Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №24/2003

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН

Ольга ИНШАКОВА,
учитель начальных классов школы № 57
г. Москва

Продолжение. Начало в № 21, 22/2003

Леворукие дети и математика

Левшество продолжает, к сожалению, оставаться малоизученным явлением. А поскольку объяснением его существования служит отличное от правшей распределение функций между правым и левым полушариями головного мозга, то и основные успехи в области изучения этого феномена достигнуты нейропсихологами. К сожалению, результаты этих исследований практически не касаются педагогики, а если в появившихся по этому вопросу публикациях и встречаются рекомендации учителям, то они касаются в основном достаточно узких проблем, таких, как положение руки при письме или обучение точному (а не зеркальному) копированию образца, что на определенном этапе, безусловно, является очень важным, но недостаточным для решения множества мелких и крупных проблем, ежесекундно возникающих у этой категории детей, по крайней мере на первом-втором годах обучения. Объединяются же эти трудности в единую – школьная дезадоптация.

У всех левшей наблюдаются диспропорции формирования речи, чтения, пространственных представлений и эмоций. Это может выражаться как в опережении, так и в отставании от общепризнанных норм, что одинаково важно, потому что ребенок страдает в любом случае: при опережении ему становится скучно на уроке, при отставании возникают пробелы в знаниях. А поскольку аффективно-волевая сфера маленьких левшей отличается недостаточностью, то последствия неудач носят достаточно плачевный характер.

Внешне маленький человечек в школе учится, получая на каждом уроке определенные знания и навыки, а на самом деле он продолжает жить, расти и развиваться по заложенному природой закону. И в зависимости от того, как осуществляется его обучение, происходит или наращивание потенциала, или увеличение числа проблем.

Методом проб и ошибок, кропотливых поисков в научных публикациях и собственных инноваций мне удалось достаточно успешно обучить более полусотни левшей. Постепенно выработался подход к обучению этой непростой категории детей, который я и попытаюсь последовательно изложить.

Начну с самого главного – педагогических секретов обучения маленьких левшей.

Что всегда следует иметь в виду взрослому, обучающему левшу?

1. Медлительность левшей, с характерным застреванием в начале любого вида деятельности, что не должно стать предметом упреков.
Ни в коем случае левшу нельзя торопить, в суете он или наделает массу ошибок, или остановится совсем. А в ситуации стресса подобный ребенок часто впадает в такую панику, что об успешном завершении работы мечтать не приходится.
Поэтому ему нельзя сердито угрожать "попробуй только не напиши" – не напишет. Вредно напоминать перед работой о прошлой неудаче – накличешь новую. В большинстве своем левши нестабильны: их можно доброжелательно поддержать и в неизвестности ждать результата. Но радует тот факт, что, продираясь через все возможные трудности, они побеждают! Вдруг обнаруживаешь, что старые ошибки пропали, а новых уже меньше, чем прошлых. Но радоваться не стоит, что там ждет еще впереди?..
Кто-то может удивиться, но, исповедуя принцип "или умеет, или не умеет", с левшами даже взаимодействовать трудно. В работе с ними нужно терпение, чувство юмора (очень спасает), стремление понять и настроиться на другого, не считая идеалом себя со своими амбициями, желание постоянно думать и искать путь к победе. Получается, что главным становится девиз "Нет предела совершенству!" А путь усыпан пусть маленькими, но все-таки победами.

2. Необходимость создания спокойной доброжелательной атмосферы во время занятия, призванной успокоить в большинстве своем эмоционально неустойчивых и тревожных малышей, глубоко переживающих свои неудачи и промахи. Такая обстановка увеличит шансы на успех.

3. Следует учитывать в очередной раз повторяемую причину левшества – иную, отличную от правшей, организацию деятельности полушарий головного мозга, которая находит отражение в любой деятельности ребенка. Левши ведут себя иначе, пытаясь всеми силами добиться ясности в интересующем их вопросе, иногда игнорируя тактичность и перебивая собеседника, невзирая на возраст. Поэтому ребенок с признаками левшества редко бывает любим учителем. Его непреодолимое стремление уточнять и некоторое занудство вызывают протест преподавателя, если взрослый не объяснит себе причину описанного поведения особенностями протекания психической деятельности ребенка. Ведь далеко не всегда он так непонятлив. Очевидно, именно в данном вопросе сказывается несформированность первичного фактора, такого как, например, пространственные представления, а поскольку опора отсутствует, то ребенок вынужден выстраивать логические цепочки, подводящие его к верному решению. Причем чаще всего левша не ограничивается верным результатом, а в ходе своих многочисленных уточнений усваивает полученные знания, дабы воспользоваться ими при удобном случае вновь. Поэтому значительно полезнее для взрослого вдуматься в суть уточняемого и объяснить наилучшим образом.

4. Наличие в той или иной степени путаницы в пространственных представлениях с вытекающей отсюда необходимостью искать арифметическую ошибку, по крайней мере на первых порах обучения, в первую очередь именно в них, хотя допускаются, конечно, и самые "обыкновенные" ученические промахи.

