Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №28/2003

МАСТЕРСКИЕ

Марина ГЛАЗОВА

  • Раздел 1. Исходные формы. Уроки 1 - 7

  • Раздел 1. Исходные формы. Уроки 8 - 20

  • Раздел 2. Доработка исходных форм

  • Раздел 3. Сложные изделия

Я леплю из пластилина

(Продолжение)

Раздел 2. Доработка исходных форм

Второй раздел программы "Доработка исходных форм" содержит изделия более сложных форм, чем исходные. При лепке этих изделий нужно применять разнообразные приемы изменения простых форм и превращения их в более сложные, приближенные к формам реальных, всем знакомых предметов. Все изделия собраны в шесть тем. Базовые (основные) темы*: "Урожай", "Дары леса", или "Лесные сокровища", "Птичка – заботливая мама". Разгрузочные темы: "Большой праздник", "Ракетодром", и дополнительная тема "Подарок маме".

ТЕМА "УРОЖАЙ"

Тема "Урожай" содержит предметы, при лепке которых уже применяются почти все приемы доработки исходных форм. В теме предполагается создать две композиции. Первая представляет блюдо с фруктами, вторая – корзину с овощами. Лепка всей темы предположительно может уместиться в шесть уроков при активной работе учеников. Три урока понадобится на лепку блюда с фруктами и три – на корзину с овощами.

Изделие "Блюдо"

Фрукты принято класть на большое и красивое блюдо. Первым изделием будет такое блюдо, а потом положим на него лимоны, апельсины, вишни, яблоки и груши.
При лепке блюда необходимо вспомнить лепку изделия "тарелка". Изделия схожи использованием цилиндрического жгута. Как и в изделии "тарелка", круглое плоское дно выполняется из свернутого спиралью жгута, заглаживается с обеих сторон, а затем выполняется бортик также из жгута. В исполнении бортика показан другой способ использования жгута с изменением его формы придавливанием.

Нотация на изделие "Блюдо"

1. Подготовить к работе пластилин, примерно половину брикета. Если у кого-то нет такого количества одного цвета, то надо собрать комочки разного цвета и сделать один большой, фактурный. Блюдо от этого только выиграет. Раскатать несколько цилиндрических жгутов толщиной 3–4 мм (рис. 1а).

Рис. 1а

Рис. 1а

2. Свернуть спираль из жгутов на доске, подсоединяя жгуты и заглаживая швы, как в изделии "тарелка". Величина полученного круга такая же, как для тарелки, – 40–50 мм. Учитель напоминает действие, быстро показывая на своей работе.

3. Загладить швы между витками жгута с обеих сторон (рис. 1б). Круг – дно блюда – отложить.

Рис. 1б

Рис. 1б

4. Раскатать жгут вдвое толще, чем для дна блюда. Жгут должен быть достаточно длинным, чтобы обогнуть край дна. Учитель показывает исполнение на плакате и на пластилине.

5. Придавить жгут большим пальцем, превратив его в пластину-полоску (рис. 1в). Придавливать надо с одинаковой силой по всей длине жгута, тогда толщина и ширина жгута будут ровными. Толщину полоски делать достаточную, чтобы она хорошо держала форму, примерно 2–3 мм. Это действие новое. У многих учеников сразу красиво не получится, неравномерное нажатие уродует форму полоски. Поэтому придется переделывать, пока не получится хорошо. При придавливании жгут расширится и станет длиннее. Если первоначально длины жгута не хватало обогнуть дно, то выполненной полоски уже может хватить. Если ученику трудно раскатать жгут достаточной длины, то можно бортик выполнить из двух коротких жгутов.

Рис. 1в

Рис. 1в

6. Полоску ставим на ребро и огибаем ею дно – пластилиновый круг. Если полоска слишком узкая, то ставим ее ребром на край круга (рис. 1г).

Рис. 1г

Рис. 1г

7. Концы полоски накладываем друг на друга и обрезаем стеком, как при изготовлении кольца в пирамиде. Обрезанные концы соединяем, шов заглаживаем, как в той же пирамиде. Если бортик делается из двух полосок, то, соответственно, будет два соединения и два заглаживания.

8. Шов между дном и бортиком заглаживаем изнутри и снаружи (рис. 1д).

Рис. 1д

Рис. 1д

9. Поправляем форму блюда, выравнивая случайные перекосы. Верхний край бортика немного расширяем, как это характерно для фарфоровой посуды. Изделие должно быть красивым. При виде сверху – по возможности ровный круг, бортик одинаковой высоты и толщины по всей длине. На дне и бортике не должно быть случайных вмятин и бугров (рис. 1е). Иначе посуда будет выглядеть бракованной, такой, которую не продают и не покупают.

Рис. 1е

Рис. 1е

10. Блюдо можно украсить яркими жгутиками по краю бортика и снаружи его и другими способами – фантазийная часть работы.
Изделие "блюдо" не столько сложное, сколько многодельное, выполняется в течение всего урока. В слабых и медлительных классах фантазийную часть работы можно задать на дом. Обычно родители помогают выправить все перекосы и довести работу до приличного уровня.

Изделие "Апельсин"

Изделие очень простое, чтобы лепить его по нотации. Фрукт этот всегда почти идеально круглый. Поэтому лепим хорошо известную исходную форму шар. Учителю надо показать детям размер шара по отношению к блюду для соразмерности композиции. Цвет пластилина, конечно, оранжевый. Обязательно оранжевый, даже если нет такого цвета в наборе. Красный и желтый есть всегда. Надо взять поровну того и другого и перемешать до однородного цвета. А из зеленого пластилина раскатать шарик совсем маленький, размером с зернышко. Приложим маленький шарик к большому шару на любое место и надавим на него пальцем так, чтобы получился выпуклый кружок.

Рис. 2

Рис. 2

Зеленый кружок должен быть хоть и маленький, но заметный на оранжевом апельсине. Он имитирует место, где была веточка. Без такого места присоединения веточки шар может быть чем угодно или вовсе ничем, исходной формой. Мы выполнили действие придавливания с изменением всей формы – изменили форму шарика на кружочек, который можно назвать пуговкой или кнопочкой (рис. 2). В дальнейшем этот элемент будет встречаться в других изделиях. Присвоенное ему в базовом изделии название позволит больше не объяснять его размер и исполнение.
Закрепляем полученные знания исполнением еще 1–2 апельсинов. При повторной лепке главное внимание уделить качеству формы шара и равным размерам апельсинов. Слишком разные по размеру апельсины не будут красиво выглядеть на блюде. Апельсины должны быть идеально круглые! Кривые и косые фрукты уже недопустимы даже в слабых классах.

Базовое изделие "Лимон"

Изделие такое же простое, как апельсин. Цвет пластилина однозначно желтый. Исходная форма – шар (рис. 3а). Размер – крупная горошина, поскольку лимоны почти всегда бывают немного меньше апельсинов. Мысленно делим исходную форму пополам и вытягиваем на каждой половине, ровно в ее середине, маленький остренький "носик", как клювик у птички (рис. 3б). Если вдруг кто-то из детей не знает, как это делается, то показываем: двумя пальцами сжимаем пластилин в одном направлении, в другом направлении, в третьем и т.д. То же делаем на другой половине основы. С обеих сторон образуются острые кончики, по возможности одинаковые по форме и размеру, а вокруг них неровная, ребристая поверхность (рис. 3в), которую надо загладить.

Рис. 3а

Рис. 3а

Рис. 3б

Рис. 3б

Рис. 3в

Рис. 3в

Рис. 3г

Рис. 3г

Закрепляем знания исполнением 2–3 лимонов, размером и формой точно повторяющих первый (рис. 3г). Очень точно, конечно, не получится, но большие расхождения допускать нельзя.

Изделие "Вишня"

Изделие простое, делается довольно быстро. Исходная форма – шар. Цвет пластилина надо составить из красного, синего и коричневого. Синего меньше всего. Изделие представляет собой веточку из двух вишенок.

Нотация на изделие "Вишня"

1. Подготовить к работе пластилин, соединить красный и коричневый. Коричневого вполовину меньше, чем красного, и синего вдвое меньше, чем коричневого, – перемять до однородного цвета.

2. Раскатать два равновеликих шара среднего размера (рис. 4а).

3. Пальцем руки надавить на шар и одновременно поворачивать шар вокруг оси (рис. 4б). При вращении шара вдавливание получается равномерным. Учитель показывает на плакате и пластилине.

Рис. 4а

Рис. 4а

Рис. 4б

Рис. 4б

4. По краю углубления образуется довольно острое ребро, которое надо убрать сглаживанием. Верхняя часть шара при вдавливании расширяется, нижняя – сохраняет форму шара. В целом шар превращается в знакомую форму ягоды вишни.

5. Повторяем действия со вторым шаром, сравниваем обе ягоды. Они должны быть очень похожи по форме и равны по размеру (рис. 4в).

