Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №34/2002

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Светлана НИКАНКИНА,
школа № 1083,
г. Москва

Чудеса осенней природы

Паустовский – писатель, без произведений которого невозможно полноценное воспитание любви к родному краю, природе. Каждый его рассказ заставляет обратить внимание на мелочи, без которых не получилась бы общая картина. Урок, проведенный Светланой НИКАНКИНОЙ, учителем школы № 1083 г. Москвы, поможет вам еще раз показать детям красоту окружающего мира.

Тема. "К.Паустовский. Прощание с летом".

Цели. Воспитывать эстетические чувства на основе личных наблюдений, художественных произведений (поэзии, прозы, музыки, живописи); развивать навык техники выразительного чтения.

Оборудование. Магнитофон; запись произведения "Времена года" П.И. Чайковского; иллюстрации осенних пейзажей; книга "Живое слово".

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Звучит музыка П.И. Чайковского. Дети входят в класс, который украшен осенними листьями, и рассаживаются по местам.

На доске тема урока "Прощание с летом"; портрет К.Паустовского и иллюстрации осенних пейзажей.

II. Подготовка к знакомству с новым произведением

Учитель. Какое время года наступило в природе?

Дети. Осень.

У. Почему грустно это время года?

Д. Прошло лето, становится холоднее, ты уже не можешь так беспечно гулять целыми днями, любоваться красотой цветов и зеленью листвы.
– Начало осени – тоже красиво, деревья в разноцветных уборах, но скоро облетит листва, и будет серо и холодно, пасмурно.

У. А чем прекрасно это время года?

Д. Мы можем собирать созревшие плоды. Сейчас в лесу еще красиво, разноцветный ковер под ногами. Пока еще солнечная погода.

У. Ни один человек, обладающий душой и способный чувствовать, не сможет не заметить те чудеса, которые происходят в природе с наступлением осени.
Художники стремятся изобразить эти чудеса на полотнах, музыканты выражают свое восхищение ими в музыке.
Рассмотрите иллюстрации и послушайте музыку Петра Ильича Чайковского "Времена года". Будут звучать фрагменты, которые называются "Сентябрь" и "Октябрь".
Какие чувства переполняли автора этих произведений?

Д. Радость, восхищение.

У. Попробуйте проникнуться этими чувствами и вы. Попытайтесь выразить свои чувства словами, используя сравнения, олицетворения, метафоры. Какие строчки из изученных стихотворений приходят вам на память?

Ответы детей.

Дети читают стихи.

Ученик 1.

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной...

Ученик 2.

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора.
Весь лес стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...

Ученик 3. 

Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит.
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит.
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно, покой и простор.
Листья окрепнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер...

Ученик 4.

Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу.
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу...

Ученик 5.

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса...

У. Очень хорошо. Вы видите и слышите, как поэты, художники и музыканты восхищались чудесами осенней природы.

И хотя конец поздней осени нам кажется не таким прекрасным, как "бабье лето", все равно чувствуется торжественное ожидание нового чуда – сказочного сна природы.

Учитель читает отрывок из романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин".

В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе.
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе,
На третье в ночь...

III. Знакомство с произведением

У. Вот такое чудо увидел однажды К.Г. Паустовский и рассказал о нем нам. Мы уже знакомы заочно с этим замечательным писателем.
Вспомните его автобиографические произведения "Кишата", "Вода из реки Лимпопо".
Что вы о нем узнали?

Д. Как он учился в гимназии. Он рассказывал, как он любил природу. Какой он был любознательный.

У. Какие еще его рассказы мы читали?

Д. "Подарок", "Заячьи лапы", "Дремучий медведь"…

У. Какая основная мысль этих произведений?

Д. Любовь к природе.

У. Эта же мысль пронизывает и произведение, с которым мы познакомимся сегодня.

На доске записаны слова, значение которых учитель объясняет до чтения текста.

На доске.

Гравюра – рисунок, выбитый на металле.

Брюллов – художник.

Тесовая крыша – крыша из широких толстых досок (теса).

 Послушайте внимательно рассказ, а после прочтения вы должны будете ответить на вопрос.

Дети слушают рассказ.

 Свидетелем какого чуда стал К.Г. Паустовский?

Д. Выпал первый снег, и вся природа изменилась.

IV. Работа с произведением

Дети читают текст.

У. Как изобразил автор начало зимы?

Д. День как будто дремал. С пасмурного неба падали одинокие снежинки.

У. Как он называет тишину?

Д. Мертвой.

У. Почему он назвал ее мертвой?

Д. Умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад... Тишина, мертвая тишина.

У. Как воспринял первый снег Рувим? Прочитайте.

Д. Первый снег очень к лицу земле.

У. А как дед Митрий? Прочитайте.

Д. Земля была похожа на застенчивую невесту.

У. Как называется такой прием в литературе?

Д. Олицетворение.

У. На сколько законченных частей можно разделить этот рассказ?

Д. На пять.

У. Прочитайте про себя первую часть. Озаглавьте ее.

Дети читают и озаглавливают каждую часть. В результате этой работы на доске появляется план рассказа.

На доске.

П л а н

1. Грустное время.

2. Чудо.

3. Восхищение чудом.

4. Первый зимний день.

5. Новая хозяйка природы.

 Какие сравнения, олицетворения, эпитеты использовал К.Паустовский в своем произведении для описания чудес природы? Прочитайте.

Дети находят ответы в тексте и зачитывают их.

V. Подведение итогов

У. Что на уроке вам запомнилось больше всего? Что произвело на вас наибольшее впечатление.

Ответы детей.

VI. Домашнее задание

У. Выписать в тетрадь предложения, содержащие олицетворения, эпитеты, сравнения, метафоры.