Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №33/2002

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Зоя БАРАНОВСКАЯ
учитель школы № 659,
г. Москва

Окончание. Начало см. № 1, 5, 9, 13, 18, 21, 25, 29, 33, 36, 40, 46 /99; 1, 5, 9, 16, 18, 22, 28, 30, 38, 43, 47/2000; 3, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37, 42, 47/2001; 4, 8, 12, 18, 21, 25–26, 29/2002

Поэзия в красках

Урок эстетики 42

Тема. "Жизнь и творческий путь Павла Дмитриевича Корина (1892–1967 гг.)".

Цели. Познакомить детей с жизненным и творческим путем художника Павла Дмитриевича Корина – ученика Михаила Васильевича Нестерова; прививать любовь к искусству; расширять кругозор.

Оборудование. Эпиграф на доске; М.В. Нестеров, "Портрет братьев Кориных"; П.Д. Корин, "Моя родина" (1928–1947 гг.); этюд "Ель" (1928 г.); П.Д. Корин, триптих "Александр Невский. Фрагмент средней части" (1942–1943 гг.); П.Д. Корин. "Портрет маршала Г.К. Жукова" (1945 г.).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и целей урока

Учитель. Друзья! На этом уроке мы познакомимся с творческим и жизненным путем художника, ученика Михаила Васильевича Нестерова, Павла Дмитриевича Корина. Лучше понять его творчество помогут слова самого Павла Корина. Прочитайте эпиграф на доске.

Дети читают эпиграф, написанный на доске.

Дети. "...Искусством я начал заниматься не по призванию, а по рождению, как наследственным прадедовским делом, изменить которому считалось чем-то нехорошим".

III. Знакомство с ранним периодом жизни Корина

У. Я вам немного расскажу о Павле Дмитриевиче Корине, а вы рассмотрите репродукцию "Портрет братьев Кориных", автором которой является друг и учитель Корина Михаил Васильевич Нестеров.

Учитель показывает репродукцию, а дети ее рассматривают.

