Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №19/2003

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА
К 300-летию Санкт-Петербурга

Юлия ГАЛЬЧЕНКО,
школа № 7,
г. Москва

Какой удивительный город!

2-й класс (1–4)

Тема. "Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением".

Цели. Закреплять умение правильно писать слова с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением; познакомить учащихся с историческими памятниками Санкт-Петербурга.

Оборудование. Карточки с текстом, сигнальные веера с гласными буквами, иллюстрации с изображением достопримечательностей Санкт-Петербурга.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Постановка темы урока

Учитель. Сегодня на уроке мы с вами будем закреплять умение писать слова с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением. Но делать мы это будем путешествуя. Заочно, конечно.

III. Повторение ранее изученного материала

У. Замените одним словом:

1) дорога в городе, проложенная по берегу реки или водного канала;
2) территория, находящаяся у берега водоема;
3) маленький берег;
4) растительность у берега водоема;
5) охрана на реке или море, контролирующая порядок на берегу и в окрестностях.

Дети. Набережная, побережье, бережок, прибрежная, береговая.

У. Запишем эти слова и разберем их по составу.

Дети выполняют задание в тетрадях. Один ученик работает на закрытой части доски. Работа проверяется.

– Как называются слова, записанные нами?

Д. Однокоренные.

У. Какими частями речи они являются?

Д. Первые три слова – имена существительные, четвертое и пятое – имена прилагательные.

У. Среди всех этих слов мы выделили слово набережная, так как именно там мы с вами сейчас окажемся.

IV. Закрепление пройденного

У. Вспомните, о каком городе мы говорили на последнем уроке истории?

Д. О Санкт-Петербурге.

У. Как туда попасть из Москвы?

Д. На поезде или самолете.

У. Если мы отправимся на поезде, то на какой вокзал Петербурга приедем?

Д. На Московский.

У. Что вы знаете об этом городе?

Выслушиваются ответы детей.

– А теперь составим небольшой текст о городе.

На доске:

1. Много, рек, каналов, и, по, городу, протекают.
2. Они, сушу, на, острова, разделяют.
3. Мосты, с, острова, на, перекинуты, остров.
4. Вдоль, протянулись, набережные, рек, красивые, и, каналов.

Дети составляют и записывают получившийся текст.

– Найдите слова с безударными гласными. Подчеркните орфограммы, устно подберите проверочные слова.

Дети выполняют задание.

– В четвертом предложении найдите и подчеркните главные члены.

Д. Подлежащее – набережные, сказуемое – протянулись.

У. О чем говорится в составленном вами тексте?

Выслушиваются ответы детей.

– Какие реки Санкт-Петербурга вам известны?

Д. Нева, Фонтанка.

У. О каких островах мы говорили на уроке истории?

Д. О Васильевском, Крестовском, Заячьем.

У. Что вы знаете о Заячьем острове?

Д. Петр Первый выбрал место закладки крепости на этом острове. Крепость назвали Санкт-Петербург. Через несколько лет это название перешло в город.

У. Итак, мы с вами путешествуем по этому красивейшему городу уже не в первый раз. Я предлагаю вам фрагмент текста о мальчике, который приехал в Санкт-Петербург в первый раз.

Учитель раздает карточки с текстом всем учащимся.

– Прочитайте текст. Выполните задание к нему.

Карточка

Первая встреча с городом

Мальчик горько плакал. Его забрали из деревни, где он отдыхал летом у бабушки, и привезли в незнакомый город. Теперь он с родителями долго идет от Московского вокзала по длинной и шумной улице. Миша, так звали мальчика, был очень расстроен и даже не смотрел по сторонам.
Только зн...комый р...чной зап...х заставил его поднять заплаканные гл...за. Мальчик был поражен. Прямо над ним ст...ял страшный и одновр...менно кр...сивый конь. Рядом с к...нем – человек. Припав на колено, он еле сдерживал разбушевавшееся ж...вотное.
– Эти скульптуры, – объяснила мама, – называются "Укрощение коня".
Миша огляделся и увидел, что четыре скульптурные группы украшают мост через реку.
– И его укротят? – спросил он.
– Не знаю, – сказала мама, – пойдем посмотрим.
Миша с нетерпением дождался зеленого сигнала светофора и перешел Невский проспект.
На пьедестале конь почти вырвался. Человек лежал на земле, но поводья не отпускал. Мальчику стало страшно: вдруг конь растопчет его своими копытами. На другом конце моста Миша успокоился. Животное было еще вздыбленное, но человек уже покорил его. Теперь укротитель спокойно и уверенно шагал рядом с ним.
– Мама! Какой удивительный город! – сказал мальчик.

 

– Из второго абзаца выпишите слова с безударными гласными. В скобках напишите проверочные слова.

Дети выполняют задание в тетрадях, два ученика – на крыльях доски.

– Возьмите в руки веера с гласными. Проверим вставленные вами буквы.

Дети выполняют задание.

V. Знакомство с новым материалом

У. Как звали мальчика?

Д. Миша.

У. Почему он плакал?

Д. Его привезли в незнакомый город.

У. Что поразило Мишу?

Д. Скульптуры коней.

У. Именно об этих скульптурах мы и поговорим.

Учитель показывает иллюстрацию с изображением Аничков моста.

– Это знаменитый Аничков мост. Его украшают четыре композиции, выполненные скульптором Клодтом, – "Укрощение коня" (или "Укротители коней").

Учитель записывает названия и фамилию скульптора на доске.

– Рассмотрите их внимательно. Что вы можете сказать о животном?

Д. Оно сильное, могучее.

У. Каким должен быть человек, который с ним справится?

Д. Ловким, умелым, сильным, бесстрашным.

У. Именно таким изобразил скульптор укротителя.

Итак, с каким памятником культуры мы с вами познакомились?

Д. С Аничковым мостом в Санкт-Петербурге, где установлены скульптуры Клодта "Укрощение коня".

У. Мы с вами закрепляем материал по теме "Безударные гласные". Найдите в названии скульптуры слово с этой орфограммой.

Д. Укрощение – безударная гласная о.

У. Как ее проверить?

Д. Словом кроткий.

У. Что означает это слово?

Д. Спокойный, покорный.

У. Молодцы!

VI. Самостоятельная работа

У. А теперь попробуйте подобрать и записать 10 слов с безударной гласной по теме "Город". Подчеркните орфограммы, подберите проверку.

VII. Итог урока

У. Мы с вами заочно путешествовали по городу, который считается одним из красивейших городов Европы. Он еще очень молодой, ему всего 300 лет. Но в нем огромное количество достопримечательностей, с которыми вам предстоит познакомиться на других уроках.

VIII. Домашнее задание