Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №28/2003

МАСТЕРСКИЕ

Марина ГЛАЗОВА

  • Раздел 1. Исходные формы. Уроки 1 - 7

  • Раздел 1. Исходные формы. Уроки 8 - 20

  • Раздел 2. Доработка исходных форм

  • Раздел 3. Сложные изделия

Я леплю из пластилина

(Окончание)

Раздел 3. Сложные изделия

Раздел "Сложные изделия" содержит темы, состоящие из множества различных предметов. Главные персонажи композиций усложнены большим количеством деталей трудоемкой формы, требующей применения разнообразных приемов доработки, развитой моторики рук и довольно развитого глазомера. Лепка изделий этого раздела знакомит детей с новым для них использованием исходных форм, расширяет предметный ряд, развивает фантазию и объемное видение. В каждой теме изучается от двух до пяти новых персонажей, но композиции включают все ранее изученные изделия в качестве дополнений и украшений. Базовые темы рассчитаны на среднего школьника, содержат сравнительно простые в изготовлении персонажи и подготавливают к лепке более сложных и многодельных предметов.

ТЕМА "ОЗЕРО"

Базовая тема "Озеро" содержит пять новых изделий "Утка", "Гусь", "Лебедь", два варианта "Улиток". Два первых изделия, имея одни и те же детали и приемы исполнения, отличаются пропорциями и размером. Третье изделие более сложное, состоящее из большего количества деталей, использует новый вид доработки формы. Новые варианты улиток отличаются от лепленных ранее в теме "Кто на листике живет?" использованием конического жгута. Внешний вид этих улиток более приближен к природному.

Изделие "Утка"

Нотация на изделие "Утка"

1. Подготовить пластилин сероватого цвета и раскатать в руках шар малых размеров из средних шаров. Из шара раскатать конус с пропорциями 1:3. Толстая часть конуса должна укладываться в длину три раза (рис. 1а).

Рис. 1а

Рис. 1а

2. Мысленно длину конуса поделить пополам и согнуть его под прямым углом так, чтобы узкая часть конуса смотрела вверх. При сгибании обе половины конуса не растягивать, а наоборот, сдавливать навстречу друг другу в месте сгибания. Для этого пальцами обеих рук аккуратно держать конус за обе половины, стараясь не поломать его форму. Усилия пальцев должны действовать в двух направлениях одновременно: в направлении друг к другу и в сторону сгиба. При этом действии в месте сгиба, особенно с наружной его стороны, количество пластилина надо увеличить, и при сгибании его хватит, чтобы компенсировать образующуюся растяжку. Так выполняется всякое сгибание длинных форм, чтобы место сгиба не утончалось и не разрывалось.

3. Узкую часть конуса еще раз согнуть в середине (рис. 1б).

Рис. 1б

Рис. 1б

4. На толстой части конуса острое ребро, образованное при раскатывании, убрать выглаживанием и слегка закруглить, несильно искажая общую толщину. Перемещая пластилин, собрать его в верхней части в острый кончик, как в изделии "Птичка" (рис. 1в).

5. Острый конец передней части конуса, изображающей голову, сдавить, образуя плоский клюв утки, или, отрезав лишний пластилин, прилепить на это место клюв нужного цвета (рис. 1г). Дополнить изделие глазами. Действие знакомое, работа выполняется самостоятельно.

Рис. 1в

Рис. 1в

Рис. 1г

Рис. 1г

У готового изделия должны быть выдержаны пропорции туловища, шеи и головы. Туловище должно иметь выраженное расширение толщины к хвосту, плавную округлость формы и небольшой острый кончик. Все эти качества делают изделие похожим на уточку. Обратить внимание детей на характерные отличия этого вида птиц от других, например от птички из темы "Птичка – заботливая мама". Для закрепления знаний слепить еще двух уточек.

Изделие "Гусь"

Нотация на изделие "Гусь"

1. Подготовить пластилин белого, сероватого или коричневатого фактурного цветов, раскатать шар средних размеров (больше, чем для утки), а из шара – конус длиннее, чем для утки, с пропорциями 1:4 – 1 толщина, 4 длина.

2. Конус согнуть пополам, как в изделии "Утка".

3. Узкую часть конуса разделить на три части и верхнюю треть согнуть (рис. 2а).

Рис. 2аРис. 2а

Рис. 2бРис. 2б

4. Толстый конец сгладить и вытянуть в хвостик, как в изделии "Утка".

5. Из этого же пластилина раскатать два равных по величине шарика, а из них два конуса.

6. Придавливанием превратить конуса, равные по величине и по форме, в пластину.

7. Присоединить пластины широкой частью с обеих сторон туловища в месте перехода его в шею. Широкую округлую часть крыла примазать к основе (рис. 2б).

8. Дополнить изделие глазами и заменить острую часть головы, изображающую клюв, на пластилин другого цвета или "покрасить" другим цветом.

Для оформления композиции лепится второй гусь.

Изделие "Лебедь"

Изделие "Лебедь" из-за своих сложных форм не может быть выполнено из одной исходной формы "конус". Для его исполнения требуются две исходные формы и новый прием доработки. Вся остальная лепка повторяет приемы лепки предыдущих персонажей и закрепляет их.

Нотация на изделие "Лебедь"

1. Подготовить к работе белый или черный пластилин. Раскатать шар в руках средних размеров, но крупнее, чем для гуся, а из шара – неполный конус (рис. 3а). Все пропорции смотреть по рисункам.

Рис. 3а

Рис. 3а

2. Раскатать жгут конический (рис. 3б), соразмерный неполному конусу.

Рис. 3б

Рис. 3б

3. Толстую часть конуса выглаживанием преобразовать в заднюю часть туловища с хвостиком, как в изделиях "Утка" и "Гусь". Расширение конуса при выглаживании должно оставаться заметным.

4. Действием выглаживания боковой стенки жгута в сторону узкого конца увеличить его толщину (рис. 3в).

Рис. 3в

Рис. 3в

5. Широкую часть жгута придавить в середине узкой части конуса. Примазыванием конуса к жгуту сгладить ребро конуса, делая плавный переход от туловища к шее лебедя (рис. 3г).

Рис. 3г

Рис. 3г

6. Раскатать два одинаковых конуса, соразмерных туловищу лебедя (рис. 3д). Придавливанием превратить их в две одинаковые пластины.