М.В. Нестеров. Портрет братьев Кориных. 1930

М.В. Нестеров. Портрет братьев Кориных. 1930

– Родился Павел Дмитриевич Корин в 1892 г. (дату учитель пишет на доске) в селе Палех Владимирской губернии в семье крестьянина-иконописца. Крестьяне села Палех несколько веков занимались иконописью.
В Палехе было несколько больших древних родов. Таким родом был род Корина. Своих дедов по записям и рисункам он знал до ХVII столетия.
Палешане народ особый. Дорожат своим ремеслом, гордятся им, чтят старину. Были в Палехе такие мастера, что на всю Россию известны. И в Москве, и в Питере, и в Нижнем, и в Твери их иконы были нарасхват. В Грановитой палате в Московском Кремле они делали росписи. Мастерам из Палеха доверялось подновление древних фресок Владимирского Успенского собора и Новгородской Софии.
С детства Павел Корин слышал разговоры старших о наследственном ремесле. Видел он коллекции рисунков для икон, и среди них – рисунок далекого своего предка, прапрадеда Петра Корина, "Спас Нерукотворный" с авторской надписью на обороте. Видно, гордились Корины своим умением, знали ему цену, если ставили имена.
Отцу Павла Корина Дмитрию Николаевичу случилось быть в Петербурге. Пристроился к одной мастерской. Здесь писали иконы на академический манер. Святые и ангелы похожи были на мирян. Однажды в мастерскую пришел Николай Семенович Лесков. Он собирал тогда материал для книги. Писателю нужно было узнать профессиональные иконописные тонкости, посмотреть, как мастера работают, побеседовать с ними. Дмитрий Корин у себя в Палехе часто вспоминал об этой встрече с Лесковым. Книги Лескова в доме Кориных особенно ценились, их читала вся семья. Вообще чтение было в почете – Дмитрий Николаевич выписывал сочинения Тургенева, Гейне, "Ниву", "Живописное обозрение", приложения к журналам – цветные репродукции, литографии. Павел любил их разглядывать, и уже тогда его удивляло, отчего художники везде пишут не так, как в Палехе.
Семья была культурная, тянулась к знаниям. Мать, едва выпадала у нее свободная минута, принималась за чтение. Старшие братья, Сергей и Михаил, помогали отцу в иконописном деле, мечтали стать художниками. Доходы в семье были невелики – приходилось не забывать о крестьянстве: и за скотиной ходить, и в поле, и на огороде трудиться. Всю крестьянскую работу Павел знал с детства.
В одиннадцать лет Павел окончил сельскую школу. Отец к этому времени умер. Мать и старшие братья решили на семейном совете – идти Паньке в инокописцы, обучаться дедовскому ремеслу.
Занимался Павел с удовольствием. Рисовать мог без устали. Очень старался. Был в первых учениках.
В шестнадцать лет Павел получил звание иконописца. Но что-то мучило Павла, не давало покоя. День ото дня все яснее чувствовал, сознавал юный художник, что в иконе не выразить всего того, чем жив человек, не выразить своих чувств.
Поднакопив денег на дорогу, Павел отправился в Москву, устроился в мастерскую.
Покрутился Павел в Москве, но настоящих живописцев и в глаза не видел. Собрал свои пожитки в деревянный с железными углами сундучок, взял под мышку буханку и – в обратный путь.
В Палехе часто вспоминал, как в воскресенье ходил в Третьяковскую галерею. Денег на извозчика не было, через всю Москву шел пешком. Вот уж где картин видел. Многих имен не знал, но впервые в жизни почувствовал, как охватывает волнение при встрече с искусством.
Но пришлось вернуться в иконописную палату. Однажды к ним в мастерскую приехал московский художник Клавдий Петрович Степанов. Он искал молодых одаренных мастеров для иконописной палаты Донского монастыря. Корин ему особенно понравился: юноша с искрой Божией, скромный и к делу относится добросовестно.
Без обиняков спрашивает Павла: "Не хотели бы, юноша, со мной в Москву? Дело у вас будет то же, что и здесь, – иконописное. Я в палате наставник. Способности у вас, вижу, есть..."
Павел подумал – это судьба. Конечно, он согласен.
В Москве Степанов обласкал и приблизил к себе палехского иконописца, в котором прозорливо разглядел будущего большого художника.
В 1911 г. иконописная палата устроила художественную выставку. Юный Корин впервые в жизни выставил перед публикой свое произведение.
Вскоре Павел Корин познакомился с Михаилом Васильевичем Нестеровым. Нестеров пригласил Павла снять копии с эскизов.
Нестеров остался им доволен и передавал на практике приемы и методы своего мастерства, работая в Марфо-Мариинской обители.
Многие годы своей жизни Павел Корин был связан с Михаилом Васильевичем Нестеровым. Нестеров выхлопотал у великой княгини, покровительницы Марфо-Мариинской обители, ежемесячное жалование для своего ученика. Он же рекомендовал Павла в Училище живописи, ваяния и зодчества.
В училище поступить было трудно: конкурс огромный – тридцать человек на место. Но Корин все экзамены сдал успешно – и был принят!
Корин учился жадно, не пропускал ни одного занятия. Учителями были крупнейшие мастера – К.Коровин, С.Малютин. Но все-таки впоследствии своим единственным учителем Павел Дмитриевич назовет Нестерова. Именно нестеровский стиль, строгое его письмо, сдержанность колорита, экспрессия, живописная техника более всего отвечали внутреннему складу художника, его собственным устремлениям. Через два года по окончании училища Корин получил звание классного живописца, а вскоре С.В. Малютин пригласил своего ученика быть у него ассистентом в Свободных художественных мастерских. Через полгода Малютин оставил мастерскую, и Корин занял его место.

IV. Знакомство с репродукцией картины "Моя Родина" (1928–1947 гг.), этюдом "Ель" (1928 г.)

У. Картина "Моя Родина" – первое крупное произведение Павла Корина. "Моя Родина" – пейзаж-панорама, излюбленная форма Павла Корина. В этом – стремление Корина охватить все видимое пространство, охватить не только взором, но и мыслью, желание художника показать мир широко, с размахом.

Рассмотрите картину и этюд "Ель".

П.Д. Корин. Моя Родина. 1928–1947

П.Д. Корин. Моя Родина. 1928–1947

Учитель показывает репродукцию.

П.Д. Корин. Этюд "Ель". 1928

П.Д. Корин. Этюд "Ель". 1928

Д. На переднем плане огромное поле, изображенное летним днем.

– Только слева цветы полевые да верхушка сосны.
– Чуть правее сосны друг за другом ели.

У. Обратимся к этюду.

Д. Ель большая, пушистая, а за ней вдали полоска леса.
– Небо голубовато-розовое с редкими облаками.
– Солнце уже село за горизонт.

У. Вернемся вновь к картине.

