Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №43/2002

СИСТЕМА Л.В.ЗАНКОВА

Ирэн АРГИНСКАЯ

Математика

Организация работы

1. Для выполнения каждой работы (или ее части), во 2-м – не более 30 и в 3-м и 4-м – не более 40 минут.

2. Работы выполняются на отдельных листах, на которых указываются данные ученика: фамилия, имя, класс, школа. Время оформления листов не входит во время выполнения работы.

3. Текст заданий записывается на доске, прочитывается учителем и разъясняется, в случае необходимости, до полного понимания детьми. В ходе выполнения работы учитель может давать детям требующиеся дополнительные пояснения, не носящие характера подсказки.

Требования к проведению работ

1. Исключение травмирующих учеников факторов при организации работы:

а) работу в присутствии ассистента проводит учитель, постоянно работающий с детьми, а не посторонний или малознакомый ученикам человек;
б) учитель во время проведения работы имеет право свободно общаться с учениками, ассистент может фиксировать все факты обращения детей к учителю, степень помощи, которая оказывается ученикам со стороны учителя, и при подведении итогов работы учитывать эти наблюдения.

2. Отсутствие регламентации общего времени выполнения работы каждым учеником. Если часть школьников не успела завершить работу за отведенное на нее время, им предоставляется возможность продолжить ее выполнение во внеурочное время.

3. При проведении работы необходимо фиксировать время ее выполнения каждым учеником, как выполнившим в пределах отведенного на уроке времени, так и продолжившим ее выполнение вне урока.

4. Каждая работа завершается самопроверкой. Самостоятельно найденные и аккуратно исправленные ошибки не должны служить причиной снижения отметки, выставляемой за работу. Только небрежное их исправление может привести к снижению балла, при условии, что в классе проводилась специальная работа по формированию умения вносить исправления.

5. При проверке работы учителем неисправленные учеником ошибки не исправляются и не подчеркиваются, а в конце каждого задания указывается их количество. Работы возвращаются ученикам для самостоятельного поиска и исправления ошибок.

Результаты такой самопроверки служат показателем уровня сформированности самоконтроля, который оценивается по четырехуровневой шкале:

  • 4-й уровень – в результате самопроверки исправлены все допущенные ошибки (при этом учитываются и ошибки, исправленные сразу после выполнения работы);

  • 3-й уровень – в результате самопроверки уровень выполнения работы улучшен, но часть ошибок осталась неисправленной;

  • 2-й уровень – в результате самопроверки уровень выполнения работы не изменился;

  • 1-й уровень – в результате самопроверки уровень выполнения работы ухудшился.

Примечание. Работы учеников, выполненные без ошибок или с ошибками, полностью исправленными при первоначальной проверке сразу после завершения работы, оцениваются с точки зрения сформированности самоконтроля высшим уровнем.

Обработка результатов

Выполнение работы оценивается по пятибалльной (или другой используемой в данной школе шкале) в соответствии с общими для всех классов нормативными требованиями. Результаты выполнения заносятся в приведенные таблицы.

Схема анализа работы учеников ... класса школы № ... г. ...

 

 Сводная схема анализа работ школы № ... г. ...

 

Примечания. 1 Определяется как среднее арифметическое времени (в минутах), затраченного каждым учеником класса за исключением самого высокого и самого низкого показателей.

2 Указывается количество учеников класса, показавших данный уровень выполнения работы.

2-й класс

Вариант 1

1. Поставь к каждому условию вопрос и реши задачу.

  • В одной коробке было 17 елочных игрушек, а в другой на 6 игрушек меньше. Ученики повесили их на елку по одной игрушке каждый.

  • В одной коробке было 17 елочных игрушек, а в другой на 6 игрушек меньше. Ученики повесили их на елку по одной игрушке каждый. Девочки повесили 12 игрушек.

Примечание. Ученикам, которые не смогли поставить к условиям вопросы, учитель предлагает на выбор несколько вопросов. Сколько игрушек на елке? Каких игрушек на елке больше и на сколько? Сколько детей наряжали елку? Сколько мальчиков наряжали елку? Сколько девочек наряжали елку?

2. Запиши отрезок натурального ряда из девяти чисел, последнее из которых 34.

3. Из чисел задания 2 составь три суммы и три разности с переходом через десяток и столько же сумм и разностей без перехода через десяток. Найди их значения.

4. Сравни.

86 дм ... 86 см
74 мм ... 7 см 4 мм
7 м ... 17 дм
34 см ... 4 дм

5. Заполни пропуски так, чтобы получились верные равенства.

... + ... = 38 x ...
(80 – 50) + (17 – 8) = ... – ...
19 + 19 + ... = ... x 3
... x 5 = ... + 6 + ... + ... + ...
66 + ... = (... + 10) + (... + 9)
... + ... + ... + ... = 23 x ...

Вариант 2

1. Поставь к каждому условию вопрос и реши задачу.

  • На новогоднюю елку ученикам второго класса принесли подарки в двух сумках. В одной сумке было 12 подарков, а в другой на 3 подарка больше. Все подарки раздали всем детям (по одному подарку).

  • На новогоднюю елку ученикам второго класса принесли подарки в двух сумках. В одной сумке было 12 подарков, а в другой на 3 подарка больше. Все подарки раздали всем детям (по одному подарку). Мальчики получили 14 подарков.

Примечание. Ученикам, которые не смогли поставить к условиям вопросы, учитель предлагает на выбор несколько вопросов. Сколько приготовили подарков? Сколько во втором классе учеников? Сколько девочек во втором классе? Сколько мальчиков во втором классе?

