Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №31/2002

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Елена ПИЛЬЩИКОВА,
учитель Некрасовской начальной школы,
Костромская обл.

Золотая нива -

поэтический образ поэта и художника

Тема. "А.А. Фет "Зреет рожь над жаркой нивой..."

Цели. Познакомить учащихся со стихотворением А.Фета "Зреет рожь над жаркой нивой..."; обогатить словарный запас учащихся новыми словами; учить выразительности чтения; прививать любовь к родной природе, к русской поэзии.

Оборудование. Толковый словарь С.И. Ожегова, репродукция картины И.Шишкина "Рожь", карточки с толкованием слов "прихотливый", "объятия", "сме-жить".

И.И.Шишкин "Рожь" (1878)

И.И.Шишкин "Рожь" (1878)

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Подготовка к восприятию нового стихотворения. Работа с репродукцией картины И.Шишкина "Рожь"

Учитель. Сейчас на дворе осень, а мы с вами перенесемся в жаркое лето, в поле, где колосится рожь. Поможет нам в этом репродукция картины Ивана Шишкина "Рожь". Что вы видите на этой картине?

Дети. Мы видим поле, на котором растет рожь, дорогу, убегающую вдаль, высокие сосны.

У. Каким красивым, выразительным словом часто называют поле в стихах?

Д. Словом "нива".

У. Да, засеянное поле называется нивой. Какие краски преобладают на картине?

Д. Золотая рожь, зеленая трава, темно-зеленые сосны. Небо – серо-голубое, белые облака. Вся картина как бы освещена солнцем.

У. Как вы думаете, в какое время суток художник наблюдал этот пейзаж? Докажите свое мнение.

Д. Наверное, это было ближе к вечеру. Небо уже начало немного темнеть. Солнца на картине мы не видим, лишь только ярко освещена одна сторона сосны, значит, солнце уже начало садиться.

III. Первичное чтение стихотворения

У. Наверное, приблизительно такую картину, такой пейзаж увидел Афанасий Фет, когда писал свое стихотворение "Зреет рожь над жаркой нивой...". Прочитайте его на с. 61 учебника.

Дети читают про себя, затем один ученик – вслух.

– Поделитесь своими впечатлениями. Что вы можете сказать об этом стихотворении?

Д. Стихотворение красивое, но многие слова в нем не очень понятны.

У. Поставим перед собой задачу проникнуть в тайны художественного слова, чтобы поэтические образы этого стихотворения "открылись" нам и мы бы более глубоко могли понять мысли и чувства поэта. Для этого давайте выясним значения слов, которые вы не знаете, и объясним смысл непонятных выражений. В этом нам поможет толковый словарь С.И. Ожегова.

IV. Словарная работа

Дети с помощью учителя и словаря дают объяснения слов.

Нива – засеянное поле.
Прихотливый – капризный, с прихотями, причудами.
Робко – несмело, боязливо, с опаской.
Очи – глаза, око – глаз.
Изумлен – удивлен.
Не минул – не кончился.
Объятия – движение или положения рук, охватывающих кого-нибудь для ласки, выражения дружественных чувств.
Смежить – сомкнуть, закрыть.

К концу словарной работы на доске появляется запись слов: нива, прихотливый, робко, очи, изумлен, не минул, объятия, смежить.

Длинные, подробные объяснения поэтического произведения, конечно, не рекомендуются, но полноценное восприятие данного стихотворения, на мой взгляд, невозможно без толкования его поэтических образов, так как оно достаточно сложно для понимания младшими школьниками.

V. Словесное рисование

У. Перечитайте еще раз стихотворение, затем попробуйте описать картины, которые возникают в вашем воображении во время чтения.

Д. Лето. Очень жарко.
– Поле, засеянное рожью.
– Дует легкий ветерок, пригибая к земле колоски.

У. Наступает вечер. В небе уже выглянул месяц. Он удивлен, что день еще не кончился. Но ночь наступит еще не скоро, потому что летом дни длинные, а ночи короткие. День как бы не хочет уступать место ночи: "Но широко в область ночи день объятия раскинул".

А как вы понимаете смысл последнего четверостишия?

Над безбрежной жатвой хлеба
Меж заката и востока
Лишь на миг смежает небо
Огнедышащее око.

Для этого надо выяснить, что понимается под выражением "меж заката и востока".

Д. Это ночь.

У. А что скрывается под словосочетанием "огнедышащее око"?

Д. Наверное, это солнце, так как оно действительно похоже на глаз, который дышит огнем.

У. Что вы представляете себе, читая эти строки?

Д. Наступающие сумерки скрывают жаркое солнце, но ненадолго, ведь летние ночи очень коротки.

VI. Подготовка к выразительному чтению

У. Давайте подумаем, как мы будем читать это стихотворение. Какую задачу поставим перед собой?

Д. Мы поставим перед собой задачу показать своим чтением красоту русского поля, на котором растет рожь, красоту летнего вечера.

У. Где будем делать небольшие остановки при чтении?

Д. В конце каждой строки и там, где стоят знаки препинания.

Дети читают по строчке, выделяя голосом слова, обсуждают, пробуют.

У. А теперь, когда мы подготовились к выразительному чтению, давайте почитаем стихотворение по частям.

Дети читают по частям и коллективно оценивают чтение каждого ученика, делают замечания, стараются прочитать еще лучше.

– Приготовьтесь прочитать стихотворение целиком. Кто лучше прочитает?

Чтение каждого ученика обсуждается, оценивается, выбирается лучший чтец.

VII. Итог урока

У. С какими произведениями вы сегодня познакомились?

Д. С картиной Ивана Шишкина "Рожь" и стихотворением Афанасия Фета "Зреет рожь над жаркой нивой...".

У. Что объединяет эти произведения?

Д. Авторы в конце лета увидели похожую картину – поле, на котором созрела рожь.

– Каждый из них по-своему изобразил увиденное.

У. Правильно. Благодаря знакомству с этими произведениями мы с вами смогли более красочно и полно представить увиденное поэтом и художником.

VIII. Домашнее задание

У. Дома вы работаете со стихотворением Афанасия Фета и готовите его выразительное чтение.