Рис. 4в

Рис. 4в

6. Веточку вишни можно изготовить разными способами, но только не из пластилина. Пластилин очень тонко раскатать не получится, а толстые веточки будут грубыми и испортят все изделие. Для этого изделия надо о веточках побеспокоиться заранее. Заготовить тонкую проволочку, согнуть пополам и место сгиба перекрутить (рис. 4в); или осенью заготовить на весь класс хвою сосны. Длинные хвойные иглы сосны прекрасно подойдут для роли веточек, особенно если они сохранят свой зеленый цвет после высыхания. На концы игл надеваем по ягоде, а на другой соединенный конец прилепим листик, детям уже хорошо знакомый. Можно напомнить любое изделие, где листики встречались: "Дерево", "Осеннее небо", "Кто на листике живет?" Изделие "вишня" выпадает из обязательной в композиции соразмерности. Если делать его соразмерным, то все изменения формы сделать не получится. Слишком мала будет исходная форма, даже для детских пальчиков. Условно это изделие делается крупнее. Дети это увеличение интуитивно сделают сами, но лучше об этом сказать.
Все три изделия делаются на одном уроке. Можно провести обсуждение изделий и наполовину исполненных композиций коротким показом лучших, если позволяет время. Но повторить изделие "вишня" на этом же уроке дети не успеют. Вторую веточку вишни можно задать на дом.

Изделие "Яблоко"

Нотация на изделие "Яблоко"

1. Подготовить пластилин желтого, зеленого, оранжевого или светло-красного цвета (рис. 5а).

2. Раскатать шар средних размеров, больше апельсина.

3. Взять шар двумя пальцами сверху и снизу и, сдавливая шар, поворачивать его под пальцами вокруг вертикальной оси, как в изделии "вишня" (рис. 5б).

Рис. 5а

Рис. 5а

Рис. 5б

Рис. 5б

4. Сгладить острые ребра вокруг обоих углублений, как в изделии "вишня".

5. Высота яблока, расстояние между углублениями – должно быть меньше, чем его толщина.

6. В одно углубление, в середину, придавить зеленую "пуговку", как в изделии "апельсин".

7. В другое углубление поставить маленький цилиндрик-палочку (рис. 5в).

Рис. 5в

Рис. 5в

8. Сделать листик из зеленого пластилина. На плакате показан листик из круглого диска, у которого с двух сторон вытягиваются острые кончики. Техника изготовления листика из диска: шар – большую горошину – придавить в пластину, вытянуть концы с противоположных сторон, нарисовать жилки.

9. Листик изогнуть рисунком вверх и прилепить к основе. Один конец листика касается веточки. Листик должен всей плоскостью лежать на основе (рис. 5в). Листик, прилепленный одним острым кончиком, на основе не удерживается.

10. Готовое яблочко будет наряднее и больше похоже на настоящее, если его бочок разумно "покрасить": зеленую основу – желтым, желтую – красным или оранжевым, а красную основу где-то пожелтить.

Для закрепления знаний лепим второе яблоко. Повторяем пункты 2–10. Стараемся, чтобы яблоки, как и апельсины, не сильно отличались размером. Это можно сделать домашним заданием.

Изделие "Груша"

Нотация на изделие "Груша"

1. Подготовить пластилин желтого, зеленого или светло-коричневого цвета.

2. Раскатать шар, как для яблока (рис. 6а).

3. Мысленно разделить шар пополам. Держа за одну его половину, пальцами другой руки начать слегка сдавливать шар от его середины (рис. 6б). Поворачивая шар и передвигая пальцы по его окружности, продолжать равномерное сдавливание. Одна половина шара должна оставаться первоначальным шаром, а вторая будет походить больше на конус. Когда толщина вытянутого конуса станет меньше толщины шара примерно вдвое, а длина его вместе с шаром немного больше толщины шара, – вытягивание надо закончить. Стрелки показывают действие сглаживания поверхности основы. Все неровности и ребрышки от сдавливания надо пригладить, вершину конуса округлить. Форма шара переходит в вытянутую часть округлой и прогнутой боковой поверхностью.

Рис. 6а

Рис. 6а

Рис. 6б

Рис. 6б

4. На второй круглой половине шара сделать вдавливание, как в изделии "вишня" (рис. 6в).

5. Во вдавленное углубление поместить "пуговку", как в изделии "яблоко", а на вытянутый конец – веточку и листик так же, как у яблока (рис. 6г).

Рис. 6в

Рис. 6в

Рис. 6г

Рис. 6г

Закрепление новых знаний можно задать на дом. Но только сильные дети смогут хорошо повторить изделие. При работе требуется контроль формы и пропорций. В средних и слабых классах лучше изготовление изделий "яблоко" и "груша" закрепить в классе на уроке. Поэтому целесообразно не делать оба изделия на одном уроке, а на каждое отвести по уроку.

При изготовлении фруктов детям бывает мало перечисленных. Часто им хочется дополнить блюдо другими, своими любимыми. Пусть делают как умеют, но при условии узнаваемости и соразмерности к остальным. Очень маленькие ягоды можно лепить крупнее, как вишню. Наиболее часто в фантазийной работе возникают мандарины, бананы и виноград. Дети требуют помощи или подсказки, как делать. Плакатов на эти изделия не существует. Обычно устных пояснений, схематического рисунка на доске и показа лепки на пластилине желающим лепить эти изделия бывает достаточно для их исполнения.

Изделие "Банан"

Краткая нотация на изделие "Банан"

1. Исходная форма – маленький цилиндр с пропорциями: 1 – толщина, 4 – длина (рис. 7а).

Рис. 7а

Рис. 7а

2. Вытягивание концов цилиндра с выглаживанием его нижних боковых граней (рис. 7б). При этом ребра должны быть слабо выражены, только слегка обозначены. Концы чуть тоньше середины.

Рис. 7б

Рис. 7б

3. Всю основу слегка выгнуть округлой стороной вверх, из одного из концов вытянуть маленький конус-веточку. Конус-веточку вытягивать не с середины толщины банана, а ближе к его нижней грани: банан будет больше похож на настоящий (рис. 7в). Соединив несколько таких равновеликих бананов в связку, мы получим кисть. Размер подбираем соразмерно другим фруктам на блюде. Равновеликие исходные формы выполняем сразу через жгут. Цвет пластилина – желтый.

Рис. 7в

Рис. 7в

Изделие "Виноград"

Лепим сразу кисть винограда. Основа – конус средних пропорций, толщина примерно вдвое тоньше длины (рис. 8а). Этот конус по всей поверхности покрываем маленькими шариками размером больше зернышка. В середине толстой части помещаем веточку, как у яблока или груши. Всю кисть надо слегка изогнуть, чтобы она была натуральнее. Но лучше этот изгиб сделать на основе-конусе, а потом прилепить шарики придавливанием (рис. 8б, в). Придавливать надо несильно, чтобы не изменить округлую форму шариков.

Рис. 8а

Рис. 8а

Рис. 8б

Рис. 8б

Рис. 8в

Рис. 8в

Изделие "Мандарин"

Исполняется, как изделие "яблоко", только шар берем меньшего размера, согласно реальной соразмерности фруктов (рис. 9а). Цвет, естественно, оранжевый или чуть краснее. В верхнее углубление помещаем "пуговку", как у апельсина (рис. 9б).

Рис. 9а

Рис. 9а

Рис. 9б

Рис. 9б

Все одноименные фрукты должны быть равны между собой, а в композиции соразмерны (рис. 9в).

Рис. 9в

Рис. 9в

Овощи принято собирать в корзину. Часто корзиной пользуются для недолгого их хранения. Первым изделием в композиции с овощами будем лепить корзину для овощей.

Изделие "Корзина"

Нотация на изделие "Корзина"

1. Подготовить пластилин светло-коричневого или желтого цвета.

2. Раскатать жгуты одинаковой толщины, как для тарелки или блюда (рис. 10а).

Рис. 10а

Рис. 10а

3. Начать скручивать жгут в спираль, как донышко. Сделать плоское донышко небольшого размера, примерно 30 мм (рис. 10б).

Рис. 10б

Рис. 10б

4. Продолжить накручивание жгута уже не на плоскости доски и накладывать новый жгут на предыдущий, постоянно и равномерно расширяя кольца (рис. 10в).

Рис. 10в

Рис. 10в

Возможные ошибки: иногда дети не выполняют расширения корзины, боясь распадения колец; плохое соединение жгутов, разная толщина жгутов.

5. Подняв стенки корзины на высоту 3–4 жгутов, изделие можно закончить двумя ручками. Такие корзины бывают в хозяйстве огородников. Ручки делаются из того же жгута (рис. 10г).

Рис. 10г

Рис. 10г

6. Готовую корзину положить на ладонь так, чтобы ее наружная стенка касалась ладони всей поверхностью. Пальцем загладить швы между кольцами жгутов изнутри, стараясь не помять стенку и несильно помять сами жгуты.

7. Ручку для корзины можно сделать разными способами. Можно сплести два тонких жгута в косу, как в изделии "Снегурочка" или как палка у Деда Мороза (рис. 10д). Концы скрученного жгута примазать к верхнему краю корзины (рис. 10е). У кого коса не получается, можно такую ручку выполнить из одного жгута подходящей толщины и длины.

Рис. 10д

Рис. 10д

Рис. 10е

Рис. 10е

Изделие "Морковь" (разгрузочное, контрольное)

Изделие всем хорошо знакомое, ничего нового не содержит. Требования к исполнению можно усилить. Качество формы и соответствие пропорций должны быть идеальны.

