Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №29/2002

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ

Тает летнее время чудес

Заканчивается лето, скоро в школах прозвенит первый звонок. Для кого-то в первый раз, а для кого-то второй, третий... Дети с удовольствием будут делиться своими впечатлениями, входить в ритм школьных занятий. Конспекты праздников, предложенные в этом номере, помогут воспитателям и педагогам создать ребятам радостное настроение от встреч друг с другом, с новым временем года. А кому-то может быть и немного грустно от расставания с лагерем и прощания с летом. В любом случае организация таких праздников должна быть удовольствием для ребят.

До свиданья, лагерь мой!

В актовом зале учителя, дети, родители.
Построение отрядов. Сдача рапортов командирами отрядов старшей вожатой.

Вожатая. Торжественную линейку, посвященную закрытию городского летнего лагеря, разрешаю открыть.

Начальник лагеря. Дорогие наши ребята! Вот и наступил тот незабываемый грустный момент расставания. Наш лагерь закрывается, но мы с нетерпением будем ждать новых встреч с вами 1 сентября. Вольно. Займите свои места в зале. Сейчас будет концерт.

Несколько детей исполняют песню на мотив "До свиданья, Москва!"

В коридорах становится тише.
Тает летнее время чудес.
До свиданья, наш летний лагерь,
Шлем тебе наш последний привет.

Припев:
Расстаются друзья,
Остается в сердце нежность.
Будем дружбу беречь,
До свиданья, до новых встреч!

До свиданья, друзья, до свиданья,
Школьный дворик, ты тоже прощай!
Пожелай исполненья желания,
Новой встречи нам всем пожелай.

Припев.

Ребенок 1. Закончились занятия,
Мы ходим в лагеря.
Все в жизни, что случается,
Наверное, не зря!
Товарищи родители!
Наш лагерь недалек –
Вы с нами не хотите ли
Здесь отдохнуть денек?

Ребенок 2. Будет много песен спето,
Дождь не страшен и жара.
Здравствуй, солнечное лето!
Здравствуй, звонкая пора!

Ребенок 3. На крылечке сбор объявлен
И зарядка по утрам.
Здравствуй, лето! Здравствуй, лагерь!
Здравствуй, "Солнышко", ура!

Несколько детей разыгрывают сценку "Прощай, малыш!"

Мама. Жора! Родной! (Обнимает.)

Бабушка. Жорик, милый!

Дедушка. Жорка, родимый!..

Папа. Да что он, не знает, как его зовут? Лучше дельные советы дадим. (Жмет ему руку.) Умывайся холодной водой, занимайся в лагере спортом, не обижай товарищей, хорошо кушай, слушай старших.

Мама. Смотри, Жорик, чтобы тебя не обижали. В случае чего – жалуйся всем на всех! Ведь такие противные ребята есть!

Бабушка. Ты лучше пиши обо всем. Приедем – всем уши надерем.

Дедушка. Руки мой каждые полчаса. Далеко от воспи-тательницы не отходи, а то отколошматят!

Мама. Будь всегда в тени, а то можно солнечный удар получить.

Папа. У него на голове панама.

Бабушка. Конфеты, фрукты подальше спрячь, а то другие проглотят.

Дедушка. Тогда пусть закопает.

Голос вожатой. Построение на зарядку.

Папа. Что же ты стоишь? Беги скорее.

Жора. Никуда я не пойду.

Мама. Почему не пойдешь?

Бабушка. Иди, отдыхай, спортсмен!

Дедушка. Здесь хорошо!

Жора. Идти в лагерь, чтобы жаловаться на всех, ходить за воспитательницей, чтобы не отколошматили, сидеть в тени и прятать ото всех конфеты с фруктами?.. Не пойду!

Папа. Жора, будь мужчиной! Мы же на работу опаздываем.

Прибегают мальчик и девочка.

Мальчик. Новенький? Пошли на зарядку, там такие игры интересные…

Девочка (протягивает яблоко). Хочешь?

Жора, улыбаясь, убегает с ними. Дети исполняют песню "Детство".

Детство! Детство!
Детство – это свежий ветер,
Запах солнца и веселый звон мечты.
Детство! Детство!
Детство – это значит дети,
Дети, дети.
Дети – это значит мы!

Припев:
Все дети на большой планете
Должны всегда дружить.
Должны всегда смеяться дети }3 раза
И в мирном мире жить.

Ребенок 4. Вот и настало
Счастливое время:
Всюду солнце,
Улыбки, цветы!
Вместе со всеми,
Вместе со всеми
В нашем лагере
Сегодня и ты.
Слышат везде –
И в Москве, и в Сибири –
Вместе со всеми
Запел ты о мире.

Ребенок 5. Гром прокатился,
Качнулась гора –
Вместе со всеми
Ты крикнул: "Ура!"

Ребенок 6. Солнце, дивясь,
Поглядело из тучи:
Вместе со всеми
Какой ты могучий!
На великана
Хотя не похож,
Вместе со всеми
Ты горы свернешь!

Дети исполняют песню "Хорошо, что есть каникулы!".

Вожатая. А теперь шутки на полминутки.

– Настя, а твоя мама кем работает?
– Экономистом.
– А что она на работе делает?
– Чай пьет, по телефону разговаривает, кажется, что-то еще экономит…

 – Посмотри, какого я мишку нарисовал! Только ноги не уместились…
– Ничего, на ушах походит.

 – Тебе анекдот рассказать?
– Давай.
– Плати.
– Почему это плати?
– Так ведь анекдот-то платный…

 – Иди сюда, я тебе что-то покажу…
– Не хочу, я уже все видела.
– Как это ты видела? Я еще сама не знаю, что тебе покажу...

Выходят учителя, одетые Лисой и Котом, выглядывают со сцены.

Кот. Ну, куда меня ты тянешь?
Ведь опять Кота обманешь!
Не хочу туда, где люди,
Толку нам от них не будет.

Лиса. Погоди ты, Котик, дуться,
Дураки везде найдутся.
Правда… тут я их не вижу…

Кот. Ну, на что это похоже?
Ни одной противной рожи!!!

Лиса. Им бы только веселиться.
Не хотят ли прослезиться?

Кот. Иди, а я тут постою –
Я так подглядывать люблю!

Ребенок 7. От моды отставать не будем.
Пускай о ней узнают люди.
Мы танец совместим с рекламой –
Вот удивятся наши мамы!

Дети исполняют два бальных танца.

Кот (выглядывая). Да, реклама – это круто!
Мне по нраву почему-то.
Может, в лагерь мне податься?
И с тобой, Лиса, расстаться?

Лиса. Да ты что, мой милый Котик?
У тебя болит животик?
Не ходи туда, мой бедный,
В лагере народец вредный!
Там тебя не пожалеют,
По чему-нибудь огреют.
Одна вредность – лагерь этот.
Слушайся Лисы совета.

Дети исполняют песню "Муравей".

Нес однажды муравей
Две дощечки для дверей,
А ему навстречу кот
Грозно вышел из ворот.

Припев:
Не обижайте муравья –
Его обидеть просто.
Он очень ма 2 раза
Он очень маленького роста.

Закричал коту я: "Брысь!
Гав-гав-гав! Поберегись!"
И разбойничьи усы
Быстро спрятались в кусты.

Припев.

Ребенок 8. Муравьишки-торопышки,
Не лентяи, не глупышки,
Друг за другом по дорожке
Тащат зернышки и крошки.
Муравью нельзя лениться.
Муравей живет трудом.
Как увидишь, что спешит
Он своей дорогой,
Ты его не обижай,
Ты его не трогай.

Кот. Нет, Лиса, ведь не права ты –
Вредности в них маловато…

Лиса показывает Коту кулак.
Дети танцуют "Кадриль".

Ребенок 8. Хорошо, что снова лето,
Снова солнце высоко!
Что вода в пруду согрета,
Как парное молоко.

Ребенок 9. Хорошо, что рожь густая
Голубую пьет росу,
Что встречают птичьи стаи
Нас и в поле, и в лесу.

Ребенок 10. Хорошо, что нынче много
Разных ягод и грибов.
Что и в дальнюю дорогу
Ты всегда, всегда готов.

Ребенок 11. Хорошо, что струйкой вьется
Сизый дым над шалашом.
Что живется и поется
Нам под солнцем – хорошо!

Дети исполняют песню.

До чего же хорошо кругом!
Мы с гимнастикою дружим и мячом
Здесь на воздухе на чистом
Каждый станет футболистом,
Прыгуном и бегуном. 3 раза
До чего же хорошо кругом!
До чего же хорошо кругом!
Мы друзей веселых в лагере найдем.
Мы подружимся за лето,
Много песен будет спето
Тихим летним вечерком 3 раза
До чего же хорошо кругом.

