах растения и расскажите, при каких заболеваниях используют эти растения.
На стенде открытки "Лекарственные растения леса".
Дети находят образец и рассказывают, при каких заболеваниях используют то или иное лекарственное растение.
Учитель.

Он шипы свои выставил колко.
Шипы у него, как иголки.
Но мы не шипы у него соберем,
Полезных плодов для аптеки нарвем.

Дети. Шиповник. Витаминное средство.
Учитель обращает внимание на орфограмму жи, ши.
Учитель.

Травка та растет на склонах
И на холмиках зеленых.
Запах крепок и душист,
А ее зеленый лист
Нам идет на чай.
Что за травка, отгадай.

Дети. Душица, чабрец.
Учитель.

Бусы красные висят,
Из куста на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.

Дети. Малина. От простуды.
Учитель. Что можно сказать про слово малина?
Дети. Это словарное слово.
Учитель.

В сенокос горька,
А в мороз сладка.
Что за ягодка?

Дети. Рябина, калина – витаминное средство, используется при простуде, кашле.
Учитель.

Жгусь, а не огонь,
С листочками, а не дерево.

Дети. Крапива.
Учитель обращает внимание детей на ударение в слове крапива.
Учитель. Внимание! Из 1 кг высушенной крапивы можно получить лекарство для 30 больных. Из 100 г сухой травы ландыша изготовляют 1 л настойки для страдающих болезнями сердца. Каждый килограмм лекарственных растений – это здоровье, возращенное десяткам и сотням людей, это труд на благо нашей Родины. Помните об этом!

Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни града, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок.

Дети. Желудь. Полезно полоскать горло при ангине, заболеваниях десен.
Учитель. Какое дерево цветет в начале лета?
Дети. Липа. При простуде.
Учитель. Еще не успел сойти снег, а на пригретых солнцем местах появляются желтые цветки с чешуйчатыми стебельками. И только когда растение отцветет и ветер унесет легкие плодики с летучками из волосков, начинают разворачиваться крупные листья.
Дети. Мать-и-мачеха. При кашле.
Учитель. Почему так названо растение?
Дети. У этого растения листочки с одной стороны мягкие, а с другой – жесткие.
Учитель. Молодцы! Все загадки отгадали и дали верные ответы. Да, все это лекарственные растения. С их помощью человек может лечить и предупреждать различные болезни. Лекарственные растения разнообразны. Их собирают и сдают в аптеки. Но собирать их нужно так, чтобы не нанести вред природе. Некоторые лекарственные растения люди специально выращивают.

VII. Как собирать лекарственные растения

Учитель. Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.
Учитель показывает плакат.
– Растения собирают в сухую погоду, когда уже исчезла роса. Надо следить, чтобы на растениях не было пыли и грязи.
Нельзя собирать лекарственные растения вдоль дорог, на улицах городов, в скверах. В этих растениях накапливаются вредные вещества, которые выбрасывают в воздух автомобили.
Цветки собирают в начале цветения; листья – перед цветением или в начале его; корни и корневища – весной и осенью; кору – весной, в начале сокодвижения, когда она хорошо отделяется.

Правила сушки лекарственных растений

  • Сушить растения надо под навесом, на чердаке, избегая прямого солнечного света, разложив тонким слоем.

  • Листья кладут черешками в одну сторону.

  • Корневища и корни отмывают от грязи и разрезают.

  • Три-четыре раза в день растения переворачивают, сухие убирают. Мох сфагнум сушат на крыше навеса, на солнце.

VIII. Итог урока

Учитель. Ну а сейчас мы подведем итог урока и проведем небольшую викторину. Она называется "Лесная аптека".
Ты натер ногу в пути. Как облегчить боль?
Дети. Приложить лист подорожника, сирени.
Учитель. Свежие листья какого растения прикладывают при ссадинах, ожогах и укусах насекомых?
Дети. Листья подорожника, липы, лопуха.
Учитель. Какое болотное растение можно использовать вместо йода, ваты?
Дети. Торфяной мох сфагнум.
Учитель. Какая ягода заменяет лимон?
Дети. Клюква.
Учитель. Плоды каких кустарников очень богаты витамином С?
Дети. Плоды черной смородины, шиповника, рябины.
Учитель. Какими лечебными свойствами обладает мать-и-мачеха?
Дети. Отвар из сухих цветков и листьев – хорошее средство от кашля.
Учитель. Какую траву любят кошки? При каких болезнях она помогает?
Дети. Валериану, а валериановые капли употребляются при нервных расстройствах и бессоннице.
Учитель. Участник экспедиции порезал руку. Чем остановить кровь?
Дети. Белой сердцевиной камыша, приложить лист подорожника, мох сфагнум.
Учитель. Какие редкие растения ты знаешь?
Ответы детей.
– Когда следует собирать лекарственное сырье?
Ответы детей.
– Как нужно вести себя в природе, чтобы не причинять растениям вреда?
Ответы детей.
– Что делается в нашей стране для охраны растений?
Дети. Их охраняют в заповедниках, выращивают в ботанических садах. Собирать эти растения в природе запрещено.
Учитель. И в заключение вы сейчас попробуете напиток и определите, из какого растения он приготовлен.
Дети. Настой шиповника.
Лесовичок. Ребята, вы показали хорошие знания. Я вручаю вам диплом об окончании лесной академии.
Вручение дипломов.

Рис. Н. Трениной