Нотация на изделие "Морковь"

1. При объяснении задания подготовить пластилин красного цвета.

2. Раскатать конус средних размеров. Пропорции конуса: длина больше толщины в 2 раза (рис. 11а).

Рис. 11а

Рис. 11а

3. Раскатать малый короткий конус из зеленого пластилина. Стеком нанести на боковую поверхность продольные линии, обозначающие собранные в пучок и обрезанные стебли моркови (рис. 11б).

4. Соединить морковь и пучок стеблей придавливанием – острым концом малого конуса к широкому концу среднего конуса.
Обрезанные стебли можно изобразить другим способом. Раскатать несколько малых длинных конусов и собрать их в пучок острыми концами в одну сторону. Придавить друг к другу острые концы и их же придавить к моркови (рис. 11в).

Рис. 11б

Рис. 11б

Рис. 11в

Рис. 11в

Закрепление материала, то есть лепку еще 1–2 изделий, можно задать на дом, поскольку изделие простое и никаких проблем не вызывает.

Изделие "Свекла"

Нотация на изделие "Свекла"

1. Составить свекольный цвет из красного и синего, взяв пропорциональные соотношения по рисунку на плакате. Раскатать шар среднего размера (рис. 12а).

Рис. 12а

Рис. 12а

2. Произвести вдавливаниях, как в изделиях "вишня" или "груша", с одной стороны шара, и вытягивание, как в изделии "лимон", с другой стороны шара (рис. 12б, в).

Рис. 12б

Рис. 12б

Рис. 12в

Рис. 12в

3. Раскатать три малых длинных конуса из зеленого пластилина. Толстую часть каждого конуса сдавить пальцами до образования не слишком тонкой пластины (рис. 12г).

Рис. 12г

Рис. 12г

4. Соединить три конуса в пучок острыми концами вместе и придавить. Можно все три конца покатать в пальцах, как при исполнении малого короткого конуса. Верхние пластины конусов отогнуть в стороны.

5. Придавить пучок листьев в углубление свеклы (рис. 12д).

Рис. 12д

Рис. 12д

Свекла – изделие довольно простое. Повторные изделия можно задать на дом. Выполненное в классе должно служить образцом.
На базе изделия "свекла" легко сделать и другие овощи: репу, редьку, редиску. В изделии "Репа" – основа из желтого пластилина. Доработка точно повторяет свеклу. Листики, как у свеклы, зеленые и такой же формы. В композиции размер изделия "Репа" должен быть меньше, чем у изделия "Свекла", почти вдвое. Редька – черная или светло-зеленая, основа из соответствующего цвета пластилина. Доработка, как у свеклы, только без верхнего вдавливания. То есть вытягивается кончик, как у свеклы, и сверху на шаровидную поверхность придавливаются листики. В композиции размер равен размеру свеклы. Редиска – основа красного цвета. Доработка как у редьки, только тонкий кончик снизу. Сверху можно листиков не делать, прилепить срезанный пучок черенков, как у моркови. В композиции размер редиски должен быть еще меньше, чем у репы. Ввиду такого малого размера изделия надо либо помещать в композицию пучок редисок, либо отказаться от этого овоща. Из-за малого размера он сложен в исполнении и не эффектен в композиции.

Изделие "Капуста"

Капуста всем хорошо знакома. Дети знают капусту как овощ, продающийся в магазине или на рынке. Но в продаже бывает капуста не такая, какая растет на грядке. Только те дети, родители которых выращивают капусту на дачном участке, знают, что капуста – это не только кочан, но еще большие и красивые листья вокруг кочана. Наше изделие изображает капусту с такими листьями, поскольку просто кочан – это неровный шар, и в пластилине в нем мы не узнаем знакомый овощ. У нашей капусты должен быть очень красивый вид: ровный шар внутри – кочан – и одинаковые по размеру и форме округлые листья вокруг кочана. Листьев должно быть четыре. На глаз сделать их равными очень трудно даже очень опытному лепщику. Поэтому мы будем их делать с помощью жгута. Дети знают, что кочан у капусты бывает белого цвета. Кочан – белый, когда с него снимут верхние зеленые листья, которые не прилегают к кочану, а раскрыты к свету и солнцу, как лепестки цветка. Так растет капуста на грядке.

Нотация на изделие "Капуста"

1. Подготовить пластилин зеленого цвета. Раскатать жгут толщиной с палец.

2. Отрезать от конца жгута неровную часть. От ровного конца наметить стеком четыре кусочка, длина которых равняется толщине жгута, и отрезать эти кусочки (рис. 13а).

Рис. 13а

Рис. 13а

3. Из нарезанного пластилина раскатать шары. Это заготовки для будущих листьев капусты. Все шары должны быть равны, потому что все заготовки были одинаковой толщины и длины (рис. 13б).

Рис. 13б

Рис. 13б

4. Каждый шар превратить в пластину придавливанием (рис. 13в). Пластины будут одинаковой ширины и толщины, если давить пальцем на шары с одинаковой силой. Поэтому при придавливании надо быть внимательными. Нельзя превращать шар в тоненькую лепешку, которая уже не может держать форму.

Рис. 13в

Рис. 13в

5. Отложить и отрезать от цилиндра кусок зеленого пластилина, длина которого больше его толщины в 1,5 или 2 раза. Добавить к этому куску немного белого пластилина, перемять до однородного цвета.

6. Раскатать шар из полученного светло-зеленого пластилина (рис. 13г).

7. Приставить к шару с четырех сторон пластины зеленого цвета и слегка их придавить (рис. 13д).

Рис. 13г

Рис. 13г

Рис. 13д

Рис. 13д

8. Нижний край пластин подогнуть под шар (рис. 13е) и примазать к шару только нижнюю часть пластины. Из смазанного с листьев пластилина можно вытянуть короткую ножку.

Рис. 13е

Рис. 13е

9. Свободную часть листьев, верхний край, отогнуть наружу от шара-кочана (рис. 13ж).

Рис. 13ж

Рис. 13ж

При лепке овощей надо следить за их размером. Овощи должны помещаться в корзине. Капуста – самая большая из овощей в корзине может не поместиться. При составлении композиции капусту можно положить рядом с корзиной на подставку. Остальные овощи разместить в корзине так, чтобы они по возможности все были видны и в целом имели приятный вид.
Так же как и при лепке фруктов, при лепке овощей детям захочется слепить другие овощи, кроме предложенных. Пусть лепят сами, при условии соблюдения формы и пропорций и узнаваемости. Можно показать лепку огурца. Это тот же банан, только зеленого цвета, без граней и плоскостей и не прогнутый. Или тыкву. Цвет желтый, зеленый, оранжевый. Может быть слабо фактурный цвет из этих же цветов. Основа, как основа яблока, только сдавливание надо усилить. Высота тыквы должна быть вдвое меньше ее толщины. В верхнее углубление помещаем зеленый стебелек, как у яблока. Если дети знают форму листа тыквы, пусть делают сами. Если не знают, пусть остается один стебелек. На дополнительные изделия плакаты не предусмотрены. Учитель может нужные схемы нарисовать на доске, показывая пропорции и необходимые действия, продемонстрировать лепку на пластилине.
Перед лепкой темы "Урожай" учителю хорошо заранее пролепить все изделия темы, чтобы сориентироваться в конкретных размерах фруктов и овощей, а главное, выяснить для себя, каких размеров исполнять блюдо и корзину, чтобы фрукты и овощи красиво на них разместились.

ТЕМА "БОЛЬШОЙ ПРАЗДНИК"

Тема "Большой праздник" – разгрузочная. Никаких принципиально новых сведений не содержит. Большая часть изделий темы выполняется самостоятельно по плакатам, или же они фантазийные. Предлагаемые к исполнению изделия новых действий не содержат, но тренируют знакомые действия доработки и знакомят детей с лепкой новых предметов.
Когда в доме бывает праздник, то на столе появляются самые вкусные угощения. Обычно в праздники в доме пахнет пирогами, когда их пекут. Или появляется торт. На десерт бывает мороженое. Это вкусная тема. Мы будем готовиться к большому празднику. Начнем с "выпекания" пирога или торта, положим его на блюдо. На тарелке подадим на десерт мороженое. Можно добавить к столу конфеты, баранки, крендели и другие вкусности. Главное, чтобы все было узнаваемо и красиво.

Изделие "Торт"

Нотация на изделие "Торт"

1. Подготовить пластилин желтого, кремового или светло-коричневого цветов. Количество пластилина – примерно половина брикета.

2. Раскатать большой шар (способом "на столе") (рис. 14а).

Рис. 14а

Рис. 14а

3. Накрыть шар ладонью так, чтобы выпуклость шара приходилась на углубление ладони (рис. 14б). Аккуратно надавить ладонью на шар, сохраняя верхнюю часть округлой. Нижняя часть торта плоская, а верхняя – округлая. Высота торта должна быть раза в два меньше его ширины или чуть выше. Меньше высоту делать нельзя, иначе торт будет выглядеть неаппетитно.

Рис. 14б

Рис. 14б

4. Самостоятельная фантазийная часть работы – украшение поверхности торта жгутиками, шариками, листиками, цветочками (рис. 14в).

