Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №26/2002

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Ольга ЕВСТРАТИКОВА,
Луковская школа,
Моздокский р-н,
РСО–Алания

Твори добро

Классный час

3-й класс (1–4)

Если бы в руках у вас оказался цветик-семицветик, как бы вы использовали его лепестки? Какими мы должны быть, чтобы мир стал добрее и прекраснее?
Для начала попробуем выделить те качества, которые мы хотели бы встречать в окружающих нас людях. Вместе с Ольгой ЕВСТРАТИКОВОЙ (Луковская школа, Моздокский р-н, РСО–Алания) возьмите в руки модель цветка и на его лепестках напишите наиболее приятные для вас черты характера. Представьте себе получившуюся цветочную поляну!

Цели. Учить детей видеть и чувствовать мир; воспитывать нравственность.

Оборудование. Детские рисунки на темы "Какими бывают люди", "Город любви и доброты", "Гора жизни"; репродукции работ Микеланджело, иллюстрации детей к различным рассказам по теме; пластинки "Голубая рапсодия" Рея Конниффа, "Ноктюрн" Ф.Шопена; фонограмма песни в исполнении Шуры "Твори добро"; цветы из бумаги и живые цветы.

На доске. "Доброта – солнечный свет, под которым распускается цветок добродетели". (И.Грин).

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

Звучит "Ноктюрн" Ф.Шопена.

Учитель. Ребята, вы обратили внимание на то, как изменилась музыка? Вначале она была спокойная, затем все больше и больше набирала силу. Такова и жизнь человека. Родившегося человека можно сравнить с чистым листом бумаги. В процессе жизни этот лист заполняется качествами, которые необходимы ему для жизни. Посмотрите на доску. Вы видите чистый лист бумаги. Сегодня мы попытаемся его заполнить. На одном из первых классных часов мы попытались определить основное качество, без которого человек не может быть человеком. Послушайте стихотворение.

Слово это серьезное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти
Вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец...

Дети. Доброта.

На листе ватмана появляется цветок "доброты".

Учитель. Давайте вспомним, как великие люди говорили о добре.

Дети цитируют высказывания великих людей.

  • Доброта важнее, чем мудрость, а признание этой истины – начало мудрости. (Т.Рабин)

  • Повсюду, где есть человек, есть и возможность проявить доброту. (Сенека)

  • Добрые мысли – это прекрасно, а добрые дела – божественно. (Г.Манн)

  • Доброта – это особый вид истины и красоты. (Оверстрит)

  • Доброе сердце прекраснее, чем все разумы вместе взятые. (З.Бульвер-Литтон)

  • Когда кто-нибудь совершает для другого доброе дело – радуйтесь! Сразу несколько человек стали счастливы. (К.Пеппер)

– Посмотрите сценку по Дональду Биссету "Сказка про слона, про костер и про белую уточку".

Автор. Жил-был на свете слон, очень большой, совсем некрасивый, но очень добрый. Звали его Лони. Однажды он пошел гулять. Шел, шел и пришел к пылающему костру. Возле костра грелась белая уточка, а рядом был пруд. Уточкин пруд.
Лони остановился, чтобы полюбоваться и на костер, и на его отражение в воде, и на белую уточку. Но тут набежала тучка, стал накрапывать дождь. Костер испугался.

Костер. Если дождь разойдется, я погиб!

Уточка. Ах, что ты, не плачь, не то сам себя зальешь слезами.

Костер. Постараюсь.

Лони. Не унывай, дружище, я на тебя подую!

Автор. Костер чуть разгорелся и повеселел. Но дождь лил все сильнее и сильнее.

Лони. Уточка, лети к тучке и скажи, чтобы она перестала поливать дождем.

Автор. Миранда полетела к тучке и все ей рассказала. Тучка извинилась и улетела в другую сторону.

Не жалея сил, Лони дул и дул на костер, и костер разгорелся ярче прежнего. Он был очень доволен, но теперь Миранда загрустила.

Лони. Что с тобой?

Миранда. Я... я... я... так люблю дождик. Все утки любят.

Лони. Ну этому горю легко помочь.

