Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №18/2003

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ

Игры на разных предметах

Различные игры, викторины, конкурсы помогают педагогу разнообразить учебный процесс, заинтересовать детей, активизировать их деятельность.
Вам предлагаются несколько сценариев таких занятий. Вы можете воспользоваться материалом в полном объеме или позаимствовать у авторов идею или форму проведения какой-то игры.

"Умники и умницы"

Цели. Проверить знания детей по русскому языку, математике, окружающему миру, чтению; воспитывать интерес к знаниям.

Оборудование. Ребусы, фигурки "Умник" и "Умница", рисунок с изображениями Петрушки и Буратино, карточки со скороговорками, бумага, ручки.

ХОД ИГРЫ

Учитель. Сегодня у нас необычная игра – "Умники и умницы". Всю четверть вы, дети, боролись за право выйти в финал, писали диктанты, контрольные работы, учились читать. Теперь победители будут соревноваться между собой.

Итак, знакомьтесь – наши участники...

Учитель называет имена и фамилии игроков – всего их 9 человек – и объясняет правила игры. Они аналогичны тем, что и в телевизионной передаче "Умники и умницы", только дорожки у всех одинаковые, состоят из трех клеточек.

Учитель приглашает первую тройку игроков.

I тур

Математика

Задача для первого участника

В кружку сорвала Марина
Девять ягодок малины,
Пять дала своей подружке.
Сколько ягод стало в кружке?

Ответ: 4 ягоды в кружке.

Задача для второго участника

Посадила бабка в печь
Пирожки с капустой печь.
Для Наташи, Коли, Вовы
Пирожки уже готовы,
Да еще один пирог
Кот под лавку уволок,
Да в печи – четыре штуки.
Пироги считают внуки.
Если можешь, помоги
Сосчитать пироги!

Ответ: 8 пирогов.

Задача для третьего участника

Сидят рыбаки,
Стерегут поплавки.
Рыбак Корней
Поймал трех окуней,
Рыбак Евсей –
Четырех карасей,
А рыбак Михаил
Двух сомов изловил.
Сколько рыб рыбаки
Натаскали из реки?

Ответ: 9 рыб.

Задача для всех присутствующих детей (для зрителей)

Семь гусей летят над нами,
Семь других – за облаками,
Два спустились на ручей.
Сколько было всех гусей?

Ответ: 16 гусей.

Тому, кто первый ответил, вручают знак "Умник" или "Умница" (вырезанная фигурка ученицы или ученика).

Русский язык

Ребус для первого участника

Ответ: волк.

Ребус для второго участника

Ответ: Валя.

Ребус для третьего участника

Ответ: ворона.

Ребус для всех присутствующих детей (для зрителей)

Ответ: семья.

Окружающий мир

Загадка для всех присутствующих детей (для зрителей)

Глазищи, усищи, хвостище,
А моется всех чище.

Ответ: кот.

Вопрос для первого участника

Почему кошка так часто умывается?

Ответ: кошки слизывают с себя собственный запах. Для них это важно, так как они охотники. Волки, лисы, собаки тоже охотники, но они идут по следу, а кошки, рыси, барсы, леопарды, тигры охотятся из засады. Часами мытый-перемытый кот ждет у мышиной норы.

Вопрос для всех присутствующих детей (для зрителей)

Почему цветы красивые и душистые?

Ответ: яркие краски и аромат нужны цветам, чтобы привлекать к себе насекомых.

Вопрос для второго участника

Для чего кошкам усы?

Ответ: при помощи усов кошки распознают предметы "на ощупь". Примерно так же, как мы пальцами.

Загадка для всех присутствующих детей (для зрителей)

Днем спит, а ночью летает, прохожих пугает.

Ответ: сова.

Вопрос для третьего участника

Почему совы могут охотиться в темноте?

Ответ: у сов удивительное зрение. Солнечный свет им неприятен, поэтому днем они прячутся.

Вопрос для всех присутствующих детей (для зрителей)

Отгадайте, в какую игру играют Петрушка и Буратино.

Ответ: Петрушка и Буратино играют в снежки. От одного к другому летят шесть снежков – по количеству букв в слове "снежки".

Жюри подводит итоги игры первой тройки, награждает победителя.

Учитель приглашает следующую тройку игроков.

II тур

Чтение

Из какого произведения отрывок?

Вопрос для первого участника

И снова медведь:
– О, спасите моржа!
Вчера проглотил он морского ежа.

Ответ: К.И. Чуковский. "Телефон".

Вопрос для второго участника

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года...

Ответ: А.С. Пушкин. "Сказка о рыбаке и рыбке".

Вопрос для третьего участника

Девочка взяла братца и побежала.
А Баба Яга подошла к окошку и спрашивает:
– Девица, прядешь ли?

Ответ: сказка "Гуси-лебеди".

Вопрос для всех присутствующих детей (для зрителей)

Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла несолоно хлебавши. Как аукнулось, так и откликнулось!

Ответ: сказка "Лиса и журавль".

Задачи на смекалку

Задача для первого участника

Девочке надо было найти дом № 5. Она нашла дом № 1 и решила: "Ну, теперь все ясно: пройду еще 4 дома и будет дом № 5". Девочка перестала смотреть на номера, а начала считать дома: первый, второй, третий, четвертый, пятый. "Вот куда мне надо!" Когда девочка остановилась и посмотрела на номер этого дома, то на нем было написано не 5, а 9. Девочка удивилась и не могла понять, почему так получилось. А ты понимаешь?

Ответ: № 1, № 3, № 5.

Задача для второго участника

Дима старше Вани, Ваня старше Марины. Кто старше: Дима или Марина?

Ответ: Дима.

Задача для третьего участника

На ветках сидят 3 синички, против каждой синички – 2 синички. Сколько их всего?

Ответ: 3 синички.

Вопрос для всех присутствующих детей (для зрителей)

К Новому году мне принесли телеграмму. В доме 4 этажа. Отгадайте, на каком этаже я живу? Не на первом, не на третьем и не на последнем.

Ответ: на втором этаже.

Окружающий мир

Вопрос для первого участника

Для чего проветривают комнату?

Ответ: зверям, птицам, людям нужен кислород.

Вопрос для второго участника

Что страшнее: гром или молния?

Ответ: молния страшнее, так как это огромный электрический заряд.

Вопрос для третьего участника

Почему говорят: лес – наше богатство?

Ответ: лес – это бесценная красота, кислород, животный и растительный мир. Лес защищает реки.

Вопрос для всех присутствующих детей (для зрителей)

А животные умеют разговаривать?

Ответ: у животных есть немало разных сигналов. Этими сигналами животные могут многое сообщить друг другу.

Жюри подводит итоги игры второй тройки, награждает победителя.

Учитель приглашает третью тройку.

III тур

"Составь слово из слова"

Задание для всех участников

Учитель обращается ко всем трем участникам:

– Вы любите игрушки?

Каждому участнику дают листочек с авторучкой. На листке записано слово "игрушка".

– Кто больше составит слов?

Ответ: игра, рука, груша, круг, шар, уши, шкура, рагу, рак.

Физкультминутка для всех, кроме участников, так как они составляют слова.

Игра на внимание

Сорока летает, воробей летает, соловей летает, обезьяна... муха летает, собака... дятел летает, клест ... самолет... ученик... вертолет... и так далее.

Вопрос для всех

Учитель показывает модели самолета и вертолета и спрашивает:

– Чем отличается вертолет от самолета.

Ответ: у вертолета нет крыльев, у него воздушный винт.

– Назовите преимущества вертолета?

Ответ: вертолету не нужна длинная дорожка для посадки и взлета. Он может зависать в воздухе.

Проверка задания.

Окружающий мир

Вопрос для первого участника

Почему птицы осенью улетают?

