Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №35/2002

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ

Надежда МАЛЫШЕВА

Продолжение. См. № 31, 38, 39/99; 1, 32/2000; 2, 24/2001; 3, 32/2002

Остановись перед красотой

Художественный труд

* * *

Вторую четверть посвятим подготовке к новогодним праздникам. У нас достаточно времени, чтобы смастерить подарки и сувениры для родных и близких, украшения и подвески для оформления интерьера, необычные игрушки на елку. Основываясь на ранее приобретенных знаниях и навыках, попробуем создать поделки, в основе которых лежит принцип "от художественного образа к материалу": образы спящих животных в аппликациях, птиц в подвесках и елочных украшениях, шары из бумаги и многое другое, что доставит удовольствие и детям, и взрослым.

Занятие 10

Образы спящих животных в аппликациях на подушках

Эта работа направлена на развитие образного мышления, фантазии, творческой инициативы. Как можно превратить два овала, вырезанных из несыпучей ткани, в спящую кошку (рис. 36) или другое животное?

Рис. 36. Подушка "Спящая кошка"

Рис. 36. Подушка "Спящая кошка"

Нарисуем голову кошки, полоски, челку или обведем их по шаблону на несыпучей ткани обмылком и вырежем (рис. 37). Соединим детали швом "вперед иголку с перевивом" (рис. 38, также см.
№ 2, 2001 г., с. 9)* с верхней деталью подушки.

 Рис. 37. Шаблоны головы и туловища кошки

Рис. 37. Шаблоны головы и туловища кошки
 Рис. 38. Шов "вперед иголку с перевивом"
Рис. 38. Шов "вперед иголку с перевивом"

Глаза, нос, ресницы вышьем швом "вперед иголку в два приема". Сложим вместе верхнюю и нижнюю детали подушки, в середину проложим синтепон в несколько слоев (слой синтепона меньше основной детали на 2 см, если слоев несколько, то каждый последующий слой меньше предыдущего на 2 см). Соединим швом "вперед иголку с перевивом".

Если вы делаете льва (рис. 39), то синтепон нужно проложить между деталями гривы и мордочки или нарезать гриву "лапшой" (в зависимости от используемого материала). Вместо хвоста возьмем отрезок веревки с кисточкой на конце.

Рис. 39. Подушка "Спящий лев"

Рис. 39. Подушка "Спящий лев"

У черепахи (рис. 40, а) панцирь можно собрать из пестрых кусочков (как лоскутное одеяло) и квадратики сшить швом "вперед иголку в два приема" или на швейной машине. Швы загладить на сторону, край панциря подогнуть. Между деталями проложить синтепон в несколько слоев (рис. 40, б; каждый слой меньше другого на 2 см).

Рис. 40, а. Общий вид подушки "Спящая черепаха"синтепон

Рис. 40, а. Общий вид подушки "Спящая черепаха"

Рис. 40, б. Схема подушки "Спящая черепаха"

Рис. 40, б. Схема подушки "Спящая черепаха"

Вариантов оформления деталей подушки много, обычно они все разные, и у каждого ученика найдется свое решение художественного образа будущего подарка.

Занятие 11

Клоун

Для работы потребуются мелкие лоскутки несыпучей ткани, шарики от пенопласта, прочная нитка, для головы шарик для пинг-понга, нитки для волос, иголка, фломастеры (возможна замена материалов, например: цветная бумага для оригами, пластичная резина и т.д.).

Рис. 41. Поделка "Клоун"

Рис. 41. Поделка "Клоун"

Для клоуна (рис. 41) нарежем из выбранного материала круги или квадратики размером 2–3,5 см (сложив гармошкой тонкую ткань, можно вырезать сразу несколько одинаковых деталей): для ног (12–14 экземпляров), для рук (10–12 экземпляров) и 10–12 штук для туловища, а также размером 4–4,5 см для воротника (2 экземпляра).

Вденем один конец нитки в иголку, на другом – завяжем узелок. Сначала на нитку наденем большой шарик из пенопласта, затем кружок, затем снова шарик и кружок. При помощи таких чередований сделаем ноги клоуну (рис. 42).

Рис. 42. Ноги и руки для клоуна

Рис. 42. Ноги и руки для клоуна

Цвет костюма игрушки может быть однотонным, пестрым, в полоску и пр.

Соединим вместе две нитки (от ног клоуна) и, чередуя шарики и кружки, выполним туловище. На 3-ю и 4-ю нитки собираем руки клоуна. Затем соединяем их с туловищем: вставляем в ушко иголки все 4 нитки и надеваем большие кружки воротника. Далее крепим шарик головы. Сделаем это, проткнув шарик посередине насквозь. Далее приклеиваем волосы из ниток, рисуем фломастерами лицо клоуна. Из треугольника ткани можно сшить колпачок (нижняя сторона равна окружности шарика плюс 1 см на шов, высота колпачка 5–6 см).

Для большого клоуна воротник сделаем гармошкой. Для этого проложим по длинному краю ткани 20ґ2 см шов "вперед иголку", крепко стянем концы нити (рис. 43). Размер кругов увеличим и вырежем в убывающем порядке. Соберем воротник в следующем порядке: начнем с больших кругов, а закончим маленькими.