Рис. 3д

Рис. 3д

7. Пластины прилепить широким концом по бокам передней части туловища и примазать. Шею согнуть вверх, а голову вперед (рис. 3е).

Рис. 3е

Рис. 3е

8. Закончить изделие выполнением клюва и глаз.

Для композиции лепится второй лебедь. Его можно сделать другого цвета, например черного.

Изделие "Улитки"

Эти изделия отличаются от улиток, предложенных к исполнению в теме "Кто на листике живет?". Туловище улитки выполняется из другой исходной формы, хотя можно использовать знакомую. Главное отличие новых улиток – в их домиках. Выполняются они из конического жгута двумя способами. В природе существуют улитки обоих видов. Только применительно к композиции размеры их должны быть небольшими, не более половины величины уточки. В таком размере качественно выполнить форму довольно трудно, поэтому осваивать этот персонаж можно на более крупном размере, если учитель сможет потратить время для лепки всем классом по нотации. А затем по желанию можно еще раз слепить уже в нужном размере или предложить детям в качестве самостоятельной работы по предложенным плакатам, осуществляя при этом индивидуальную помощь.

Нотация на изделие "Улитки"

1. Туловище. Раскатать жгут цилиндрический пропорциями 1:6 (рис. 4а).

Рис. 4а

Рис. 4а

2. Согнуть пополам.

3. Один конец скруглить, а другой вытянуть вперед (рис. 4б).

Рис. 4б

Рис. 4б

4. Горизонтальную часть туловища придавливанием превратить в пластину (рис. 4в).

Рис. 4в

Рис. 4в

5. Из тонкого жгута выполнить рожки, придавить наголову.

6. Домик. Раскатать длинный и толстый жгут конический (рис. 4г).

Рис. 4г

Рис. 4г

7. Домик 1. Длинный конус закрутить спиралью, начиная с узкого конца, в одной плоскости (рис. 4д). Работу удобнее выполнять на доске, как донышко у корзины.

Рис. 4д

Рис. 4д

8. Готовую спираль (рис. 4е) поставить широким концом на плоскую часть туловища, прислонив боковой стенкой к шее улитки, и придавить. Швы между домиком и туловищем улитки не заглаживать (рис. 4ж).

Рис. 4е

Рис. 4е

Рис. 4ж

Рис. 4ж

9. Домик 2. Закрутить конус в спираль, начиная с широкого конца. Закручивая, накладывать витки один на другой, не оставляя просветов в пластилине (рис. 4з).

Рис. 4з

Рис. 4з

10. Готовый домик плоской и широкой частью конуса прикрепить на плоскую часть туловища у основания шеи придавливанием. В этом случае завитая часть домика будет расположена сбоку и будет перевешивать и опрокидывать улитку. Чтобы этого не было, надо при креплении домика найти его равновесие, расположив его несколько наискосок.

11. Если придавить бок широкой части жгута и этой поверхностью положить на улитку, то выпуклая часть домика будет направлена вверх, обеспечивая надежную устойчивость (рис. 4и).

Рис. 4и

Рис. 4и

Оба варианта улиток дополняются глазами, выполненными из шариков.

Композиция темы. Прочный картон размером около 15 х 20 см в середине покрыть голубым пластилином или фактурным голубым с белым, как фон для картины. Край картона покрыть зеленым пластилином. Между зеленым и голубым цветами можно в некоторых местах использовать желтый, который будет изображать прибрежный песок. Птицы помещаются на голубом фоне, на воде озера однородными стайками так, чтобы не мешать друг другу, не загораживать друг друга. Поскольку все птицы водоплавающие, то, находясь на поверхности воды, они не нуждаются в изображении ног. Но если захочется гуся или лебедя поместить на прибрежный песок или на траву, то можно показать ноги птицы так, как показано в изделии "Птичка" в теме "Птичка – заботливая мама". Птицы – главные персонажи композиции. Надо позаботиться о том, чтобы их размещение на озере и расположение в стайке выглядели естественно. Композиция дополняется и украшается травкой, цветами по берегам. На воде озера можно разместить более высокую осоку и камыши. Свободное место между птицами можно заполнить водяными цветами – лилиями, кувшинками, лотосами. Листья водяных цветов округлые, их можно делать из шариков и капелек. В траве могут разместиться улитки. Только надо помнить, что все украшающие изделия должны дополнять композицию. Их надо делать столько, сколько требуется для заполнения пустоты и сохранения зрительного равновесия. Водяные растения также не должны покрывать всю воду, иначе вместо озера может получиться зеленый луг, на котором лежат безногие птицы. Все дополнения должны быть соразмерны. Нельзя делать траву очень высокой, из-за которой уже ничего не видно. Главное в композиции – это красивые птицы, самые большие и красивые из которых – лебеди, и летнее озеро, состояние которого достоверно покажут некоторое разнообразие трав и небольшое количество разных цветков. Высокие травы: осоку и камыши – можно показать с помощью небольших конических жгутов, сдавленных в пластины и собранных в пучки.

ТЕМА "ПАСХА"

Разгрузочная тема "Пасха" выполняется перед праздником и настраивает детей на него. Тема знакомит детей с лепкой новых изделий, изучает яйцевидную форму, применяемую в лепке других изделий. В этой теме изделие "Яйцо" является базовым.
Композиция состоит из объемного натюрморта: тарелка, кулич, разноцветные яйца. Фантазийная часть состоит в украшениях и добавлениях: свечи, цветы. В композиции должен ощущаться праздничный, радостный настрой в подборе цветовой гаммы. В этой теме повторяются изученные ранее приемы и формы. Поэтому соразмерность изделий в композиции и правильная лепка формы изделий обязательны.
Первым изделием темы следует лепить тарелку или блюдо, на которое будут укладываться все другие предметы композиции. Это изделие выполняется по знакомым плакатам "Тарелка" или "Блюдо" с краткой нотацией, напоминающей порядок лепки, и под контролем учителя.

Изделие "Кулич"

Очень простое изделие, выполняется простыми приемами доработки формы, требует хорошего подбора цвета пластилина.

Нотация на изделие "Кулич"

1. Составить однородный цвет из белого, желтого, коричневого цветов так, чтобы изделие было похоже на испеченный пирог. Раскатать шар средних размеров (рис. 5а).