Ответ: холод нипочем: нет корма.

Загадка для всех

Закипит – исходит паром,
И свистит, и пышет жаром,
Крышкой брякает, стучит.
– Эй, сними меня! – кричит.

Ответ: чайник.

Вопрос для второго участника

Почему кипящий чайник стучит крышкой?

Ответ: из кипящей воды идет пар. В чайнике ему становится тесно, и он начинает подбрасывать крышку вверх-вниз, чтобы через щелку вырваться на свободу, – вот чайник и стучит крышкой.

Загадка для всех

Это что за зверь лесной встал, как столбик, под сосной и стоит среди травы – уши больше головы?

Ответ: заяц.

Вопрос для третьего участника

Почему в одних сказках заяц белый, а в других – серый?

Ответ: заяц-русак зимой светло-серый, а заяц-беляк – белый.

Вопрос для всех

Почему зайца зовут косым?

Ответ: глаза расположены по бокам головы, ими он может видеть, что делается не только впереди, сбоку, но и сзади.

Скороговорки

Учитель раздает участникам карточки со скороговорками. Каждый ученик должен прочитать ее очень быстро пять раз.

Скороговорка для первого участника

Испекла Иришка
Куклам по коврижке.
Нравятся коврижки
Гришке и Маришке.

Скороговорка для второго участника

Наши руки были в мыле –
Мы посуду сами мыли,
Мы посуду мыли сами,
Помогали нашей маме.

Скороговорка для третьего участника

Огорченная сорока
Возвращается с урока:
Весь урок болтала с сойкой
И домой вернулась с двойкой.

Жюри подводит итоги игры третьей тройки, награждает победителя.

Татьяна РЯХИНА,
учитель школы № 34,
г. Стерлитамак,
Башкортостан

Интеллектуальная игра

Оборудование. Два кубика, карточки с вопросами, рисунки для заданий.

ХОД ИГРЫ

Учитель. Добрый день, дорогие друзья! Мы приветствуем всех собравшихся для участия в интеллектуальной игре "Счастливый случай". Сегодня не только наши участники покажут свои знания и способности, но и все мы узнаем много нового и интересного. У нас играют две команды (по 6 человек) – "Знатоки" и "Мудрецы".

Поприветствуем их!

За каждый правильный ответ команды будут получать 1 балл, неполный ответ оценивается в 0,5 балла. Дополнительные баллы команде может принести группа поддержки – успешно выполнить задание, которое мы проверим в конце игры. Следить за игрой будет внимательная счетная комиссия. А помогать отвечать на самые сложные вопросы нам будет компетентный ученый совет.

Но прежде чем начать, послушаем несколько пожеланий и советов болельщиков.

Ученик 1.

Кто победит, кто проиграет –
Нас эта тайна донимает.
Но мы желаем всем успеха,
Счастья, радости и смеха.

Ученик 2.

И пусть быстрей кипит борьба,
Сильней соревнование.
Успех решает не судьба,
А только ваши знания.

Ученик 3.

Мы говорим все дружно,
И здесь сомнений нет:
Сегодня будет дружба
Владычицей побед.

Ученик 4.

От болельщиков от всех
Такое пожелание:
Через труд придет победа,
Через труд и знания.

Гейм I. "Счастливый случай"

Участники кидают первый кубик, грани которого окрашены в разные цвета. Каждый цвет обозначает область знаний, из которой задается вопрос. Если выпадает сектор "Счастливый случай", то команда получает 5 дополнительных баллов. Второй кубик показывает номер вопроса из данной области. Команды отвечают на вопросы. Ученый совет дополняет, в случае затруднения дает правильный ответ на вопрос.

Природа

1. К нам поступила "жалоба животного".
Определите, о ком идет речь и какую пользу он приносит. (Жалобу рассказывает болельщица.)
"Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то еще и камнем или ногой пнут. А за что? Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то. Не всем же быть красавицами! А польза от меня людям большая".

2. Зачем страус голову в песок прячет? (С санитарно-профилактическими целями. Закрыв свои большие глаза и опустив голову в горячий песок, страус ждет (сколько вытерпит), пока погибнут или сбегут с головы все паразиты. После этого он погружает в песок шею, грудь, взбивает песок крыльями, то есть принимает "песочные ванны".)

3. Почему ласточки перед дождем летают низко? (Они ловят насекомых, которых холодный воздух прибивает к земле.)

4. Когда раки линяют? (Линяют раки, когда им панцирь становится тесен. Это происходит где-то в конце осени. А тесен он им, потому что раки растут, они выдергивают из панциря сначала заднюю часть тела, а потом лапки и клешни.)

5. Зачем змеи язык показывают? (Змеи ощупывают языком воздух, ищут добычу. А что вынюхивают – "несут" на языке в рот.)

6.  Какие растения называют барометрами? (Ноготки, кувшинки, одуванчики, цикорий, белокрыльник – они закрываются перед дождем. Из деревьев – клен. С черенков его листьев иногда капают "слезы". Появились "слезы" – скоро будет дождь.)

Математика

1. Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке та девочка спала
И маленькую ласточку от холода спасла.
Кто эта девочка? Каков ее рост?

(Дюймовочка. Дюйм – от голландского слова "большой палец" – равен ширине большого пальца или длине трех зерен ячменя – 2 см 54 мм.)

2. А теперь вспомним сказку Андерсена "Огниво". Солдат просит подсказать путь к кладу. На что ведьма отвечает:

"...Хорошо! Иди прямо на север по этой дороге. Дойдешь до башни и свернешь налево, пройдешь столько же через дремучий лес. Затем свернешь на юг и по топкому болоту иди вдвое меньше, чем всего прошел. Выйдешь на тропинку, она проходит под прямым углом к пути по болоту. Иди по тропинке налево, на этот раз втрое меньше, чем всего прошел. В конце пути найдешь клад". Немного подумав, солдат ответил... А что ответил солдат? (Никуда идти не надо, ведь в конце концов мы окажемся на том же месте. Ведьма подсказала путь по сторонам квадрата.)

3. Известно, что 10 единиц составляют десяток, 10 десятков – сотню, 10 сотен – тысячу и т.д. Мы видим, что число 10 играет большую роль. Почему именно число 10, а не другое? (Потому что на руках 10 пальцев. Именно руки были одним из первых "аппаратов" для счета у древнего человека, а пальцы – первой "счетной машинкой".)

4. Мы часто используем слова "километр", "килограмм". Что означает в переводе с французского языка слово "кило"? (Кило – тысяча, километр – 1000 м, килограмм – 1000 г)

5. Как называются эти линии?

(Прямая, кривая, ломаная, пунктирная)

6. Если курица стоит на одной ноге, она весит 2 кг. Сколько весит курица на двух ногах? (2 кг)

Литература

1. Знаете ли вы, что в мире есть памятники литературным героям? Угадайте, в каком городе находится памятник, который я опишу. Персонажи памятника – звери. Первый персонаж – осел, на его спине стоит собака, на спине собаки – кот, а на спине кота – петух. (Город Бремен. Памятник героям сказки "Бременские музыканты")

2. В шкатулке спрятан предмет, который помогал солдату из сказки X.К. Андерсена "Огниво" укротить собаку. Что это за предмет? (Ведьмин передник)

3. Кто из литературных героев вывернул волка наизнанку, застрелил бешеную шубу, вытащил себя из болота за косичку парика, не пал духом в желудке огромной рыбы, летал на ядре, побывал на Луне? (Мюнхгаузен, Э.Распэ. "Приключения барона Мюнхгаузена")

4. Кто сочинил такие стихи?

Торопыжка был голодный,
Проглотил утюг холодный.

(Незнайка, Н. Носов. "Приключения Незнайки и его друзей")

5. Назовите имена трех русских былинных богатырей.

(Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович)

6. На картинках изображены три кухонных предмета – именем одного из них названа сказка братьев Гримм. Выбери нужную картинку и назови сказку. (На картинках: горшочек каши, котлеты на сковороде, тарелка с супом.)

("Горшочек каши")

Культура

1. Определите жанр изобразительного искусства.
(Участникам предлагаются репродукции картин: портрет, пейзаж, натюрморт.)

2. Назовите автора музыкального произведения. Как оно называется?
Звучит отрывок симфонической сказки С.Прокофьева "Петя и волк".

3. Продолжите пословицы:

а) Ученье – свет... (а неученье – тьма).
б) Гром не грянет... (мужик не перекрестится).
в) Под лежачий камень... (вода не течет).

4. Отличительный знак государства, изображенный на флагах, монетах, печатях. (Герб)

5. Как называется рубящее холодное оружие? Чтобы орудовать им, надо иметь немалую силу. Состоит из клинка и рукоятки. (Меч)

6. Как называется обувь, сплетенная из коры деревьев? (Лапти)

Спорт

1. Нарисуйте, из скольких колец состоит символ Олимпиады – олимпийские кольца. Объясните, что символизирует цвет этих колец. (Из пяти колец, символизирующих пять материков: Европа – голубое; Азия – желтое; Африка – черное; Австралия – зеленое; Америка – красное.)

2. Этот вид спорта развивался из кулачного боя, существовавшего как спортивное единоборство более
5 тысяч лет назад. (Бокс)

3. Из скольких человек состоит футбольная команда? (Из одиннадцати)

4. На квадратиках доски
Короли свели полки.
Нет для боя у полков
Ни патронов, ни штыков.
(Шахматы)

5. – Не пойму, ребята, кто вы?
Птицеловы? Рыболовы?
Что за невод во дворе?
– Не мешал бы ты игре,
Ты бы лучше отошел,
Мы играем в...
(Волейбол)

6. Площадка для бокса. (Ринг)

Счетная комиссия подводит итоги гейма I.

Гейм II. "Темная лошадка"

Учитель. Сегодня к нам на викторину мы пригласили необычного гостя, а точнее, гостью. Это героиня популярной детской книжки. Она волшебница, но работает няней в обычной семье. Эта леди появляется тогда, когда она больше всего всем нужна. Лишь только подует ветер перемен – и она здесь. Ее шляпки всегда выглядят безукоризненно. Недаром она сама говорит о себе так: "Полное совершенство во всех отношениях".

Вы догадались, о ком идет речь?

Дети. Это Мэри Поппинс.

Учитель. Конечно же, это Мэри Поппинс. Встречайте ее.

Звучит музыка к песне "Ветер перемен" из кинофильма "Мэри Поппинс, до свиданья!".

Мэри Поппинс.

Здравствуйте, ребятишки,
Девчонки и мальчишки!
Я приветствую гостей,
Дорогих учителей,
Всех знакомых, незнакомых,
И серьезных, и веселых.

Я Мэри Поппинс – самая лучшая воспитательница в мире. Вы меня знаете? И я знаю каждого из вас.
Я знаю, что у вас проходит игра "Счастливый случай", и решила оказать вам честь своим присутствием. Я приготовила вам вопросы.

  • Из какой популярной книжки я прилетела и кто меня выдумал? ("Мэри Поппинс" – повесть Памэлы Трэверс)

  • В какой стране я живу? (В Англии)

  • Я очень люблю детей, особенно веселых, шустрых девчонок, мечтающих о чуде, как Пеппи Длинныйчулок. Назовите автора этой повести. (Астрид Линдгрен, шведская писательница)

Догадайтесь, о ком идет речь в следующем четверостишии.

Фруктово-огородная страна,
В одной из книжек сказок есть она,
А в ней герой – мальчишка овощной,
Он храбрый, справедивый, озорной!
(Чиполлино из сказки Д.Родари "Приключения Чиполлино")

Учитель. Дорогая Мэри, надеюсь, вы останетесь с нами до конца нашей викторины.

Счетная комиссия подводит итоги гейма II.

Гейм III. "Гонка за лидером, или Дальше, дальше, дальше"

Каждой команде предоставляют одну минуту; в случае затруднения можно не отвечать на вопросы, а сказать: "Дальше".

1. Накладные волосы. (Парик)
2. Пакет для письма. (Конверт)
3. Устройство для запирания дверей. (Замок)
4. Что больше весит: 1 кг железа или 1 кг ваты? (Одинаково)
5. Кто пишет книги? (Писатель)
6. Перерыв между уроками. (Перемена)
7. Место, где приготавливают и продают лекарства. (Аптека)
8. Что было "завтра", а будет "вчера"? (Сегодня)
9. Из какой травы в сказке вязали одежду для лебедей? (Из крапивы)
10. Кто собирает яблоки спиной? (Еж)
11. Какая ягода бывает черной, красной, белой? (Смородина)
12. Самая большая в мире птица. (Страус)
13. Что теряет лось каждую зиму? (Рога)
14. Сколько ног у паука? (Восемь)
15. Имя мальчика, который стал козленочком. (Иванушка)
16. Какой снег тает быстрее – грязный или чистый? (Грязный)
17. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла – 15 см)
18. Кто кукует у кукушки – самка или самец? (Самец)
19. Как называется сосновый лес? (Бор)
20. Что можно увидеть с закрытыми глазами? (Сон)
21. Холодное кушанье из кваса. (Окрошка)
22. Где раки зимуют? (Под водой, под корягами)
23. Посетитель библиотеки. (Читатель)
24. Загородный дом для летнего отдыха. (Дача)
25. Детеныш собаки. (Щенок)
26. Растет ли дерево зимой? (Нет)
27. Как называют слова, имеющие один и тот же корень? (Однокоренные)
28. Что ест зимой жаба? (Ничего, спит)
29. Птенцы какой птицы не знают своей матери? (Кукушки)
30. Самое глубокое в мире озеро. (Байкал)
31. Прибор для измерения температуры. (Термометр)
32. Столица нашей родины. (Москва)
33. Прибор для определения сторон горизонта. (Компас)
34. Слепой кот, спутник Лисы Алисы. (Базилио)
35. Повторяющаяся часть песни. (Припев)
36. Торжественный день в честь или память кого-либо, чего-либо. (Праздник)
37. Президент России. (В.В. Путин)
38. Сколько всего нот? (Семь)
39. У кого уши на ногах? (У кузнечика)
40. Куда зайцу удобнее бежать: с горы или в гору? (В гору)
41. Как называется праздник проводов русской зимы? (Масленица)
42. Одна сторона листа бумаги в книге или тетради. (Страница)
43. Без какого атрибута не бывает Нового года? (Без елки)
44. Школьный стол. (Парта)
45. Приспособление для ловли зверей. (Капкан)
46. Вобла – это рыба или овощ? (Рыба)
47. В них играют все дети. (Игрушки)
48. Предмет, которым ворочают дрова в печке. (Кочерга)
49. Кто был обманут в стране Дураков? (Буратино)
50. Семеро друзей Белоснежки. (Гномы)
51. Комната на корабле. (Каюта)
52. Вареные в воде фрукты. (Компот)
53. Что сбежало от Федоры? (Посуда)
54. Первая буква алфавита. (А)
55. Ящик для ручек и карандашей. (Пенал)
56. Первый месяц зимы. (Декабрь)
57. Сумка школьника. (Портфель)
58. В кого превратился гадкий утенок? (В лебедя)
59. Кто из обитателей болота стал женой царевича? (Лягушка)
60. Мама ягненка. (Овца)
61. Пингвин – птица или нет? (Птица)
62. Из чего готовят манную крупу? (Из пшеницы)
63. Сколько ног у жука? (Шесть)
64. Самая высокая трава. (Бамбук)
65. Деревянный мальчик. (Буратино)

Учитель.