Рис. 14в

Рис. 14в

Торт получился круглый, его надо положить на круглое блюдо, которое мы уже лепили. По плакатам "Блюдо" и "Тарелка" лепим блюдо или тарелку для нашего торта самостоятельно. При лепке донышка из жгута делаем его такого размера, чтобы торт на нем свободно разместился. Во время накручивания жгута спиралью прикладываем к донышку торт для определения его размера. Готовое блюдо или тарелку тоже украшаем.

Изделие "Пирог"

Нотация на изделие "Пирог"

1. Подготовить пластилин, как для изделия "торт".

2. Раскатать цилиндр так, чтобы длина его была в 1,5 или 2 раза больше толщины (рис. 15а). Форма должна быть ровная, круглая, толщина – равная по всей длине.

Рис. 15а

Рис. 15а

3. Положить ладонь вдоль цилиндра и придавить, стараясь не помять поверхность (рис. 15б). При этом действии нижняя часть цилиндра стала плоской, верхняя – чуть выпуклой. Вся форма прямоугольная в плане и овальная сбоку.

Рис. 15б

Рис. 15б

4. Ребра по краям пирога надо сгладить.

5. Фантазийная часть работы – украшение пирога. Все виды украшений из крема делаем светлым пластилином, разбавляя каждый цвет белым. Используем коричневый пластилин, который будет изображать шоколад (рис. 15в).

Рис. 15в

Рис. 15в

Под прямоугольный пирог не подходит круглая посуда. Прямоугольный пирог обычно кладут на вытянутое овальное блюдо.

Изделие "Блюдо овальное"

Нотация на "Блюдо овальное"

Овальное блюдо делаем, как и круглое, только донышко этого блюда будет вытянутое.

1. Раскатать несколько тонких жгутов, как для круглого блюда.

2. Начинаем сворачивать первый жгут не с маленького колечка, как в круглом блюде, а загнутый конец должен быть длиннее (рис. 16а).

Рис. 16а

Рис. 16а

3. Вокруг этого загиба продолжаем накручивать жгуты, подсоединяя их один к другому и заглаживая швы, пока длина донышка не станет равной длине пирога. Вместе с длиной блюда будет увеличиваться его ширина. Соединяем жгуты заглаживанием (рис. 16б) с обеих сторон.

Рис. 16б

Рис. 16б

4. К донышку можно сделать бортик, как у круглого блюда по плакату "Блюдо".

5. Можно сделать бортик, похожий на толстый граненый хрусталь. Для этого раскатать длинный толстый жгут, чтобы его хватило обогнуть все донышко, или два более коротких. Ими также надо обогнуть донышко (рис. 16в, г). Пластилин жгута должен быть мягким.

Рис. 16в

Рис. 16в

Рис. 16г

Рис. 16г

6. Жгут примазываем к донышку изнутри, пальцем делая глубокие впадины до середины толщины жгута и оставляя острые ребра между этими впадинами.

7. Точно такие же впадины делаем, примазывая бортик к донышку снаружи, но располагая их между впадинами, которые мы сделали внутри блюда (рис. 16д). Получится овальное хрустальное блюдо. Такое же хрустальное блюдо можно сделать круглым или другой формы.

Рис. 16д

Рис. 16д

Изделие "Мороженое"

Если в разделе "Исходные формы" изделия "снеговик" и "Дед Мороз" не были пролеплены, то в этом случае изделие "мороженое" станет базовым для выполнения всякого края или бортика на любом изделии. Объяснять и показывать его исполнение надо будет подробно и тщательно. Если дети уже знакомы с этим приемом, по ходу лепки на базовом плакате вновь показать исполнение, чтобы дети вспомнили этот прием.

Нотация на изделие "Мороженое"

1. Подготовить пластилин кремового цвета, похожего на цвет вафель.

2. Раскатать конус средней величины и средних пропорций так, чтобы толщина конуса была в два раза меньше его длины, как в изделии "Морковь" (рис. 17а).

Рис. 17а

Рис. 17а

Рис. 17б

Рис. 17б

3. Провести стеком линию, отделяющую круглую часть конуса от боковой стенки (рис. 17б). Круглую часть конуса "покрасить" белым или светло-коричневым цветом. Это будет цвет самого мороженого – белого или шоколадного.

4. Раскатать тонкий жгут из цвета вафли.

5. Проложить жгут по нарисованной стеком линии вокруг выпуклой части конуса. Соединить жгут, как в изделии "пирамида" (рис. 17в).

6. Пальцем примазать жгут к боковой стенке конуса, загладить все ребра и неровности (другой край жгута должен быть хорошо виден) и обозначать край вафельного рожка (рис. 17г). Мороженое, имеющее острый конусный конец, называется "мороженым в рожке" или "мороженым в кулечке".

Рис. 17в

Рис. 17в

Рис. 17г

Рис. 17г

7. Провести на боковой стенке продольные и поперечные линии, как бывает на вафлях, и украсить сверху, как украшение из крема на торте (рис. 17д).

Рис. 17д

Рис. 17д

8. Мороженое можно сделать в стаканчике. Для этого конус надо раскатать не до острого конца, а остановить раскатывание, когда длина конуса станет в 1,5 раза больше толщины. Узкий конец слегка придавить на доске до устойчивости конуса.

9. Остальные доработки выполнять, как в пунктах 3–7.

Для праздника выполняем несколько изделий и любую посуду с использованием жгута.
При недостатке учебного времени эту тему можно сократить до одного изделия, например торта или пирога. Также можно ее расширить включением в меню праздника конфет и фруктов и всей необходимой посуды. При этом учитель использует все известные детям плакаты и пособия и имеющиеся в наличии готовые лепные композиции с посудой. Эта часть работы считается фантазийной. Пусть дети лепят все, чем захотят украсить свой большой праздник.
Композицией по теме "Большой праздник" могут быть отдельные изделия, например торт или пирог на блюде, мороженое на тарелке или сервировка стола, как в теме "Чаепитие". Можно предложить детям из вылепленных угощений устроить праздник для своих кукол. А мальчикам предложить подарить изделия своим сестрам и вместе с ними устроить праздник их куклам.

ТЕМА "ДАРЫ ЛЕСА" ИЛИ "ЛЕСНЫЕ СОКРОВИЩА"

Базовая тема "Лесные сокровища" изучает лепку грибов. В тему включены пять основных видов грибов, на базе которых можно лепить почти все растущие в подмосковных лесах грибы. При исполнении разнообразных форм грибов дети знакомятся с новыми приемами доработки исходных форм и соединения деталей между собой. Развивают глазомер, тренируются в пользовании схемами и условными графическими знаками, что приучает глаз к условностям чертежей. Тема насыщена разнообразием форм и универсальностью персонажей, воспринимается с интересом и активно выполняется. По плану попадает на зимнее время, когда так приятно вспомнить летне-осенний лес.

Композиция в теме может быть представлена в разных вариантах. Под названием "Дары леса" можно композицией сделать корзину с грибами. В этом случае повторная лепка корзины хорошо закрепляет изученный материал, позволяет потренироваться в преодолении робости и лени при исполнении сложных и трудоемких изделий. Но такая композиция вслед за овощами и фруктами, за всевозможными вкусностями на тарелках принципиально нового в размещении предметов не дает, а еще раз закрепляет известные сведения. Если композицию назвать "Лесные сокровища", то можно на каждом уроке при лепке одного какого-нибудь гриба создавать композицию с этим грибом, что и показано на учебном плакате. В этом случае предлагается к освоению следующий этап изучения приемов композиции. Композиция состоит примерно из трех грибов одного вида. Чтобы композиция была интересна зрителю, все предметы композиции должны быть разными по величине. Размещать их надо так, чтобы они не загораживали друг друга и были все хорошо видны. В то же время они не должны располагаться далеко и быть как бы по отдельности, не связанные между собой. Размещать их в ряд по росту тоже не следует. Самый большой должен быть в середине, а другие – по бокам для сохранения зрительного равновесия. Они должны расти как бы кучкой, как это и бывает в природе. Семейка грибов укрепляется на подставке с помощью травки, окружающей грибы. При лепке такой композиции надо напомнить детям самую первую композицию по размещению игрушек в теме "Магазин игрушек", где об этих правилах уже говорилось. При правильных пропорциях изделий и ярких цветах пластилина эти небольшие композиции выглядят весьма привлекательно. Кроме того, исполнение на уроке этих композиций автоматически активно закрепляет полученные знания по лепке гриба и не требует задания на дом. Можно придумать и другие виды композиций с грибами, например "Лесная полянка" и т.д. Можно предложить детям все виды композиций на выбор. Пусть делают те, которые их заинтересуют и какие им по силам. Композиции по теме "Лесные сокровища" успешнее исполняются более развитыми детьми и в старших классах.

Изделие "Подосиновик"

Подосиновик лепим молодой, с еще не раскрывшейся шляпкой.

Нотация на изделие "Подосиновик"

1. Подготовить пластилин для шляпки красного или оранжевого цвета. Раскатать из него шар средних размеров (рис. 18а).

Рис. 18а

Рис. 18а

2. Положить шар на доску, держа его пальцами за боковую поверхность. Надавливая пальцами вниз, поворачивать шар на доске, пока высота шара не уменьшится примерно на одну четверть или на одну треть (рис. 18б). С нижней стороны часть шара превратится в круглую плоскость. Остальная часть шара должна остаться круглой. Поэтому при придавливании держать шар надо аккуратно, пальцами давить вниз, стараясь не поломать его круглую форму.

