Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №18/2003

УЧИМСЯ ИГРАЯ

Нина АНДРИЯНОВА,
учитель начальных классов Тихменевской школы
Кузнецкий р-н, Пензенская обл.

Урок-спектакль "Части речи"

3-й класс (1–4)

Тема. "Части речи" (систематизация знаний о частях речи).

Цели. Определить вместе с учащимися значение частей речи в родном языке, проверить основные знания о частях речи, закрепить умения учащихся в правописании основных орфографических правил по теме урока, развивать познавательный интерес, воспитывать любовь к русскому языку.

Оборудование. Книга В.В. Волиной "Русский язык" (Екатеринбург: АРД ЛТД, 1997); шапочки с названиями частей речи, карточки для самостоятельной работы.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

К ребятам на урок приходят "Части речи" (учащиеся 7-го класса).
У них на головах шапочки с названием частей речи. В течение урока они разыгрывают сценки.

II. Вводная беседа

Учитель. Было это давным-давно. В словах была настоящая неразбериха – никакого порядка ("слова" толкаются). Попытались как-то слова построиться. Становились и так и этак – все плохо получается. Необходим командир.

Кто из вас обозначает предмет?

Существительное. Я обозначаю предмет.

У. А какие формы у тебя есть?

Существительное. Род, число, падеж.

У. Занимай свое место. Ты будешь называться "Имя существительное".

На ученика надевают шапочку с названием.

Глагол. А я обозначаю действие предметов, имею лицо и время.

У. Какое дадим ему имя?

Дети. Глагол.

Надевается шапочка с названием.

Прилагательное. Я обозначаю признаки предметов. И необходимо для красоты описания.

У. Получай свое название – "Имя прилагательное".

Надевается шапочка с названием.

Местоимение. А без меня нет языка. Я заменяю существительное.

У. Кто это?

Д. Местоимение.

Надевается шапочка с названием.

III. Постановка темы урока

У. Командира, который привел слова в порядок, называют "морфология". В морфологии очень много частей речи, она изучает форму слова в каждом случае. Сегодня мы вспомним основные части речи, поговорим о правописании окончаний частей речи.

IV. Чистописание

У. Посмотрите, у нас слова расположены в определенном порядке.

На доске:

Все к ней торопятся. Летит мохнатый шмель. Прибежали шустрые муравьи. Комарики прилетели. Жуки копошатся. Мухи жужжат над ивой.

– Какие насекомые прилетели к иве?

Дети перечисляют.

– Составьте строчку чистописания из начальной буквы слова жуки и в виде элементов букв изобразите полет насекомого.

– Запишите предложение о любом насекомом.

Д. Мухи жужжат.

У. Какие части речи вы использовали?

Ответы детей.

V. Самостоятельная работа

У. Послушайте стихотворение С.Маршака.

В это время над землей
Промчался пчел гудящий рой.
Летят они, как пули.
Несутся пчелы в лес густой,
Чтоб строить новый улей.

Слушаем стихотворение еще раз и заполняем таблицу "Части речи".

На доске:

Ребята 7-го класса проверяют заполнение таблицы.

VI. Закрепление знаний об имени существительном

У. Слово – главный работник в языке. У каждого слова есть своя работа. Давайте об этом послушаем рассказ.

Выходит Существительное.

Существительное.

Давно живу я в мире этом,
Даю название предметам.

Я, имя существительное, – самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. Я наиболее самостоятельная часть речи. Уже от меня образуются прилагательные. Первобытный человек, познавая природу, давал названия предметам, явлениям, поэтому я самая древняя часть речи. Ребята, помогите мне, расскажите, почему я такая важная часть речи.

Ученики рассказывают о существительном.

У. Что такое склонение? Сколько всего падежей?

Дети отвечают.

– Запишите названия падежей в столбик. Просклоняйте слова шмель, мышь (по вариантам).

Дети выполняют задание.

– В написании каких окончаний чаще всего ошибаются?

Д. В написании окончаний родительного, дательного и предложного падежей.

У. Определите склонение и падеж имен существительных, записанных на доске, вставьте пропущенные окончания.

На доске:

На верхушк... осин... .
От тропинк... к тропинк... .
На крыш... , из избушк... .

Дети выполняют работу в тетрадях.

– Следующее задание вы будете выполнять на карточках.

Карточка 1

Мы шли сосновым лесом.

Найди существительное.

 

Карточка 2

Мы отдыхаем под большим деревом.

– Разберите существительное как часть речи. План разбора – на учебном плакате.

Начальная форма __________

Род ______________________

Склонение ________________

Падеж ____________________

Число ____________________

Роль в предложении ________

VII. Закрепление знаний об имени прилагательном

Выходит Прилагательное.

Прилагательное.

Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!

Родилось я с очень покладистым характером. Но нет у меня ни рода, ни числа, ни падежа! Что же мне делать? Может, попросить у Существительного? Я давно об этом мечтаю. (Подходит к Существительному.) Имя Существительное, одолжи мне, пожалуйста, свой род, число, падеж. Я тебя очень об этом прошу, а то мне скучно и грустно.

Существительное. С удовольствием, я буду дружить с тобой. Очень радо иметь новых друзей.

Прилагательное. Вместе – дружба, вместе – служба. Так я и стало именем прилагательным. Расскажите, а что вы обо мне знаете?

Дети отвечают, затем Прилагательное предлагает им выполнить задания.

Карточка 1

Подпиши вопросы, падежи, прилагательные (вместе с существительными, к которым они относятся).

... ? -ое, -ее ________ , ________

... ? -ым, -им ______ , _________

... ? -ом, -ем _______ , _________

 

Карточка 2

Вставь пропущенные окончания прилагательных и определи падеж.

В густ... березов... роще. К мохнат... зелен... ели. Ярк... весенн... солнце.