Автор. Он опустил хобот в пруд, набрал побольше воды и обдал уточку настоящим ливнем. Миранда захлопала крыльями и закрякала от удовольствия.

Миранда. Настоящий дождь! Даже лучше, чем дождь!

Автор. Лони снова опустил хобот в пруд, набрал побольше воды и опять полил на белую уточку дождем. А потом набрал побольше воздуха и подул на костер.

Но вот пришло время возвращаться ему домой. Лони сказал "до свидания" и пошел. Когда Лони исчез из глаз, Миранда подбросила в костер веточек, спрятала голову под крыло и заснула...

Учитель. Как вы думаете, можно ли одновременно делать несколько добрых дел?

Ответы детей.

– А если бы все люди были подобны этому слоненку, каким бы стал мир?

Ответы детей.

– На одном из классных часов мы задумывались над тем, какую мы сами сможем внести лепту в то, чтобы мир стал лучше. Помните, как рисовали мы "Гору жизни", на которую можно было забраться, только делая добро? Вы все очень старались. И сегодня мне хотелось бы еще раз вместе с вами посмотреть на ваши рисунки и услышать, как вы взбирались на эту гору.

Рассматриваем работы детей и слушаем их рассказы.

Юлия Б. Начать свой жизненный путь необходимо с учебных заведений, которые дают понятия о том, что хорошо, а что плохо. Там мы учимся не обижать малышей, уважать старших, любить природу и беречь ее, любить Родину. Моя дорога жизни витиевата, потому что жизнь – это сложная штука, где бывают и подъемы, и падения. Она не всегда радостная и безоблачная.
Чтобы сделать жизнь лучше, необходимо делать добро не просто для того, чтобы сделать, а обязательно с умом, чтобы от него было хорошо всем.
А закончить свой жизненный путь мне хотелось бы так, чтобы люди вспомнили меня добрым словом.

Учитель. Мы долго готовились к этому разговору. Фантазировали и рисовали город добра и красоты. Рисовали свои чувства и пытались передать содержание многих рассказов: "Ключ врага милосердного", "Лучшая милостыня". Мы с вами, ребята, говорили, что в жизни бывают разные люди. В писании буддизма их разделили на три типа.

Первый: подобно засухе, они не дают ничего – ни еды, ни питья несчастным и бедным людям.

Второй: подобны небольшому дождику, они дают что-то некоторым, а другим – нет.

Третий: подобно дождю, они захватывают все кругом, дают всем, будь то отшельники, несчастные бедные нищие; они дают еду, питье... кров и свет.

После этой беседы вы нарисовали свои ощущения от разных типов людей. Обратите на рисунки внимание.

Наташа И. Я попыталась изобразить души людей этих трех типов. И вот что у меня получилось.
Душа человека, подобная засухе, – черная, в ней нет ничего доброго, светлого, его душа подобна темноте летней ночи.
Душа человека, подобная небольшому дождику, – более светлая, в ней есть просветления, эта душа уже стремится вырваться "из оков" безразличия, жадности.
А вот душу человека, подобную дождю, охватывающему все вокруг, я изобразила самой светлой, радостной, более яркой. Такой человек живет ради того, чтобы души людей, окружающих его, становились лучезарнее и добрее.
Мне особенно симпатичен третий тип людей, и я буду стремиться стать именно таким человеком.

Учитель. Один из великих людей, душа которого была подобна дождю, это Микеланджело. Посмотрите на его прекрасные бессмертные творения. А ученик расскажет о его добрых делах.

Алексей Л. Микеланджело, которого враги обвиняли в скупости, всю жизнь осыпал благодеяниями известных и неизвестных ему бедняков. Он трогательно заботился о своих старых слугах и слугах своего отца. Он постоянно помогал бедным, особенно тем, которые стыдились просить. Он любил приобщать к своим добрым делам племянника и племянницу, надеясь, что они и сами начнут помогать нуждающимся, но запрещал им называть свое имя, считая, что милостыня должна твориться в тайне.
В сущности, он был крайне небрежен к делам, не вел никаких счетов, не знал, сколько у него денег, и раздавал их направо и налево. Родные всю жизнь пользовались его богатством. Он делал роскошные подарки своим друзьям и слугам. Большинство своих произведений он раздал, а не продал. На постройке собора Св. Павла он работал совершенно безвозмездно. Никто суровее Микеланджело не порицал любовь к деньгам. "Страсть к накоплению – великий грех", – пишет он своему брату Буонаррото. Он предпочитал делать благо, чем казаться благодетелем.