Кот. Вот, они всегда поют!
Их и песнями учат тут.
Я ведь тоже так бы смог –
Песни петь бы им помог.

Лиса. Ты оставь свои мечты!
Музыкальной грамоты
Никакой ты, Кот, не знаешь,
Ни на чем ты не играешь!

Несколько детей играют на музыкальных инструментах.

Лиса. Чтоб играть на инструменте,
Мы пойдем в тот лагерь вместе…

Кот. Как узнал, что здесь творится,
Здесь хочу я находиться!!!

Лиса (выбегает). Мы ни в чем не виноваты –
Вы возьмите нас, ребята!

Кот. Узнал я, что ребят средь вас
Талантливых не счесть!
Услышал, что поете вы,
Рисуете, танцуете,
Есть среди вас спортсмены
И музыканты есть!

Кот и Лиса. Мы хотим с вами дружить
И в ваш лагерь приходить!

Вожатый 1. Вы немного опоздали. К сожалению, именно сегодня мы прощаемся с нашим лагерем. Он закрывается до следующего лета.

Вожатый 2. Вы правы,
В нашем лагере
Талантов очень много
И много очень добрых, отзывчивых ребят.
Но лагерь закрывается –
Сегодня мы прощаемся:
И с радостью, и с грустью
"До свиданья" говорим…

Ребенок 12. До свиданья, школьный лагерь!
Ты для нас как будто дом родной.
Ежедневно ранним утром ко свиданию
Тщательно готовились с тобой!

Дети исполняют песню "Есть в Москве такая школа!"

Есть в Москве один район,
Что "Жулебино" зовем.
Здесь живем и растем, здесь мы учимся.
Школьный лагерь здесь открыт.
И нам каждый говорит,
Что мы тоже здесь самые лучшие.

Припев:
Есть в Москве такая школа –
Здорово нам было здесь!
Ты родной и близкой стала,
Школа...

Каждый день сюда идем,
Здесь друзей себе найдем.
С ними многому здесь мы научимся.
А когда мы подрастем
И в большую жизнь войдем,
То у нас все на свете получится!

Припев.

Ребенок 13. Спасибо всем,
Кто с нами был.
Кто с нами пел,
Стихи учил.
Кто нас хвалил
И кто журил,
Зарядку делал,
Вывозил.

Ребенок 14. Кто нас кормил и охранял,
Кто наши раны бинтовал.
И кто гулял, и кто играл,
И кто скучать нам не давал.
Кто мыл за нами, убирал,
Чтоб в школе было чисто и красиво.

Дети (хором). Всем тем, кто был все лето с нами, мы говорим: "Огромное спасибо!"

Выходят воспитатели (учителя).

Воспитатель 1. Дети – это чудо света,
Ты увидишь это сам.
И причислишь это чудо
К самым чудным чудесам.

Воспитатель 2. Мы пред будущим в ответе.
Наша радость, боль и грусть.
Наше будущее – дети!
Трудно с ними? Ну и пусть!

Воспитатель 3. В наших детях – наша сила,
Внеземных миров огни.
Лишь бы будущее было,
Столь прекрасным,
Как они!

Воспитатели исполняют песню.

Время пролетит, и настанет час,
Лишь бы он пришел поскорее.
Станут наши дети добрее нас,
Гораздо добрее!

Припев:
Детям отдаем мы все на свете,
Отдаем от сердца, не взаймы.
Лишь бы только дети, наши дети,
Стали бы людьми, были бы людьми.

Солнышко взойдет десять тысяч раз,
Над родной землей пламенея.
Станут наши дети сильнее нас,
Гораздо сильнее!

Припев.

Вешнею порою на снежный наст
Упадут веселые ливни.
Станут наши дети счастливее нас,
Гораздо счастливей!

Припев.

Воспитатель 1. В оставшееся летнее время
Побольше все купайтесь,
Шутите, развлекайтесь,
Резвитесь и играйте,
И просто отдыхайте!

Воспитатель 2. Побольше ешьте фруктов
И овощей, конечно,
Чтоб с силами собраться,
Здоровыми всем стать.
А в сентябре все снова
Вы в школу возвратитесь,
Как только позовет вас
Знакомый всем звонок.

Воспитатель 3. Вы что-то заскучали?
О школе услыхали…
Давайте поиграем,
Чтоб было веселей.

Далее следуют веселые игры, конкурсы, награждения, выдача сладких призов и вручение грамот каждому: "Самому красивому мальчику в лагере", "Самому спортивному", "Коса – девичья краса" и т.д.

Дети вместе с вожатыми исполняют песню.

До свиданья, до свиданья,
Летний лагерь городской.
Начинался ты зарядкой
И спортивною игрой.
Не забудем,
Как с линейки
Вкусно завтракать
Мы шли,
Как гуляли и играли,
И друзей себе нашли.
Мы еще не понимаем,
Что сегодня мы теряем...
Много было в первый раз –
И улыбок, и проказ.
А сегодня – до свиданья,
До свиданья, до свиданья,
До свиданья, до свиданья
Ты, любимый лагерь наш!

Вера АВВАКУМОВА,
Надежда ЛЯПКИНА,
учителя школы № 1936,
г. Москва


"Что такое лето? Это много света"

ХОД ПРАЗДНИКА

Дети под песню "Лето" в исполнении А.Пугачевой входят в зал.
Появляется Лесная Царевна. Она в зеленом платье. (Желательно, чтобы эту роль исполнял кто-нибудь из школьников старшего возраста, но можно доверить ее и учащемуся начальных классов.)

Лесная Царевна. Я – Лесная Царевна и могу перенести нас всех обратно, в теплое лето. Давайте совершим это путешествие!

Ученик 1. Очень добрым, очень светлым,
Золотистым ясным днем
Мы поедем в гости к лету,
В гости к солнышку пойдем.

Ученик 2. Земляникой и цветами
Встретят нас и лес, и луг.
Наши песни вместе с нами
Будут птицы петь вокруг.

Лесная Царевна. Отравляемся в путь в гости к лету!

Дети выстраиваются "змейкой" и идут по залу со словами:

Что такое лето?
Это много света,
Это поле, это лес,
Это тысяча чудес!
Это быстрая река,
Это в небе облака,
Это яркие цветы,
Это синь высоты!

Лесная Царевна. Вот мы и попали снова в лето. Давайте вспомним, что интересного происходило в природе в каждый из летних месяцев.

Ученик 3. Июнь – розан-цвет, начало лета, самые длинные дни в году.

Пришел июнь.
"Июнь! Июнь!" –
В саду щебечут птицы.
На одуванчик только дунь –
И весь он разлетится.

Ученик 4. На полях колосится рожь, обещая богатый урожай.

Все рожь кругом, как степь живая,
Ни замков, ни морей, ни гор...
Спасибо, страна родная,
За твой врачующий простор.

Ученик 5. Первая летняя ягода, которую дарит нам лесная скатерть-самобранка, любит солнечные опушки, светлые вырубки и поляны. Ее адрес нужно спрашивать у муравейников. Они, как и наша ягодка, располагаются на сухих участках и на солнечных местах. Узнали, о какой ягоде идет речь? Нет? Тогда слушайте загадку:

На припеке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелек
Держит алый огонек.
Разгибаем стебельки –
Собираем огоньки.

Дети. Земляника.

Ученик 5. Я капелька лета на тоненькой ножке.
Плетут для меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня, тот и рад поклониться.
А имя дала мне родная землица.

Дети. Земляника.

Ученик 6. Это очень полезная и целебная ягода. Знают ее люди с давних пор. Семена земляники находят даже в постройках каменного века.

Дети поют песню "Земляничка" (сл. С.Вышеславцевой, муз. В.Герчик).

Солнце жарко пригревает
Возле просеки лесной.
Земляничка здесь мелькает,
Прячась в зелени густой.
Здесь мелькает,
Там мелькает,
Прячась в зелени густой.
Чуть рукой раздвинешь травы –
Вот еще и две, и три!
И налево, и направо,
Сколько ягод, посмотри!
И налево,
И направо,
Сколько ягод, посмотри!
Земляничек сколько алых,
Жарким солнцем налитых!
Я весь день их собирала,
И все больше было их.
Собирала,
Собирала,
И все больше было их.

Ученик 7. Не только ягодами удивляет нас в июне лес. Наступила пора выводить детенышей. Каждый построил себе дом. Дом у иволги в воздухе. Высоко-высоко подвесила она к ветке свое легкое гнездышко-корзиночку, сплетенное из стебельков, волосков и шерстинок.