Вот и кончилась игра,
Расходиться нам пора.
На табло взгляните все –
Подведем итог игре.

Дорогая Мэри, мы просим вас вручить призы нашим победителям.

Всем вручают конфеты. Звучит музыка к песне "Ветер перемен".

Мэри Поппинс. Мне пора. Уже подул ветер перемен. Мне было приятно общаться с такими любознательными и смышлеными ребятишками. До свидания!

Учитель. Наша игра подошла к концу. Но в ней нет ни победителей, ни проигравших – ведь все сегодня получили много новых знаний. Всем спасибо!

Татьяна КУШНИКОВА,
средняя общеобразовательная
школа № 4,
г. Ишим, Тюменская обл.

 Страна Языкария

Цели. Закрепить знания детей о грамматических особенностях частей речи; учить детей выполнять задания в нестандартной ситуации; закреплять умения анализировать, планировать, оценивать ситуацию в задании и свои действия; активизировать мышление, внимание, память, интерес к результату работы.

Оборудование. Путевые листы, таблички с номерами от 1 до 5, карточки с заданиями для работы учащихся, призы и награды для детей.

Подготовительный этап. Подготовить помещение для игры. Оборудовать его 5 столами.

На каждом столе таблички с номерами от 1 до 5 и названиями станций:

№ 1. "Имя существительное";

№ 2. "Глагол";

№ 3. "Имя прилагательное";

№ 4. "Местоимение";

№ 5. "Наречие".

Разделить класс на 5 команд.

Подготовить 10 родителей для жюри (по 2 родителя на каждую станцию). Оформить 5 путевых листов, выдать каждому участнику индивидуальный лист.
Общекомандные задания оцениваются по 5-балльной системе, оценка ставится напротив номера станции на путевом листе. Индивидуальные задания оцениваются по 3-балльной системе, оценка ставится на индивидуальном листе каждого участника.

ХОД ИГРЫ

Учитель.

Сегодня ждут вас старые друзья,
Узнает каждый их – и вы, и я!

Ученик 1.

Что без меня предметы?
Лишь названья!
Но я приду – все в действие придет:
Летит ракета, люди строят зданья,
Цветут сады и хлеб растет.

Дети. Глагол.

Ученик 2.

Всему название дано –
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету.
И все, что может видеть глаз –
Над нами и под нами,
И все, что в памяти у нас,
Означено словами!

Дети. Имя существительное.

Ученик 3.

Художницу эту знает весь свет.
Раскрасит художница всякий предмет,
Ответит всегда на вопросы такие:
Какой и какая, какое, какие!

Дети. Имя прилагательное.

Ученик 4.

Наш язык и скромен, и богат,
В каждом слове скрыт, чудесный клад.
Слово "высоко" произнеси –
И представишь сразу неба синь.
Ты скажи: "Кругом белым-бело!" –
И увидишь зимнее село.
Если скажешь слово ты "темно" –
Сразу вечер поглядит в окно.

Дети. Наречие.

Ученик 5.

Я, ты, мы, и нам, и вам,
Кто и что, какой и сколько,
Этот, тот, такой и столько,
Наш, и ваш, и мой, и твой,
Их, его, ее и свой!

Дети. Местоимение.

Учитель. Ребята, начинается наше путешествие по удивительной стране Языкарии. Во время путешествия вы узнаете много интересного и полезного о различных частях речи.

Выбегают два скомороха.

Скоморох 1.

Существительное – "школа",
"Просыпается" – глагол.
С прилагательным "веселый"
Новый школьный день пришел.

Скоморох 2.

Мы наречием "отлично"
На уроке дорожим,
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.

Скоморох 1.

После школы, как известно,
Мы катаемся в санях.
Здесь особенно уместны
Междометья "ох" да "ах"!

Скоморох 2.

Встали "мы" – местоименье.
Бьет числительное "семь".
За ученье, без сомненья,
Приниматься нужно всем.

Скоморох 1.

"Ни" и "не" у нас частицы,
Нам их надо повторять
И при этом не лениться
И ни часу не терять!

Скоморох 2.

А потом
У теплой печи
Повторяем части речи!

(О.Выготская)

Члены команд получают путевые листы.

 Станция "Имя существительное"

Задание 1. "Найди ошибку" (общекомандное)

Ведущий предлагает детям найти ошибку.

Я иду по ковру.
Ты идешь, пока врешь.
Он идет, пока врет.
Мы идем, пока врем.
Вы идете, пока врете.
Они идут, пока врут.

Задание 2. "Скажи правильно" (общекомандное)

Ведущий. Он – кот, а она...

Дети. Кошка.

Ведущий. Он – осел, а она...

Дети. Ослица.

Ведущий. Она – оса, а он...

Дети. Оса.

Ведущий. Она – стрекоза, а он...

Дети. Стрекоза.

Ведущий. Она – муха, а он...

Дети. Муха.

Ведущий. Он – бобер, а она...

Дети. Бобер.

Задание 3. "Придумай как можно больше слов" (индивидуальное)

Ведущий. Используя слово "аккуратность", придумайте как можно больше слов. Запишите их.

Дети. Коса, кость, акт, антракт, арка, рак, стакан, кран, краска...

Задание 4. "Определи падежи существительных" (индивидуальное)

Туча, туча, хлынь дождем!
Громыхай сильнее, гром!
Чтобы желтая пшеница
Стала в поле колоситься,
Чтобы пекарь мне испек
Плюшку, сушку, пирожок!

Задание 5. "Поймай слово" (индивидуальное)

Ведущий читает существительные мужского и женского рода с шипящими на конце. Девочки записывают существительные женского рода, мальчики – мужского.

Плащ, стриж, ночь, тишь, лещ, помощь, грач, врач, течь, шалаш, тушь (для ресниц), дрожь.

Станция "Глагол"

Задание 1. "Скажи наоборот" (общекомандное)

Ведущий. Открыть.

Дети. Закрыть.

Ведущий. Лечь.

Дети. Встать.

Ведущий. Плакать.

Дети. Смеяться.

Ведущий. Уходить.

Дети. Приходить.

Ведущий. Говорить.

Дети. Молчать.

Ведущий. Найти.

Дети. Потерять.

Задание 2. "Замени одним словом" (общекомандное)

  • Дать стрекача. (Убежать)

  • Чесать языки. (Разговаривать)

  • Зарубить на носу. (Запомнить)

  • Водить за нос. (Обманывать)

Задание 3 (индивидуальное)

Найди в сказочном тексте глаголы, подчеркни их.

Варкалось. Хливкие шорьки пырялись по наве. И хрюкотали зелюки, как мюмзики в мове.

Задание 4 (индивидуальное)

Найди глаголы, определи время, подчеркни.

  • Затопи печь, чтобы пироги печь.

  • Снежное покрывало все небо покрывало.

  • Ведро дало течь, и вода стала течь.

  • Была Катюша запевала, она все песни запевала.

Задание 5 (общекомандное)

1. Какая буква может превратить существительные жар и ель в глаголы? (Мягкий знак)

2. В каком глаголе слово нет слышится сто раз? (Стонет)

Станция "Имя прилагательное"

Задание 1 (общекомандное)

О каком растении говорится в тексте?

Играли два мальчика в саду. Остановились возле одного куста. Один другого спрашивает:

– Это черная?
– Нет, красная.
– А почему же она белая?
– Потому что зеленая!

О каком растении идет разговор? (О смородине)

Задание 2 (общекомандное)

Образуйте прилагательные мужского рода, единственного числа от существительных.

Ведущий. Скука.

Дети. Скучный.

Ведущий. Печь.

Дети. Печной.

Ведущий. Река.

Дети. Речной.

Ведущий. Срок.