Рис. 5а

Рис. 5а

2. Из шара раскатать цилиндр с пропорциями 1:1, чтобы толщина его равнялась длине (рис. 5б).

Рис. 5б

Рис. 5б

3. Один конец цилиндра оставить выпуклым, а другой придавить на доске с сохранением остальной формы (рис. 5в).

Рис. 5в

Рис. 5в

Рис. 5г

Рис. 5г

4. Верхнюю, выпуклую, часть кулича "покрасить" белым пластилином, изображая сахарную пудру. Поставить кулич на тарелку (рис. 5г).

Изделие "Яйцо"

Для усвоения и отработки действий при исполнении яйцевидной формы лепку яйца по нотации целесообразно проводить на изделии более крупного размера, чем это требуется для композиции. Убедившись, что дети поняли характер формы и принцип ее исполнения, можно предложить повторить форму в уменьшенном виде соразмерно композиции.

Нотация на изделие "Яйцо"

1. Раскатать шар средних размеров из пластилина любого цвета (рис. 6а).

Рис. 6а

Рис. 6а

2. Вытянуть из шара яйцевидную форму. Для этого надо взять шар за одну его половину, а другую от средней линии выглаживать пальцами вкруговую, постепенно вытягивая и уменьшая толщину шара (рис. 6б). Передвигать пластилин по поверхности шара надо аккуратно, сохраняя его выпуклую форму (рис. 6в). Суженную вытянутую часть шара скруглить, а все неровности загладить.

Рис. 6б

Рис. 6б

Рис. 6в

Рис. 6в

Для композиции следует выполнить такое количество разноцветных яиц, которого хватило бы разложить по краю тарелки вокруг кулича. Можно поместить яйца на отдельную тарелку, которую следует лепить дополнительно.
Размер яйца для композиции не должен превышать размер горошины, а равновеликие изделия следует делать, используя жгут.

ТЕМА "ПТИЧИЙ ДВОР"

Базовая тема "Птичий двор" знакомит с применением исходных форм в новых изделиях, расширяет предметный мир, развивает объемное мышление, фантазию и глазомер. Жесткий порядок исполнения изделий и их сложная многодельность приучают к планированию деятельности и к усидчивости.
Все изделия темы "Птичий двор" по характеру форм и приемам лепки заимствованы у мастеров дымковского промысла. Примеры рисунков украшений – также в стиле росписи дымковской игрушки. При работе над этой темой учитель может познакомить детей с народным промыслом, рассказать им об истории промысла, о тематике изделий, о значении его в жизни людей раньше и сейчас. Согласно стилю промысла цвета пластилина для исполнения изделий желательно подбирать яркие, радостные. Обычно яркими и красочными у дымковского промысла бывают расписаны налепы и украшения на белом фоне основы. Если белого пластилина уже мало, то его можно заменить светло-желтым или бежевым.

Изделие "Курица с цыплятами"

1. Подготовить пластилин светлого цвета и раскатать узкий неполный конус.

2. Узкий конец конуса скруглить. Конус изогнуть по дуге – это туловище (рис. 7а).

Рис. 7а

Рис. 7а

3. Из пластилина того же или другого цвета раскатать небольшой конус средних пропорций.

4. Придавливанием превратить конус в довольно толстую пластину – это хвост.

5. Треугольную пластину узким концом приставить к широкой части конуса и примазать пластилином конуса так, чтобы форма конуса плавно переходила в форму пластины (рис. 7б).

Рис. 7б

Рис. 7б

Рис. 7в

Рис. 7в

6. Раскатать шар средних размеров из зеленого пластилина и придавить его на доске без изменения остальной формы – это подставка и основа для ног.

7. На зеленом шаре укрепить туловище курицы (рис. 7в).

8. Раскатать два равновеликих шара среднего размера из пластилина цвета туловища или цвета хвоста.

9. Придавливанием превратить их в две одинаковых круглых пластины – это крылья.

10. Крылья приложить к бокам туловища и примазать в верхней части (рис. 7г).

Рис. 7г

Рис. 7г

11. Крылья развести в стороны, ножки делать из жгутиков, глаза – шарики с продавленным зубочисткой зрачком. Клюв, бородка и гребешок красные. Бородка у курочек бывает маленькая, выполняется из шариков размером с зернышко, которые придавливаются и помещаются на шее по обеим сторонам клюва. Гребешок можно сделать также из шариков, придавив их на голову с сохранением формы. Другой вариант гребешка делается из узкой полоски пластилина, согнутой "гармошкой". В дымковском промысле этот элемент называется "волан". Гребешок можно сделать любой другой формы проще или сложнее по возможностям учеников, надо помнить, что у курочек не бывает больших и высоких гребней. Большие гребешки бывают у петушка.

12. Цыпленок делается как птенчик из темы "Птичка – заботливая мама". Цыпленок ставится на подставку. Ножки можно не делать, поскольку они слишком малы и под курицей видны не будут. Несколько таких цыплят можно пристроить между крыльями курицы, а в композиции разместить их рядом с курицей на площадке птичьего двора.

Изделие "Курица с цыплятами" – сложное, со множеством деталей. Но все формы и действия детям знакомы. Трудности возникают в определении пропорций и соразмерности деталей. Крылья, грудь курочки можно украсить ярким контрастным пластилином, придавливая шарики, капельки, жгутики разных размеров.

Изделие "Петушок"

Нотация на изделие "Петушок"

1. Туловище петушка выполняется точно так же, как и туловище курицы, только размеры его можно немного увеличить. Неполный конус со скругленным узким концом изогнуть по дуге.

2. Раскатать шары для хвоста и крыльев: для хвоста – больше, для крыльев – меньше.

3. Придавливанием превратить шары в диски. Для прочности большой диск делать толще – 2–3 мм, малые диски – 1,5–2 мм.

4. Большой диск прикрепляем к толстому концу конуса-туловища и примазываем из материала конуса, как в изделии "Курица" (рис. 8а).

5. Подставку выполняем из небольшого конуса так же, как из шара.

6. Малые диски прикрепляем по бокам туловища и примазываем к верхней части (рис. 8б).