Рис. 18б

Рис. 18б

3. Подготовить пластилин для лепки ножки гриба. Взять белого пластилина количеством как для шляпки, добавить черного пластилина с зернышко, перемешать до однородного сероватого цвета. При получении очень темного цвета поправить добавлением белого пластилина.

4. Раскатать цилиндр толщиной, равной плоскому кругу на шляпке (рис. 18в). Толщина ножки и плоскость шляпки должны совпадать. Техника такая: раскатывать и прикладывать к шляпке. Когда размеры совпадут, раскатывание закончить.

5. Отрезать от цилиндра неровный конец перекатыванием. От ровного конца отложить две толщины цилиндра и также отрезать перекатыванием.

6. Ножку и шляпку соединить придавливанием, стараясь не поломать их формы (рис. 18г).

Рис. 18в

Рис. 18в

Рис. 18г

Рис. 18г

Если один гриб украсить травкой, что придаст ему большую устойчивость, то такое изделие уже будет законченным и вполне эстетичным (рис. 18д). Но назвать его композицией еще нельзя. Для композиции требуется вылепить еще один-два гриба и соединить их (рис. 18е). Размер гриба зависит от величины шара для шляпки. От размера шляпки зависит размер ножки и величина всего изделия. Поняв эту зависимость, дети могут самостоятельно вылепить еще два гриба разных размеров, разместив их на подставке. Затем показываем лепку травки для завершения композиции.

Рис. 18д

Рис. 18д

Рис. 18е

Рис. 18е

Изделие "Травка"

Нотация на изделие "Травка"

1. Подготовить зеленый пластилин и раскатать из него цилиндрический жгут толщиной с карандаш (рис. 19а).

Рис. 19а

Рис. 19а

2. На верхней стороне жгута вдоль него сделать защипы пальцами (рис. 19б).

Рис. 19б

Рис. 19б

3. Продольные защипы еще раз защипить поперек. Сделать острые "клювики" (рис. 19в). Получится ряд травинок.

Рис. 19в

Рис. 19в

Такие ряды травинок можно использовать в любых композициях, огибая ими изделия или укладывая их рядами и изображая часть поля, луга, на котором растут цветы, грибы, деревья. На изделии или на композиции травка укрепляется примазыванием снизу, как жгут-сугроб вокруг новогодней елки.
Гриб подосиновик состоит из простых форм, почти чисто исходных. Но заданные пропорции придают изделию определенный вид. Вылепив несколько разных по размеру грибов, но с заданными пропорциями, мы увидим, что все грибы похожи между собой, как близнецы, только разной величины. На этом изделии очень удобно еще раз поговорить о роли и значении пропорций в изделии. Покажем детям, что изменение пропорций этих простых форм изменяет вид изделия. Если шляпку гриба вылепить не из красного пластилина, а из буро-коричневого, а длину ножки сделать длиннее на одну толщину, то есть в длину отложить не две толщины цилиндра, а три, то получим молоденький подберезовик. Сделав ножку тоньше, и из белого пластилина, мы получим молодую сыроежку. Для сыроежек шляпку можно лепить из любого цвета пластилина. В природе они бывают самых разных цветов. Так можно показать, что изменение какого-нибудь одного размера заданной пропорции существенно влияет на вид изделия.
Дополнительную информацию о сорте гриба дают хорошо подобранные цвет, форма и пропорции ножки. Например, коричневая шляпка и белая ножка, сделанная из конуса, могут быть только молодым белым грибом – боровиком, и ничем иным. Красная шляпка с белыми крапинками и цилиндрическая белая тонкая ножка – это, без сомнения, молодой мухомор и т.д.

Изделие "Боровик"

Нотация на изделие "Боровик"

1. Подготовить пластилин коричневого цвета. Раскатать шар средних размеров (рис. 20а).

2. Шар придавить на доске ладонью, как изделие "торт" (рис. 20б).

Рис. 20а

Рис. 20а

Рис. 20б

Рис. 20б

3. Вытянуть край выпуклой формы (рис. 20в). Положить плоскую часть шляпки гриба на указательный палец, а большим пальцем гладить выпуклую часть от середины к краю до указательного пальца. При выглаживании формы надо слабо нажимать на пластилин с одинаковой силой и равномерно передвигать пальцы по окружности, следя за одинаковостью толщины края. Наружный край раскрытой шляпки гриба не должен быть слишком тонким и острым, а шляпка не должна потерять свою круглую форму.

Рис. 20в

Рис. 20в

4. Из белого пластилина раскатать конус средних размеров и средних пропорций соразмерно шляпке (рис. 20г).

5. Придавить на доске широкую выпуклую часть конуса (рис. 20д). Взять пальцами за боковые стенки конуса и, надавливая вниз, поворачивать конус вокруг оси. При вращении конуса придавливание происходит легче и аккуратнее.

Рис. 20г

Рис. 20г

Рис. 20д

Рис. 20д

6. "Покрасить" белым пластилином нижнюю плоскость шляпки. Для этого из мягкого пластилина раскатать шар размером с горошину, придавить его в тонкую лепешку, положить на плоскую часть шляпки и размазать пластилин до краев шляпки.

7. В центр круглой плоскости крепко придавить конус-ножку острым концом. Для более крепкого соединения деталей и аккуратности – стеком или пальцем загладить шов между шляпкой и ножкой (рис. 20е).

Слепив еще два гриба разных размеров, соединить их травкой и укрепить на картоне (рис. 20ж). Композиция должна выглядеть красиво и интересно. Учителю следует проследить за качеством формы, соразмерностью деталей в изделиях и помочь детям в компоновке изделий.

Рис. 20е

Рис. 20е

Рис. 20ж

Рис. 20ж

Базовое изделие "Лисичка"

Форма гриба лисичка универсальна. Рыжая – это лисичка, коричневая – свинушка, черная – чернушка, розовая – волнушка, белая – молоканка или груздь и т.д.

Нотация на изделие "Лисичка"

1. Подготовить пластилин оранжевого цвета и раскатать неполный конус средних размеров и средних пропорций (рис. 21а).

2. В середину толстой части конуса вдавить палец и, поворачивая конус вокруг оси, раскрутить конусное углубление примерно до одной трети длины конуса (рис. 21б).

Рис. 21а

Рис. 21а

Рис. 21б

Рис. 21б

3. Несильно и равномерно сдавливая край расширенной части, слегка вытянуть его (рис. 21в).

4. На боковой поверхности конуса стеком провести линию, отделяющую высоту ножки гриба от шляпки.

5. По наружной поверхности широкой части гриба, то есть по поверхности шляпки, стеком часто провести продольные линии до ножки, обозначающие пластинки (рис. 21г), поскольку гриб относится к пластинчатому типу грибов. Такие же линии желательно проводить на шляпках всех пластинчатых грибов и ничего не рисовать на шляпках трубчатых грибов, таких, как боровик.

Рис. 21в

Рис. 21в

Рис. 21г

Рис. 21г

6. Если исполняемый гриб в композиции по своим размерам будет изображать старый гриб, не молоденький, то следует край шляпки слегка отогнуть вниз (рис. 21д).

7. Композиция составляется из нескольких разновеликих и разновозрастных грибов в травке и укрепляется на картоне (рис. 21д). Картон целесообразно обрезать по форме, занимаемой травкой.

Рис. 21д

Рис. 21д

Изделие "Мухомор" (дополнительное)

Изделие более сложно по исполнению и многодельно.

Нотация на изделие "Мухомор"

1. Подготовить пластилин красного цвета и раскатать шар средних размеров (рис. 22а).

Рис. 22а

Рис. 22а

2. Придавить шар на доске, как для исполнения выпуклой шляпки гриба (рис. 22б).

Рис. 22б

Рис. 22б

3. Вытянуть край шляпки, изменяя выпуклую поверхность на плоскую конусную. Выполняется следующим образом: положить плоскую поверхность шляпки на палец, другим пальцем гладить выпуклую поверхность от центра к краю, довольно сильно надавливая на шляпку. Равномерно передвигая шляпку в пальцах, визуально следить за превращением округлой поверхности в плоскую конусную (рис. 22в). Надавливать надо аккуратно. Возможно, что за одно действие прямой линии от центра к краю не получится. Понадобится 2–3 раза повторить проглаживание по окружности шляпки. Проверка ровной прямой плоскости прикладыванием обратной стороны стека от центра к краю.

Рис. 22в

Рис. 22в

4. Из белого пластилина раскатать цилиндрический жгут толщиной, соразмерной шляпке. Вырезать из жгута цилиндр. Длина цилиндра должна быть равна четырем частям его толщины (рис. 22г).

Рис. 22г

Рис. 22г

Рис. 22д

Рис. 22д

5. Раскатать жгут вдвое тоньше цилиндра из того же белого пластилина, обогнуть им один из концов цилиндра и примазать к его боковой поверхности цилиндра. Примазывать надо, изменяя форму жгута. При примазывании толщина жгута делается меньше, часть материала жгута расходуется на плавное соединение с цилиндром. Ножка гриба получает как бы округлое расширение, которое обычно бывает у мухомора и некоторых других поганок внизу ножки.

