Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №15/2003

СИСТЕМА Л.В.ЗАНКОВА

Нинель ДМИТРИЕВА,
Аркадий КАЗАКОВ

Мы и окружающий мир

1-й класс

Задание 1. Усвоение новых понятий.

1. Усвоение понятий "дерево", "кустарник", "травянистые растения".
Подчеркни правильный ответ:

а) береза – это кустарник, дерево, травянистое растение;
б) малина – это кустарник, дерево, травянистое растение;
в) одуванчик – это кустарник, дерево, травянистое растение;

2. Подчеркни существенный признак понятия "дерево":

зеленые листья; корень; цветки; один ствол; покрытый корой.

Оценка выполнения задания 1.1

  • 4-й уровень – даны три правильных ответа (береза – дерево, малина – кустарник, одуванчик – травянистое растение);

  • 3-й уровень – даны два правильных ответа;

  • 2-й уровень – дан один правильный ответ;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

Оценка выполнения задания 1.2

  • 4-й уровень – дан правильный ответ (один ствол, покрытый корой);

  • 1-й уровень – дан неверный ответ.

Задание 2. Группировка объектов окружающего мира по заданному признаку и по самостоятельно выделенному признаку.

1. Выпиши объекты в две группы:

а) природа;
б) сделано человеком.

Дуб, дом, озеро, кукла, воробей, колесо, заяц, Луна, дождь.

2. Объекты природы раздели на две группы.

3. Назови выделенные группы.

Оценка выполнения задания 2.1

  • 4-й уровень – все объекты распределены по группам правильно:

а) природа – дуб, озеро, воробей, заяц, Луна, дождь;
б) сделано человеком – дом, кукла, колесо;

  • 3-й уровень – допущено не более одной ошибки;

  • 2-й уровень – допущено 2–3 ошибки;

  • 1-й уровень – допущено более трех ошибок.

Оценка выполнения задания 2.2

  • 4-й уровень – все объекты распределены по группам правильно: дуб, воробей, заяц; озеро, Луна, дождь;

  • 3-й уровень – допущена одна ошибка;

  • 2-й уровень – допущено две ошибки;

  • 1-й уровень – допущено три и более ошибок или дана не предусмотренная инструкцией группировка.

Оценка выполнения задания 2.3

  • 4-й уровень – группы названы правильно: живая природа, неживая природа;

  • 1-й уровень – группы названы неверно.

Задание 3. Подведение частного понятия под два общих понятия.

К каждому объекту природы допиши подходящее понятие.

Бабочка капустница
Рыба карп
Одуванчик

растение
живая природа
животное

Оценка выполнения задания 3

  • 4-й уровень – все объекты правильно подведены под два понятия:

бабочка капустница – живая природа, животное;
одуванчик – живая природа, растение;
рыба карп – живая природа, животное;

  • 3-й уровень – объекты подведены под два понятия, но с ошибками;

  • 2-й уровень – все объекты подведены только под одно понятие;

  • 1-й уровень – все остальные варианты.

Задание 4. Соотнесение деятельности человека с историческим периодом.

а) выпишите в первую группу то, что люди научились делать очень давно,
б) выпишите во вторую группу то, что люди научились делать недавно.

Добывать огонь, строить самолеты, охотиться, работать с компьютером, делать пластмассовые игрушки, делать глиняную посуду.

Оценка выполнения задания 4

  • 4-й уровень – группы выделены правильно:

а) добывать огонь, охотиться, делать глиняную посуду;
б) остальные умения людей;

  • 3-й уровень – допущена одна ошибка;

  • 2-й уровень – допущено 2–3 ошибки;

  • 1-й уровень – допущено четыре ошибки, или все другие варианты.

2-й класс

Задание 1. Умение выделить существенные признаки понятия.

Напиши признаки живой природы.

Оценка выполнения задания 1

  • 4-й уровень – правильно выделены все существенные признаки живой природы:

размножение, дыхание, питание, движение, умирание;

  • 3-й уровень – правильно выделено четыре признака;

  • 2-й уровень – правильно выделено 2–3 существенных признака;

  • 1-й уровень – другие варианты.

Задание 2. Различение состояний тел и веществ в природе

1. Распредели данные тела и вещества по их состоянию на три группы:
а) твердые; б) газообразные; в) ?.

Гвоздь, лед, сок, кефир, кислород, мел, бумага, чай, водяной пар, молоко, воздух, бензин.

2. Назови третью группу.

Оценка выполнения задания 2.1

  • 4-й уровень – группировка тел и веществ по их состоянию проведена правильно:

а) твердые – лед, гвоздь, мел, бумага;
б) газообразные – кислород, водяной пар, воздух;
в) жидкие – сок, кефир, чай, молоко, бензин;

  • 3-й уровень – допущено не более двух ошибок;

  • 2-й уровень – допущено 3–4 ошибки;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

Оценка выполнения задания 2.2

  • 4-й уровень – название третьей группе дано верно;

  • 1-й уровень – названия нет или оно дано неверно.

Задание 3. Переход в записи информации от одной знаковой системы к другой.