Рис. 8а, б

Рис. 8а, б

7. Заканчиваем петушка дополнениями и украшениями: клюв – конус, бородка – две "капельки", гребешок – шарики разных размеров, пластина с защипами, "коса" и т.д. Глаза делаем обычным способом из шариков нужного размера. В центре глаза зрачок продавливаем зубочисткой. Украшаем петушка придавливанием жгутиков, "капелек", шариков и рисунком с помощью стека или зубочистки любых орнаментов. Все это можно делать выборочно или в сочетании. Дело сугубо авторское. Надо только напомнить, что украшениями нельзя покрывать все туловище петушка. У петушка, как и у курочки, местами для украшений являются хвост с обеих сторон, крылья с наружной стороны и грудь (рис. 8в).

Рис. 8в

Рис. 8в

В композиции петушок может быть один. Если за урок дети не успевают его закончить, то фантазийную часть работы, как обычно, можно задать на дом.

Изделие "Индюк"

Нотация на изделие "Индюк"

1. Раскатать конус длиннее, чем для петушка (рис. 9а).

Рис. 9а

Рис. 9а

2. Разделить длину конуса на 3 части и две узкие части согнуть вверх, а узкий конец согнуть вперед. В основе индюка туловище короче шеи. Основу поставить на подставку, как и у всех других птиц.

3. Раскатать большой шар, придавливанием сделать диск довольно толстым, чтобы он прочно держал форму – 3–4 мм.

4. Из двух меньших шаров сделать диски для крыльев.

5. Присоединить большой диск к толстому концу основы не как у петушка и курицы – вдоль туловища, а поперек (рис. 9б). Примазывать хвост к туловищу надо из пластилина туловища движениями к хвосту. Следить за тем, чтобы форма туловища плавно переходила в форму хвоста без ребер, впадин и бугров.

Рис. 9б

Рис. 9б

6. Диски крыльев примазать по бокам туловища, как у курицы и петушка.

7. Клюв можно "покрасить" в нужный цвет, а можно заменить другим пластилином, отрезав цвет основы. Глаза – шарики. Гребешок и бородка выполняются любым известным способом: изогнутыми полосками, например элементом "волан" или элементом "коса", шариками, "капельками" и др. Надо только помнить, что у индюка бородка длинная, расположена по всей шее. Она и является украшением груди. Значит, дополнительных украшений на груди уже не требуется. Украшаются крылья снаружи и хвост с обеих сторон (рис. 9в).

Рис. 9в

Рис. 9в

Индюков в композиции может быть один-два. В целом композиция представляет собой картон, покрашенный желтым, зеленым, коричневым пластилином, изображающим землю двора. На картоне расположены кормушка и окружающая двор зелень с цветами, мелкими птичками, улитками. Можно где-то в углу поставить цветущее дерево. Но не следует сильно загромождать картон, например изображением курятника и других построек. Главными в композиции должны быть птицы, они должны быть хорошо видны, быть крупнее дополнительных предметов, располагаться группами на выгодном для их восприятия фоне.
Если к композиции "Птичий двор" присоединить композицию "Озеро", то в целом получится большая композиция, которую можно назвать, например, "В мире птиц". Такую композицию можно исполнять групповым методом в классе и на внеклассных занятиях.

ТЕМА "МОРЕ"

Тема "Море" – базовая. Тема развивающая, знакомит с новыми персонажами, с использованием знакомых форм и приемов лепки, закрепляет изученный материал. Развивает глазомер, видение объемов и пропорций.
В этой теме дети учатся строить многофигурную композицию, которая представляет собой морское дно с разнообразными его обитателями. К исполнению предлагаются знакомые улитки, трава (здесь она играет роль водорослей). Многие дети знают живые водоросли, наблюдая аквариумы. Часто в аквариумах растет валлиснерия прямая и спиральная. Появляется много новых персонажей – обитателей морского дна: рыбы, морские звезды, осьминог, морской конек. Осьминог, как самый большой и сложный персонаж, занимает центральное место на дне моря. Морская звезда гораздо меньше осьминога. Чтобы она была видна в композиции, ее надо расположить на возвышенности. Рыбки могут быть самых разных размеров, располагать их надо так, чтобы они не мешали друг другу и другим персонажам и заполняли собой пустоты дна и травы, поскольку однообразие зелени, будет невыгодно для композиции. Зеленые водоросли хорошо оживляются морскими коньками, улитками, маленькими рыбками. Длинные водоросли помещаются на задний план, создают как бы фон всей композиции, короткие – пучками по всему морскому дну, заполняя, дополняя и украшая композицию.
Но надо помнить, что обилие персонажей не делает композицию лучше. Слишком много предметов мешают друг другу. Чтобы не было нагромождения, их придется делить на группы, как в теме "Магазин игрушек". Легко может получиться витрина магазина, а не морское дно. Поэтому композицию "Море" лучше делать каждому ученику свою – попытаться найти на своем картоне наиболее удачное размещение своих персонажей. А за время, предоставленное на тему в календарном плане, можно сделать только по одному новому персонажу и останется урок на компоновку. Дополнительных рыбок можно успеть сделать при создании композиции, если в классе – дети, активно работающие и достаточно развитые предыдущими занятиями по лепке. Тема для детей, особенно младшего, первого, класса, действительно сложная. Можно часть работы, как обычно, задать на дом, например дополнительных рыбок и доработку композиций. Обычно родители охотно принимают участие в работе, исправляя и облагораживая работу детей. Учителю надо хорошо объяснить задачи этой композиции, принцип компоновки и обратить особое внимание на оптимальное количество персонажей, их разнообразие по величине и характеру. То есть на те самые правила, на которых держится любая грамотная композиция.
На этой теме обучающая часть программы заканчивается. Следующие темы – дополнительные. Они в разнообразной форме повторяют все изученное ранее, закрепляют материал, упражняют в исполнении объемов с рисованных изображений, развивают объемное видение, объемное мышление, глазомер, укрепляют связь голова – рука и расширяют предметный мир. В следующих темах уже не предлагаются примеры композиций. Композиции строятся детьми по примеру выполненных ими и по известным правилам. Роль учителя уже сводится к контролю и коррекции исполнения.

Изделие "Морская звезда"

В изделии показываются более сложная разметка, чем в изделии "Тарелка", новое применение приема вытягивания, более жесткое требование соблюдения пропорций.

отация на изделие "Морская звезда"

1. Подготовить и раскатать шар среднего размера из пластилина любого яркого цвета или фактурного цвета (рис. 10а).