5. Необходимость использования пошаговой подачи материала не с точки зрения крошечной дозировки с последующей немедленной отработкой, а с выделением необходимых этапов в процессе усвоения любого алгоритма, с помощью которых можно описать практически каждое из получаемых в начальной школе умений, так как это облегчает выстраивание ребенком логической цепочки по овладению данным материалом и созданию целостной картины усвоенного. Отсюда и недопустимость пропуска любого из этапов в процессе объяснения.
Почему для обучения левшей идеально подходит разбивка всей системы действий на последовательные операции? Потому что левша должен все воспринимать строго последовательно, пропуск в объяснении какого-то этапа останется не замеченным правшой, но совершенно выбьет из колеи бедного левшу. Поэтому он сам старается пусть своеобразно, но структурировать материал.
Следует иметь в виду, что часто леворукого ребенка смущает не суть выполняемого действия, а объем задания, необходимого, во-первых, к последовательному воспроизведению самостоятельно, во-вторых, собственной рукой в своей тетради. К постоянно испытываемому им ощущению неясности в оформлении любой работы добавляется тревожность за верное соблюдение последовательности операций. Поэтому правильность ответа отходит на второй план, и ошибка часто становится ожидаемым результатом. Даже к учителю он обращается с вопросом: "Что, опять неправильно?" Решение приобретает свою собственную жизнь, в которой оно не собирается считаться с бедным хозяином тетради.
Поэтому при объяснении способа действия необходимо выделять этапы выполнения в их четкой последовательности, а порядок оформления заданий унифицировать, сделав его пригодным для любого вида работ.

6. Фактически необходимость использования в работе творческих заданий, с одной стороны, обеспечивающих интеллектуальное развитие и поддерживающих как интерес, так и стремление к победе любознательных по своей сути левшей, а с другой – показывающих, что не все так просто, как может показаться на первый взгляд, и не все может быть сведено к алгоритму и овладению определенным типом задач.

7. Нужно поддерживать постоянную обратную связь с ребенком. Левша не может что-то изучать не понимая. Он усваивает материал строго по этапам, и пропуск или недопонимание чего-то приводит к потере нити рассуждения. Дав строгий алгоритм и научив им пользоваться, вы победите бессилие ребенка, но, не разобрав допускаемых им ошибок или не устранив внезапно возникающей заминки, вы лишите его уверенности.
Ребенку со своими индивидуальными особенностями трудно приспосабливаться к такому сложному и строгому миру школы. Помогите и объясните подробнее сущность его ошибки, а потом отработайте данное задание – и неуверенность уйдет.
Раздав тетради, попросите детей разобраться в том, что исправлено, и в случае неясности задать вопросы. Можно это сделать и после урока на перемене. Сначала надо разобрать механизм возникновения ошибки, потом выяснить, какое место в алгоритме при выполнении оказалось нарушено, а позднее решить примеры, закрепляющие верный способ решения. Иначе для чего учителя столько времени проводят за тетрадями?
Постепенно в памяти учителя оказываются все характерные ошибки, и когда на уроке встречается задание, провоцирующее чью-то "любимую" ошибку, обратите внимание "автора" на возможность "попасть в ловушечку", что вызовет всплеск энтузиазма и поможет избежать нового повторения неверного решения, которое опасно вероятностью закрепиться, возрастающей с каждым его следующим появлением. К ошибкам лучше относиться философски, с интересом естествоиспытателей. Ребята помогут найти причину, причем сами при этом на чужих ошибках учатся.
Ученик, постоянно следящий за тем, чтобы все делать правильно, превращается в безынициативного исполнителя. Можно коллекционировать интересные варианты ошибок, что позволяет не бояться их совершить и частично снижает возможность стресса. Но наличие обратной связи предполагает и активность со стороны самого ребенка. Отсюда следует неукоснительное правило: левша должен улавливать момент, когда началось непонимание, и сигнализировать об этом. Таким образом, удается избежать запутывания и лишней потери времени на разбирательство объяснения с самого начала. Будет еще лучше, если ребенок сможет сформулировать, что именно он не понял, или хотя бы укажет сложное место в объяснении на доске. Ведь умению задавать вопрос нужно учиться, а своевременно вырвавшийся возглас "не понимаю" спасает ребенка от полного непонимания нового материала.
Такая обратная связь существенно облегчает обучение. Ведь даже если не понявшему новый материал ученику все объяснят после уроков, пребывание в состоянии непонимания какое-то время ввергает его сознание в смятение, осадок от которого потом будет мешать при закреплении изученного. А если такие "следы" накапливаются, то формируется неуверенность в своих силах со всеми вытекающими последствиями.

8. Следует признать, что успешная работа с левшами носит, конечно, индивидуальный характер, или близкий к этому. Среди тридцати учеников левши растворяются, но их проблемы остаются. Поэтому обучающий (учитель) должен анализировать процесс объяснения с точки зрения восприятия левши, имея в виду, что не понять тот может как очень важный момент, так и совершенно второстепенную для понимания объясняемого материала вещь, второстепенную, но только не для левши...
Так, при знакомстве с римскими цифрами, когда весь класс радостно заполнял таблицу, записывая напротив привычных арабских цифр новые римские, а на доске красовалась запись, демонстрирующая способ образования римских цифр в пределах первого десятка, ведь были известны проблемы шестилеток с "право-лево", одна из самых способных девочек упрямо твердила свое "не понимаю". Я во всех вариантах объяснила ей тонкости образования и изображения "противных" римских цифр и уже предложила последний действенный способ – выйти к доске, когда она с отчаянием воскликнула: "Да я сто лет знаю эти цифры! КУДА их писать?" Клеточки таблицы она просто не замечала... Век живи, век учись!

Продолжение следует