6. В верхней части ножки у мухоморов бывает поясок от пленки, покрывающей молодую шляпку снизу, потом, при раскрытии шляпки, разрывающейся. Поясок делается также из жгута белого цвета, но более тонкого. Оборачиваем им цилиндр недалеко от другого конца. Жгут примазываем снизу и сверху к цилиндру, а оставшуюся часть жгута вытягиваем пальцами. То есть пальцами сжимаем жгут только в одном направлении, а не в двух, как травку (рис. 22д).

7. Плоскую нижнюю часть шляпки "покрасить" белым пластилином, в центр придавить верхний конец ножки и шов загладить. Шляпку можно укрепить на спичку, будет прочнее. Но примазывать (заглаживать) шов все равно надо, чтобы шляпка зрительно не отделялась от ножки.

8. Нанести снизу шляпки рисунок пластинок, как у всех пластинчатых грибов, а сверху украсить белыми кружочками, придавливая на шляпку мелкие шарики (рис. 22е).

Рис. 22е

Рис. 22е

Изделие повышенной сложности, требует от учителя начиная с третьего пункта проводить весь комплекс информационного обслуживания: объяснения по плакату, показ на пластилине, по рядам, контроль и индивидуальную помощь.

ТЕМА "ПТИЧКА – ЗАБОТЛИВАЯ МАМА"

Тема "Птичка – заботливая мама" – базовая. Насыщена разнообразием новых сведений. Изучает новую исходную форму жгут конический, знакомит с применением действия вытягивания для исполнения новых, более сложных форм, закрепляет изученный материал. Композиция темы изобилует сложными изделиями, многодельная и интересна по смыслу, а также предусматривает два варианта изображения. Идея сводится к тому, что мама-птичка защищает своих птенцов, сидящих в гнезде, от нападения на них змеи. Правда, иногда дети не принимают этой версии и, не меняя компоновки, предпочитают видеть змею гостем в птичьем семействе. Это их право – представлять действие по-своему. Наша задача – научить детей исполнять жгут конический, превращать разные исходные формы в птичку, в птенчиков, в змею, в ветки дерева и все персонажи объединить для выражения темы. Это первая сложная многопредметная композиция. Лепка ее тренирует усидчивость, трудолюбие, моторику пальцев рук, развивает глазомер. С этой темы начинается лепка сложных изделий и сложных композиций. Все более простые задания относительно этой уже становятся разгрузочными или дополнительными, приуроченными к какому-нибудь календарному празднику.
Учебный плакат показывает оба предлагаемых варианта композиции. Первый представляет действие, происходящее в поле на траве, в семействе птички. В этом случае гнездо с птичкой и птенчиками помещается на картонную подставку и окружается несколькими рядами травки, по которой и подползает к гнезду змея. Это более простая и легкая в исполнении композиция. Успешно лепится в младших классах.

Вторая композиция сложнее. Гнездо мы помещаем на ветку дерева. Применяем прием условности. На картон ставим фрагмент дерева с ветками, на которое влезла змея. А ниже, у самого картона, прикрепляем к стволу и кладем на картон большую ветку, на которую помещаем гнездо с птицами. Эта компоновка обеспечивает надежную устойчивость и соединение персонажей.
Начинаем лепить композицию с подставки. По первому варианту – с травки, по второму – с дерева, затем гнездо, а потом птенчики, птичка и змея. Простое гнездо лепим точно так же, как корзину без ручки. Но задачу можно усложнить, предложив детям стенки гнезда делать не из простого жгута, а из "косы" (рис. 23а). Ветки делаем из конических жгутов разных размеров, объясняя исполнение его по учебному плакату "Жгут конический" и контролируя исполнение, как при изучении других исходных форм. Исполнение основы ветки также показано на плакате (рис. 23б). Листики дерева дети уже много раз лепили, но на всякий случай для детей, забывчивых и невнимательных, на плакате показано два способа их изготовления: из формы лимона и из формы конуса (рис. 23в). Чтобы дерево было красивым, надо потрудиться сделать больше веток и листьев разной величины. Возможно, что эта работа займет весь первый урок. После того как будет готова вся неживая часть композиции, можно приступать к лепке живых персонажей.

Рис. 23а

Рис. 23а

Рис. 23б

Рис. 23б

Рис. 23в

Рис. 23в

Нотация на исполнение неживой части композиции

1. Довольно плотный картон размером 6 х 8 см или 8 х 10 см покрыть мягким пластилином зеленого или желтого цвета, как фон для картины.

2. Из коричневого или бежевого пластилина слепить гнездо из жгута или из "косы". Выполняется, как корзина, но без ручки. Высоту гнезда выше 2–3 витков поднимать не следует.

3. Для первого варианта гнездо поместить на картон около его центра и обвить рядами травки вокруг гнезда. Точно в центр помещать не надо, помня, что некоторое место надо оставить для змеи.

4. Для второго варианта: неполный конус из коричневого пластилина, изображающий часть ствола, поставить широким основанием на одну половину картона, придавить. Из этого же пластилина раскатать конические жгуты разных размеров. Конический жгут раскатывается, как цилиндрический, только на один конец жгута надо давить пальцами сильнее, чем на другой. Это такой же конус, только очень длинный и тонкий. При раскатывании помнить, что поверхность жгута ровной и гладкой делает ровная доска, а не пальцы рук. Раскатывать надо до образования острого кончика ровной и гладкой, равномерно сужающейся формы. Ошибки при исполнении: 1 – форма некруглая, 2 – с перетяжками, 3 – неравномерно сужающаяся.

5. Из жгутов разной величины выбрать самый большой и длинный, толстым концом придавить к стволу у основания и примазать. Остальные конуса-ветки придавить к первой в разных местах и тоже примазать так, чтобы они все лежали на картоне. Легким придавливанием соединить их с картоном. Часть коротких жгутов примазать на ствол на боковой поверхности и на вершине.

6. Вылепить гнездо, как в пункте 2. Поместить его на нижнюю ветку так, чтобы гнездо лежало на двух-трех жгутах для устойчивости, и придавить.

7. Все жгуты-веточки облепить зелеными листиками (рис. 23г).

Рис. 23г

Рис. 23г

Изделие "Птенчик"

Изделие маленькое по размеру и содержит много мелких деталей. Важно исполнять формы правильно, без заметных ошибок и искажений. Также важно соблюдать соразмерность деталей. Форма птенчика – это большая голова при маленьком туловище. Поскольку персонаж помещается внутрь гнезда, то нижнюю часть – подставку с ножками – можно не выполнять. Исполнение подставки показано на случай помещения птенчика вне гнезда, когда он должен быть виден целиком. В гнездо помещаем несколько птенчиков – от трех до пяти.

Нотация на изделие "Птенчик"

1. Подготовить пластилин желтого цвета. Через жгут раскатать 3–5 шариков размером с крупную горошину.

2. Из шариков раскатать конуса с выпуклой стенкой (рис. 24а).

Рис. 24а

Рис. 24а

Рис. 24б

Рис. 24б

3. Согнуть конуса полукругом (рис. 24б).

4. Скруглить широкую часть.

5. Носик – конус круглый; крылышки – конуса сдавленные, равные по форме и размеру. Цвет произвольный, отличный от туловища.

6. Глаза – темные маленькие зернышки. Придавить по бокам клюва (рис. 24в).

7. Из шара вылепить подставку (рис. 24г) и укрепить птенчика (рис. 24д), если птенчик помещен вне гнезда.

Рис. 24в

Рис. 24в

Рис. 24г

Рис. 24г

Рис. 24д

Рис. 24д

Изделие "Птичка"

Птичка отличается от птенчика размером и формой. Размер птички крупнее в 2–3 раза. По форме голова у птички меньше туловища. Туловище – с большим и круглым брюшком, поэтому делается птичка на основе груши.

Нотация на изделие "Птичка"

1. Раскатать шар средних размеров из пластилина любого яркого цвета (рис. 25а).

Рис. 25а

Рис. 25а

Рис. 25б

Рис. 25б

2. Половину шара сузить и закруглить, как основу груши (рис. 25б).

3. Пластилин толстого конца груши гладить пальцами в определенном направлении, собирая его и вытягивая в одном месте, противоположном вытянутой части – голове. Форма туловища должна быть гладкая, круглая, с острым кончиком.

4. Доработка птички делается малыми конусами: круглым – носик и сдавленными, равными по размеру – крылья. Глаза – темные шарики-зернышки, как у птенчика, чуть крупнее, соразмерно птичке (рис. 25в).

Рис. 25в

Рис. 25в

5. В гнездо помещать птичку без подставки и без ножек. Их там все равно не видно. Подставку из зеленого шарика с желтыми ножками делать в том случае, если птичку желают поместить вне гнезда (рис. 25г, д).

6. Движение птички делать согласно смыслу композиции, крылышками показывая ее состояние, а также положением туловища относительно гнезда.

Рис. 25г

Рис. 25г

Рис. 25д

Рис. 25д

Изделие "Змея"

Изделие очень простое на вид и всеми любимое. Сразу же на первом изделии можно предъявлять требования к качественному исполнению конического жгута.