Дети. Срочный.

Ведущий. Мука.

Дети. Мучной.

Задание 3 (индивидуальное)

Допиши окончания.

Зимн... стужа, тепл... пальто, весенн... пора, скисш... молоко, старш... братья, син... море.

Задание 4 (индивидуальное)

Запиши как можно больше прилагательных к данным существительным.

Дерево, платье, машина.

Задание 5 (индивидуальное)

Напиши к данным словам прилагательные, противоположные по смыслу.

Белый –
Черствый –
Острый –
Кривой –
Толстый –
Горячий –

Станция "Местоимение"

Задание 1 (общекомандное)

Назовите, кто такие: он, оно, она.

Утром, так заведено, –
Разомкнешь ресницы,
И к тебе идет оно
Розовой жар-птицей,
А стемнеет – он придет:
Тоненький,
Смущенный.
Он на цыпочках войдет
Долькою лимонной.
Срок прошел – плывет она
В пелене тумана,
Круглолица и грустна,
Будто Несмеяна. (Солнце, месяц, луна)

(Е.Кач)

Задание 2 (индивидуальное)

Вставь подходящие по смыслу местоимения.

___ буду лепить снеговика. ___ пойдут в школу. Что ___ купишь? Что ___ читаете? Какую задачу ___ решаете?

Задание 3 (индивидуальное)

Вставь пропущенные местоимения, чтобы получились слова.

1. Ка...ш (мы)
2. ...корь (я)
3. П... (они)
4. ...веска (вы)
5. Кана... (ты)
6. Бут... (он)
7. Поп... (она)

Задание 4 (индивидуальное)

Вставь буквы так, чтобы получились указательные местоимения.

1) 3 л., мн. ч., И. п.
2) 1 л., мн. ч., Д. п.
3) 3 л., мн. ч., Т. п.
4) 3 л., мн. ч., Р. п.
5) 3 л., мн. ч., Д. п.

Задание 5. "Хитрые вопросы" (общекомандное)

1. Какими местоимениями можно ответить на вопрос: "Эти тарелки чистые?" (Вы-мы-ты)
2. Какое местоимение нужно добавить к другому местоимению, чтобы получились крупные овощи? (Ты-к-вы)
3. Какую букву нужно спрятать за местоимение "я", чтобы получилось название животного? (За-я-ц)
4. Какие местоимения читаются и слева направо, и справа налево? (Оно, тот)

Станция "Наречие"

Задание 1 (общекомандное)

Образуйте наречия от прилагательных.

Ведущий. Слабый.

Дети. Слабо.

Ведущий. Честный.

Дети. Честно.

Ведущий. Веселый.

Дети. Весело.

Ведущий. Быстрый.

Дети. Быстро.

Ведущий. Чистый.

Дети. Чисто.

Ведущий. Высокий.

Дети. Высоко.

Задание 2 (общекомандное)

1. Назовите 5 дней недели с помощью наречий. (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

2. Какие наречия читаются одинаково слева направо и наоборот? (Как, тут, еле-еле)

Задание 3 (индивидуальное)

Напиши подходящие по смыслу наречия.

Работать... (хорошо).
Писать... (грамотно).
Говорить... (громко).

Задание 4 (индивидуальное

Придумай к вопросам соответствующие наречия.

Где?
Как?
Когда?

Задание 5 (индивидуальное)

Напиши противоположные по смыслу наречия.

Близко –
Аккуратно –
Громко –
Рано –
Слева –
Прямо –
Спереди –
Грустно –

Команды сдают индивидуальные и путевые листы членам жюри для подведения итогов.

Учитель.

И вот пришел прощанья час,
Игра закончилась у нас.
Мы все надеемся, что с ней
Ты стал немножечко умней,
Узнал ты много слов смешных
И много всяких всячин.
И если ты запомнил их –
Не зря твой день потрачен.
А нам с тобой пришел черед
Сыграть в игру "Наоборот".
Скажу я слово высоко,
А ты ответишь... (низко),
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь... (близко),
Скажу тебе я слово трус,
Ответишь ты ... (храбрец).
Теперь начало я скажу.
Ну, говори... (конец)!

Жюри подводит итоги. Члены команды, занявшей по количеству баллов 1-е место, получают бейджики "Великий знаток Языкарии". Члены других команд награждаются поощрительными призами.

Светлана ЯЦЕНКО,
учитель школы № 1148,
г. Москва

 "Робинзонада" или "БУтыль-шоу"

Оборудование. Бутылки с заданиями внутри, магнитофон, аудиозапись со звуками шторма, музыка для танца дикарей.

ХОД ИГРЫ

Учитель. Сегодня мы отправляемся в путешествие по страницам учебника русского языка. Поплывем на этом красивом корабле.

На доске – плакат с изображением корабля.

Команды представляются гостям корабля. (Команды сформировали сами дети на предыдущем уроке.)

– Итак, в путь!

Звучит музыка со звуками шторма. Гаснет свет. Слышны крики:

– Что это такое?
– Что случилось?
– Это шторм!
– Мы тонем!
– Я не умею плавать!
– А-а-а!!!

Включается свет; звучит музыка "танец дикарей".
Выходят Робинзон и Пятница (ученики-семиклассники); они садятся под пальму (цветок) и едят бананы.

Робинзон. Какая замечательная погода!

Пятница. Солнышко светит, птички поют!

Робинзон. А ночью-то что было?

Пятница. Такой страшный шторм! Бананы все пропали.

Робинзон. О! Что это такое? Доска какая-то.

Пятница. Опять кораблекрушение! Какой-то корабль к берегу прибило.

Робинзон. Опять эти люди! И снова на наш остров!

Пятница. Может, мы их не пустим? Слушать этих глупых мальчишек и девчонок, смотреть на их драки?!

Pобинзон. А мы не всех пустим, а только тех, кто веселый, находчивый, грамотный. А неучи пусть бултыхаются.

Пятница. Мы что, устроим им экзамен?

Робинзон. Нет, экзамен – это как-то старомодно. Они сейчас к чему привыкли?

Пятница. Да, сникерсы, Барби, "Поле чудес" всякие.

Робинзон. Что бы нам такое придумать?

Пятница. О! Придумал! Вспомни, сколько за двадцать с лишним лет бутылок к берегу прибило.

Робинзон. Вот и устроим им "Бутыль-шоу"!

Под доской вывешиваются пластмассовые бутылки из-под напитков.

– Бутылок у нас много! Они из разных стран, в каждой задание. Но задания эти не обычные, а трудные – на смекалку, сообразительность.

Дальше каждая команда срезает бутылку и достает оттуда листок с заданием. Начинается работа в малых группах. Дети сидят за партами, поставленными иначе, чем на обычных уроках. Идет коллективное обсуждение, выбор того, кто будет отвечать. До ответа каждый ученик самостоятельно или после обсуждения с товарищами (это выбирает сам ученик) работает в тетради.

Образцы заданий

1. "Кто кого?" Найди и подчеркни в предложениях подлежащее, сказуемое, дополнение.

2. "Подбери пару". На листе записаны части предложений. Нужно подобрать такие пары словосочетаний, чтобы из них получились предложения, выражающие законченную мысль. Команда, закончившая работу раньше и правильно, считается победительницей.

1. Крупные капли дождя.
2. Пушистые снежинки.
3. Маленькая собачонка.
4. Голые кусты.
5. Деревенские ребята.
6. Большая стая лебедей.
7. Торчали из снежных сугробов.
8. Весело катались с горки.
9. Летела в теплые страны.
10. Барабанили по крыше дома.
11. Порхали в холодном воздухе.
12. Громко лаяла на прохожих.

Ответы: 1 – 10; 2 – 11; 3 – 12; 4 – 7; 5 – 8; 6 – 9.