Рис. 43. Воротник для клоуна

Рис. 43. Воротник для клоуна

Если к ногам, рукам и голове клоуна привязать нитки и соединить их с крестовиной, получим игрушку-марионетку для кукольного театра. Придумаем роли для кукол-клоунов, покажем небольшое новогоднее представление.

Занятие 12

Праздничная открытка

Выполним поздравительную открытку в технике "изонить" (рис. 44). На цветном картоне с изнанки начертим графическое изображение художественного образа (воспользуемся предложенной схемой или придумаем сами), учитывая его симметрию или асимметрию. Подберем цветовую гамму ниток. Заполним нитками углы и круги (рис. 44, а, б, в; также см. № 39, 1999 г., с. 16; № 2,
2001 г., с. 15; № 3, 2002 г., с. 12–13). Поздравление напишем на листе меньшего размера (меньше на 0,5 см с каждой стороны). Приклеим его на изнаночную сторону работы.

а

б

в

Рис. 44. Поздравительные открытки в технике "изонить"

Это итоговая работа в технике "изонить". Фантазия учеников может быть безгранична. Обычно затруднение вызывает вычерчивание графической схемы, но если ученики хорошо усвоили предыдущие темы, они легко справятся с поставленной задачей.

Работа развивает образное мышление, фантазию, вкус, формирует способность создавать художественные образы из геометрических форм, вырабатывает навыки разметки при помощи линейки циркулем и на глаз, а также навыки вычерчивания симметричных фигур, организует ребят, учит четкости и настойчивости в достижении цели.

Занятие 13

Птица-солнце

В подвеске (рис. 45) соединены две плоские детали при помощи щелевого замка (рис. 46). Сложим по схеме туловище птицы (рис. 47).

Хвост и крылья сложим гармошкой (рис. 48). Крылья украсим прорезями разной формы. В прорезь туловища вставим крылья, а хвост вклеим.

Птицу подвесим к гирляндам, потолку. При малейшем движении воздуха она будет парить.

В северных деревнях и по сей день мастерят птицу-солнце. По легенде, она охраняет дом, бережет от напастей. В старину Мастер должен был выточить ее за пятьдесят два прикосновения к дереву ножа или топора. Почему пятьдесят два? Таково количество недель в году. При этом он произносил заклинание, превращающее дерево в доброго духа.

Рис. 45. Подвеска "Птица-солнце"

Рис. 45. Подвеска "Птица-солнце"

 

Рис. 46. В прорезь вставляются крылья

Рис. 47. Схема складывания туловища птицы

Рис. 47. Схема складывания туловища птицы

Рис. 48. Хвост и крылья

Занятие 14

Шар

Вспомним, как складывается база "катамаран" (рис. 49).

Рис. 49. Схема базовой формы "катамаран"

Рис. 49. Схема базовой формы "катамаран"

Базовая форма "катамаран"

Базовая форма "катамаран"

Основной элемент

Основной элемент

 Модуль

Модуль

Загнем уголки у модуля

Загнем уголки у модуля
Рис. 50

Приготовим несколько цветных квадратов со стороной 15 см (оптимальные размеры бумаги 15ґ15; 20ґ20 см). Соберем базовую форму "катамаран".

"Катамаран" преобразуем в основной элемент (рис. 50), из которого составим различные модули – двух- или трехцветные. (Для этой работы можно разбить учеников на группы.) На нашей схеме представлены два разных модуля (рис. 51).

а

б
Рис. 51. Различные модули, полученные из основного элемента

Из восьми одинаковых модулей (рис. 51) склеим шар. Для этого у модулей загнем углы, смажем клеем углы и склеим четыре модуля в ряд, затем склеим углы первого и четвертого модулей, замкнув детали в кольцо. Далее склеим соответствующие углы верхнего и нижнего модулей с углами средней детали, вклеив петельку из прочной нитки.

Из модулей можно склеить колокольчик или декоративное панно, украсить ими упаковку, рамочку для фотографии и пр.

Занятие 15

Снегирь

Сделаем игрушку на елку или украшение на зимний букет из веток рябины (рис. 52). Для работы понадобятся черная двусторонняя бумага, нитки красного, черного, серого, белого цветов, клей ПВА, ножницы.

Рис. 52. Елочная игрушка "Снегирь"

Рис. 52. Елочная игрушка "Снегирь"

Обведем и вырежем туловище и крылья по шаблону или нарисуем сами (рис. 53). Намотаем нитки одного или нескольких цветов на картонку нужного размера, перевяжем крепкой ниткой на середине, разрежем по краям – получим полупомпон. Приклеим два полупомпона с противоположных сторон к туловищу птички и вставим крылья.

Рис. 53. Шаблоны туловища и крыльев "Снегиря"

Рис. 53. Шаблоны туловища и крыльев "Снегиря"

Этим способом можно сделать и других птиц и зверей.

Занятие 16

Игрушки на елку

Необычные игрушки (рис. 54) получим при помощи папье-маше из доступного всем материала – старых газет. Намочим листы газет и придадим форму будущей игрушке. Мокрую газету легко смять, скрутить, согнуть, скатать и пр. Высушим и раскрасим гуашью детали. Приклеим отдельные детали (листики, веточки, узорчатые наличники и пр.), сделаем и закрепим петельку. Игрушка готова.

Дети могут придумать самые разнообразные игрушки на елку. На этом занятии ученики осваивают новую технику обработки бумаги.

Продолжение следует