Ученик 1. Дома у жаворонков, лесных коньков и овсянок – в траве. У пеночки-веснички настоящий шалашик из сухой травы и мха. В деревьях поселились белки-летяги, совы, дятлы, синицы, жуки-древоточцы и короеды.

Ученик 2. В земле построили свои жилища кроты, мыши, барсуки, ласточки-береговушки и некоторые насекомые.

Ученик 3. А у водяной птицы чомги гнездо построено на воде. Чомга плавает на нем по озеру, как на лодке. А под водой устроили себе домики ручейники и водяной паук-серебрянка. В лесу нужно соблюдать осторожность, не подходить близко к гнездам, не трогать руками птичьи яйца, не шуметь.

Ученик 4. Как будто ко дню рождения лесных малышей луга и полянки покрываются душистым ковром цветов.

Звучит песня "Летний вальс" (сл. Н.Саконской, муз. М.Красева), девочки в костюмах цветов и бабочек танцуют.

Ученик 5. Вот и пробежал июнь. Наступил июль – макушка лета. Птички замолкают: им уже не до песен, потому что во всех гнездах пищат птенчики. Чтобы накормить своих детей, стриж должен принести корм за день не меньше 30–35 раз, скворец – около 200, ласточка городская – 300, а горихвостка – более 450! Трудно сосчитать, сколько вредных насекомых и их личинок уничтожают за лето птицы.

Инсценировка.

Белка. Голосистый Лесной Конек, почему ты песни петь перестал? В лесу-то не осень еще, пел бы да пел!

Лесной Конек. Надоело, Белка, ой как надоело! Сама посуди: восемьдесят дней пою! По три тысячи семьсот песен в день. Ну-ка посчитай – сколько получится? У тебя на хвосте волосков столько нету. Двести девяносто шесть тысяч. Охрип, осип, осовел. Пусть теперь другие поют, а я свою летнюю норму выполнил!

Ученик 6. В июле поспевает много ягод. Угадайте, о каких ягодах идет речь.

Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.

Дети. Малина.

Ученик 6. Черных ягод пышный куст –
Хороши они на вкус!

Дети. Смородина.

Ученик 7. По кустарникам и кочкам, на вырубках около пней созревает брусника. У ягод уже покраснел один бочок. Это очень интересная ягода. Ее можно хранить всю зиму, если залить кипяченой водой или потолочь, чтобы выступил сок. Она сама себя законсервирует, потому что в чудо-ягоде есть бензойная кислота, которая не дает ягодам портиться.

Лесная Царевна. А теперь, дорогие друзья, давайте встанем в хоровод и пойдем за ягодами!

Дети водят хоровод и поют песню "Хоровод в лесу" (сл. Н.Найденовой, муз. М.Иорданского).

Мы пойдем, пойдем, пойдем,
Землянику мы найдем.
Земляника-ягода,
Руку нам давай!
Земляника-ягода,
В хоровод вставай!
Мы пойдем, пойдем, пойдем,
Ежевику мы найдем.
Ежевика-ягода,
Руку нам давай!
Ежевика-ягода,
В хоровод вставай!
Мы пойдем, пойдем, пойдем,
Подосиновик найдем.
Красный подосиновик,
Руку нам давай!
Красный подосиновик,
В хоровод вставай!

Ученик 8. В поле – красная гвоздика,
Красный клевер, погляди-ка,
И лесной шиповник летом
Весь осыпан красным цветом...
Видно, люди не напрасно
Называют лето красным!

Лесная Царевна. Наши художники на память о лете сделали чудесные работы.

Открывается выставка работ из природного материала, награждаются дети, выполнившие лучшие поделки.

Ученик 9. Вот и наступил август – зарник. Ночью беззвучно озаряют леса быстрые зарницы. Последний раз летом луга меняют наряд: теперь он пестрый, цветы на нем в основном темные – синие и лиловые. Поспевают овощи и фрукты.

Ученик 10. Собираем в августе
Урожай плодов.
Много людям радости
После всех трудов.
Солнце над просторными
Нивами стоит.
И подсолнух зернами
Черными набит.

Лесная Царевна. Август дарит нам много чудес. Нужно только уметь их видеть. Давайте все вместе споем песенку.

Дети исполняют песню "Вот какие чудеса" (сл. Н.Берендгофа, муз. А.Филиппенко).

Чудо, чудо, чудеса:
На пеньке стоит лиса,
Палочкою машет,
Два медведя пляшут.
Вот какие чудеса –
Два медведя пляшут!
Зайцы взялись за бока,
Заплясали трепака,
Прилетели утки,
Заиграли в дудки.
Вот какие чудеса –
Заиграли в дудки!
И березки в пляс пошли,
Хороводы повели.
Солнце заплясало,
Всем светлее стало.
Вот какие чудеса –
Всем светлее стало!

Дети инсценируют песню, выполняя все движения, о которых поется.

Ученик 11. В августе с лукошками и корзинками отправляются люди в лес за грибами. Белые грибы – боровики – толстенькие, плотные крепыши. Шляпки у них темно-каштановые, и пахнет от них как-то особенно приятно.

Ученик 12. По лесным дорогам среди низенькой травки растут маслята. А поганок после дождей тоже много. У съедобных грибов главный – белый, а у поганок – бледная поганка. В ней содержится самый сильный из грибных ядов. Бледную поганку можно легко спутать с шампиньоном.

Лесная Царевна. Разбежались по полянке
Мухоморы и поганки,
Чтобы сбить тебя с пути
И от белых отвести.
Только ты не поддавайся
И пониже наклоняйся,
Раз поганки здесь растут,
Значит, белый тоже тут.

Ученик 8. Там, где солнышко пригрело,
Задержаться можно смело,
Значит, здесь семья маслят
Или рыжики стоят.

Ученик 9. А под елкой, а под елкой
Кто-то спрятался в иголках –
В темной шапке набекрень
Боровик укрылся в тень.

Ученик 10. А лисички и волнушки –
Те подальше от опушки
Водят яркий хоровод,
Кто увидит, тот возьмет.

Ученик 11. А веселые ребята –
Тонконогие опята –
Притаились возле пня
И кричат: "Ищи меня!"

Ученик 12. Нам и лето, нам и осень
Чудеса всегда приносят,
Но грибы, что дарит лес, –
Это чудо из чудес!

Лесная Царевна. Вот уже и сентябрь подходит, заканчивается наше путешествие в лето. Я знаю, что летом вы все замечательно отдохнули и соскучились по школе, поэтому с нетерпением ждали сентября.

И впереди опять учебный год,
Пусть прозвенит заливисто и звонко
Звонок, что на занятия зовет,
К вершинам знаний вас, мальчишки и девчонки!

Я желаю вам успехов в учебе, здоровья, счастья и удачи, а мы с вами еще обязательно встретимся на каникулах. До свидания! До скорой встречи!

Елена МУХИНА,
г. Сочи


Встреча Лета и Осени

Праздник "Встреча Лета и Осени" проводился с целью экологического воспитания в виде театрализованного представления, где участниками были ученики первого и третьего классов, а также ученики пятого класса (в роли ведущих), что способствовало преемственности обучения и воспитания.
Сцена и зал условно поделены на две части: царство лета и царство осени. Декорации изготовлены силами родителей и учителя изо.
Организованы выставки детских рисунков "В защиту окружающей среды" и поделок с использованием природного материала "Дары природы".

Ведущий. Жили-были, не тужили Зима, Весна, Лето, Осень. Круглый год передавали они бразды правления друг другу, но при этом не знали, как жилось каждому из них и кто как царствовал в свое время. И вот однажды, передавая посох Осени, вдруг сказало Лето.

Лето. Здравствуй, Осень золотая,
Вся украшена листвой,
Хорошо, видать, с тобой!

Осень. Здравствуй, Лето дорогое,
Солнечное, озорное,
Что же хочешь ты спросить,
Напоследок попросить?

Лето. Очень уж хотелось, Осень,
Посмотреть, как ты живешь,
Как ты царствуешь и правишь,
Как подарки раздаешь.

Осень. Буду рада вам, друзья,
Только попрошу и я:
Расскажи нам о себе,
О летней солнечной поре.

Лето. В царство Лета добро пожаловать, друзья!

Выходят чтецы 1-го класса.

Ученик 1. Очень добрым, очень светлым,
Золотистым, ясным днем
Все идем мы в гости к лету,
В гости к солнышку идем.