Рис. 10а

Рис. 10а

2. Ладонью придавить шар, уменьшив его высоту вдвое (рис. 10б), как в изделии "Пирог".

Рис. 10б

Рис. 10б

3. На верхней половине сжатого шара стеком нанести линии разметки. Из центра пятью прямыми линиями разделить поверхность формы на равные части. Нарисовать как бы лучи пятиконечной звезды (рис. 10в).

Рис. 10в

Рис. 10в

4. Удлинить каждый луч вытягиванием пластилина (рис. 10г). Для этого сдавить пластилин пальцами, захватив его с обеих сторон от линии разметки, в вертикальном направлении, а затем в горизонтальном, как при вытягивании травки. Затем надо выглаживанием убрать все ребра и неровности и сделать форму каждого луча похожим на конус. Вид сверху – круглая форма – приобретает вид пятиконечной звезды. Вид сбоку – вытянутые лучи составляют с нижней половиной бывшего шара одну плоскость, а верхняя часть должна оставаться выпуклой. Все изменения формы должны быть плавными, обтекаемыми.

Рис. 10г

Рис. 10г

Рис. 10г

5. Сверху морская звезда украшается, если основа была выполнена из одноцветного пластилина (рис. 10д).

Рис. 10д

Рис. 10д

При лепке изделия по нотации учителю особое внимание следует уделить пунктам 3 и 4. Все эти действия для детей новые. При еще слабом развитии глазомера многие дети не смогут сами справиться с разметкой. Некоторые дети никогда не видели морской звезды и не представляют себе ее формы. Учитель в начале лепки должен выяснить, насколько дети знакомы с этим представителем моря, и показать им рисунки, фотографии, иллюстрации морских звезд, если это необходимо. Живые морские звезды бывают разных форм. Для визуального знакомства лучше выбрать тип звезды, похожий на предложенное к лепке изделие.

Изделие "Осьминог"

Осьминог – любимый детьми персонаж из-за видимой простоты его исполнения. Лепка его не содержит новых форм и способов доработки. Все применяемые в лепке приемы хорошо знакомы детям, освоены ими. Поэтому учителю следует повысить требования к их исполнению, к качеству формы и соблюдению пропорций. Только при соблюдении этих требований изделие может быть красивым.

Нотация на изделие "Осьминог"

1. Подготовить пластилин яркого цвета и раскатать из него большой шар (рис. 11а).

Рис. 11а

Рис. 11а

2. Придавить шар на доске без изменения остальной формы (рис. 11б).

Рис. 11б

Рис. 11б

3. На верхней половине шара и боках нанести стеком линии разметки, разделив объем шара на восемь равных частей вертикальной линией, горизонтальной линией и каждую четвертину пополам (рис. 11б).

Рис. 11в

Рис. 11в

4. Из этого же пластилина раскатать цилиндрический жгут небольшой толщины.

5. Нарезать из жгута восемь равновеликих заготовок, сохраняя круглую форму жгута. Пропорции заготовок примерно 1:4:1 – толщина, 4 – длина.

6. Каждую цилиндрическую заготовку превратить в конус раскатыванием на доске.

7. Конуса соединить с основой, придавив широким концом к основе между линиями разметки на нижней половине шара и загладив швы (рис. 11в, г).

Рис. 11г

Рис. 11г

Рис. 11г

8. Выпуклую часть основы украсить глазами. Нос и рот изображать по желанию. Придать конусам вид, характерный для щупальцев осьминога (рис. 11д).

Рис. 11д

Рис. 11д

Изделие "Рыбка"

Рыбка исполняется на основе исходной формы "конус". Ничего нового не содержит. Некоторые затруднения может вызвать прикрепление плавников, во время которого немного изменяется их форма. В целом, несмотря на трудоемкость и внешнюю сложность, средние ученики легко справляются с рыбкой и охотно лепят.

Нотация на изделие "Рыбка"

1. Раскатать конус средних размеров (рис. 12а). Отступив немного от широкого края конуса, стеком провести линию разметки, как в изделии "Змея".

Рис. 12а

Рис. 12а

Рис. 12б

Рис. 12б

2. От намеченной линии вытянуть короткий конус (рис. 12б), как в изделии "Змея", – это основа рыбки.

3. Плавники – конуса разных размеров, сдавленные в пластину. Спинной плавник – конус вдвое короче основы. Конус сдавить в пластину и прикрепить ребром длинной стороны вдоль на длинном конусе основы в середине между толстой его частью и острым концом (рис. 12в). Примазывать пластилином из плавника по всей его длине с обеих сторон. Переднюю закругленную часть плавника движением пальца сверху вниз и вперед изменить на плавно прогнутую линию, идущую от самой широкой части плавника к голове рыбки.

Рис. 12в

Рис. 12в

4. Нижний плавник на треть короче и уже спинного. Прикрепляется вдоль основы снизу против спинного плавника (рис. 12в). Узкие концы плавников должны находиться на равном расстоянии от конца основы. Примазывается плавник точно так же, как спинной. Закругленная часть плавника превращается в плавную прогнутую линию (рис. 12г).

5. Хвостовой и грудные плавники делаются из пластин, равных по размеру и по форме. Для этого надо раскатать четыре равновеликих конуса средних пропорций размером меньше, чем нижний плавник. Превратить их в пластины и прикрепить к основе широкой частью согласно схеме крепления (рис. 12г). Две пластины – по бокам основы под широкой частью спинного плавника рядом с разметочной линией, отделяющей голову от туловища рыбки. Две другие пластины – на острый конец туловища основы.

Рис. 12г

Рис. 12г

6. На голову рыбки налепить глаза из шариков. Жабры можно нарисовать стеком полукругом вокруг глаз. Но можно сделать их объемными, сделав небольшие круглые пластины (рис. 12д) и примазав их по бокам головы. В этом случае глаза придавливаются на голову поверх жабровых пластин. Пластины для жабр надо делать как можно тоньше, чтобы они не сделали голову слишком массивной.

Рис. 12д

Рис. 12д

7. Изогнуть основу рыбки, придавая ей желаемое движение. Рыбка вполне устойчиво стоит на двух грудных плавниках и на хвостовом, если туловище выгнуть спиной вверх. Или на грудных плавниках и нижнем, если хвостовой плавник поднять вверх (рис. 12д, е).

