Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №17/2003

СИСТЕМА Д.Б.ЭЛЬКОНИНА – В.В.ДАВЫДОВА

Зинаида НОВЛЯНСКАЯ

Литературное чтение

1-й класс (1–4)

Задание 11

1. Прочитай текст.

Перчатки

Потеряли котятки
На дороге перчатки
И в слезах прибежали домой:
– Мама, мама, прости,
Мы не можем найти,
Мы не можем найти
Перчатки!

– Потеряли перчатки?
Вот дурные котятки!
Я вам нынче не дам пирога.
Мяу-мяу, не дам,
Мяу-мяу, не дам,
Я вам нынче не дам пирога!

Побежали котятки,
Отыскали перчатки
И, смеясь, прибежали домой.
– Мама, мама, не злись,
Потому что нашлись,
Потому что нашлись
Перчатки!

– Отыскали перчатки?
Вот спасибо, котятки!
Я за это вам дам пирога.
Мур-мур-мур, пирога,
Мур-мур-мур, пирога,
Я за это вам дам пирога!

(Перевод с английского Самуила Маршака)

2. Ответь на вопросы и выполни задания.

  • Есть ли в этом произведении рассказчик? Если есть, то подчеркни его слова прямой линией.

  • Найди слова, которые говорят герои. Подчеркни их волнистой линией.

  • Найди и подчеркни цветной линией слова, которые показывают, что чувствуют герои и как меняется их настроение. Постарайся использовать разные цвета для обозначения разных настроений.

  • Подумай, какое настроение вызывает это произведение у тебя, и назови его словом. Запиши это слово.

2-й класс (1–4)

Задание 1

1. Прочитай текст.

* * *

Осень. Чаща леса.
Мох сухих болот.
Озеро белесо.
Бледен небосвод.

Отцвели кувшинки,
И шафран отцвел.
Выбиты тропинки,
Лес и пуст и гол.

Только ты красива,
Хоть давно суха,
В кочках у залива
Старая ольха.

Женственно глядишься
В воду в полусне –
И засеребришься
Прежде всех к весне.

(Иван Бунин)

2. Ответь на вопросы письменно.

  • Какой рассказчик в этом произведении? Подчеркни в тексте слова, которые подтверждают твое мнение.

  • Какое настроение выражено в стихотворении? Меняется ли оно от начала к концу текста или нет? Подчеркни в тексте слова, которые яснее других подтверждают твое мнение.

Задание 2

1. Прочитай текст.

Мыши

Стало мышам плохо жить от кота. Что ни день – то двух, то трех заест. Сошлись раз мыши и стали судить, как бы им от кота спастись. Судили, судили, ничего не могли вздумать.
Вот одна мышка и сказала:
– Я вам скажу, как нам от кота спастись. Ведь мы потому и гибнем, что не знаем, когда он к нам идет. Надо коту на шею звонок надеть, чтобы он гремел. Тогда всякий раз, как он будет от нас близко, нам слышно станет, и мы уйдем.
– Это бы хорошо, – сказала старая мышь, – да надо кому-нибудь звонок на кота надеть. Вздумала ты хорошо, а вот навяжи-ка звонок коту на шею, тогда мы тебе спасибо скажем.

(Лев Толстой)

2. Ответь на вопросы письменно.

Какой рассказчик в этом произведении? Подчеркни слова, которые подтверждают твое мнение. Какими качествами, чертами характера отличаются герои и как к ним относится автор? Приведи доказательства, которые подтверждают твое мнение.

Задание 3 (творческое)

Напиши сочинение с одним из предлагаемых названий: "Спор ластика и карандаша", "Сон лягушки".

3-й класс (1–4)

Задание 1

1. Прочитай тексты.

Наша
Маша
Рано встала,
Кукол
Всех
Пересчитала:
Две Матрешки
На окошке,
Две Аринки
На перинке,
Две Танюшки
На подушке,
А Петрушка
В колпачке
На дубовом
Сундучке!