Ученик 2. Если в небе ходят грозы,
Если травы расцвели,
Если рано утром росы
Гнут былинки до земли,
Если в роще над калиной
Вплоть до ночи гул пчелиный,
Если солнышком согрета
Вся вода в реке до дна,
Значит, это уже лето!
Значит, кончилась весна!

Лето. Что такое лето?
Это много света,
Это поле, это лес,
Это тысячи чудес,
Это в небе облака,
Это быстрая река,
Это яркие цветы,
Это синь высоты,
Это в мире сто дорог
Для ребячьих быстрых ног.

Ведущий. Краснеют ягодки в саду
И манят, манят детвору.

Дети исполняют песню "По малину в сад пойдем".

Ученик 3. Вот и лето подоспело –
Земляника покраснела;
Повернется к солнцу боком –
Вся нальется алым соком,
В поле – красная гвоздика,
Красный клевер...
...Погляди-ка:
И лесной шиповник летом
Весь осыпан красным цветом...
Видно, люди не напрасно
Называют лето красным!

Ученик 4. Хорошо, что снова лето
Снова солнце высоко,
Что вода в пруду нагрета,
Как парное молоко!

Ученик 5. Хорошо, что рожь густая
Голубую пьет росу,
Что встречают птичьи стаи
Нас и в поле, и в лесу.

Ученик 6. Хорошо, что нынче много
Разных ягод и грибов
И что в дальнюю дорогу
Ты со мной идти готов!

Ученик 7. Лето солнышком вкатилось,
Засияло, засветилось
Вишнями, ромашками,
Лютиками, кашками.
Лето! Лето! Лето! Лето!
В краски яркие одето,
Жарким солнышком согрето,
Пусть подольше будет лето!

Лето. Посмотрите, кто это к нам идет?

Выходят дети в костюмах: Солнышко, Ромашка, Одуванчик, Колокольчик.

Ромашка. Я в белой рубашке
С желтым воротничком,
Ты со мною знаком.
Я – ромашка.

Колокольчик. Мой брат зовет всех на уроки,
А я в полях стою высокий.
От ветра голову клоню,
Но почему-то не звеню.

Одуванчик. Ну а я сижу в траве:
Белый шар на голове,
А мои друзья разлетаются,
Будто мыльные пузыри.
Любят девочки, любят мальчики
Выдувать их с зари до зари.

Лето. А вот еще кто-то к нам пожаловал.

Выходят дети в костюмах: Бабочки, Стрекозы.

Бабочки. Мы к цветам летаем в гости,
Ждут всегда они гостей.
И для них в поля приносим
Мы корзины новостей.

Стрекозы. Мы – стрекозы – тоже кружим
Над полями в летний час.
Мы всегда с цветами дружим,
И они качают нас,
Солнце нас обогрело лучом,
Мы цветы в хоровод позовем.
Будем с солнышком вместе плясать,
Лето красное дружно встречать.

Солнце. Становитесь в хоровод!

Хоровод (Цветы, Насекомые, Солнце).

Лето. Люди очень любят солнце. А мы с ним – неразлучные друзья. Где я – там и солнышко.

Солнце. Меня вы все хорошо знаете и видите каждый день. Я дарю вам свет и тепло. Мне очень хочется, чтобы на земле было всем хорошо: и травинке, и букашке, и маленьким, и взрослым. Но одна я это сделать не могу, вы должны мне помочь. Любите и берегите все живое: и траву, и цветы, и растения, и животных.
Помните:
У природы живые краски,
Миллион лучистых соцветий.
Для чего чудеса из сказки,
Если в жизни их можно встретить.

Ученик 1. Чтоб звенел веселый смех,
Детвора не плакала –
Светит солнышко для всех,
Светит одинаково.
День откроет на заре
Золотистым ключиком,
Чтоб досталось на земле
Каждому по лучику.

Ученик 2. Ярко светит солнце,
В воздухе тепло
И куда ни взглянешь,
Все кругом светло.
По лугу пестреют
Яркие цветы.
Золотом облиты
Темные кусты.

Ученик 3. По дорожке полевой
От реки спешу домой,
А из тучки-невелички
Льется дождик проливной.
Будто кто-то в высоте
Носит воду в решете.
Дождик, лей веселей,
Теплых капель не жалей!
Чем сильнее, дождик, льешь,
Тем тучнее будет рожь.

Ученик 4. Дождик прошел по садовой дорожке,
Капли на ветках висят, как сережки.
Тронешь березку – она встрепенется
И засмеется, до слез засмеется.
Дождь прошуршал по зеленому лугу,
Даже цветы удивились друг другу:
В чашечках листьев, на каждой травинке
По огонечку, по серебринке.

Ученик 6. До чего же хорошо кругом!
Мы друзей веселых в лагере найдем,
Мы подружимся за лето,
Много песен будет спето
Теплым летним вечерком.
До чего же хорошо кругом!

Лето. Давайте послушаем еще одну песню о лете.
Дети исполняют песню "Ах, лето!.."

Лето. Я еще здесь! Но скоро мне нужно будет уходить. А пока...

Ученик 7. По лужайке босиком,
Солнышком согрето,
За цветистым мотыльком
Пробежало лето.
Искупалося в реке,
Полежало на песке,
Загорело, пролетело
И исчезло вдалеке.

Ученик 8. Мы зовем его и просим:

– Лето! Подожди!
– А в ответ приходит осень
И идут дожди.
В сквере мокром, золотом
Ходит осень под зонтом.
В окна школьные стучится:
Начинайте-ка учиться!

Лето. Моя пора проходит. Наступает, Осень, твое время. Ребята замечательно обо мне рассказали. Тебе понравилось? А теперь мы бы хотели послушать о твоем времени года.

Осень. Дорогое Лето,
Милые друзья,
Приглашаю в гости,
Всем вам рада я.

Ведущая. Двенадцать братьев
Разно называются,
И разными делами занимаются.
Осенними из них лишь три являются.

Выходит первая тройка ребят в костюмах: Сентябрь и два его помощника.

Сентябрь. Опустел колхозный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ...
Что за месяц к вам пришел?

Дети. Сентябрь.

Ученик 1. Сентябрь – первый месяц осени, отлетная пора.

Ученик 2. В сентябре осень то ласкает теплым солнышком, то холодным дождем напоминает о том, что скоро зима!

Выходит вторая тройка детей в костюмах: Октябрь и его помощники.

Октябрь. Все мрачней лицо природы,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился...
Что за месяц к вам явился?

Дети. Октябрь.

Ученик 1. Октябрь – месяц первых холодов.

Ученик 2. В октябре и лист на дереве не держится.

Ведущий. Летят над полями последние стаи,
Последние листья в лесу облетают,
И солнце, едва пробиваясь сквозь тучи,
Роняет последний негреющий лучик.

Дети исполняют песню "Листопад", во время которой Осень разносит листочки.

Тучи в небе кружатся,
Что ни шаг, то лужица,
Что ни шаг, что ни шаг,
Что ни шаг, то лужица.
День осенний хмурится
Листопад на улице.
По дороге стелется
Желтая метелица.
Желтая метелица,
Желтая метелица.

Дети. Ты удивляешь, осень,
Раскрашенной листвой,
Оранжевый и желтый
Резной листочек твой.

Осень. А листочки не простые, это письма батюшки-леса.

Дети выходят с листочками и читают письма.

Ученик 1. Русский лес! Ни один пейзаж так не богат красками, как русский лес!

Ученик 2. Нет ни одного русского поэта, писателя, художника, который бы не воспел его в своих произведениях.

Ученик 3. Трудно перечислить все, что дает лес человеку!

Ученик 4. Лес оберегает реки от обмеления, поля от засухи.

Ученик 5. Лес – это прохлада в жаркий день и отдых от городского шума.

Ученик 6. Лесной воздух имеет целебные свойства.

Ученик 7. Лес является фильтром, очищающим воздух от пыли, копоти, грязи.

Ученик 8. Помните! Лес – ваш друг!

Ученик 9. Милые дети! Мне очень больно, когда вы ломаете мои веточки – руки!

Ученик 10. Дорогие взрослые! От непотушенного костра погибают в огне мои дети: животные, деревья.

Ученик 11. Всем! Всем! Всем! Требуется скорая помощь лесу!

Ученик 12. Пожалуйста, помогите мне! Очистите лес от мусора, не собирайте больших букетов, не разоряйте птичьих гнезд!

Выходит третья тройка детей в костюмах: Ноябрь и два его помощника.

Ноябрь. Поле черно-белым стало:
Падает то дождь, то снег.
А еще похолодало –
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи...
Что за месяц? Подскажи!

Дети (хором). Ноябрь.

Ученик 1. Последний месяц осени – ноябрь, ворота зимы.