Рис. 12е

Рис. 12е

Рыбку, можно сделать любого размера в зависимости от величины основы. Все остальные детали должны быть строго соразмерны к основе. Если лепить слишком маленьких рыбок, то следует сократить количество деталей, поскольку вылепить их форму почти невозможно и в малом размере видно их не будет. Предложенная рыбка хорошо смотрится в среднем размере и ярких сочетаниях цветов. Много цвета применять нецелесообразно. Лучше ограничиться двумя для туловища и плавников. Третьим цветом можно "подкрасить" непримазанную сторону жабр. Рыбок можно помещать в любое место композиции, не слишком усердствуя в их количестве.

Изделие "Морской конек"

Изделие "Морской конек" в теме дополнительное. Показывается учителем и исполняется учащимися по желанию. При исполнении по нотации лучше лепить изделие достаточно большого размера. В композиции соразмерность его к остальным персонажам можно слегка нарушить, приравняв его размер к рыбкам. Эта необычная странная морская рыбка не всем детям знакома, а форма ее непонятна. Учителю следует перед проведением нотации познакомить детей с ней, провести короткую беседу, показать иллюстрации. Наш персонаж исполняется из простых форм, он игрушечный, он только приближен к форме морского конька, не имеет его конкретных деталей. Если дети знают эти детали и представляют себе их форму и размеры, то пусть смело их делают. Ученик при желании может легко справиться с предложенным вариантом изображения конька. Ничего нового в его лепке нет, кроме применения приема выглаживания для изменения формы основы.

Нотация на изделие "Морской конек"

1. Раскатать конус, толстый конец сглаживанием закруглить (рис. 13а). Стеком нанести линии разметки по обеим сторонам конуса, разделив весь объем конуса пополам вдоль.

Рис. 13а

Рис. 13а

2. Действием выглаживания изменить форму одной стороны конуса (рис. 13б), для чего на выбранной половине начиная с тонкого конца выглаживанием сдвинуть пластилин вниз в центре и с боков. Из набравшегося пластилина получается выпуклость. Сохраняя ее, аккуратно загладить поверхность.

Рис. 13б

Рис. 13б

Рис. 13в

Рис. 13в

3. На этой же половине конуса ниже образовавшейся выпуклости сдвигать пластилин вниз к толстому концу конуса спереди и с боков, как и в верхней части. Все неровности сгладить. Форма, полученная в результате выглаживания, должна быть гладкой и обтекаемой.

4. Верхнюю часть конуса с первой выпуклостью плавно согнуть (рис. 13в). Это основа – туловище с головой.

5. Хвост выполняется из длинного тонкого конуса, похожего на сосульку.

6. Придавить и примазать хвост к скруглению толстого конца против выпуклого утолщения (рис. 13г).

Рис. 13г

Рис. 13г

7. На спине выше хвоста прикрепить плавник в виде пластины, полученной из неполного конуса (рис. 13г).

8. Выше плавника на этой же стороне конуса до самой головы сделать продольные защипы, обозначающие нежную бахрому живого конька и украшающие наше изделие.

9. На верхней выпуклости основы, которая теперь обозначает голову, с обеих сторон примажем круглые пластинки, как жабры у рыбки. Примазываем только переднюю и верхнюю часть пластинки, задняя и нижняя остаются свободными.

10. По обеим сторонам шеи ниже жабр прикрепить яркие треугольные плавники, узким концом примазав их к основе. Яркими можно сделать спинной плавник и свободные края жабр. Хвост лучше делать одного цвета с основой, чтобы конек не был слишком пестрым.

11. Хвосту придать естественный вид, согнув его по дуге. В композиции посадить конька в морскую траву, обвив его хвостом какой-либо лист. Если морского конька лепить d самостоятельной композиции, то лепить его можно сделать несколько крупнее. Тогда можно будет ввести дополнительные украшения на выпуклом животе и на хвосте рыбки в виде ярких пластилиновых полосок, кружочков или нарисовать стеком. Посадить одного-двух коньков среди водорослей, а пучок водорослей укрепить на картоне (рис. 13д).

Рис. 13д

Рис. 13д

ТЕМА "ДЖУНГЛИ"

Тема "Джунгли" – дополнительная, развивающая. Знакомит с новыми более сложными в исполнении изделиями, тренирует глазомер, объемное видение, закрепляет изученный материал. Выполнение композиции требует трудолюбия и усидчивости. Содержит изделия "Слон", "Черепаха", "Пальма". Предлагаемые к исполнению изделия дети лепят по нотации. При этом возможно неполное информационное обслуживание нотации. Кроме лепки персонажей темы, вся остальная часть работы является фантазийной.
При исполнении композиции учитель напоминает возможные варианты компоновки персонажей и проводит контроль исполнения. Можно показать примеры удачных работ учащихся, если учитель ими располагает. Композиция дополняется любыми другими подходящими к теме изделиями из числа изученных или взятыми из других источников самостоятельно. Цель композиции – показать сценку из жизни природы в тропиках. Главными героями должны быть животные, дополняющими – птицы на фоне тропической растительности.

Изделие "Слон"

Изделие сложное. Впервые дети знакомятся с лепкой животного на четырех ногах. В лепке изделия предлагается способ, принятый в дымковском промысле, – ноги исполняются отдельно и присоединяются к основе в нужных местах. Вообще, слон собирается из доработанных исходных форм, как и все прочие изделия программы.

Нотация на изделие "Слон"

1. Раскатать большой шар из серого или бежевого пластилина (рис. 14а). Можно взять фантазийный цвет (синий, красный, желтый).

2. Стеком провести разметочные линии на шаре. Первой разметкой делим шар ровно пополам. Одну из половин шара делим двумя линиями на четыре части (рис. 14б).

Рис. 14а

Рис. 14а

Рис. 14б

Рис. 14б

3. Из этого же пластилина раскатать цилиндрический жгут.

4. Нарезать из жгута четыре цилиндра (рис. 14в).

Рис. 14в

Рис. 14в

5. Цилиндры соединить с шаром. Каждый цилиндр поставить основанием на поверхность шара в середину четвертой части (рис. 14г) и придавить так, чтобы в месте придавливания цилиндр расширился, а длина его уменьшилась.

6. Образовавшимся лишним пластилином в месте придавливания примазать цилиндр (ногу слона) к шару (туловищу) (рис. 14д).