 

Карточка 3

Спиши, вставляя окончания прилагательных.

С весенн... неба. Зелен... лягушонка. Нет зимн... стужи.

Карточки сдаются Прилагательному, оно проверяет работы. В это время ученики разбирают в тетрадях по составу слова: дремучий, придорожный, желтенький.

Учитель обращается к Прилагательному.

У. Знают ли наши дети правила о тебе, уважаемое Прилагательное?

Прилагательное. Давайте спросим у них.

Дети вспоминают правила о написании имен прилагательных.

VIII. Физкультминутка

В класс к нам жук влетел,
Зажужжал и запел:
"Ж-ж-ж-ж-ж-ж".
Вот он вправо полетел –
Каждый вправо посмотрел.
Вот он влево полетел –
Каждый влево посмотрел.
Жук на нос хочет сесть,
Не дадим ему присесть.
Жук наш приземлился,
Зажужжал и закружился:
"Ж-ж-ж-ж-ж-ж".
Жук, вот правая ладошка,
Посиди еще немножко.
Жук, вот левая ладошка,
Посиди и тут немножко.
Жук наверх полетел
И на потолок присел.
На носочки мы привстали,
Но жука мы не достали.
Хлопнем дружно:
Хлоп, хлоп, хлоп,
Чтобы улететь он смог.
"Ж-ж-ж-ж-ж-ж".

IХ. Закрепление знаний о местоимении

Выходит Местоимение.

Местоимение.

Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна:
Я заменяю имена.

Мой мир широк и многообразен. Без местоимений нет языков. Чаще местоимения употребляют в третьем лице. Ребята, для чего существуют в речи местоимения?

Дети отвечают.

Существительное подходит к Местоимению.

Существительное. Будьте любезны, займите на время мое место. Мне надо уйти на некоторое время.

Местоимение. С удовольствием. Я поработаю за вас. Ребята, а вы мне поможете? (Раздает карточки.) Замените в тексте часто повторяющиеся слова на местоимения.

Карточка

Лиса

Про лису дурная слава ходит, будто лиса кур таскает. Но на деле редко лисе это удается. Чаще всего лиса охотится за мышками. У лисы чуткий слух. Только пискнет мышонок, лиса тут как тут.

Задание выполняется карандашом, зачеркиваются существительные и пишутся местоимения. Один ученик читает исправленный текст.

Х. Закрепление знаний о глаголе

Выходит Глагол.

Глагол.

Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду – все в действие придет:
Летит ракета, люди строят здания,
Цветут сады, и хлеб растет.

Я настоящий богатей среди частей речи. Никакая другая часть речи не имеет столько форм. Я хороший работник, всегда при деле, всегда с кем-то связан. Дружу с Существительным, Местоимением и Числительным. Но беру у них взаймы род, число, чтобы с ними согласоваться. По частоте употребления глагол занимает второе место после существительного. Ребята, почему меня называют "богатеем среди частей речи"?

Дети отвечают.

Ученики получают карточки.

Карточка

Выпиши глаголы, определи число. Как ты понимаешь выражение "мелет языком"?

Мельники мелют зерно жерновами,
Перец в горошинах мелем мы сами,
Но одного мы никак не поймем:
Что это мелет болтун языком?

Глагол выполняет роль учителя, проверяет карточки.

У. Слушаем внимательно текст, выбираем глаголы, записываем их в неопределенной форме, определяя спряжение.

Заяц-русак жил зимой подле деревни. Наступила ночь. Он поднял одно ухо, послушал, поводил усами, понюхал и сел на задние лапы. Заяц огляделся. Снег лежал волнами и блестел, как сахар.

Дети выполняют задание.

ХI. Закрепление знаний о роли частей речи в предложении

У. Ребята, мы много говорили о частях речи. Хорошо знаем их. А они сидят грустные, отдельно друг от друга. Почему? Давайте послушаем их.

Глагол. Я должен обязательно приносить какую-нибудь пользу.

У. И пошел он по белу свету счастья искать. Шел, шел, видит: сидит Существительное и плачет.

Глагол. Что ты так пригорюнилось?

Существительное. Да вот живу-живу, а для чего – не знаю. Никакой пользы не приношу.

Глагол. Пойдем вместе счастья искать. Добрые люди говорят, что счастье и богатство лишь в труде.

У. Шли, шли и встретили Прилагательное, грустное, тихое.

Существительное. Что ты кручинишься, Прилагательное, почему одиноко тут сидишь?

Прилагательное. Не к чему мои силы приложить, никого не могу порадовать. Одиноко мне. Так хочется поработать, да не знаю где.

Глагол. Идем с нами счастья искать.

У. Долго ли, коротко ли шли они – вдруг оказались в огромном городе Грамматика. Там все что-то делали, трудились – скучать было некогда. Их пригласили работать в Предложении.

Как вы думаете, кем их взяли работать?

Д. Существительное получило две должности. Оно служит подлежащим и дополнением. Глагол – сказуемым. Прилагательное работает определением.

У. Разберите предложение по членам и частям речи.

На доске:

Над березами закружились майские жуки.

Один ученик работает у доски.

– На какие две группы можно разделить все члены предложения?

Д. На главные и второстепенные.

У. Какие главные члены предложения вы знаете?

Д. Подлежащее и сказуемое.

У. Какие второстепенные члены предложения вам известны?

Д. Дополнение, определение, обстоятельство.

ХII. Итог урока

У. Части речи работают в предложении, каждая выполняет свою роль. И от этого наша речь становится грамотной, правильной и ясной. Ребята, а что такое морфология?

Д. Наука, изучающая части речи, формы и строение слов.

ХIII. Домашнее задание

У. Напишите мини-сказку о какой-либо части речи.