Ученик 2. В ноябре жизнь в лесу замирает, природа засыпает. Холоден батюшка-ноябрь!

Ведущая под музыку читает стихотворение.

Ведущая. Ветки голые стучат,
Галки черные кричат,
В тучах редко просинь –
Наступила осень.
Льдинка хрустнет звонко,
Крикнет птица тонко,
Будто есть попросит –
Наступила осень.
Гнезда черные пусты,
Меньше сделались кусты,
Ветер листья носит:
Осень, осень, осень.

Все повторяют последние слова.
Под музыку выходит Осень и танцует в ритме вальса.

Все (хором). Здравствуй, Осень!

Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы спросим:
"Что в подарок принесла?"

Осень. Принесла я вам муки.

Все. Значит, будут пироги!

Осень. Принесла вам гречки.

Все. Каша будет в печке!

Осень. Принесла вам овощей.

Все. И для супа, и для щей!

Осень. Рады ли вы грушам?

Все. Мы их впрок насушим!

Осень. А уж яблоки – что мед!

Все. На варенье и компот.

Осень. Принесла вам меду полную колоду!

Все. Ты и яблок, ты и меду, ты и хлеба припасла,
А хорошую погоду нам в подарок принесла?

Осень. Дождику вы рады?

Все. Не хотим, не надо!

Все учащиеся исполняют песню об осени.

Здравствуй, здравствуй, осень золотая.
Осень – время сбора урожая.
Видишь, осень, как мы потрудились,
Как все лето в поле не ленились?
Здравствуй, здравствуй, осень золотая,
Соком сладких яблок налитая,
В огороде тоже все в порядке,
Много разных овощей на грядке.
Много спелой вишни и малины,
Много меда в домиках пчелиных.
Всех ребят мы в гости приглашаем,
Чем богаты, тем и угощаем!

На последнем куплете Осень раздает всем участникам праздника сладкие подарки (яблоки, груши, виноград).

Татьяна МАКАРЕНКО,
Любовь ДОБРОХОТОВА,
средняя школа № 45,
г. Белгород


День Знаний

3-й класс

ХОД ПРАЗДНИКА

После линейки дети заходят в класс, занимают свои места, готовят рабочие места. Стук в дверь.

Учитель. Кто там?

Почтальон Печкин. Это я, почтальон Печкин. Принес вам посылку.

Заходит в класс. Ребята здороваются.

Учитель. Ребята, а как вы думаете, кто сегодня прислал нам посылку?

Дети. Королева всех наук.

Учитель. Почтальон Печкин, отдайте, пожалуйста, нашу посылку.

Почтальон Печкин. А где ваш документ?

Учитель. Какой документ? Здесь ясно написано: ученикам 3-го "Б" класса.

Почтальон Печкин. А докажите, что это вам посылка. Зачем она вам прислана?

Учитель. Сегодня праздник – День знаний. Ребята после летних каникул, после летнего отдыха пришли в школу.

Почтальон Печкин. А после какого это отдыха?

Учитель. Ребята, как вы провели летние каникулы? Где были? Что интересного видели.

Рассказы детей.

Почтальон Печкин. Да, ребята, много где вы побывали, много увидели. А были ли вы любознательными, внимательными? Сейчас это и узнаем. Кто это?

Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла...
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это...

Дети. Птица.

Почтальон Печкин. Вот про птиц я и хочу с вами поговорить.

На доске картинки птиц и ребус.

Почтальон Печкин. Выберите изображение той птицы, про которую составлен ребус.

Дети. Это ласточка.

Почтальон Печкин. Что вы знаете про эту птицу? Каких еще птиц вы здесь узнали?

Звучит магнитофонная запись голосов птиц.

Почтальон Печкин. Кто из вас летом был в лесу? Слышали, как поют птицы? А можете узнать голоса?

Дети. Соловей.

Учитель показывает изображение кукушки.

Почтальон Печкин. А вы сможете изобразить пение этой птицы?

Дети. Ку-ку.

Почтальон Печкин. Как вы думаете, а почему так называют – кукушка?

Ответы детей.

Почтальон Печкин. А почему птицу называют малиновкой?

Дети. Живет в малиннике, питается малиной.

Почтальон Печкин. А что такое малинник? Сейчас вам надо будет отгадать кроссворд, для этого вы должны вспомнить названия ягод.

Дети отгадывают загадку. Находят изображение ягоды. Записывают слова в кроссворд.

1. Я – красна, я – кисла,
На болоте я росла,
Дозревала под снежком.
Ну-ка, кто со мной знаком? (Клюква.)

2. Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. (Малина.)

3. Под листом на каждой ветке
Сидят маленькие детки.
Тот, кто деток соберет,
Руки вымажет и рот. (Черника.)

4. Вкус у ягоды хорош,
Но сорви ее поди-ка,
Куст в колючках, будто еж,
Вот и назван... (Ежевика.)

5. На припеке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелек
Держит алый огонек.
Разгибаем стебельки –
Собираем огоньки. (Земляника.)

6. В сенокос – горька,
А в мороз – сладка.
Что за ягода? (Рябина.)

Почтальон Печкин. Ребята, а что за слово получилось в выделенных клетках?

Дети. Клевер.

Почтальон Печкин. Что такое клевер?

Дети. Кормовая трава и цветок.

Почтальон Печкин. А какие луговые цветы вы знаете?

На доске картинки диких и декоративных цветов. Дети находят картинку цветка.

Почтальон Печкин. А на дачах у вас какие цветы растут?

Ответы детей.

Почтальон Печкин. А знаете ли вы стихи или песенки про цветы?

Дети читают стихи и поют песни про цветы.

Почтальон Печкин. Я придумал конкурс: какой ряд нарисует самый красивый букет.

Дети выполняют задание.

Почтальон Печкин. Вот теперь вижу, что это 3-й "Б". И отдохнули, и знания не растеряли, и много нового узнали. Посмотрим, что тут для вас. (Достает письма.)

Учитель. Ребята, вы вспомнили, что это за конверты?

Дети. В прошлом году 1 сентября каждый написал, о чем oн мечтает во 2-м классе.

Почтальон Печкин. Вот сейчас и узнаем, все ли ваши желания исполнились.

Почтальон Печкин открывает конверт, достает записку, вызывает ученика. Ученик читает свое желание и говорит, исполнилось оно или нет.

Учитель. Многие ребята старались во 2-м классе, и их желание осуществилось. Надеюсь, что в 3-м классе вы приложите все силы, чтобы ваша мечта исполнилась.

В это время Печкин потихоньку идет к двери.

Учитель. Уважаемый Печкин! А вы все нам отдали? Где посылка от Королевы всех наук?

Почтальон Печкин. Притомился я что-то у вас, скучно стало, устал.

Учитель. Скучно? У нас скучно не бывает. Если устали, давайте отдохнем.
У нас в гостях почтальон, давайте выучим игру, которая называется "Почта".

Игра "Почта".

Учитель. Первый раз почтальоном буду я. (Берет у почтальона сумку.)

– Динь, динь, динь!
– Кто там?
– Почта.
– Откуда?
– Из города...
– А что в городе делают?

Водящий показывает, что в городе вот так... (поют, танцуют, прыгают). Выбирает того, кто лучше, и он становится почтальоном.

Учитель. Ну что, Печкин, отдохнул? А теперь доставай нашу посылку.

Почтальон Печкин. А в посылке вам от Королевы всех наук – награда. Каждому орден – умника или умницы. А еще – школьный сувенир.

Почтальон Печкин вместе с учителем вручает ребятам подарки. Дети и учитель благодарят Печкина, приглашают приезжать в гости.

Дорогие третьеклассники!

В третий класс вы перешли,
И уже не малыши.
Поздравляю я сегодня
Вас с Днем знаний от души!
Тот же класс и та же школа,
Тот же дружный коллектив.
И учительница снова
Та, что лучше всех других.
А поэтому легко вам
Будет знанья получать.
И домашнее задание
Выполнять всегда на пять!
Королева всех наук

Татьяна КИЛЬДИШОВА,
школа № 1, г. Кировск


Мы теперь ученики

Тема. "Посвящение в ученики".

Цели. Довести до сознания детей, что семья – главный фактор воспитания семьянина; воспитание нравственных качеств; научиться уютно и красиво проводить праздники; учиться искусству общения; развивать сотрудничество в выполнении различных видов деятельности детей и родителей; показать преемственность связи поколений; соблюдать и продолжать традиции классного семейного клуба "Наша дружная семейка".