Рис. 14г

Рис. 14г

Рис. 14д

Рис. 14д

7. Все четыре ноги отогнуть книзу (рис. 14е). Проверить устойчивость туловища на четырех опорах. Если изделие качается, имея ноги разной длины, то надо слегка постучать его о доску, уравнивая высоту ног. Загладить все неровности перехода от верхней половины шара к ногам. Все формы должны плавно переходить одна в другую без впадин и бугров.

Рис. 14е

Рис. 14е

Рис. 14ж

Рис. 14ж

Голова и налепы

8. Раскатать из этого же пластилина неполный конус (рис. 14ж).

9. Узкую часть конуса удлинить вытягиванием с прогибом (рис. 14з). Часть кончика вытянуть дополнительно.

Рис. 14з

Рис. 14з

10. Широкую часть конуса слегка надрезать и отогнуть в сторону (рис. 14и).

Рис. 14и

Рис. 14и

11. Полученную голову приложить к туловищу, место соединения обернуть тонким жгутом и примазать жгут в обе стороны – к туловищу и к голове (рис. 14к).

Рис. 14к

Рис. 14к

12. Из двух равных шаров сделать два равных диска, приложить их по обеим сторонам головы и примазать переднюю часть дисков.

13. Украсить белыми бивнями, поместив их по обеим сторонам головы в уголках надрезанного рта, глазами на белой подложке, чтобы они были хорошо заметны на сером фоне головы. Прилепить на ноги пальцы из шариков белого цвета. Затем можно придать слону желаемое естественное движение головы, хобота, ног. Все изделие исполняется из пластилина одного цвета (рис. 14л).

Рис. 14л

Рис. 14л

Изделие "Черепаха"

Изделие довольно сложное. Состоит из соединения множества деталей, требует хорошего глазомера, трудолюбия. Исполняется по желанию учащихся. Изделие выполняется из пластилина двух цветов – желтого и коричневого – или других подходящих для черепахи.

Нотация на изделие "Черепаха"

1. Из коричневого пластилина раскатать шар средних размеров (рис. 15а). Придавливанием всей формы уменьшить его высоту вдвое (рис. 15б).

Рис. 15а

Рис. 15а

Рис. 15б

Рис. 15б

2. Одну широкую сторону полученной формы разметочными линиями разделить на восемь равных частей, как при выполнении изделия "Осьминог".

3. Из желтого пластилина раскатать жгут толщиной с карандаш (рис. 15в). Нарезать из него круглые цилиндры пропорцией 1:2, как в изделии "Слон".

Рис. 15в

Рис. 15в

4. На одном из концов цилиндра выглаживанием сместить пластилин в одну сторону, слегка вытянуть и чуть согнуть, получив маленькую лапку. Вытягивать надо совсем мало, не делая острого "клюва". Лапок надо сделать четыре.

5. Пятый цилиндр прикатать в неполный конус.

6. Шестой, вдвое короче, превратить в шар, а из него сделать короткий конус, как капелька.

7. Все детали прилепить на узкую боковую часть основы к разметочным линиям. При примазывании пластилин надо брать с примазываемой детали, превращая цилиндрическую лапку в конусную (рис. 15г), утончая шею черепахи на неполном конусе-голове и уменьшая величину хвоста.

8. Четыре лапки отогнуть вниз, хвостик и голову – вверх (рис. 15д).

Рис. 15г

Рис. 15г

Рис. 15д

Рис. 15д

9. Из коричневого цвета раскатать тонкий длинный жгут, проложить его сверху по краю основы так, чтобы он волнообразно огибал хвост, шею и лапы, западая вниз между ними (рис. 15д).

10. Жгут примазать к основе, оставляя ребра от примазки. Непримазанный край жгута будет изображать край панциря черепахи, ребра примазки – жесткие неровности панциря, которые будут украшать изделие. Можно сделать панцирь гладким и нарисовать на нем характерный рисунок панциря (рис. 15е).

Рис. 15е

Рис. 15е

11. Заканчиваем лепку черепахи глазами, рисованием или разрезом рта и обозначением пальцев на ногах. Затем придаем черепахе желаемое движение ног и головы, оживляя ее.

Изделие "Пальма"

Изделие состоит из многих деталей одного размера, закрепляет способ изготовления равновеликих деталей, тренирует глазомер. Для изготовления пальмы требуется применение проволочного каркаса. Очень удобно использовать металлические канцелярские скрепки большие и маленькие. Скрепку надо разогнуть в прямую линию, а кончик плоскогубцами согнуть под прямым углом. Пальма изготовляется из пластилина разных цветов: черного, зеленого или желтого для основания-подставки, изображающего землю; оранжевого, бежевого, коричневого для ствола пальмы; зеленого для листьев и травки.

Нотация на изделие "Пальма"

1. Изготовить каркас из тонкой проволоки (рис. 16а).

2. Основание изготовить из черного пластилина, раскатав шар средних размеров и придавив его на доске без изменения остальной формы, как шляпку гриба подосиновика. Можно подставку сделать как шляпку гриба боровика, придать основе форму полушара.

3. Надеть основание на проволоку и поставить на доску плоской стороной основания (рис. 16а).

4. Раскатать из коричневого пластилина жгут толщиной с карандаш и нарезать из него цилиндриков с пропорцией 1:1. Цилиндрики превратить в шары (рис. 16б), а шары – в короткие конусы-капельки.

Рис. 16а

Рис. 16а

Рис. 16б

Рис. 16б

5. Конусы надеть на проволоку узкими концами вниз к подставке (рис. 16в).

6. Из зеленого пластилина раскатать небольшие веретенообразные жгуты, придавливанием превратить их в пластины, края пластин надрезать стеком немного наискосок (рис. 16г).

Рис. 16в

Рис. 16в

Рис. 16г

Рис. 16г

7. Собрать несколько таких пластин – листьев пальмы в пучок, как листья свеклы, и надеть на проволоку, прикрепив (придавливанием или примазыванием) к верхнему конусу ствола (рис. 16д).

Рис. 16д

Рис. 16д

На одном основании можно укрепить две или три проволоки и на каждой из них сделать пальму. В этом случае пальмы должны быть разной высоты согласно правилу композиции, в котором говорится о недопустимости установки рядом равновеликих изделий. Основание изделия хорошо украсить травкой в один ряд или в несколько рядов. Чем шире основание, тем устойчивее изделие. Но сильно расширять основание не следует. Лучше поискать равновесие положением пальм, а в композиции покрепче укрепить их на картоне (рис. 16е).