3. К каким частям речи можно отнести слова "жаркое", "звонок", "мелок"?

Ответ: к существительным, а при изменении ударения – к прилагательным.

4. Назови парное соответствие мужского рода женским названиям профессий: доярка, маникюрша, медсестра.

Ответы: дояр, маникюрщик, медбрат.

5. Назови глагол, в котором нет корня. Назови глаголы, корень которых состоит из одной буквы.

Ответы: воткнуть, шла, согнул, обуть...

6. Найди "третье лишнее".

а) Пять, пятерка, пятерня.
б) Один, одиночка, одиночество.

Ответы: а) пять, как числительное среди существительных; б) один, как числительное среди существительных.

7. Укажи, какие из следующих слов имеют одинаковые окончания.

а) Домов, столов, коров, ковров, голов, основ.
б) Степей, ножей, батарей, шей, ушей, юношей.

Ответы: а) домов, столов, ковров; б) степей, ножей, батарей, шей, ушей, юношей.

8. Исправь ошибки, допущенные Лентяйкиным в диктанте.

Сестра любит братца за любую работу. Ей сегодня не спица. Выходной переносица на пятницу.

9. Грамотный человек знает названия букв своего алфавита. Ответь на шуточные вопросы: из каких букв можно приготовить вкусную пищу? Названия каких букв составляют целую эпоху?

Ответы: каша, эра.

Робинзон. Молодцы, ребята! Вы хорошо справились со всеми заданиями и показали, что многое знаете и умеете.

Пятница. Мы приглашаем вас погостить на нашем острове!

Робинзон и Пятница угощают детей и гостей бананами.

Валентина КУЗЬМИНА,
учитель-методист школы № 478,
г. Москва

Сказочное путешествие в страну Слов

Цели. Пробуждать интерес к языку, используя занимательные логические задания; активизировать познавательную деятельность детей через групповую форму работы, использовать элементы соревнования; развивать творческие способности учащихся.

Оборудование. Костюмы Бабы Яги, кикиморы, Колобка с Лисой, Золушки с Сестрами и Мачехой, Феи; сделанный из картона камень с надписью; следы (из бумаги), ведущие к камню; свиток-письмо иностранца; отпечатанные листочки с заданиями; воздушный шарик с запиской внутри; толковый словарь русского языка в красочной упаковке; жетончики в форме золотых ключиков.

Сказочные герои. Шарик и Матроскин (роли исполняют учителя); Царевна-Несмеяна, Золушка, Фея грамоты, Мачеха с Дочкой, Колобок, Лиса, Кикимора, две Бабки-Ежки (роли исполняют дети).

ХОД ИГРЫ

Класс заранее делится на четыре команды, в каждой из них выбирается капитан. Дети, участвующие в сценках, тоже находятся в командах.
Звучит музыка из мультфильма "Зима в Простоквашино". Появляются кот Матроскин и пес Шарик.

Шарик. Здравствуйте, дети!

Матроскин. Здравствуйте, тети!

Шарик. Как ваши делишки?

Матроскин. Как вы живете?

Шарик. Какие ребята!

Матроскин. Как много вас тут!

Шарик. А нас вы узнали?

Матроскин. И как нас зовут?

Дети. Шарик и Матроскин.

Шарик.

Идем мы с другом клад искать.
Нам нужно трактор покупать.

Матроскин.

А где найти нам клад – не знаем...
Ой, это кто еще такая?

Под музыку П.И. Чайковского "Вальс цветов" появляется Фея грамоты.

Фея.

Я Фея грамоты.
Хочу помочь я вам.
Я знаю, где ваш клад, –
Ищите по следам!
Вот следы...
Куда они ведут?
Волшебный камень!
Что за надпись тут?

Шарик с Матроскиным читают надпись.

Налево пойдешь – клад не найдешь,
Направо пойдешь – в сказку придешь,
А хочешь найти клад – возьми с собой ребят!

Матроскин. Куда пойдем, ребята?

Дети. Направо.

Матроскин. А в сказку попасть не боитесь?

Дети. Нет.

Матроскин. Тогда вперед! Где наш ковер-самолет?

Шарик.

Да вот он – у нас под ногами!
Кто его видит – тот летит с нами.
Вы, ребята, видите ковер-самолет?
Тогда глаза закройте – и вперед!

Под веселую музыку дети изображают полет на ковре-самолете.

Матроскин (обращается к учителям).

А вы, тети, не зевайте,
Тоже глазки закрывайте!

Пока все "летят" с закрытыми глазами, открывается фон для выступления.

Шарик. Ну вот, попали мы в сказку...

Матроскин. Здесь можно идти без опаски.

Шарик. Слышишь? Кто-то плачет, рыдает!

Матроскин.

Это царевна, я ее знаю.
Она немного странная,
Зовется Несмеяною.

Появляется плачущая Несмеяна.

Несмеяна.

Я ревела то и дело,
Женихов я не хотела.
А теперь хочу, но вот
Никто замуж не берет...
Мне понравился один
Иностранный господин,
Только вот беда какая –
Я его не понимаю.
По-русски он не говорит,
Лишь вздыхает и молчит.
Вчера письмо он мне прислал
И что-то в нем нарисовал,
Но что хотел он мне сказать,
Я не могу расшифровать. (Плачет снова.)

Шарик (утешает).

Да наши ребята помогут тебе,
Они не оставят царевну в беде!
А ну-ка, ребята, листочек возьмите
Да по-русски напишите,
Что хотел жених сказать
Да царевне написать.
А мы с Матроскиным узнаем,
Какая команда вперед отгадает.

Разворачивается свиток, и дети видят письмо-рисунок.

слезы
улыбка
рука
сердце
жених и невеста
в свадебных нарядах

Дети предлагают свои варианты, а кот Матроскин – свой.

Матроскин.

Царевна, ты не огорчайся,
Радуйся жизни и улыбайся!
Руку и сердце тебе предлагают,
Скоро твою мы свадьбу сыграем!

Шарик обращается к команде, наиболее правильно разгадавшей рисунок.

Шарик.

В награду вы ключик возьмите,
Его всю игру берегите!

Матроскин.

А я хочу вам всем сказать –
Рисунки трудно разгадать!
Как хорошо, что буквы есть!
Гораздо легче их прочесть!

Шарик.

Царевна, ты не уходи,
В эту команду скорее иди.
А мы пойдем дальше на поиски клада.
Вот кто-то идет, познакомиться надо!

Под веселую музыку появляется Колобок.

Колобок.

Я веселый Колобок,
У меня румяный бок.
Очень жаль, что вкусный я,
Все желают съесть меня!
Вот и Лиса меня схватила,
Но до обеда отпустила.
Найти велела десять слов,
Чтоб было в них по шесть слогов!
А если я слова достану,
То есть меня она не станет.
Но где слова растут – не знаю,
Ведь школу я не посещаю.

Матроскин.

Ребята помогут тебе, Колобок!
Не бойся, Лиса не откусит твой бок!

Шарик. Какие слова нужны Колобку?

Дети. Из шести слогов.

Шарик. Напишите их, ребята!

Команда, написавшая больше слов, получает жетон. После того как команды выполнят задание, под музыку появляется Лиса.

Лиса.

Ах, какая я Лиса!
Всему свету я краса!
Славлюсь хитростью всегда,
Лезет в рот сама еда!
(Обращается к Колобку.)
Ну, иди сюда, дружок,
Покажи мне свой должок!
(Колобок отдает листочки со словами, написанными детьми.)
Что я вижу! Столько слов,
И во всех по шесть слогов!
Я не знала, Колобок,
Что ты языка знаток...
Видно, быть мне без обеда!
Лучше в Африку уеду –
Ведь никто там не знаком
С нашим русским языком!

(Уходит обиженная.)

Матроскин.

