Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №33/2002

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Инна БОГАТЫРЕВА,
учитель школы № 125,
г. Москва

Книги и математика

Часто младшие школьники, приходя в библиотеку, не могут выбрать книгу для чтения. Помочь в этом выборе должен не только библиотекарь, но и педагог. Как ненавязчиво заинтересовать учеников, познакомить их с высокохудожественной детской литературой даже на уроке математики, показывает Инна БОГАТЫРЕВА, учитель школы № 125 г. Москвы.

3-й класс (1–4)

Тема. "Закрепление пройденного. Путешествие в Cтрану литературных героев". (Комбинированный урок математика – внеклассное чтение.)

Цели. Закрепить вычислительные навыки в концентре "Тысяча"; познакомить учащихся с некоторыми произведениями, предлагаемыми для внеклассного чтения; способствовать развитию вычислительных навыков, интереса к художественной литературе, расширению кругозора учащихся; содействовать воспитанию бережного отношения к природе, книге.

Оборудование. Книги: Лазарь Лагин. "Старик Хоттабыч", Дж. Родари. "Приключения Чиполлино", Редьярд Киплинг. "Маугли", Алексей Толстой. "Приключения Буратино...", Даниель Дефо. "Робинзон Крузо"; грамзапись "Страна Литературия", магнитофонная запись "Я веселый Чиполлино"; картинки с изображением пантеры и удава; карточки с буквами .

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Объявление темы урока

Учитель. Сегодня на уроке математики мы совершим путешествие в страну литературных героев.

Звучит грамзапись "Страна Литературия".

III. Проверка домашнего задания

У. Первым нас встречает "тощий и смуглый старичок с бородой по пояс, в роскошной чалме, тонком белом шерстяном кафтане, обильно расшитом золотом и серебром, в белоснежных шелковых шароварах и нежно-розовых сафьяновых туфлях с высоко загнутыми носками". Вольке Костылькову он представился как джинн Гассан Абдуррахман ибн Хоттаб.
Кто это?

Дети. Старик Хоттабыч.

У. Мальчик помог ему освободиться из замшелого глиняного сосуда, похожего на древнюю амфору. Поэтому старик решил быть слугой мальчика. Волька выполнял дома № 8 на с. 181, а Хоттабыч освободил его от необходимости долго думать: выдернул из своей бороды волосок, прошептал заклинание – и вот что оказалось в Волькиной тетради.

На доске.

85 – 16 х 5 = 345

25 + 90 : 15 = 31

100 – 9 : 13 = 7

8 + 7 х 3 = 29

– Так ли записаны выражения у вас?

Учащиеся исправляют ошибки в первом и третьем примерах.

Д. В первом примере будет ответ 5.
– В третьем примере должны быть скобки: (100 – 9) : 13 = 7.

У. Кто назовет автора этой книги?

Если дети не знают, учитель показывает книгу, дети читают фамилию автора, открывается карточка около фамилии Лагин.

Выставить книгу.

IV. Решение примеров

У. А это кто нам машет рукой?
У синьора Помидора
Льются слезы от позора.
Не хватай за чубчик длинный
И не трогай...

Д. Чиполлино.

Звучит грамзапись "Я веселый Чиполлино".

У. Освободившись от принца Лимона и синьора Помидора, жители города открыли школу для своих детей. Чиполлино тоже пошел учиться. Однажды он вернулся из школы домой, положил сумку с учебниками и отправился помогать старому отцу. А братья и сестры Чиполлино решили помочь ему. Проверьте, выполнив обратные действия, правильно ли решены примеры.

Дети выполняют проверку в тетрадях, а два ученика – на индивидуальных досках для дальнейшей проверки с классом.

Д. Ошибка во втором примере: 529 + 321 = 850.

– Ошибка в пятом примере: 806 – 724 = 82.

У. Кто знает автора книги?

Д. Родари.

Учитель открывает карточку с буквой около фамилии Родари.

Выставить книгу.

V. Упражнение в записи и решении простых уравнений

У. А вот вдалеке мальчик, волею судьбы оказавшийся в диких джунглях и выросший в волчьей стае. Его друзьями были медведь Балу, удав Каа, пантера Багира, а злейшим врагом – тигр Шер-хан.
Кто узнал этого мальчика?

Д. Это Маугли.