1. Запиши температуру воздуха числами и знаками:

десять градусов ниже нуля _______________________ ;

четыре градуса мороза ___________________________.

2. Запиши температуру словами:

– 6о ___________________________________________;

+ 7о ___________________________________________.

Оценка выполнения задания 3

  • 4-й уровень – осуществлен переход на новую форму записи во всех четырех случаях;

  • 3-й уровень – осуществлен переход в трех случаях;

  • 2-й уровень – осуществлен переход в одном-двух случаях: в задании 3.1 или в задании 3.2;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

Задание 4. Умение ориентироваться по карте (при выполнении задания необходима карта полушарий).

1. Назови материк, который расположен в Северном и Западном полушариях.

2. Назови океаны.

Оценка выполнения задания 4

  • 4-й уровень – правильно названы материк Северная Америка и все океаны;

  • 3-й уровень – правильно назван материк, океанов названо три;

  • 2-й уровень – названы четыре океана, материк не назван или назван неверно;

  • 1-й уровень – другие варианты.

Задание 5. Установление причинно-следственных связей

Какова причина смены дня и ночи на Земле?
Выбери правильный ответ:

1) Вращение Земли вокруг своей оси;
2) Разный угол падения солнечных лучей на поверхность Земли;
3) Вращение Земли вокруг Солнца.

Оценка выполнения задания 5

  • 4-й уровень – верно указана причина (первая);

  • 1-й уровень – причина указана неверно.

Задание 6. Подведение частного понятия под несколько общих понятий.

К каждому объекту допиши подходящие понятия:

Малина
Грач
Лягушка
Комар
Кедр
Белка

цветковое растение
хвойное растение
птица
кустарник
дерево
насекомое
земноводное
млекопитающее
животное

Оценка выполнения задания 6

  • 4-й уровень – все частные понятия правильно соотнесены с двумя общими понятиями;

  • 3-й уровень – 4–5 объектов правильно соотнесены с двумя общими понятиями;

  • 2-й уровень – 2–3 объекта правильно соотнесены с двумя общими понятиями;

  • 1-й уровень – другие варианты.

3-й класс

Задание 1. Переход к записи информации от одной знаковой системы к другой.

1. Запиши признаки погоды знаками и числами.

Пасмурно, снег, ветер западный, температура воздуха минус тринадцать градусов.
Солнечно, ветер северный, температура воздуха четыре градуса тепла.

2. Запиши признаки погоды словами: +25оС.

Оценка выполнения задания 1

  • 4-й уровень – осуществлен переход на новую форму записи в трех случаях;

  • 3-й уровень – осуществлен переход на новую форму записи в двух случаях;

  • 2-й уровень – допущены ошибки в каждой записи или осуществлен переход на новую форму записи в одном случае;

  • 1-й уровень – другие варианты.

Задание 2. Подведение частных понятий под общее понятие.

Напиши, какое природное сообщество образуют эти объекты: мох, сфагнум, росянка, гадюка, багульник, клюква.

Оценка выполнения задания 2

  • 4-й уровень – группа объектов правильно отнесена к природному сообществу "болото";

  • 1-й уровень – задание выполнено неверно.

Задание 3. Установление связей между объектами природы.

1. Составь цепь питания: жук-короед, растение, дятел.
2. В каком природном сообществе возможна такая пищевая цепь?

Оценка выполнения задания 3.1

  • 4-й уровень – цепь питания составлена верно: растение – жук-короед – дятел;

  • 1-й уровень – цепь питания составлена неверно.

Оценка выполнения задания 3.2

  • 4-й уровень – цепь питания правильно отнесена к природному сообществу "лес";

  • 1-й уровень – дан неверный ответ.

Задание 4. Узнавание природной зоны по существенным признакам, восполнение недостающих признаков.

1. По данным признакам определи природную зону:

а) почва черноземная;
б) растения травянистые, много злаков, ковыль, типчак, тюльпан;
в) животные ____________________________________;
г) климат_______________________________________.

2. Допиши, какие животные обитают в данной природной зоне, какой там климат.

Оценка выполнения задания 4.1

  • 4-й уровень – правильно определена природная зона "степи";

  • 1-й уровень – природная зона определена неверно.

Оценка выполнения задания 4.2

  • 4-й уровень – правильно и полно раскрыты недостающие признаки природной зоны "степи": животные – суслик, хомяк, кузнечик, жаворонок, дрофа, сайгак, заяц (не менее трех); климат – умеренный: холодная зима, лето жаркое;

  • 3-й уровень – правильно раскрыты оба признака, но недостаточно полно;

  • 2-й уровень – правильно раскрыт один из недостающих признаков;

  • 1-й уровень – другие варианты.

Задание 5. Подведение частных понятий под общие.

Здесь названы источники знаний по истории:

а) распредели их на группы (можно записать их номера);
б) назови каждую группу.

1. Оружие. 2. Кремль. 3. Сказки. 4. Орудия. 5. Берестяные грамоты. 6. Останки человека и животных. 7. Былины. 8. Посуда. 9. Песни. 10. "Домострой". 11. Летописи.