Д. Справа вдали хорошо видна церковь, вокруг нее малюсенькие дома.
– Если Корин назвал картину "Моя Родина", то, может, дома вокруг церкви – это и есть Палех?
– Картина написана с любовью к этой природе.

У. Уходят к горизонту свинцово-синие облака – после хмурого дня они всегда так вытягиваются, тяжелыми пластами. Клюквенная полоска заката над темным лесом. Небо очистилось, но оно холодное.
На просторном лугу, на поруби – место это палешанами называлось Сечки – растет ель. Невелика она на картине, но человеку, любящему русский лес, о многом скажет, много хорошего напомнит: прикоснись к ее шершавому стволу, вдохни острый смолистый дух, разотри ладонями молодую хвою – как жить захочется, какая радость придет в сердце. Такая ель у Корина. С шишками, белкой в дупле, хоть и не видно ни шишек, ни белки, ни капельки смолы.
На опушке леса береза склонилась – ветер трепал ее все лето, не выстояла. Слышно: с тонких ветвей в полную дорожную колею падают редкие капли. Выдохни – изо рта пар пойдет: сыро, будет к ночи туман, только вот небо погаснет. Смотрите долго на "Мою Родину" – и вы узнаете свою родину. Художник за всех нас сказал, за всех поклонился земле и небу. Лес в "Моей Родине" особенный. Хочется заглянуть дальше: что за ним, какая там земля – деревня ли стоит, пашня раскинулась или озеро? Лес этот манит сумраком, хвойным сырым ароматом.
Вдали справа, где прерывается лес, синеют силуэты Палеха: крыши, колокольня. Вечерний звон... Медленно, гулко плывет он над равниной, эхом перекатывается через пригорки и холмы, дробится в стволах деревьев на опушках. Вечерний звон у Корина не такой, как у Левитана: он глубже, грустнее, задумчивей. Потянет ветер на село – и станет тихо, а потом, как снова ветер переменится, зазвонит громче прежнего.
Художник испытал редкое удовлетворение от своей работы, он очень устал, но усталость эта приятная – какая работа позади, сколько открытий сделал живописец.

V. Знакомство с триптихом "Александр Невский" (1942–1943 гг.)

У. Лето 1942 года. Война. В эти дни пригласили Павла Дмитриевича в Комитет по делам искусств и предложили написать историческую картину об Александре Невском.
Художник задумал написать сложную трехчастную композицию – триптих. В центре триптиха – фигура Александра Невского. Левая часть триптиха, "Северная баллада", изображала женщину и богатыря, вышедшего в дозор, зорко глядящего вдаль, откуда может явиться враг. В правой части, "Старинный сказ", – былинный мотив, навеянный образами сказителей с берегов Поморья и Онежского озера, хранителей вольной поэзии зверобоев, мореходов, северян-первопроходцев.
"Александр Невский. Фрагмент средней части триптиха" я предлагаю вашему вниманию.

Учитель показывает репродукцию.

П.Д. Корин. "Александр Невский. Фрагмент средней части триптиха". 1942–1943

П.Д. Корин. "Александр Невский. Фрагмент средней части триптиха". 1942–1943

Д. Огромная фигура, закованная в латы.
– Лицо очень строгое, смотрит в сторону.
– На голове шлем, из-под которого видны волосы, на лице усы и борода.
– Сверху на плечи накинут плащ, сочетание красного и черного.
– В руках у него меч, руки тоже в доспехах.

У. Александр Невский вышел на тяжелый бой с врагом. За ним стеною – рать. Ветер развивает хоругвь с гневным ликом Спаса. Лицо князя сурово, в глазах его ненависть, жажда битвы. Красный плащ на черном подкладе – колокол тревоги, опасности для отечества. Телом своим, грудью прикрыл князь родину.
Коринский Александр – это возмездие. Его меч – карающий. Его взгляд – испепеляющий, не прощающий. Он победит. Его воинская стать, решимость тому порука. Как звучал этот гордый образ, эта призывная смелая живопись в дни, когда под Сталинградом кипела невиданная в истории битва! Каким пророком пришел этот Александр к солдатам нашей армии, какой неотвратимой верой в победу дышал его грозный лик!
Невольно вспоминается: "Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет".
В "Александре Невском" сполна выражено то, о чем П.Д. Корин говорил: "Искусство должно быть героическим, воспитывать и поднимать дух народа".