Нотация на изделие "Змея"

1. Подготовить пластилин одного цвета или составить из двух-трех цветов фактурный.

2. Раскатать в руках форму, близкую к коническому жгуту. Один конец толще, другой – тоньше (рис. 26а).

Рис. 26а

Рис. 26а

3. Выровнять форму на доске, заботясь о равномерном уменьшении толщины.

4. Наметить стеком линию на боковой стенке, близко к толстому концу.

5. Часть пластилина до намеченной линии, сжимая пальцами, вытянуть формой короткого конуса. Острый конец конуса можно скруглить. Поверхность хорошо выгладить.

6. На намеченную линию поместить глаза из темного пластилина с белой подкладкой и черными зрачками, как глаза у изделий "улитка" или "гусеница". Если такие глаза (рис. 26б) делаются впервые, то учитель полностью объясняет и контролирует выполнение, делая изделие "змея" базовым.

Рис. 26б

Рис. 26б

7. Туловище змеи, выполненное из одноцветного пластилина, по всей длине украсить жгутиками и шариками из яркого пластилина, контрастного к туловищу (рис. 26в).

Рис. 26в

Рис. 26в

8. Сгибанием туловищу змеи придать характерную форму: для первого варианта – ползущую по траве и поднимающую голову, для второго – обвивающую верхние ветви дерева и заглядывающую в гнездо.

ТЕМА "РАКЕТОДРОМ"

Тема "Ракетодром" – разгрузочная. По календарному плану приходится на февраль, поэтому выполняется к празднику Вооруженных Сил 23 февраля. Тема представлена двумя плакатами. Первый плакат – с видом композиции и исполнением ракеты малой. Второй плакат показывает исполнение ракеты большой. На плакатах показано исполнение основы ракет. Доработка их – фантазийная часть работы – выполняется самостоятельно. Композиция предполагает изображение площадки для запуска ракет, где находятся большая ракета для полета космонавтов и несколько малых беспилотных ракет для разведки погоды и других служебных целей. Дополнением и украшением площадки могут быть деревья, трава, цветы и грибы – все, что дети могут придумать по смыслу композиции и выполнить соразмерно с основными персонажами и узнаваемо. Сами изделия состоят из знакомых исходных форм, трудностей в выполнении не имеют. При их выполнении учителю можно максимально повысить требования к качеству формы при раскатке и при соединении деталей между собой. Некоторые затруднения вызывает исполнение конусной части ракет. Действие производится руками, требует хорошего глазомера и координации движений. Не справляющимся самостоятельно детям требуется помощь успешных учеников или учителя.

Изделие "Ракета малая"

Нотация на изделие "Ракета малая"

1. Раскатать шар средних размеров из яркого пластилина (рис. 27а).

Рис. 27а

Рис. 27а

Рис. 27б

Рис. 27б

2. Из шара раскатать цилиндр, длина которого больше толщины в 1,5 раза (рис. 27б).

3. Одним концом цилиндр придавить на доске без изменения остальной формы (рис. 27в).

Рис. 27в

Рис. 27в

4. На другом конце вытянуть короткий конус с гладкой и прямой боковой поверхностью (рис. 27г). При вытягивании и выглаживании следить, чтобы острый конец конуса приходился на центр толщины ракеты, а не скашивался на бок. Линию (угол перехода) цилиндра тела ракеты в конусную вершину выполнить прямой и ровной по возможности, помня о том, что изделие сделано из металла, имеет жесткие прямые стенки и четкие, резкие ребра перелома плоскостей.

Рис. 27г, д

Рис. 27г, д

5. От жгута толщиной с карандаш отрезать четыре одинаковых заготовки.

6. Раскатать шарики малого размера, а из них конуса. Следить за одинаковостью формы и размера (рис. 27д).

7. Соединить конуса острыми вершинами вместе и слегка прижать продольными стенками, чтобы скрепить их (рис. 27е).

Рис. 27е

Рис. 27е

8. Острыми вершинами малые конуса придавить к плоской части ракеты, к ее дну. Поставить ракету вертикально на малые конуса, которые изображают сопла.

9. Фантазийная часть лепки ракеты состоит в украшении ее. Во-первых, на конусной крышке можно нарисовать номер ракеты, поскольку ракета служебная. Во-вторых, дверцы и окошки, если они требуются для служебных целей, выполняют разными способами. Можно обозначить тоненьким жгутиком, проложив его по контуру обозначаемой детали, или сделать цветную пластинку нужного размера и контура. Две-три такие ракеты разных цветов составят парк служебных ракет. Эту стоянку можно отделить от основной взлетной площадки деревом, клумбой с цветами, газоном и т.д.

Изделие "Ракета большая"

Нотация на изделие "Ракета большая"

1. Раскатать шар большого размера, а из него цилиндр пропорциями, как для ракеты малой (рис. 27а, б).

2. Стеком провести на боковой поверхности недалеко от какого-нибудь конца линию, определяющую переход цилиндрической боковой поверхности в конусную вершину.

3. Вытянуть и выгладить короткий конус, как у ракеты малой. Прямую поверхность конуса проверять прямой кромкой стека. Контроль конусной поверхности, переходной линии с образованием на ней ребра, центрального положения острой вершины конуса осуществляет учитель.

4. Другой конец цилиндра придавить на доске до образования ровной плоскости.

5. Эту ровную круглую плоскость разделить стеком на четыре части вертикальной и горизонтальной линиями. Линии деления продолжить на боковую поверхность (рис. 28а).

Рис. 28а

Рис. 28а

Рис. 28б

Рис. 28б

6. Из жгута толщиной в палец нарезать четыре заготовки, из которых раскатать четыре равновеликих шара.

7. Из шаров раскатать конуса равного размера и пропорций.

8. Каждый конус до половины высоты острым концом приложить к линии на боковой поверхности и прижать к основе, стараясь не поломать форму конуса (рис. 28б). Поставить ракету на широкие части конусов, на сопла.

9. Доработать ракету обозначением дверей, иллюминаторов, поскольку ракета предназначена для полета людей. На конусе ракеты можно сделать условное обозначение-символ: цветочек, птичку, рыбку и т.д.

Цвета пластилина для лепки ракет надо брать яркие, контрастные, красиво сочетающиеся между собой. Задача учителя – контролировать фантазийную часть работы, своевременно подсказывая лучшее решение.
Если класс сильный, активно работающий, то всю тему можно уложить в два урока, отводя урок на исполнение композиции.
Композиция исполняется на картоне размером приблизительно 10 х 12 см или 12 х 16 см. Картон покрывается мягким пластилином, как фон для картины. Лучше избегать одного цвета, а делать покрытие из разных цветов – зеленоватых, коричневатых, желтоватых, которые будут изображать траву, землю, песок. Намазывать нужные цвета надо по смыслу: взлетная площадка – желто-коричневая, место стоянки – желто-зеленое, дорожки желтые, газоны зеленые. Крупные предметы композиции могут не удержаться на намазанном пластилине. Их надо укреплять кнопками, проволочкой и др., о чем говорилось ранее. При размещении групп изделий надо использовать все полученные ранее знания по композиции.

ТЕМА "ПОДАРОК МАМЕ"

Тема "Подарок маме" – дополнительная. Она представлена двумя изделиями-композициями. Обычно выполняется после темы "Ракетодром" к празднику 8 Марта. Композиция первая называется "Цветочный венок", содержит новый предмет – лепку цветка. Детям показывается принцип лепки цветка, состоящего из многих деталей, выполненных из исходной формы шар. Цветы и листья помещаются на основу из простого жгута или из "косы" и образуют своеобразный венок. Композиция внешне привлекательная и кажется сложной и многодельной. Но выполняется она за один урок даже в 1-м классе.
На основе показанного венчика цветка можно делать разные цветки, имеющие круглые по форме лепестки венчика: с четырьмя желтыми лепестками – лютик; белые лепестки напомнят нам лесной цветок ветреницу, сиреневые – фиалку и т.д.
Листья детям хорошо знакомы. Достаточно напомнить дерево, вишню, яблоко, грушу и листья из композиций тем "Кто на листике живет?" и "Птичка – заботливая мама".
Основа композиции также не несет ничего нового. Сгибать и соединять жгуты дети уже должны уметь. Только более усложненный вариант жгута "коса" вызовет затруднения – при соединении концов в круг. Здесь потребуется некоторая помощь учителя.

Лепка основы венка

Начинаем лепить изделие с основы. Она проста, не требует нотации. Взяв коричневый, бежевый или зеленый пластилин около трети брикета, готовим его к работе и раскатываем довольно толстый жгут, ровный и гладкий. Сворачиваем его в кольцо желаемого размера, концы накладываем друг на друга и вместе разрезаем, как в изделии "Баранка". Лишний пластилин убираем, а концы соединяем и заглаживаем. Лучшие пропорции для кольца – как в изделии "Баранка".
Основа из "косы" выполняется детьми, которые хорошо умеют лепить эту "косу". Из двух жгутов вдвое тоньше будущего жгута основы скручивается "коса". Причем перекручивать жгуты надо круче, чем при прямой "косе". При сгибании ее в кольцо перекрутка с внешней стороны распрямляется чуть не вдвое против первоначальной. Декоративность "косы" пропадает. Сильная перекрутка при сворачивании "косы" в кольцо становится нормальной. Концы обрезать и подкрутить так, чтобы концы жгутов "косы" совпали, не нарушая своего положения в общем положении и "движении" жгутов. Место соединения жгутов аккуратно загладить.