Учитель. Не только великие люди творят добро. Вспомните, на уроках чтения мы узнали про девочку Женю, которая тоже помогла страждущему. Вспомнили, как называется это произведение?

Дети. Валентин Катаев. "Цветик-семицветик".

Учитель. Давайте вспомним, кому и как девочка помогла. Вы, ребята, помните, что я просила вас написать о том, как бы вы использовали разноцветные лепестки? Ну-ка, расскажите.

Максим М. Чтобы во всем мире был мир, чтобы не гибли наши солдаты и не плакали их матери, чтобы все дети были здоровы и счастливы.

Наташа М. Чтобы все люди были веселые.

Айгуль Ш. Решила все лепестки потратить на добрые дела: чтобы на земле был всегда мир, чтобы не было войны, чтобы у всех детей были папы и мамы, чтобы все были сыты и одеты, чтобы все люди были добрыми, чтобы мы всегда были отзывчивыми друг к другу, чтобы мы всегда умели приходить на помощь.

Учитель. А еще было задание такое: досочинить стихотворение по данному началу:

О, мудрецы, вы бесконечно правы,
Наш мир спасут добро и красота...

Что же у нас получилось?

Дима П.

О, мудрецы, вы бесконечно правы,
Наш мир спасет добро, а зло умрет,
И будем счастливо мы жить по праву,
Тогда и мир, и счастье к нам придет.

Алексей Л.

Добро должно вершиться нами,
И станем мы тогда красивы сами.

Максим Б.

И тем словам принадлежат величество и слава,
Они заслуживают веры и тепла.

Айгуль Ш.

Хоть изменились в наше время нравы,
Все ж, мы надеемся, придет большая доброта.

Учитель. А вот еще одно "Сказание о милосердии".
Когда Бог сотворил землю, она колебалась и дрожала, пока не воздвигнуты были на ней горы, чтобы она стала непоколебимой. Тогда ангелы спросили: "О, Боже! Есть ли в Твоем Творении что-нибудь крепче этих гор?" Бог отвечал: "Железо крепче гор, так как оно разбивает их". А есть что-нибудь сильнее железа?" – "Да, огонь сильнее железа, потому что он расплавляет его". – "А есть что-нибудь из созданного Тобой сильнее огня?" – "Есть, вода, так как она тушит огонь". – "О, Боже, но есть ли что-нибудь сильнее воды?" – "Да, ветер сильнее воды, так как он заставляет и ее двигаться". – "О, Вседержитель наш! Есть ли что-нибудь из созданного Тобой сильнее ветра?" – "Есть, добрый человек, подающий милостыню".

Согласны ли вы с тем, что нет никого сильнее доброго, милосердного человека? Приведите примеры, подтверждающие это.

Ответы детей.

– Давайте вернемся к нашему пока еще чистому листу бумаги. Какими же качествами, по вашему мнению, должен обладать человек, про которого можно сказать, что он добрый?

Детям было дано время об этом подумать. Они сделали бумажные цветы, написали на них свое качество. Звучит "Ноктюрн" Шопена. Под музыку дети вешают на лист бумаги цветки-качества.

–  Вот какая получилась у нас душа – цветочная поляна, на которой расцвели необходимые человеческие качества: милосердие, сострадание, ум, трудолюбие, добродушие, наблюдательность, великодушие, любовь, бескорыстие, сочувствие, внимательность, благодарность, уважение, бесстрашие, нежность, скромность.

Мы должны с вами, ребята, стремиться к тому, чтобы эти качества расцветали не только здесь, но и в душе каждого из нас.
Я хочу закончить наш классный час призывом из песни "Твори добро".

Звучит фонограмма песни.

– Позвольте частичку нашего доброго сердца и нашей души подарить вам.

Дети дарят присутствующим цветы.