Оборудование и оформление. Зажечь светильник-чашу "Огонь знаний"; завести и включить несколько будильников на определенное время; эмблемы-визитки; "первокирпичик" знаний; вырезанные "пятерки", цветы; буквы-фразы "Посвящение в ученики"; плакаты "Чудеса надо делать своими руками", капитан Артур Грей, "Икретяп ан ясьтичу учох" ("Хочу учиться на пятерки"); памятные адреса почетным гостям; членские билеты семейного клуба; бальные платья; костюм Маленького принца; фонограммы песен "Школьная пора", "Маленький принц", "Маленькая страна", "Волшебный цветок", "До свидания", запись звуков фанфар.

ХОД ЗАНЯТИЯ

В начале праздника звучит песня "Школьная пора". Все сидят на своих местах: дети, родители, ученики 5-го класса, 8-го класса, 11-го класса и гости.

Учитель. Закончились слова песни. Задумались многие. Взрослые вспомнили свое детство, свои семьи, а дети – начало школьной жизни. Для большинства сидящих здесь прошло почти три учебных месяца. За это время многое в каждой семье изменилось. А что такое семья?
Семья – своеобразный коллектив, который организован совсем иначе, чем школьный. Члены семьи связаны узами родства, ведут общее хозяйство, в котором принимают участие и дети. Взаимоотношения членов семьи строятся на взаимной любви, уважении, поддержке.
Общение в семье детей с родителями, братьями и сестрами, бабушками и дедушками обогащает жизненный опыт детей, дает им первые нравственные уроки.
При рождении новой семьи всегда есть свидетели и гости. Сегодня вы присутствуете, уважаемые гости, на очередном заседании клуба "Наша дружная семейка" и являетесь свидетелями рождения новой классной семьи на празднике "Посвящение в ученики".
Начинаем праздник семей 1-го "А" класса!
Все мы родом из детства. Поэтому в празднике принимают участие члены семейного клуба разных возрастов. Хочется, чтобы праздник получился!
А что лично я могу сделать, чтобы праздник состоялся? Девизом нашего праздника будут слова капитана Артура Грея: "Чудеса надо делать своими руками".

Звучит песня "Маленький принц". Появляется маленький принц и всему удивляется: где он? кто это? что это?
Девочка исполняет акробатический номер, четыре девочки в бальных платьях танцуют и уходят.

Мама. Мне взгрустнулось. Я вспомнила свое детство: дом, маму и папу, бабушку и дедушку. Я любила их, а они меня. С ними мне было так комфортно, уютно и очень тепло. Давайте споем нашу семейную песенку "Маленькая страна".

Исполняется песня "Маленькая страна".

Маленький принц. Я догадался, я попал в свою семью, где все меня будут любить.

Учитель. Верно, Маленький принц. Ты попал в семью, но очень необычную: это классная семья, школьная. Ты появился в очень торжественный день. Пожалуйста, оставайся с нами.

Звуки фанфар.
Входят два одиннадцатиклассника в парадной форме, зажигают "Огонь знаний" и зачитывают клятву.

Общая клятва

Ученик 1. В знаменательный день,
Всем наукам подвластный,
Клятву священную
Каждый перед всеми дает,
Обещая выполнить все,
Что потребует время учебы,
Дабы добиться нам всем
Результатов высоких!

Все. Клянусь!

Ученик 2. Клятву при всех
Нам дадут пусть и те,
Кто сегодня
Гордое звание носит "учитель"
И кто, сердце открыв свое детям,
Знания все
Отдает им свои без остатка,
Так, чтобы в жизни
Каждый бы мог
Применить их потом
И добиться успеха.

Все. Клянемся!

Ученик 1. Пусть поклянутся и те,
Кто гордится
Классным своим руководством,
Что завоюют любовь всех детей
Неустанной, творческой,
Нужной работой на школьное благо,
Дабы традиции прежние
Множить и свято хранить.

Все. Клянемся!

Ученик 2. Пусть поклянутся родители здесь,
Что терпенья
Хватит им всем на период учебы
И детям опыт свой жизненный весь
Передать без остатка,
Чтобы их дети примерно вели себя
В школе и дома,
Рвенья к наукам у них
Прибавлялось изрядно,
Были опрятны они, аккуратность
Всегда соблюдая.

Все. Клянемся!

Ученик 1. Клятву свою пусть каждый дает
Ученик нашей школы
В том, что друзей,
Если трудности будут, не бросит
И школьную дружбу
Хранить будет вечно,
Всецело силы для знаний
Свои отдавая,
Чтоб вскоре, учебу окончив,
Школу всегда прославлять
Мог делами своими.

Все. Клянемся!

Клянутся ученики 1-го и 5-го классов.

Клятва учеников

(говорят родители и дети)

Мы, ученики 1-го "А" класса школы 16,
В торжественный день
Посвящения в ряды учеников клянемся:
Никогда не ходить в школу с невыученными уроками;
Никогда не здороваться с учителями набив рот жвачкой;
Никогда не носить сменную обувь в одном пакете с бутербродами;
Никогда не решать задачи, списывая их у соседа;
Никогда не открывать учебники грязными руками;
Никогда не проводить химических опытов во дворе и подвале школы;
Никогда не приносить в школу цветы сорванные со школьной клумбы;
Никогда не писать диктанты на уроке физкультуры;
Никогда не заканчивать четверть с плохими оценками;
Никогда не дежурить по классу спустя рукава;
Никогда не приглашать родителей на собрания за пять минут до их начала;
Никогда не слушать учителей в пол-уха;
Никогда не показывать родителям дневник в праздники и дни рождения;
Никогда не открывать дверь школы ударом ноги;
Никогда не приходить на первый урок со звонком или опаздывая.

Ученик. Если я нарушу эту клятву, прилежно учиться, образцово выполнять домашние задания и примерно себя вести, то пусть:

  • меня навсегда лишат денег на мороженое;

  • запретят смотреть любимые мультики;

  • запутаются шнурки на моих кроссовках;

  • от меня отвернется лучший друг;

  • отвалятся колеса у моего самоката и роликовых коньков;

  • прольется "Фанта" на мой любимый костюм;

  • переведут меня из средней школы № 16 в детский сад № 29 в ясельную группу;

  • родители не подарят мне кошку, собаку или попугая.

Баба Яга. Господи, какие я страшные тайны услышала. Куда меня моя метла занесла?

Физкультминутка

Баба Яга. Куда это я попала?

Ответы детей.

Баба Яга. А что тут делают?

Ответы детей.

Баба Яга. Нет, мне это не нравится. Я люблю делать пакости. Пошли на улицу, портфелями побросаемся?! Не хотите? Давайте лучше тут пошалим.

Игра "Топ-шлеп".

Игра "Кто быстрее соберет учебники" (ребенок и Баба Яга), приз от Бабы Яги.
Игра "Отгадай загадку". (Баба Яга и ребенок загадывают загадки, первой отвечает Баба Яга.)

Ребенок. Каких ты знаешь домашних животных?

Баба Яга. Лягушка, крокодил.

Ребенок. Где растут шишки?

Баба Яга. На лбу.

Ребенок. Какие ты знаешь грибы?

Баба Яга. Вареные, жареные.

Баба Яга дарит победителю книжку. Обижается и собирается уходить.

Учитель. Внимание! Внимание! Ученикам 1-го "А" класса приготовиться для получения эмблем-визиток.

Ученики 5-го класса прикрепляют первоклассникам визитки и уходят на свои места. Входит Повелитель "пятерок".

Повелитель. Вот и я – Повелитель "пятерок". Кто хочет получать "5", надо провести такой ритуал: 3 раза произнести фразу: "Икретяп аи ясьтичу учох" ("Хочу учиться на пятерки") и поднять вверх руки с растопыренными пальцами – символами пятерок.

Говорят ученики 1-го и 5-го классов.

Повелитель. Я согласен, чтобы вы получали отличные знания и вручаю "первокирпичик" от Дворца знаний. Вы приступаете к возведению Дворца знаний из 11 этажей – классов, в которых множество подъездов – предметов (наук). Пока вы будете хранить "первокирпичик", Дворец знаний будет расти, а если вы его потеряете, то все может пойти наперекосяк и в конце концов рухнуть. "Первокирпичик" – ваш талисман, который позволит преодолеть трудности учебы.

Вручают "первокирпичик" самой младшей ученице 1-го "А" класса.
Одиннадцатиклассники забирают "5" и вручают их первоклассникам. Читают стихотворение "Шестилетки".