Оценка выполнения задания 5

а)

  • 4-й уровень – правильно выделены три группы источников: вещественные – 1, 2, 4, 6, 8, устные – 3, 7, 9, письменные – 5, 10, 11;

  • 3-й уровень – при группировке допущено не более одной ошибки;

  • 2-й уровень – допущено две ошибки;

  • 1-й уровень – допущено три и более ошибок.

б)

  • 4-й уровень – три группы названы верно;

  • 3-й уровень – две группы названы верно;

  • 2-й уровень – одна группа названа верно;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

Задание 6. Выявление "чувства времени", установление последовательности исторических событий.

Запиши события русской истории в том порядке, в каком они происходили:
1. Освоение Сибири. 2. Образование Древнерусского государства. 3. Крещение Руси. 4. Образование Московской Руси. 5. Куликовская битва. 6. Ледовое побоище.

Оценка выполнения задания 6

  • 4-й уровень – события написаны в правильном порядке: 2, 3, 6, 4, 5, 1;

  • 3-й уровень – неправильно указано место одного события;

  • 2-й уровень – неправильно указано место 2–3 событий;

  • 1-й уровень – другие варианты.

Задание 7. Соотнесение года, века и события.

а) Установи по году век;
б) Напиши исторические события, которые произошли в России в указанные годы.

Год

Век

Событие

988

1242

1380

   

Оценка выполнения задания 7

а)

  • 4-й уровень – задание выполнено правильно;

  • 3-й уровень – дано два правильных ответа;

  • 2-й уровень – дан один правильный ответ;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

б)

  • 4-й уровень – все события соответствуют году;

  • 3-й уровень – два события соответствуют году;

  • 2-й уровень – одно событие соответствует году;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

4-й класс

Задание 1. Установление причинно-следственных связей.

1) Назови известные тебе твердые горные породы.
2) Есть ли среди названных тобой горных пород такие, которые образовались в результате деятельности живых организмов (животных, растений, бактерий)? Подчеркни их.

Оценка выполнения задания 1.1

  • 4-й уровень – названо не менее 4–5 горных пород;

  • 3-й уровень – названы три горные породы;

  • 2-й уровень – названы две или одна горная породы;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

Оценка выполнения задания 1.2 (задание оценивается, если в перечне ученика есть требуемые горные породы)

  • 4-й уровень – за выполненное задание принимается правильность подчеркивания нужных горных пород, ими могут быть уголь, известняк, мел;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

Задание 2. Взаимосвязь организма с внешней средой.

Назови органы чувств, с помощью которых человек познает окружающий мир. Кратко опиши их функции. Какие органы чувств помогают определить форму объекта и его местоположение?

Оценка выполнения задания 2

  • 4-й уровень – названы все органы чувств и раскрыто их значение;

  • 3-й уровень – названо более половины органов чувств и раскрыто их значение; или названы все органы чувств, но только у двух-трех раскрыто их значение;

  • 2-й уровень – названы все органы чувств, но не раскрыто их значение;

  • 1-й уровень – все другие варианты.

Задание 3. Подведение частных понятий под общее понятие.

1. К каждой системе выпиши относящиеся к ней органы: пищевод, желудок, вены, кишечник, нос, трахея, рот, артерии, зубы, язык, бронхи, сердце, капилляры, легкие:

а) пищеварительная система _______________________;
б) кровеносная система ___________________________;
в) дыхательная система ___________________________.

Оценка выполнения задания 3

  • 4-й уровень – правильно соотнесены органы и системы органов в пунктах а), б), в);

  • 3-й уровень – допущено максимум по одной ошибке в пунктах а), б), в);

  • 2-й уровень – допущено максимум по 2–3 ошибки в пунктах а), б), в);

  • 1-й уровень – все другие варианты.

Задание 4. Установление последовательности исторических событий.

Запиши события русской истории в том порядке, в каком они происходили (можно записать их номера).

1. Победа над фашизмом. 2. Октябрьская революция. 3. Начало строительства Санкт-Петербурга. 4. Открытие Антарктиды. 5. Первый полет человека в космос.

Оценка выполнения задания 4

  • 4-й уровень – события написаны в правильном порядке: 3, 4, 2, 1, 5;

  • 3-й уровень – неправильно указано место одного события;

  • 2-й уровень – неправильно указано место двух событий;

  • 1-й уровень – другие варианты.

Задание 5. Знание исторических лиц.

Коротко напиши, чем известны эти люди: Ломоносов, Суворов, Пушкин, Гагарин.

Оценка выполнения задания 5

  • 4-й уровень – о всех исторических лицах даны правильные сведения;

  • 3-й уровень – о трех лицах даны правильные сведения;

  • 2-й уровень – об одном или двух лицах даны правильные ответы;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

Задание 6. Знание государственных праздников

Напиши даты празднования:

Дня Победы_____________________________________;

Международного женского дня ____________________;

Дня Конституции________________________________;

Дня защитника Отечества_________________________;

Дня независимости России ________________________.

Оценка выполнения задания 6

  • 4-й уровень – задание выполнено правильно;

  • 3-й уровень – более половины дат написаны правильно;

  • 2-й уровень – менее половины дат написаны правильно;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.