Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №20/2003

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Светлана БАРАШКИНА,
г. Пенза

Экскурсия к водоему

Экскурсии в курсе естествознания различаются по особенностям организации познавательной деятельности учащихся; они могут быть либо иллюстративными, либо исследовательскими. Возможно сочетание обоих этих типов.
Экскурсии предусматривают непосредственное наблюдение предметов и явлений в самой природе. Педагог Светлана БАРАШКИНА из г. Пензы разработала экскурсии, проведение которых позволит решить образовательные, воспитательные и экологические задачи обучения.

Тема. "Экскурсия к водоему"

Цели. Познакомить с индикаторами чистой воды; познакомить с работой очистных сооружений; формировать бережное отношение к природе.

Оборудование. Перчатки, мешочки для мусора, дневник, карандаш.

ХОД ЭКСКУРСИИ

I. Беседа

Ответы на вопросы.

  • Какие пресноводные водоемы вы можете назвать?

  • Какие из них естественные?

  • Какие из них могут быть искусственными?

  • К одному из таких водоемов мы отправляемся сегодня.

  • Наличие каких растений и животных может доказать чистоту его вод?

II. Дорога к водоему

III. Наблюдения у водоема

Поиск индикаторов чистой воды.

IV. Сообщение учителя об очистных сооружениях

Для того чтобы очистить сточные воды, строят очистные сооружения.
Очистные сооружения бывают разных типов: загрязненная вода, может проходить различные ловушки, может очищаться химическими веществами, через нее могут пропускать электрический ток.
Но лучше всего очищают воду микроорганизмы, бактерии.
Такой способ очистки называют биологическим: вода постепенно проходит сквозь грунт и очищается бактериями, живущими в почве.
Станция с биологической очисткой вод работает так:

1. Вода проходит через решетки в песколовку. Здесь оседает песок. Его отправляют на песковые площади.
2. А вода тем временем идет в отстойники. Здесь она отстаивается. Отстоявшись, она поступает для полива.
3. Осадок со дна отстойника (ил) отправляют на иловые площади.

В природе существуют и естественные фильтры (очистные) – это болота. Проходя через густые заросли мхов и трав, через толстый слой торфа, вода в болотах освобождается от пыли, вредных веществ, болезнетворных микробов.
В реки из болот поступает чистейшая вода. Когда люди научились осушать болота, они стали делать это не задумываясь о последствиях.
Люди думали, что, осушая болота, они улучшают природу.
Но теперь стало ясно, что это не так. Болота – замечательные природные хранилища воды, в них берут начало многие реки.

По рассказу учителя и результатам наблюдения: строится модель в дневнике.

V. Операция "Чистюля"

Сбор мусора на берегу.

VI. Домашнее задание

Подготовить рассказ "Водоемы как место обитания растений и животных".

VII. Итог урока-экскурсии

  • Какой водоем можно назвать экологически чистым?

  • Назовите показатели чистоты воды.

  • С помощью чего люди очищают воду?

  • Как работают очистные станции с биологической очисткой воды?

  • Какое значение для природы имеют болота?

  • Что мы можем сделать для того, чтобы вода в водоемах стала чище?