Пусть зовут нас "шестилетки"!
Пусть не ставят нам отметки!
Не ведем мы дневники!
Все же мы...
Ученики.
Любим чистый светлый класс –
Это раз!
Вслух читаем мы слова –
Это два!
Ну, а в-третьих,
Я Лариске
Сам уже пишу записки!
И бабуля говорит:
– Мой внучонок –
Вундеркинд!
Настроение у нас
Портит только тихий глас,
Когда слышим мы в тиши:
"Успокойтесь, малыши!"
Ну какой же я малыш,
Если я у брата
Разобрал и сам собрал
Микрокалькулятор?!

Хоровая клятва.

Мы, ученики 1-го "А" класса
И 5-го класса 16-й школы,
Клянемся и обещаем:
В учебном году не лениться,
Стараться прилежно учиться,
К вершинам знаний стремиться,
Результатов высоких добиться!
Мы, родители 1-го "А" класса,
Клянемся и обещаем:
Детей своих понимать,
Уроки у них проверять,
Школу всегда посещать,
Учителям во всем помогать.
Я, педагог 16-й школы,
Клянусь и обещаю:
Детей всему научить,
Примером во всем им быть,
Школе верно служить,
Работу свою любить!

Говорит 11-й класс. (Ученики от бывших членов классного семейного клуба, нынешние выпускники.)

Пожелания и напутствия первоклассникам

Наша школа первый раз
Вас поведет дорогой знаний.
Примите поздравления от нас
И много добрых пожеланий.
Здесь вас научат множеству премудростей:
Решать задачи, правильно писать.
Научат не бояться трудностей
И книги умные читать.
И каждый за собой следить научится:
Портфель собрать, косички заплести.
Мы очень верим: все у вас получится!
Так в добрый час!
Счастливого пути!

Ученики 8-го "А" класса. Мы хотим вспомнить о классных руководителях.

Они волнуются за нас,
Переживают каждый раз.
Они нам – как родители –
Классные руководители.
Пусть вместе с вами никогда
Нам скучно не бывает!
Пусть интересные дела
Таланты раскрывают!
За ваши ум и доброту
Мы вас ценить умеем,
И с вами трудности всегда
Мы все преодолеем!

Ученик 11-го "А" класса. В торжественный день хочу пожелать родителям:

Трудно детей своих воспитать,
Многое нужно для этого знать,
Родителям мы хотим пожелать:
Детям всегда во всем помогать,
В школу с утра ребенка собрать,
(зазвенели будильники)
Напутствия добрые вовремя дать,
Умную книжку успеть прочитать,
А в выходной не забыть погулять,
Чтобы болезней всех избежать,
Надо еще детей закалять,
Собрания также все посещать,
Школе по мере сил всегда помогать,
А главное – без сомненья –
Желаем мы вам терпенья!

Учитель. Много лет любимой общеклассной семейной песней был "Волшебный цветок". Сейчас мы все вместе споем эту песню. Соло на скрипке – семья Кротковых.

Песня "Волшебный цветок".

Говорят дети и родители.

И вновь школьный звонок
Нам напомнил о том,
Что семейный урок
Пролетел, как мгновенье.
Хоть немного тепла
Унесите с собой
Этой встречи осенней,
Этой встречи семейной.
И не будем давать
Обещаний трескучих,
Громких слов говорить,
Клятв высоких давать...
Просто жить на Земле
Постараемся лучше,
Чтобы школьный престиж
Никогда не терять!

Председатель классного родительского комитета и ученики 11-го класса вручают гостям и родителям памятные адреса и членские билеты семейного клуба.

Учитель. Маленький принц, как ты думаешь, праздник у нас получился?

Маленький принц. Спасибо всем. Вы для всех сделали чудесный праздник!

Праздник наш уже кончаем,
Что же вам еще сказать?
Разрешите на прощанье
Вам здоровья пожелать!
Не болейте, не старейте,
Не сердитесь никогда,
Вот такими молодыми
Оставайтесь навсегда!

Звучит песня "До свидания".

Анна АНАНЕВСКАЯ,
учитель начальных классов школы № 16,
г. Старый Оскол


Осень! Славная пора!

Дети заходят под музыку, садятся на стульчики.

Ведущая. Ребята, сейчас я вам загадаю загадки, а вы мне скажете, что это такое. Слушайте.

Пусты поля, мокнет земля,
День убывает.
Когда это бывает?

Дети. Осенью.

Ведущий. Несет она нам урожай,
Поля вновь засевает,
Птиц к югу отправляет,
Деревья укрывает,
Но не касается елей и сосен,
Потому что это..

Дети. Осень.

Ведущий. Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья.

Дети. Осень.

Ведущая. Молодцы, ребята. Все загадки отгадали правильно. Это осень. И сегодня мы с вами пригласим осень к нам в гости.

Выходят четыре ученика и читают стихотворение.

Ученик 1. Осень! Славная пора!
Любит осень детвора.
Сливы, груши, виноград –
Все поспело для ребят.

Ученик 2. И арбуз увидев важный,
Оживится детвора,
И радушно скажет каждый:
"Здравствуй, осени пора!"

Ученик 3. Журавли на юг летят.
Здравствуй, здравствуй, осень!
Приходи на праздник к нам,
Очень, очень просим.

Ученик 4. Здесь мы праздник радостный
Весело встречаем,
Приходи, мы ждем тебя,
Осень золотая.
Под музыку появляется Осень.

Осень. Здравствуйте! Вы обо мне? А вот и я!
Привет осенний вам, друзья!
Вы меня ждали? В гости звали?
Поднимайся, народ, становись в хоровод!

Дети водят хоровод "Здравствуй, осень!" (муз. В.Витлина, сл. Т.Волгиной).

Осень. Почему дождя не хотите? От дождя можно спрятаться. Давайте поиграем в игру. С помощью считалки выберем одного человека, он выполняет роль дождя – в руках у него "дождевые нити", если он дотронется ими до кого-нибудь, значит, тот проиграл и примету осеннюю сказал. А теперь под музыку вы весело подпрыгиваете, выполняете любые движения, если дождь приближается, то присаживайтесь на корточки и делайте руки над головой шалашиком.

Дети играют в игру "Спрячься от дождя".

Осень. Молодцы, ребята. Я убедилась в том, что вы очень ловкие и умные. Приметы осенние знаете, а вот народные приметы или пословицы знаете обо мне?

Дети говорят.

Осень. Молодцы, ребята. Не зря к вам в гости торопилась, в платье новое рядилась.

Я вижу, что рады вы встрече со мной.
Вам нравится новый наряд мой лесной?
Как я раскрасила деревья в садах и парках, и лесах? Тогда послушаем стихи.

Дети читают стихотворения И.Бунина "Листопад"; А.Плещеева "Лес задумчивый", "Бродит в роще листопад".

Осень. Спасибо, ребята, за стихотворения. Я пришла к вам на праздник не с пустыми руками (достает из корзины листочки, вырезанные из картона, и раздает ребятам). Сейчас мы вместе с вами потанцуем.

Под музыку или песню "Падают, падают листья" дети выполняют танцевальные движения, в конце кладут листья на пол.

Осень. Какой красивый получился ковер. Я знаю, что вы любите собирать осенние листья, вот и предлагаю вам игру "Кто больше соберет листьев". Приглашаю четырех участников: под музыку начинаете собирать, музыка обрывается – несете листочки ко мне, а мы с ребятами подсчитаем их количество. Победитель тот, кто больше набрал, ему аплодисменты ребят.

Дети играют в игру "Кто больше соберет листьев".

Осень. Славно с вами поиграли. А теперь я вас, ребята, приглашаю в огород.

Дети исполняют песню "Огородная хороводная" (сл. А.Пассовой, муз. Б.Можжевелова).

Приложение

Огородная хороводная

Есть у нас огород,
Там своя морковь растет.
Вот такой ширины,
Вот такой вышины! }2 раза

(Дети идут по кругу и поют. Стоя на месте, дети раскрывают руки в ширину, а затем поднимают их вверх.)

Ты, морковь, сюда спеши,
Ты немного попляши.
А потом не зевай
И в корзину полезай. }2 раза

(Дети, стоя на месте, поют и негромко хлопают в ладоши. Морковь вбегает в круг, пляшет и с окончанием куплета возвращается в круг.)

Есть у нас огород,
Там зеленый лук растет.
Вот такой ширины,
Вот такой вышины! }2 раза

(Повторяются движения первого куплета.)

Ты, лучок, сюда спеши,
Ты немного попляши.
А потом не зевай
И в корзину полезай. }2 раза

(Повторяются движения второго куплета. В кругу танцует лук.)

Есть у нас огород,
И капуста там растет.
Вот такой ширины,
Вот такой вышины! }2 раза

(Повторяются движения первого куплета.)

