Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №47/2002

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Елена ЗАМОТАЕВА,
учитель школы № 17
г. Москва

Имя прилагательное

Урок 2

Может ли учитель за 45 минут выяснить уровень сформированности умений и навыков учеников по конкретной теме? Это сложно, но возможно.
Примером построения такой работы может служить урок, разработанный Еленой ЗАМОТАЕВОЙ, учителем школы № 17 г. Москвы.

Тема. "Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи".

Цели. Закреплять и проверять знания учащихся по теме; формировать навыки правописания родовых окончаний имен прилагательных; развивать умение точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи; воспитывать чувство красоты, гармонии, чувство любви к родной природе.

Оборудование. Учебник "Русский язык" 4 класс (авт. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина); картина с изображением зимнего леса, перфокарты.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Поэтическая пятиминутка

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение Ф.Тютчева о зиме.

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, –
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой –
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

Учитель. Какое время года описывает автор в своем стихотворении?

Дети. Тютчев описывает зиму.

У. Докажите это словами из стихотворения.

Д. "Чародейкою зимою", "под снежной бахромою", "сном волшебным очарован", "цепью пуховою", "зимнее солнце", "ослепительной красой".

У. С помощью каких слов передает автор красоту зимней природы?

Д. Снежная, ослепительная, пуховая.

У. Какие это части речи?

Д. Это имена прилагательные.

III. Постановка темы и целей урока

У. Сегодня на уроке мы поговорим о зимушке-зиме, о зимней природе и даже отправимся в лес. А о красоте природы нам помогут рассказать наши друзья – имена прилагательные. Одновременно с этим мы будем повторять все, что знаем об имени прилагательном как о части речи, поговорим роде и числе, родовых окончаниях имен прилагательных, обобщим все наши знания и занесем их в большую общеклассную таблицу.

IV. Чистописание

У. Поможем зимушке нарисовать узоры на стеклах наших домов. Выглядеть они будут вот так.

Открывается образец записи на доске.

На доске:

ы и ы и

еое оео еое оео

ая яя ий ый ай ое ее ые ие

– Обратите внимание на написание в первой строке элемента прямой черты с закруглением внизу вправо, во второй строке элемента овала и полуовала, в третьей строке соединения букв.

По образцу на доске учащиеся пишут в тетрадях элементы букв и слияния букв.

V. Словарная работа

У. Прочитайте хором последнюю строчку чистописания.

Д. -ая, -яя, -ий, -ый, -ой, -ое, -ее, -ые, -ие.

У. Что она напоминает?

Д. Окончания имен прилагательных.

У. Простым карандашом с помощью замкнутой линии разделите эти соединения на группы.

Дети делят так:

У. Объясните свои действия.

Д. Первые три группы – это окончания прилагательных женского рода, мужского рода, среднего, и четвертая группа – это окончания прилагательных множественного числа.

На доске 4 карточки с записью слов "облако", "иней", "природа", "св...ркающий".

У. К какой группе слов можно отнести эти слова?

Д. Это словарные слова.

У. Давайте хором проговорим написание этих слов.

Дети выполняют задание.

– Составьте словосочетания, используя словарные слова, чтобы прилагательное сверкающий сочеталось с каждым существительным.
Определите и графически покажите связь главного и зависимого слова, определите род и число имен прилагательных.

Эта работа выполняется самостоятельно каждым учащимся в тетради, первые пять человек дают учителю тетради на проверку. Три человека у доски объясняют выполнение задания.

Д. Сверкающие облака.
– Сверкающий иней.
– Сверкающая природа.

У. Когда зимой мы видим сверкающие облака?

Д. Это бывает, когда зимой светит солнце, освещая редкие облака, которые плывут по голубому небу.

У. А как вы представляете себе сверкающий иней!

Д. Зимнее морозное утро, яркое солнце, иней, лежащий на ветках елей и берез, переливается всеми цветами радуги.

У. А теперь нарисуйте словесную картинку сверкающей природы.

Д. Широкое поле или небольшой пролесок, зимнее солнце своими косыми лучами с помощью волшебной, сверкающей кисти разукрасило все вокруг красками, которые переливаются разными цветами, одевая природу в сверкающие одежды.

У. Сейчас вам предстоит работа, которую я назвала "цифровой диктант". На доске под определенными номерами записаны окончания прилагательных.

На доске:

– Я буду диктовать словосочетания прилагательных с существительными. Вам надо определить, какое окончание должно быть у прилагательного и записать цифру, под которой находится необходимое окончание. Итак, приготовились: запорошенная земля, первый снежок, зимняя сказка, белоснежное поле, пушистые ели, холодный ветер, ранняя зима.

Два человека работают на индивидуальных досках для дальнейшей проверки работы учащихся.

– Давайте проверим, что у вас получилось.

Дети, выполнявшие задание у доски, открывают свои работы для проверки.

На доске:

1, 3, 5, 2, 4, 3, 5.

VII. Физкультминутка

VIII. Работа по редактированию текста

У. А теперь отправимся в зимний лес.

На доске – картина с изображением зимнего леса, а у каждого учащегося карточка с текстом.

Над п...лянкой круж...лся сн...жок. Со...нце св...тило светом. А вокруг др...мали елочки. Снег осыпался с лап, а бездельник ветер см...тал его с верхушки.

– Прочитайте текст. Проставьте буквы на месте пропусков. Какой это текст: описание или повествование?

Д. Это текст-описание.

У. Чего не хватает в тексте-описании?

Д. Чтобы сделать текст более выразительным, надо вставить имена прилагательные.

У. Давайте отредактируем текст.

Выслушиваются тексты, составленные детьми.

– А теперь придумайте название тексту.

Д. Зимний лес.
– Утро в лесу.
– Лесная поляна.

У. Теперь вам предстоит самостоятельная работа в тетради с использованием дифференцированного задания трех уровней сложности. Уровень сложности вы можете выбрать сами.

На доске:

1-й уровень: списать текст, вставляя имена прилагательные; дописать, используя картинку, 2–3 своих предложения; в первом предложении выделить грамматическую основу и надписать части речи.

2-й уровень: списать текст, вставляя имена прилагательные; в первом предложении выделить грамматическую основу и надписать части речи.

3-й уровень: списать текст, вставляя имена прилагательные.

Дети выполняют задание.

IХ. Обобщение знаний об имени прилагательном

У. Что обозначают имена прилагательные?

Д. Признак предмета.

У. Какими членами предложения являются имена прилагательные?

Д. Второстепенными членами, определениями.

У. Как связаны между собой в речи имена существительные и имена прилагательные?

Д. Прилагательные зависят от существительных, стоят в том же роде и числе, что и существительное.

У. Какую смысловую нагрузку несут имена прилагательные в тексте?

Д. Описывают предметы, делают текст более ярким.

У. Как вы думаете, почему в учебниках сначала изучается имя существительное, а потом имя прилагательное, а не наоборот?

Д. Прилагательное зависит от существительного, вопросы задаем от существительного, род и число у прилагательного такие же, как и у существительного, поэтому сначала изучаем существительное.

Х. Итог урока

У. Вы правильно отвечали на мои вопросы, а теперь я проверю ваши практические умения.

Учитель раздает перфокарты.

– Ваша задача – вставить в "окошки" пропущенные окончания прилагательных.

Перфокарта

Дети выполняют работу и сдают перфокарты.