Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №38/2002

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Людмила РАШИНА,
учитель школы № 18
г. Белгород

Путешествие из Орфограмска в Словознайкино

Для того чтобы дети могли грамотно писать безударные окончания существительных, сначала надо выучить все падежи и склонения и научиться правильно определять их. Занятие это достаточно монотонное, быстро надоедающее ребятам.
Как разнообразить работу, заинтересовать младших школьников предметом? Вариантов много. Один из них представлен Людмилой РАШИНОЙ, учителем школы № 18 г. Белгорода.

Тема. "Именительный и винительный падежи имен существительных 1-го склонения".

Цель. Учить детей распознавать существительные именительного и винительного падежей; развивать творческие способности учащихся, умение анализировать; прививать навыки самостоятельной работы; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование. Карта путешествия, плакат, карточки с индивидуальными заданиями, веера с буквами и цифрами, учебник А.В. Поляковой, загадки.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Учитель. Сегодня у нас необычный урок, урок-путешествие. Мы отправляемся в путешествие в страну Имени Существительного. Перед вами карта нашего путешествия.

– Но для того чтобы отправиться в путешествие, нам нужен поезд. Сейчас мы с вами поработаем составителями поездов. Для этого необходимо назвать все признаки имени существительного.

III. Проверка домашнего задания

У. Что обозначает имя существительное?

Дети. Имя существительное обозначает предмет.

У. На какие вопросы оно отвечает?

Д. На вопросы кто? и что?

У. Как изменяется имя существительное?

Д. По числам, падежам.

У. Сколько у него падежей?

Д. Шесть.

У. Сколько склонений?

Д. Три.

У. Что вы еще знаете об имени существительном?

Д. Существительные бывают мужского, женского или среднего рода, одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные.

У. Итак, наш поезд готов. Но для того чтобы он мог прийти в движение, нужно выполнить следующее задание.

IV. Чистописание

На доске:

У. Что могут обозначать буквы, записанные на доске?

Д. Окончания существительных.

У. Что за предложение вы записали?

Д. Пословицу.

У. Как вы ее понимаете?

Дети высказывают свое мнение.

– Назовите имя собственное.

Д. Родину.

У. Определите падеж.

Д. Винительный.

V. Словарная работа

У. Внимание! Сейчас будет дан сигнал к отправлению. Чтобы его услышать, надо замолчать. Машинисту подают специальные сигналы. Вот и вы будете использовать сигнальные карточки с буквами.

На доске:

в…гон, д…рога, езд…ть, расст…яние, эл…ктр…воз.

Дети показывают карточки с буквами .

– Какое слово "лишнее"? Почему?

Д. Ездить, так как все остальные слова – имена существительные.

У. На какие группы можно поделить оставшиеся слова?

Д. На существительные женского, мужского и среднего рода.

У. Вот теперь мы отправляемся в путешествие.

VI. Дифференцированная работа

У. Перед нами река. Мы не можем через нее переправиться, так как мост поднят. Чтобы он опустился и мы проехали, необходимо выполнить задание.

На доске:

Через реку идет мост.

Дети списывают предложение. В это время учитель раздает карточки с заданиями для индивидуальной работы.

– Возьмите в руки карточки, прочитайте задания. Кому что-то непонятно, поднимите руки, я подойду к вам.

Карточка 1

Подчеркните главные члены предложения, определите части речи.

 

Карточка 2

Подчеркните главные члены предложения, определите части речи, укажите связь слов в предложении, выпишите словосочетания.

 

Карточка 3

Подчеркните главные и второстепенные члены предложения. Определите части речи, укажите связь слов в предложении, выпишите словосочетания, укажите падежи существительных.

Дети работают индивидуально, учитель оценивает работу при проверке тетрадей.

VII. Повторение пройденного

У. Итак, мы подъезжаем к городу Дружный. Он нам приготовил задания. Пока три ученика (учитель вызывает их к доске) выполняют самостоятельную работу, мы с вами запишем текст с комментированием.

Работа учеников проверяется и оценивается после комментированного письма.

Ученик 1 разбирает слова по составу.

На доске:

Ученик 2 изменяет существительные по падежам, выделяет окончания.

На доске:

Лиса, сосна.

Ученик 3 выполняет фонетический разбор слова.

На доске:

Ель

Текст для комментированного письма.

Листья покрыли землю шуршащим ковром. Как красивы деревья и кусты в разноцветном уборе!