Ты, капуста, к нам спеши,
Ты немного попляши,
А потом не зевай
И в корзину полезай. }2 раза

(Повторяются движения второго куплета. В кругу пляшет капуста.)

Ученик. Собирают осенью урожай плодов,
Много людям радости после всех трудов.
И мы тебя, Осень, встречаем богатым урожаем.

Осень. Урожай у вас хорош,
Уродился густо: и морковка, и картошка,
Белая капуста. Баклажаны синие,
Красный помидор затевают длинный и серьезный спор.

Дети разыгрывают сценки "Спор овощей".

Овощи. Кто из нас, из овощей, и вкуснее, и нужней?
Кто при всех болезнях будет всех полезней?

Осень. Выскочил горошек – ну и хвастунишка!

Горошек (весело). 
Я такой хорошенький зелененький мальчишка!
Если только захочу, всех горошком угощу!

Осень. От обиды покраснев, свекла проворчала...

Свекла (важно). 
Дай сказать хоть слово мне, выслушай сначала.
Свеклу надо для борща и для винегрета.
Кушай сам и угощай. Лучше свеклы нету!

Капуста (перебивая). 
Ты уж, свекла, помолчи! Из капусты варят щи.
А какие вкусные пироги капустные!

Огурец (задорно). 
Очень будете довольны, съев огурчик малосольный.
А уж свежий огуречик всем понравится, конечно!

Редиска (скромно). 
Я – румяная редиска, поклонюсь вам низко-низко.
А хвалить себя зачем? Я и так известна всем!

Морковь (кокетливо). 
Про меня рассказ недлинный: кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок и грызи морковку –
Будешь ты тогда, дружок, крепким, сильным, ловким.

Осень. Тут надулся помидор и промолвил строго...

Помидор. 
Не болтай, морковка, вздор, помолчи немного.
Самый вкусный и приятный, уж конечно, сок томатный.

Лук (заносчиво). 
Я – приправа в каждом блюде
И всегда полезен людям.

Картошка (скромно). 
Я, картошка, так скромна – слова не сказала...
Но картошка так нужна и большим, и малым.

Баклажаны (робко). Баклажанная икра так вкусна, полезна...

Осень. 
Спор давно кончать пора! Спорить бесполезно!
Чтоб здоровым, сильным быть, надо овощи любить
Все, без исключения, в этом нет сомнения!

Осень. А теперь я вас, ребята, приглашаю в осенний лес. Посмотрим, что у нас здесь растет.

Выходят дети – на голове у каждого шапочка с нарисованными грибами.

Подосиновик. Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я...

Дети. Подосиновик.

Сыроежка. Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек,
В шляпках разноцветных,
Издали заметных.
Собирай, не мешкай,
Я ведь...

Дети. Сыроежка.

Мухомор. А я очень важный
На беленькой ножке.
Я с красною шляпкой,
На шляпке – горошки.

Дети. Мухомор.

Осень. Какие грибы мы с собой возьмем, а какие в лесу оставим?

Дети называют съедобные и ядовитые грибы.

Осень. А теперь уж если мы с вами очутились в лесу, то давайте посмотрим, как живут другие обитатели леса.

Дети разыгрывают сценку "Разговор птиц".

Осень. Закричал раз утром мудрый ворон.

Ворон. Жители леса! Осень у лесного порога.
Все ли готовы к ее приходу?

Птицы. Готовы, готовы.

Ворон. А вот мы сейчас проверим. Перво-наперво осень холоду напустит. Что станете делать?

Перелетные птицы. Мы, перелетные, в теплые края улетим (улетают – садятся на стулья).

Оседлые птицы. Мы, оседлые, пуховые телогрейки наденем.

Ворон. Вторым делом осень листья с деревьев начнет сдирать.

Оседлые птицы. Пусть сдирает. Ягоды виднее будут.

Ворон. Третьим делом осень последних насекомых заставит спрятаться.

Дрозды. А мы, дрозды, на рябинку навалимся.

Дятлы. А мы, дятлы, шишки начнем шелушить.

Щеглы. А мы, щеглы, за семена сорняков примемся.

Ворон. Четвертым делом осень скукой донимать станет, туч мрачных нагонит, дождей напустит, солнце спрячет.

Птицы оседлые. Нас скукой не проймешь. Что нам дожди и ветра, когда мы в пуховых телогрейках?! Будем сыты – не заскучаем.

Осень. Махнул тут крылом мудрый ворон и улетел.

Дятел. Послушайте, послушайте еще одну историю, но она не про птиц, а про зверей.

Дети инсценируют песню "Раз осеннею порой".

Дети (поют). 
Раз осеннею порой вдоль опушки лесной
Шел медведь к себе домой в теплой шубе меховой.

Медведь (поет). 
Шел я, шел к своей берлоге по проселочной дороге
И, шагая через мост, наступил лисе на хвост.

Дети. Подняла лисица крик, зашумел темный лес.

Лиса (говорит). Медведь, что ты наделал, весь мех испортил.

Дети. И медведь с испуга вмиг на сосну большую влез.
На сосне веселый дятел белке домик конопатил.

Дятел. Ты, медведь, должен под ноги смотреть.

Медведь. 
С той поры я решил, что зимой нужно спать:
По тропинкам не гулять, на хвосты не наступать.

Белка читает стихотворение В.Головина.

Собрались и полетели
Утки в дальнюю дорогу.
Под корнями старой ели
Мастерит медведь берлогу.
Заяц в мех оделся белый,
Стало зайчику тепло.
Носим мы трудяги-белки
Про запас грибы в дупло.
Прячет на зиму кедровка
В старый мох орехи ловко,
Хвою щиплют глухари.
Зимовать к нам прилетели
Северяне-снегири.

Осень. Белочка, а ты большой запас на зиму сделала?

Белка. Грибов много набрала, а орехов мало припасла – шишки очень тяжелые.

Осень. Ребята, давайте поможем белочке. А игра так и называется "Кто быстрее перенесет шишки".

Дети играют в игру "Кто быстрее перенесет шишки".

Белочка сидит на стульчике, на противоположной стороне находятся два участника игры. Они должны на ложке перенести шишку, не уронив ее. Шишек должно быть не более трех. Игра повторяется с другими участниками.

Осень. Молодцы, ребята. Белочке помогли и славно поиграли. А кто это к нам скачет? Да это же зайка.

Заяц. Здравствуйте, ребятишки! Девчонки и мальчишки! Это я – бездомный заяц.

Осень. Здравствуй, зайка. А почему ты бездомный?

Заяц. У меня нет постоянного домика, потому что мне приходится много бегать: то корм себе добываю, то от лисы, совы и волка скрываюсь. А теперь вот к вам прискакал. Ребята, давайте поиграем в игру "Бездомный заяц".

Игра "Бездомный заяц". Используются обручи, они кладутся на пол. Участники занимают "домик" – обруч, заяц остается без домика. Под музыку все прыгают, скачут.
С окончанием музыки бегут и занимают домики. Опоздавший становится бездомным, игра повторяется.

Осень. Не хочется нам, зайка, тебя отпускать. Весело нам с тобой. Ребята, давайте попросим зайку поплясать вместе с нами.

Дети (поют). 
Заинька, топни ножкой.
Серенький, топни ножкой.
Вот как, вот как, топни ножкой, } 2 раза
Заинька, попляши, серенький, попляши
Вот как, вот как, попляши } 2 раза

Звучит музыка. Дети пляшут вместе с зайцем.

Заяц. Спасибо вам, ребята, за игру и пляску. А в награду вам я принес морковку. Она не простая, а сюрпризная. Ну а я поскакал. До свидания, ребята!

Морковку передают ведущей.

Осень. Да и мне в путь-дорогу пора.
До свидания, детвора.
Приду к вам в гости через год,
Наступит снова мой черед.

Осень уходит.

Ведущая. Посмотрим, ребята, морковку. Ой, да в ней записка: "Приглашаем всех ребят в класс – там их ждут подарки".

Ребята под музыку идут в класс.

Народные приметы

Гром в сентябре – к теплой осени.
Октябрьский гром – к бесснежной зиме.
Осенью паутина – на ясную погоду.
В лесу много рябины – осень будет дождливая, мало – сухая.

Пословицы

Лето со снопами – осень с пирогами.
Холоден сентябрь, да сыт.
Весной дождь растит, а осенью – гноит.
В ноябре зима с осенью борется.
В осеннее ненастье семь погод на дворе – сеет, веет, крутит, мутит, и ревет, и льет, и снизу метет.

Галина ШИНКАРЕНКО,
учитель школы-лицея № 102,
г. Железногорск,
Краснодарский край