Колобок, не уходи,
В команду эту ты иди.

Шарик.

Вот уже кто-то идет сюда снова,
Встречать приготовьтесь героя другого.

Под музыку появляется Кикимора.

Кикимора.

Я Кикимора – красавица,
Сам Кощей – моя родня.
Я хорошая, пригожая,
Но неграмотная я.
Мне сестра моя любимая
Написала тут письмо.
Помогите, люди добрые, –
Не могу прочесть его!

ПИСЬМО

а вквшвувгвявл в дребво вавнв
твевдвувбв авквжвуврв двовпв
евнвм в овк в ивдвовхвиврвп

Письмо можно прочесть в обратном порядке, отбрасывая букву "в". Получится запись: "Приходи ко мне, подружка, будет на обед лягушка".

Каждой команде раздается конверт с разрезанными слогами, из которых команда составляет фразу. Затем капитаны выходят к доске, и каждый зачитывает свою строчку письма.

Получается:

При хо ди ко мне на у жин
по зна ко млю с но вым му жем
за по ем мы пес ню груст ну ю
и съе дим ля гу шку вкус ну ю.

Каждая команда, правильно отгадавшая слова, получает жетон. Команда, быстрее других выполнившая задание, получает 2 жетона.

Шарик.

Кикимора, хочешь ты грамотной стать?
Тогда вместе с нами иди клад искать.
Наверно, недолго осталось идти...
Кого же еще повстречаем в пути?

Звучит музыка, под которую появляется Золушка. Она изображает уборку: подметает, вытирает пыль и т.д.

Золушка. Вы меня узнали?

Дети. Да, ты – Золушка.

Золушка.

Да, Золушкою звать меня.
Тружусь с утра до ночи.
Вот Мачеха с Сестрой идут,
Опять работу мне дадут!

Под музыку появляются Мачеха с Дочкой, исполняют танец.

Мачеха.

На бал мы нынче уезжаем,
Тебя работать оставляем.
Пока мы будем танцевать,
Должна ты в доме все убрать!

Дочка.

А чтоб без нас ты не скучала,
Я для тебя слова смешала.
Должна к утру ты поспешить –
Их на три кучки разложить.
Да, и не вздумай ошибиться!

Мачеха. Поехали!

Дочка. Гудбай, сестрица!

Уходят под музыку.

Золушка.

Что же делать? Как мне быть?
Как их на кучки разложить?
Слова ведь не горох и просо,
Их разложить совсем не просто!

Шарик.

Золушка, можешь идти отдыхать,
Будут ребята тебе помогать.
Ребята, ручки вы возьмите,
Слова на группы разложите.

Каждая команда получает слова, написанные на листочках: горка, горит, горелка, горе, гористый, горевать, сгореть, горный, пригорюнился.
Дети распределяют слова на 3 группы. За правильное распределение – жетон. Кто быстрее выполнит задание – 2 жетона. Капитаны объясняют принципы распределения слов.

Матроскин.

Команды, ключик получайте,
Но только, чур, не потеряйте.
Золушка, не уходи, в команду эту ты иди.
А мы пойдем дальше по этой дорожке,
И кто же нам встретится? Ой, Бабки-Ежки!

Под песню "Частушки Бабок-Ежек" появляются две Бабки-Ежки и танцуют.

Бабка-Ежка 1.

Мы Бабки-Ежки,
Французские ножки!

Бабка-Ежка 2.

Сами симпатичные,
Из семьи приличной мы!

Бабка-Ежка 1.

Очень молодые,
Зубы все вставные.

Бабка-Ежка 2.

Голосочек тонкий,
Словно у слоненка.

Бабка-Ежка 1. Вы решили клад искать?

Бабка-Ежка 2. Мы решили вам мешать!

Бабка-Ежка 1.

И расставить на пути
Вам ловушки мы хотим.

Бабка-Ежка 2.

Ловушки! Шагом марш! Раз-два!
А ну-ка, прячьтесь вы в слова!

Бабка-Ежка 1.

Подсунем те слова ребятам,
А сами побежим за кладом!

На карточках написаны слова: Лежыт, Танечька, чюдак, Крольчята, горот, Ирина ильиничьна, Пушынка, адежда, Бабушка маша, крыля.

Дети исправляют ошибки. За верное выполнение задания получают жетоны.

Матроскин. Ну вот, все ловушечки мы обошли.

Шарик. А Ежки, наверно, уже клад нашли.

Прибегают Бабки-Ежки.

Бабка-Ежка 1. Помогите!

Бабка-Ежка 2. Спасите!

Бабки-Ежки 1 и 2. Караул!

Шарик. Что случилось?

Бабка-Ежка 1. За нами гонятся злодеи!

Бабка-Ежка 2. Спасите нас вы поскорее!

Матроскин. Что за злодеи?

Бабка-Ежка 1. Мы их не знаем!

Бабка-Ежка 2. Мы таких никогда не видали! Вот они!

Появляются рисунки с изображенияим знаков препинания в виде животных, предметов, сказочных героев.

Шарик. Глупые! Стыдно такое незнание – это ведь знаки препинания!

Бабка-Ежка 1. А как их зовут?

Бабка-Ежка 2. Этих странных злодеев?

Матроскин. Ребята! Ответьте вы им поскорее!

Дети называют знаки препинания по картинкам. За безошибочный ответ команда получает жетон.

Шарик.

Ежки, больше вы нам не вредите,
Лучше вы с нами за кладом идите!

Появляется воздушный шарик.

Матроскин. Ой, что это? Шарик! Шарик!

Шарик. Что ты кричишь? Вот он я!

Матроскин.

Да не тебя я зову, бестолковый,
"Шарик" ведь многозначное слово.

Шарик. О, тезка, привет! Там внутри лежит записка! Кто ее достанет? Наверное, та команда, у которой больше всех ключиков. Ой, да это ведь записка от Феи грамоты! Что же она пишет?

Записка

Вы ищете клад – золотые монеты.
Но ваше богатство, поверьте, не в этом.
Вы этим богатством владеете, дети!
Ведь русский язык – самый лучший на свете!
Он самый великий и самый богатый
И много секретов хранит он, ребята!
Вы эти секреты должны разгадать
И с радостью русский язык изучать.
Тогда очень грамотным станет ваш класс
И русский язык станет другом для вас!

Матроскин. А вот и сама Фея грамоты!

Шарик. Что же она нам несет?

Фея. Я приготовила для вас, ребята, чудесный подарок. Он поможет вам в изучении русского языка.

Фея вручает детям толковый словарь русского языка.

Матроскин.

Ну вот, пора и нам прощаться,
В свою деревню возвращаться.

Шарик.

Но обещаем еще раз
Явиться в гости в этот класс.
Вы нас будете ждать?

Матроскин.

Ну, и вам домой пора,
Собирайтесь, детвора!
Мы с другом Шариком вдвоем
Вас в раздевалку отведем.

Дети под музыку выходят из класса.

Людмила КИСЛОВА,
учитель средней школы № 1,
г. Фролово,
Волгоградская область

КВН по истории

Тема. "История земли Русской".

Оборудование. Магнитофон, аудиозапись музыки к КВНу, бумага, ручки, карандаши, черный ящик, свеча, календарь, пустая бутылка, карточки с заданиями, ребусы.

ХОД ИГРЫ

Под фонограмму песни "Мы начинаем КВН" в зал входят зрители, болельщики, члены жюри.

Ведущий. Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые члены жюри, гости! Позвольте мне открыть наш КВН, у которого очень интересная тема, заставившая усердно потрудиться при подготовке домашнего задания наших участников: перелистать немало книг, подобрать большое количество исторического материала. Давайте вместе перелистаем большую книгу истории земли Российской. Приветствуем участников.

Команды входят в зал, садятся на места, и для начала каждая команда должна представиться.