VI. Знакомство с репродукцией картины "Портрет маршала Г.К. Жукова" (1945 г.)

У. Еще одно произведение художника, посвященное военной тематике, я хотела бы вам представить. Портрет маршала Георгия Константиновича Жукова – одного из самых выдающихся советских полководцев, благодаря умению которого командовать и воевать советские войска одержали победу над страшным врагом.

Учитель показывает репродукцию.

П.Д. Корин. "Портрет маршала Г.К. Жукова". 1945

П.Д. Корин. "Портрет маршала Г.К. Жукова". 1945

Д. Ух ты, сколько медалей и орденов! Я столько никогда не видел!
– Строгое выражение лица. На голове волос очень мало.
– Очень красивая форма: воротник особенный, на рукавах вышиты листья, на погонах – огромные звезды.
– Руки тоже какие-то особенные.
– Жуков сидит строгий, прямой, взгляд устремлен в сторону.

У. Осенью 1945 г. Павел Корин в Москве встретился с маршалом. Георгий Константинович на несколько дней прилетел из Германии. Художник попросил Жукова позировать. "Двух-трех сеансов вам, вероятно, хватит?" – спросил маршал. "Что вы, Георгий Константинович, за это время и фотограф не управится. Нужно не меньше пятнадцати, а то и двадцати по полтора часа. Я отношусь к своему делу очень серьезно, так же как вы – к своему". Жуков недоверчиво посмотрел на художника: "Да неужели так много времени нужно?" "Вот вы любуетесь "Девочкой с персиком" Серова. А знаете, что он писал этот портрет семьдесят сеансов?" – ответил Корин. "Раз так, – сказал маршал, – приезжайте в Берлин. Здесь у меня осталось всего несколько дней. И знаете, в Германию допускаются только военные. Вам придется на время надеть форму. На капитана согласны?"
Работа над портретом шла медленно: у Жукова было множество неотложных дел, и позировать удавалось урывками, от случая к случаю.
Первый сеанс состоялся 17 октября, а последний – 8 декабря. В перерывах между сеансами Корин бывал в Берлине, где все еще напоминало о войне. Художник нарисовал здание Рейхстага, когда оно еще хранило следы недавнего штурма фашистской цитадели.
Корин закончил портрет Георгия Константиновича Жукова уже зимой.
Волевой, по-военному подтянутый, в маршальской форме – таким написал П.Д. Корин одного из самых выдающихся советских полководцев. Имя маршала еще в дни войны стало легендой. Его с надеждой и верой называли солдаты под Ленинградом и под Москвой, в белорусских болотах и на подступах к Берлину. Ордена на груди – как сталь доспехов. Металлом отливает синий мундир маршала. И в лице его, и в крепкой коренастой фигуре есть что-то железное, несгибаемое. Чувствуется: этот человек привык принимать ответственные решения, управлять огромными массами людей. Весь он – воплощение власти и военного приказа, которому подчинены миллионы жизней, миллионы судеб. Закончив портрет, Корин показал его маршалу.
"Мне нравится, – сказал он. – И лицо полевое. Спасибо". "А что значит "полевое", Георгий Константинович?" – спросил Корин. "Такое, какое бывает на поле битвы", – улыбнулся Жуков...
Георгий Константинович достал из сейфа бланк с грифом "Главноначальствующий советской военной
администрации маршал Советского Союза Жуков Г.К." и написал: "Председателю Комитета по делам искусств М.Б. Храпченко. Мой портрет, написанный тов. Кориным П.Д., я считаю, выполнен хорошо. Он правдиво отражает действительность. Г.Жуков".
Сегодня портрет маршала висит в Третьяковской галерее.

VII. Заключительная часть

У. Шли годы неутомимого труда художника. Весной 1967 г., как всегда, Павел Дмитриевич с женой уехал в Палех. Справили семидесятилетие – много было гостей в дедовском доме. Ходил художник, как всегда, за околицу – слушать жаворонков, смотреть дальние зарницы, подышать горькой, разогретой солнцем полынью.
Осенью пошли дожди. Он чувствовал, что прощается с Палехом, с родиной, с землей, с жизнью. Вернувшись в Москву, Корин еще пытался писать, но силы уходили. В ноябре его не стало.
В мастерской, на столе, где художник держал краски, осталась его палитра.
Краскам этим не суждено было стать живописью.

VIII. Итог урока

У. С творчеством какого художника вы познакомились? Откуда он родом? Как прошло детство Павла Корина? Кто был его учителем? Какие картины написал? Какая больше запомнилась, понравилась? Чем?

Ответы детей.

Продолжение следует