2. Запиши отрезок натурального ряда из девяти чисел, первое из которых 27.

3. Из чисел задания 2 составь три суммы и три разности с переходом через десяток и столько же сумм и разностей без перехода через десяток. Найди их значения.

4. Сравни.

72 м ... 72 дм
95 см ... 9 дм 5 см
8 см ... 18 мм
56 см ... 6 дм

5. Заполни пропуски так, чтобы получились верные равенства.

... + ... + ... = 27 x ...
(80 – 50) + (16 – 7) = ... – ...
31 + 31= ... x 2
... x 4 = ... + ... + ... + 8
... + 27 = (60 + ...) + (9 + ...)
... + ... + ... + ... = 19 x ...

3-й класс

Вариант 1

1. Реши задачу.

Для новогодних подарков ученикам третьего класса купили 6 кг конфет по 87 руб. за килограмм и 9 кг печенья по 59 руб. за килограмм. Что стоило дороже – конфеты или печенье – и на сколько?

Поставь к тому же условию такой вопрос, чтобы в последнем действии решения нужно было выполнить сложение*.

2. Найди значения выражений.

821 – 7 x 8
675 – (359 – 271)
972 : (36 : 4)
538 + 129 x (21 : 7)

3. Где возможно, поставь знаки сравнения.

69* ... 710 – *
6* x 4 ... 2**
3*1 + 3** ... 600
8* x *... 70

4. Реши уравнения.

8 x x = 56 54 : а = 6
y : 8 = 93 637 – к = 259

5. Периметр квадрата равен 32 см. Найди площадь этого квадрата.

Какие стороны может иметь прямоугольник с такой же площадью, если они выражены целым числом сантиметров? Найди периметры таких прямоугольников**.

Вариант 2

1. Реши задачу.

Для украшения класса к празднику Нового года принесли 8 коробок гирлянд по 14 гирлянд в каждой и 9 коробок мишуры по 12 ниток в каждой. Чего принесли меньше – гирлянд или ниток мишуры – и на сколько?

Поставь к тому же условию такой вопрос, чтобы в последнем действии решения нужно было выполнить сложение*.

2. Найди значения выражений.

483 – 7 x 8
714 – (932 – 297)
728 : (24 : 6)
298 + 128 x (45 : 9)

3. Где возможно, поставь знаки сравнения.

910 – * ... 89*
3* x 5 ... 2**
30* + 3** ... 72*
9* x * ... 80

4. Реши уравнения.

у x 7 = 63 72 : е = 9
с : 7 = 84 р – 689 = 257

5. Площадь квадрата 64 см2. Найди периметр этого квадрата.

Какие стороны может иметь прямоугольник с таким же периметром, если они выражены целым числом сантиметров. Найди площади таких прямоугольников.

4-й класс

Вариант 1

1. Реши задачу.

Для упаковки новогодних подарков школа закупила ленты двух цветов – красные и синие, всего 904 м. Когда часть подарков была упакована и лент каждого цвета было израсходовано поровну, осталось 144 м красной, а синей на 24 м больше. Сколько метров ленты каждого цвета израсходовали?

Измени условие задачи так, чтобы решение стало короче*.

2. Определи порядок выполнения действий и найди значение выражения.

200 412 – (180 252 : 9 + 7 592) – (4 384 – 256) x 14 + 864

Измени расположение скобок в выражении так, чтобы получилось выражение с другим значением. Найди значение нового выражения*.

3. Реши уравнения.

56х + 240 = 520
90у – 74 = 196
7 x (72 – к) = 448

4. Запиши в порядке возрастания все трехзначные числа, у которых в разряде единиц стоит 7, а в разряде сотен 5.

5. Начерти фигуру по описанию и найди ее площадь.

К прямоугольнику со сторонами 4 см и 3 см приложен прямоугольный треугольник со сторонами, образующими прямой угол, равными 3 см и 6 см. Из получившегося многоугольника вырезали прямоугольник со сторонами 2 см и 5 см.

Вариант 2

1. Реши задачу.

Для новогодних подарков было куплено 112 книг двух наименований – сказок и рассказов. Когда часть книг подарили, использовав поровну книги обоих наименований, сказок осталось 38 книг, а рассказов на 24 меньше. Сколько книг каждого наименования подарили?

Измени условие задачи так, чтобы решение стало короче.

2. Определи порядок выполнения действий и найди значение выражения.

(300 618 – 210 438) : 9 + (11 388 – 6 576 – 384) x 14 +1 296

Измени расположение скобок в выражении так, чтобы получилось выражение с другим значением. Найди значение нового выражения.

3. Реши уравнения.

84х + 360 = 780
135у – 111 = 294
6 x (108 – к) = 624

4. Запиши в порядке убывания все трехзначные числа, у которых в разряде единиц стоит 8, а в разряде сотен 9.

5. Начерти фигуру по описанию и найди ее площадь.

К прямоугольнику со сторонами 5 см и 4 см приложен прямоугольный треугольник со сторонами, образующими прямой угол, равными 5 см и 7 см. Из получившегося многоугольника вырезали прямоугольник со сторонами 3 см и 6 см.


* Этот пункт в обоих вариантах является заданием повышенной трудности. Его невыполнение не снижает балл за базовые знания.

** Этот пункт задания в обоих вариантах является заданием повышенной трудности и не учитывается при оценке базовых знаний.