 В первом предложении найдите существительные, укажите падежи. Какими членами предложения являются существительные в И.п. и В.п.?

Д. Существительные – листья, землю, ковром.
– Существительное листья в И.п. – это подлежащее.
– Существительное землю в В.п. – второстепенный член предложения.

У. Сейчас вы будете отгадывать загадки, в отгадках которых встречаются орфограммы. Записывать отгадки будем по рядам.

1-й ряд – существительные 1-го скл.
2-й ряд – существительные 2-го скл.
3-й ряд – существительные 3-го скл.

Он в мундире ярком,
Шпоры для красы.
Днем он забияка,
Поутру – часы.

Д. Петух.

У. Голодная – мычит,
Сытая – ждет.
Малым ребяткам молочка дает.

Д. Корова.

У. Не пахарь, не столяр, не плотник,
А первый на селе работник.

Д. Лошадь.

У. Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет.

Д. Лисица.

У. Кто зимой белый, а летом серый?

Д. Заяц.

У. Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос.

Д. Морковь.

У. Под соснами, под елками
Лежит мешок с иголками.

Д. Еж.

У. Ее всегда в лесу найдешь –
Пойдешь гулять и встретишь.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.

Д. Ель.

У. Я веселый зверек,
Прыг с елки на дубок.
Шубка серая на мне,
А живу я в дупле.

Д. Белка.

У. Прочитайте слова, записанные вами. Назовите и подчеркните орфограммы, встретившиеся в них.

Ряд 1
1-е скл.

корова
лисица
белка

Ряд 2
2-е скл.

петух
заяц
еж

Ряд 3
3-е скл.

лошадь
морковь
ель

– Какое слово "лишнее"?

Д. Слово белка, так как в нем нет орфограмм.

VIII. Решение проблемной ситуации

У. А вот в город Веселинкино мы не можем въехать, пока не решим проблемную ситуацию.

У каждого ученика карточка.

Птенец выпал из гнезда.
Как ты поступишь?

1. Оставишь на том же месте, даже не прикоснувшись к нему.
2. Положишь птенца в гнездо.
3. Возьмешь домой и будешь держать в клетке.

Дети выбирают ответ и поднимают сигнальную карточку с нужной цифрой.

 Почему вы выбрали такой ответ?

Д. Если взять птенца в руки, то его родители к нему не вернутся, почувствовав чужой запах. Птенец погибнет.

У. Молодцы! А теперь можно и отдохнуть.

IХ. Физкультминутка

Мы шагаем, мы шагаем,
Руки выше поднимаем.
Вдруг мы видим: у куста
Выпал птенчик из гнезда.
Птенца в руки не берем,
Тихо мимо все идем.

Х. Работа по учебнику

У. Подъезжаем к городу Словознайкино. Здесь нам нужно сойти с поезда и отправиться в разведку. Найдем и запишем существительные в В.п. из упр. 293.

Дети выполняют задание.
– Какие слова вы выписали?

У. Какого они все склонения?

Д. Первого.

У. Разбейте слова по составу самостоятельно.

Дети выполняют задание.
– Какие окончания у существительных 1-го склонения в В.п.?

Д. Окончания у, ю.

ХI. Творческая работа

У. Сейчас у нас осень. А вот жители города Фантазерск ничего не знают о ней. Давайте расскажем им об осени.

На доске таблица-памятка.

Цвет
вкус
запах
внешность
звук

– Вы должны дать характеристику слову осень по нескольким признакам.

Д. Осень – это разноцветное покрывало земли.
– Осень – это вкус овощей и фруктов.
– Осень – это запах астр и гладиолусов.
– Осень – это царица грибов.
– Осень – это шорох опавших листьев.

У. Но закончится осень, пройдет зима, и наступит весна. Продолжите предложение.

На доске:

Когда наступит весна, я...

Д. Когда наступит весна, я посажу дерево.
– Когда наступит весна, я не буду рвать цветы.
– Когда наступит весна, я сделаю скворечник.
– Когда наступит весна, я не буду брать выпавших птенцов.

ХII. Подведение итогов

У. Страна Имени Существительного хочет узнать, чему вы научились во время путешествия. Возьмите в руки карточки желтого цвета, выполните задания и заполните таблицу.

У каждого ученика карточка.

Дети заполняют таблицу и сдают учителю для проверки, вложив в рабочую тетрадь.

ХIII. Домашнее задание

Учебник, упр. 295.