(Елена Благинина)

Четыре шапки

Четыре шапки у клена,
Не снимешь их для поклона.
Одна – как зеленая дымка:
Сквозная, почти невидимка.
Другая – темно-зеленая,
Гнездами отяжеленная.
Третья – всех ярче шапок,
Будто вся из гусиных лапок.
А четвертая – белая-белая.
Угадай, из чего она сделана?
Разгадка совсем простая:
Торопись – не то шапка растает.

(Овсей Дриз)

* * *

Тише, тише, тише, тише,
Шелестят по крыше мыши,
Под мышиным серым флагом
Маршируют шаг за шагом.
Впереди идут старшины,
Запевают гимн мышиный:
"Тише, тише, тише, мыши!
Люди сыты, кошки сыты,
Для мышей столы накрыты".
Затихает шорох шинный,
Наступает час мышиный,
Ночью пусть шуруют мыши,
Тише, тише, тише, тише.

(Ирина Токмакова)

Повар

Повар готовил обед,
А тут отключили свет.
Повар леща берет
И опускает в компот,
Бросает в котел поленья,
В печку кладет варенье,
Мешает суп кочережкой,
Угли берет поварешкой,
Сахар сыплет в бульон –
И очень доволен он.
То-то был винегрет,
Когда починили свет!

(Олег Григорьев)

Ответь на вопросы и выполни задания.

На какие малые жанры фольклора похожи эти авторские произведения? Какими своими особенностями? Приведи доказательства, подтверждающие твое мнение.

Задание 2

1. Прочитай текст.

Грустная киска

– Почему ты плачешь, киска?
– У меня пустая миска!
Съела я кусочек сала,
И теперь мне грустно стало.
– Почему же стало грустно?
– Потому, что было вкусно!

(Владимир Орлов)

2. Ответь на вопрос.

Можно ли это произведение отнести к жанру "побасенка"? Почему?

Задание 3 (творческое)

Сочини произведение в одном из малых жанров (по выбору).

4-й класс (1–4)

Задание 1

1. Прочитай текст.

Трудолюбивый медведь

Увидя, что мужик, трудяся над дугами,
Их прибыльно сбывает с рук
(А дуги гнут с терпеньем и не вдруг),
Медведь задумал жить такими же трудами.
Пошел по лесу треск да стук,
И слышно за версту проказу.
Орешника, березника и вязу
Мой Мишка погубил несметное число,
А не дается ремесло.
Вот идет к мужику он попросить совета
И говорит: "Сосед, что за причина эта?
Деревья-таки я ломать могу,
А не согнул ни одного в дугу.
Скажи, в чем есть тут главное уменье?" –
"В том, – отвечал сосед, –
Чего в тебе, кум, вовсе нет:
В терпенье".

(Иван Крылов)

2. Ответь на вопросы письменно. К какому литературному роду и жанру относится это произведение? Почему? На какой фольклорный жанр и чем оно похоже? Какими чертами характера отличаются герои и как к ним относится автор?

3. Приведи доказательства, подтверждающие твое мнение.

Задание 2

1. Прочитай текст.

* * *

Ты не спрашивай, не распытывай,
Умом-разумом не раскидывай:
Как люблю тебя, почему люблю,
И зачем люблю, и надолго ли?
Ты не спрашивай, не распытывай:
Что сестра ль ты мне, молода ль жена
Или детище ты мне малое?
И не знаю я, и не ведаю,
Как назвать тебя, как прикликати.
Много цветиков во чистом поле,
Много звезд горит по поднебесью,
А назвать-то их нет умения,
Распознать-то их нету силушки.
Полюбив тебя, я не спрашивал,
Не разгадывал, не распытывал;
Полюбив тебя, я махнул рукой,
Очертил свою буйну голову!

(Алексей Толстой)

2. Определи, к какому роду и жанру относится это произведение? Почему?

3. Какое настроение у героя? Меняется ли оно от начала к концу текста? Приведи доказательства, подтверждающие твое мнение.

Задание 4 (творческое)

Сочини отрывок "Бой с чудищем" или "Спор зверей", пользуясь выразительными средствами волшебной сказки или сказки о животных.


Итоговые проверочные работы соответствуют содержанию курса "Литература как предмет эстетического цикла", авт. Г. Н. Кудина, З.Н. Новлянская.

1 Для выполнения одного задания учащимся предоставляется один урок.