У. Давайте побольше узнаем о его друзьях. Для этого решим задачи, составив уравнения.
Если длину прыжка пантеры уменьшить на 7 м, то получится длина прыжка тигра – 5 м. Узнайте длину прыжка пантеры (ответ выразить в дециметрах).

Дети записывают:

х – 7 = 5;
х = 5 + 7;
х = 12 м, или 120 дм.

Отрывок читает ученик.

Д. "Багира, черная пантера, черная вся сплошь, как чернила, но с отметинами, которые, как у всех пантер, видны на свету... Все в джунглях знали Багиру, и никто не захотел бы становиться ей поперек дороги, ибо она была хитра, отважна... бесстрашна. Зато голос у нее был сладок, как дикий мед, капающий с дерева, а шкура мягче пуха".

Показ иллюстрации пантеры.

У. Если длину тела удава Каа – 9 м – уменьшить в несколько раз, то получим длину тела Багиры с длиной ее хвоста – 3 м. Узнайте, во сколько раз длина тела Багиры с длиной ее хвоста меньше длины тела Каа.

Показ иллюстрации удава.

Дети записывают:

9 : х = 3;
х = 9 : 3;
х = 3 (раза).

 Кто автор книги "Маугли"?

Д. Киплинг.

Учитель открывает карточку около фамилии Киплинг. Выставляет книгу.

VI. Решение задач

У. А это кто идет нам навстречу?
Деревянным острым носом
Всюду лезет он без спросу.
Даже дырку на картине
Носом сделал...

Д. Буратино.

За рассказ о потайной двери в каморке старого папы Карло Буратино получил от Карабаса Барабаса 5 золотых монет. Лиса Алиса и кот Базилио привели Буратино на пустырь. "Это поле чудес, – сказали они. – Если закопаешь золотые монеты, то наутро вырастет дерево, на котором будет в 3 раза больше золотых монет". Сколько монет должно быть на дереве?

Д. 5 х 3 = 15 (монет).

У. Буратино, Мальвина и Пьеро, спасаясь от Карабаса Барабаса, выбежали на берег озера. Мальвина и Пьеро сели на черепаху Тортиллу. Буратино бросился вплавь. Он может переплыть озеро за 40 мин. Карабас побежал вокруг озера. На это ему потребуется 1 ч 10 мин. На сколько быстрее передвигается Буратино, чем Карабас?

Д. 1 ч 10 мин = 70 мин;
70 – 40 = 30 (мин).

У. Назовите автора книги.

Д. Толстой.

Учитель открывает карточку около фамилии Толстой. Выставляет книгу.

У. А вот еще один литературный герой. Это мужчина в английском платье ХVIII в. Однажды корабль, на котором он плыл, потерпел крушение, и человек оказался на необитаемом острове. Там он прожил в одиночестве много лет, затем подружился с туземцем и назвал его Пятницей.
О ком идет речь?

Д. О Робинзоне Крузо.

У. Однажды Робинзон Крузо обнаружил около пещеры, где жил, 12 колосков ячменя. Из них он получил 96 зерен, из каждого одинаковое количество. Какой урожай он мог бы получить из 30 колосков ячменя?

Ученик решает у доски:

12 к. – 96 з.;
30 к. – ? з.;
96 : 12 = 8 (з.) – из 1 колоска;
8 х 30 = 240 (з.) – из 30 колосков.

– Робинзон решил из полученного урожая 1/4 часть оставить для нового посева, а остальное съесть. Сколько зерен он мог съесть?

Ученик решает у доски:

240 : 4 = 60 (з.) – для посева;
240 – 60 = 180 (з.) – съесть.

 Назовите автора книги.

Д. Дефо.

Учитель открывает карточку около фамилии Дефо. Выставляет книгу.

VII. Итог урока

У. Какие литературные герои помогли нам? Повторите изученный материал.

Д. Хоттабыч, Чиполлино, Маугли, Буратино, Робинзон Крузо.

У. Кто нам рассказал о них? Прочитайте фамилии авторов, записанные на доске.

На доске.

Лазарь Лагин.

Джанни Родари.

Редьярд Киплинг.

Алексей Толстой.

Даниель Дефо.

– Кто встретил в стране литературных героев своих знакомых персонажей книг?

Дети поднимают руки.

 У кого появилось желание прочитать книги, о которых говорили? Вы можете взять их в библиотеке. Важно правильно назвать фамилию автора и название произведения.

До новых встреч в "Стране Литературии"!

VIII. Домашнее задание