Конкурс 1. "Визитная карточка команды"

Представление команд, обыгрывание названия (5 мин). Жюри оценивает конкурс по 6-балльной шкале.

Конкурс 2. Разминочный "Брейн-ринг"

Во время этого конкурса команды сидят вокруг своих столов, расставленных полукругом.
Условия конкурса: обсудив ответ на вопрос, команда поднимает карточку и только после того, как ведущий даст им слово, отвечает.
Команда, выкрикнувшая ответ, получает штрафные очки, после второго предупреждения снимается с конкурса.
Команда соперников, имеющая дополнительную информацию по данному вопросу, получает дополнительные очки. Если более одной минуты не дается ответ ни одной командой, вопрос снимается с конкурса либо переадресовывается болельщикам (по мнению жюри).

Вопросы:

1. Князь – основатель Москвы. (Ю.Долгорукий)
2. Крепость на территории центральной части Москвы. (Кремль)
3. Великий русский композитор, именем которого названа консерватория в Москве. (П.И. Чайковский)
4. Кто был первым Государем Всея Руси? (Иван III)
5. Меценат, собиратель картин русских художников, почетный гражданин Москвы, живший во II половине ХIХ века, передавший свою коллекцию в дар городу. (П.М. Третьяков)
6. Автор знаменитой летописи "Повесть временных лет". (Нестор)
7. Создатель первой печатной книги на Руси. (Иван Федоров)
8. Имя первого советского космонавта. (Ю.Гагарин)
9. Назовите дату окончания Великой Отечественной войны. (9 мая 1945 года)

Конкурс оценивается жюри. Подсчитывается общая сумма баллов.

Конкурс 3. "Герб команды"

Ведущий. С давних времен рыцари имели гербы, символизирующие их верность, храбрость и непобедимость. Не только рыцарские династии, но и русские города имеют свои гербы, олицетворяющие историю города, яркие моменты его жизни. Поэтому невозможно проведение исторического КВНа без составления герба команды, которые и представят нам сейчас участники.

Жюри оценивает конкурс по 6-балльной шкале, подсчитывается общая сумма баллов. После конкурса команды рассаживаются за свои столы.

Конкурс 4. "Конкурс ребусов"

Капитаны команд подходят к ведущему, вслепую выбирают ребусы и возвращаются к командам.
Идет фонограмма "отсчет времени".
Команда, досрочно нашедшая ключ к разгадке ребуса, поднимает карточку. После сигнала об окончании времени обсуждение прекращается. Первой отвечает команда, быстрее всех выполнившая задание. За это она получает дополнительное очко. Во время ответа первой команды собираются ребусы у других команд. Подсчитываются баллы.

Ребусы: история, Россия, Кремль, Иван Грозный.

Конкурс 5. "Летопись"

Ведущий. Большую роль в изучении исторических событий играют различные документы: летописи, грамоты, договоры. Они появились, как вы знаете, в глубокой древности. Образ монаха, который при свете свечи ведет запись главных событий истории, издавна вошел в русскую литературу. Вот строчки из драмы Пушкина "Борис Годунов", в которых монах Чудова монастыря Пимен говорит о своем труде:

Еще одно, последнее, сказанье –
И летопись окончена моя.
Исполнен труд, завещанный от Бога
Мне, грешному. Недаром многих лет
Свидетелем Господь меня поставил
И книжному искусству вразумил.
Когда-нибудь монах трудолюбивый
Найдет мой труд усердный, безымянный,
Засветит он, как я, свою лампаду –
И, пыль веков от хартий отряхнув,
Правдивые сказанья перепишет,
Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу.

– Заданием к этому конкурсу было написать летопись вашего класса.

Команды представляют летописи.

Подсчитывается количество баллов.

Конкурс 6. "Тайна черного ящика"

Ведущий. В истории бывали события загадочные и даже мистические, покрытые вуалью таинственности и неизвестности. И ученым – историкам, археологам – приходилось немало потрудиться, чтобы разгадать их. Вот сейчас я вам предлагаю на некоторое время стать учеными и разгадать тайны нашего "черного ящика".

Ассистент под фонограмму вносит черный ящик и ставит его на стол в центре зала.

Ведущий. Предмет, который находится в ящике, служил русскому народу на протяжении нескольких последних веков. Его можно было встретить почти в каждом доме. Иногда мы пользуемся этим предметом и сегодня.

Вопрос: Тело белое, душа льняная, маковка золотая. (Свеча)

После правильного ответа под фонограмму ассистент демонстрирует предмет и выносит черный ящик. Далее ящик вносится с новым предметом.

Ведущий. Этот предмет имеет богатую историю. Его придумали давным-давно. Он был солнечным, лунным. Сейчас мы пользуемся григорианским, который был введен взамен юлианского. Современный, он выглядит как последовательный перечень чисел, дней, недель и месяцев года. (Календарь)

Команда, обсудившая ответ, поднимает карточку.После правильного ответа ассистент демонстрирует предмет.

Конкурс 7. "Послание будущим поколениям"

Ведущий. Нам с вами представилась уникальная возможность жить в разных столетиях и даже тысячелетиях. Изучая историю, мы стараемся не забыть наших предков, извлечь уроки из их жизни, не повторить допущенных ошибок. Но мы должны подумать и о будущих поколениях, которым предстоит жить на нашей земле в следующем столетии. Давайте попробуем обратиться к ним с позиции школьников 2003 года.

Команды составляют послания, затем зачитывают их по очереди.

Максимальная оценка – 6 баллов. Жюри комментирует конкурс и выбирает лучшее послание. Выбранное послание закупоривается в бутылку и закапывается на территории школы.

Конкурс 8. "Конкурс капитанов"

Звучит фонограмма песни "Капитаны".

Ведущий. Я объявляю конкурс капитанов под названием "Рыцарский турнир".

В центр выходят капитаны всех команд.

Ведущий. Сейчас мы проверим капитанов, поймет ли их команда без слов. Каждому будет предъявлена карточка, и вам необходимо изобразить то, что на ней написано.

Тур 1

Жизнь современного города немыслима без различных видов городского транспорта. Изобразите (капитаны тянут карточки вслепую): метро, такси, трамвай, автобус.

Тур 2

Вернемся на 100 лет назад и попробуем объяснить (показать) название орудий труда и предметов быта русского народа. Предлагается: ухват, крынка, плуг, веретено.

Тур 3

Русские народные пословицы:

  • Семь раз отмерь – один отрежь.

  • Глаза боятся, а руки делают.

  • За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

  • Ум – хорошо, а два – лучше.

Команда, не понявшая своего капитана за одну минуту, не получает ни одного балла.

Максимальная оценка конкурса капитанов – 4 балла.

Конкурс 9. "Соедини, не ошибись!"

Ведущий. Это заключительный конкурс нашего KBHa, для кого-то решающий.

Капитаны команд вытягивают листы с заданием, где нужно будет соединить части какого-то понятия.

Примерные задания

Максимальная оценка – 6 баллов.

Учитывается не только правильность, но и время выполнения задания.

Финал

Ведущий. А теперь я предлагаю членам жюри посовещаться и решить – присуждать ли дополнительное очко команде за самых активных болельщиков?

Подсчитывается общая сумма баллов.

Ведущий. Поздравляем победившую команду. Но мне хочется поздравить не только ее. Все участники КВНа показали свои знания, находчивость, сообразительность, чувство юмора на высоком уровне. Пусть этот час, проведенный здесь, добавит больше ярких красок в нашу школьную жизнь. Спасибо всем!

Звучит фонограмма – инструментальная обработка песни "Мы начинаем КВН". Команды выходят из зала.

Ольга БОНДАРЕНКО,
учитель истории,
ГОУ "Начальная школа – детский сад" № 1661,
г. Москва