Нотация на исполнение венчика цветка

1. При исполнении лютика с четырьмя лепестками подготовить желтый пластилин и раскатать жгут толщиной с карандаш.

2. Нарезать из жгута пять заготовок длиной, равной толщине жгута. Раскатать пять шариков равных по величине, размером с большую горошину.

3. Из оранжевого пластилина раскатать шарик чуть меньшего размера.

4. Пять желтых шариков придавливанием превратить в диски одинакового размера и толщиной около 1 мм. Более тонкие лепестки не будут держать форму.

5. Выбрать один диск и на него, как на основу, накладывая другие диски лишь краем до середины основы, примазать сверху край лепестка к основе (рис. 29а).

6. На основе свободно и без пустого места укладываются ровно четыре лепестка. Распределив и примазав все четыре к основе сверху, укрепляем лепестки снизу, примазывая к ним саму основу. Венчик должен иметь сверху между лепестками углубление, а снизу выпуклость (рис. 29б).

7. Сверху в углубление слегка прижимаем оранжевый шарик, стараясь несильно исказить его шаровидную форму (рис. 29в). Можно показать полураскрывшийся венчик, слегка подняв лепестки вверх. Этот венчик придавливанием укрепляем на основе.

Рис. 29а, 29б

Рис. 29а, 29б

 Рис. 29в

Рис. 29в

Для венка одного цветка слишком мало. Можно точно повторить лютик 5–6 раз, тогда венок будет состоять только из лютиков. Но интереснее бывают венки, состоящие из разноцветных цветов с большим количеством лепестков (рис. 29г).

Рис. 29г

Рис. 29г

8. Для другого венчика подготовить пластилин любого яркого цвета и повторить действия, описанные в пунктах 1–5. Причем больше четырех лепестков в один ряд на основе не помещается. В этом случае примазываем лепестки по очереди, накладывая часть лепестка или даже до половины ширины на примазанный лепесток.

9. Последний лепесток укладываем частью на предпоследний, а другой частью под первый лепесток. Лепестки равномерно распределяются по окружности и красиво накладываются друг на друга, как колбаса на праздничной тарелке. Сверху в середину придавливается контрастный по цвету шарик, снизу основа примазывается к лепесткам и хорошо заглаживается. Таким способом можно лепить венчики практически с любым количеством лепестков. Но лучше ограничиться семью, иначе лепестки будут накрывать друг друга почти полностью, их будет слишком много, цветок потеряет свою привлекательность.

10. Вылепленные венчики в количестве четырех-шести распределяем на основу венка равномерно и придавливаем, стараясь не поломать их форму.

11. Между венчиками размещаем листики из зеленого пластилина, выполненные любым известным способом: из шарика, лимона, капельки или длинного конуса.

Изделие "Ваза с цветами"

Другое предлагаемое в теме изделие "Ваза с цветами" – более сложное и трудоемкое. Требует усидчивости, хорошего глазомера и развитой моторики пальцев. Новое – в использовании жгута для исполнения высокой вазы с суженным горлышком. Для облегчения задачи можно вазу заменить известной корзиной. Предлагаются два вида весенних цветов – нарциссы и тюльпаны. Венчики обоих видов цветов довольно массивные, состоят из шести лепестков довольно крупного размера. Поэтому тяжелый венчик не сможет удержаться на тонкой ножке из мягкого пластилина. В этом случае стебель цветка подкрепляем проволокой, которую закатываем в зеленый пластилин. Новыми также являются форма и способ изготовления венчиков цветков и листьев. В целом изделие несколько выпадает из ряда изделий, соответствующих материалу пластилин, из-за своей трудоемкости, многодельности и некоторых проволочных ухищрений. В итоге красоты можно добиться только при качественной лепке и чистых цветах пластилина. "Воздушные" в природе нарциссы и тюльпаны не приспособлены для исполнения в пластилине, но трудолюбивые и аккуратные девочки охотно их лепят. Для исполнения изделия за один урок можно предложить выполнить композицию как групповую. Каждый сделает по одному изделию, вместе получится букет в вазе.

Изделие "Нарцисс"

Изделие "Нарцисс" состоит из венчика, стебля и листьев. В свою очередь, венчик состоит из крупной серединки и шести лепестков желтого цвета.

Нотация на изделие "Нарцисс"

1. Изготовление венчика начинаем с серединки. Подготовить пластилин оранжевого цвета размером с малый шар. Раскатать из него конус малый длинный, как лучик у солнышка.

2. Широкий конец слегка вдавить, края вытянуть, как шляпку у "Лисички".

3. Приготовленную согнутую проволоку коротким концом воткнуть вдоль серединки с узкого ее конца.

4. Раскатать из зеленого пластилина жгут, придавливанием превратить его в полоску, как бортик у блюда.

5. Положить проволоку на полоску вдоль, серединку свесить с доски так, чтобы он не касался стола или доски при перекатывании.

6. Закатать проволоку в зеленую полоску.

7. Из жгута нарезать шесть равных заготовок для лепестков желтого цвета.

8. Раскатать из них шарики размером с малый шар, а из них короткие веретенообразные жгуты.

9. Жгуты придавливанием превратить в пластины толщиной 1 мм.

10. Три лепестка одним концом придавить к серединке равномерно пучком, как листья у свеклы, примазать к серединке (рис. 30а).

Рис. 30а

Рис. 30а

Рис. 30б

Рис. 30б

11. Следующие три лепестка поместить между верхними лепестками, сразу под ними, и примазать к серединке (рис. 30б).

12. Лепестки венчика отогнуть в стороны (рис. 30в).

Рис. 30в

Рис. 30в

13. Лист нарцисса – длинный и узкий, равномерно сужающийся вверх. Его легко сделать из конического жгута, превратив его придавливанием в пластину толщиной 1–1,5 мм, чтобы он смог держать форму. Широким концом треугольного листа примазываем его к нижнему концу стебля. На этой же высоте можно примазать еще 1–2 листа с разных сторон стебля.

Изделие "Тюльпан"

Состоит изделие из тех же элементов, что и нарцисс. Венчик более простой, не имеет сложной формы серединки, стебель прямой, без изгибов, листья широкие и длинные (рис. 31).

Рис. 31

Рис. 31

Нотация на изделие "Тюльпан"

1. Изделие начинаем лепить со стебля. Подготовленную проволоку закатываем в полоску зеленого пластилина по всей его длине.

2. Лепестки венчика изготовляем точно так же, как для нарцисса.

3. Каждый лепесток в его средней части изгибаем в одну сторону, а кончик этого лепестка – в другую. Причем середину слегка прогибаем с вытягиванием, делая форму лодочкой. Эта доработка формы очень сложна, требует помощи учителя. Пусть дети сделают как получится, пользуясь всей предоставленной им информацией.

4. Сборка и примазка такая же, как для нарцисса, вокруг верхнего конца стебля пучком. При этом стебель должен доходить до середины высоты лепестков. Следующие три лепестка накладывать на первые между ними. Все лепестки прижимаются и примазываются к стеблю кончиком.

5. Для образования утолщенной чашечки на стебле примазанные лепестки в месте примазки закрыть зеленой полоской, придавить ее и примазать к стеблю ниже.

6. Лист тюльпана формой похож на лепесток, только гораздо большего размера. Раскатываем из зеленого пластилина нужной длины веретенообразный жгут, придавливанием превращаем его в пластину для прочности, не слишком тонкую, и одним концом примазываем к нижней части стебля. Одного-двух листьев достаточно для одного стебля.

Изделие "Кувшин", или "Ваза высокая"

Кувшин или вазу, как и всякую посуду, лепим из жгута. Нижнюю часть высокой посуды делаем точно так же, как корзину, накручивая жгуты с расширением. Дойдя до самой широкой части, накручивание жгутов приостанавливаем, соединяем жгуты изнутри примазыванием, как в корзине. После этого продолжаем поднимать стенки вазы, примазывая изнутри каждые 1–2 витка. Если жгут накладывать не по внешней стороне нижнего жгута, а по внутренней, то форма вазы будет постепенно сужаться. Дойдя до нужного размера горлышка, конец жгута примазываем к нижнему витку и примазываем изнутри. При желании можно загладить жгуты снаружи, ваза станет гладкой. Гладкую поверхность можно будет украсить своим рисунком.

Для букета в вазу достаточно поставить 3–5 цветков и 2–3 разных листа. Для устойчивости высокой вазы с высокими цветами можно внутрь вазы положить пластилин, а цветы укрепить в нем проволоками стеблей (рис. 32).

Рис. 32

Рис. 32

На базе полученных знаний и для закрепления их можно устроить конкурс на лучшие вазу, блюдо, кувшин и т.д. Подобные задания особенно хороши для внеклассных занятий. Они расширяют кругозор, развивают фантазию, глазомер и моторику рук.

Рисунки Н.Трениной


* В оставшиеся 10–15 уроков учитель может предложить детям любые из представленных ниже тем, учитывая, что на изучение одной темы отводится два урока.