Рис. 16е

Рис. 16е

ТЕМА "ДРЕВНИЙ МИР"

Тема "Древний мир" – дополнительная, подводящая итог всей программе. Тема не содержит никаких новых форм и приемов лепки. Для исполнения предлагаются персонажи древнего мира – динозавры, передвигающиеся на двух и на четырех лапах. Тема любима детьми, выполняется с большим энтузиазмом. Исполнение по нотации необходимо только в первых классах со средними и слабыми учениками. Более сильные и старшие ребята при условии выполнения всех предыдущих тем легко справляются с лепкой персонажей и композиций самостоятельно. Учителю остается только бегло напомнить базовые изделия, устно объяснить порядок выполнения изделий, а также подсказать возможные версии композиций. Учебные плакаты показывают лепку основы изделий, а налепы дети выполняют сами, используя рисунки динозавров из печатных изданий. Учителю перед проведением этой темы надо подобрать такие рисунки из детских книг, альбомов, раскрасок и поместить их на демонстрационную доску вместе с учебными плакатами. Достаточно
3–5 вариантов каждого вида динозавров поместить рядом с плакатом, чтобы у детей не возникло проблем при исполнении. В процессе урока учитель только контролирует и консультирует учащихся, определяя для себя уровень полученных знаний и умений. Но требования к качеству исполнения должны быть предельно высокими. Качество формы деталей, их соразмерность в изделии, соединение деталей между собой, соразмерность изделий в композиции должны быть выполнены хорошо. К концу года эти правила уже должны стать законом и обсуждению не подлежат. Возможны удачные или неудачные композиции. Примеры композиций дети могут посмотреть на работах учеников прошлых лет, если учитель располагает ими. Если таких работ еще нет, то учителю надо вылепить свою композицию, как пример, или лепить ее прямо на уроке вместе с учениками. Конечно, для всех композиций третьего раздела надо отводить достаточно времени. За один урок такие сложные композиции сделать нельзя. Двух-трех уроков достаточно для ее исполнения.

Изделие "Динозавр на четырех лапах"

Нотация на изделие "Динозавр на четырех лапах"

1. Подобрать пластилин нужного цвета и подготовить его к работе.

2. Раскатать большой веретенообразный жгут, скругленный с одного конца (рис. 17а).

Рис. 17а

Рис. 17а

3. Из этого же пластилина раскатать цилиндрический жгут (рис. 17б).

Рис. 17б

Рис. 17б

4. Нарезать из него 4 цилиндра и скатать из них неполные конуса с пропорцией 1:2 (рис. 17в).

Рис. 17в

Рис. 17в

5. Основу разделить на три части по длине, провести линии деления на поверхности формы (рис. 17а).

6. На линии деления разместить конуса-ноги на нижней половине боковой поверхности согласно схеме (рис. 17г). Конуса широким основанием придавить к поверхности основы и хорошо примазать вкруговую.

Рис. 17г

Рис. 17г

Рис. 17д

Рис. 17д

7. Выглаживанием увеличить толщину более тупого конца основы, делая голову динозавра, а между головой и туловищем не слишком тонкий перешеек – шею динозавра (рис. 17д).

8. Ноги динозавра отогнуть вниз и выровнять их постукиванием о доску. Проследить за качеством формы и переходом от туловища к ногам без бугров и впадин, как в изделии "Слон".

9. Примитивное украшение для динозавра выполняется защипами вдоль средней линии сверху. Закончить динозавра можно исполнением рта, глаз и приданием ему нужного движения (рис. 17е).

Рис. 17е

Рис. 17е

Изделие "Динозавр на двух лапах"

Этот динозавр вначале делается как первый.

Нотация на изделие "Динозавр на двух лапах"

1. Раскатать веретенообразный жгут, острый с одного конца и скругленный с другого.

2. Разделить жгут на три части, если жгут делается в пропорциях. Если же необходимо сделать хвост и шею динозавра очень тонкими и длинными, то при раскатывании основы концы жгута удлиняют и вытягивают сильнее. Тогда линии разметки для ног проводят по краям самой толстой части жгута, выбрав нужную длину туловища.

3. Голову делают выглаживанием круглого конца основы, увеличивая ее толщину до нужных размеров. Этот прием был освоен на изделии "Лебедь".

4. Задние ноги выполняют из шаров среднего размера, раскатав из них равные конуса. Прикрепляют их к основе, как и в первом динозавре, на линию разметки согласно схеме.

5. На места передних ног прикрепляют конуса более тонкие и длинные, выполненные из шаров меньшего размера. Крепление выполняют точно так же, как в первом динозавре.

6. Глаза – шарики, как во всех других изделиях, рот намечается стеком или разрезается. Другие налепы: хребты, наросты, рога – исполняются согласно рисункам с репродукций. Динозавр устанавливается на две лапы и хвост. Всей фигуре придается нужное движение (рис. 18).

Рис. 18

Рис. 18

Композиция выполняется аналогично композиции темы "Джунгли".

ТЕМА "ИНДИЙСКИЙ ФАКИР"

Дополнительная тема "Индийский факир" обычно не исполняется на классных занятиях, поскольку не укладывается в сетку часов. Она хорошо исполняется на дополнительных занятиях, осуществляя дальнейшее развитие детей, укрепляя полученные знания и навыки.
Композиция темы представляет традиционную уличную сценку: дрессировщика со змеей. Индус-дрессировщик сидит, сложив ноги, и играет на дудочке, а перед ним стоит корзина, из которой поднимается змея. В нашей композиции змея не простая, как в теме "Птичка – заботливая мама", а кобра. Эту змею дети еще не лепили, значит, для них лепка ее будет интересна. В этой теме впервые появляется персонаж "Человек". Освоение принципов лепки человека в дальнейшем позволит детям создавать множество композиций из жизни людей, что является несомненным стимулом для дальнейшей творческой работы.

Изделие "Кобра"

Нотация на изделие "Кобра"

1. Из одноцветного или фактурного пластилина раскатать конический жгут, как для изделия "Змея". Провести разметочную линию вблизи толстого конца конуса.

2. От линии разметки пластилин толстого конца вытянуть. Придав ему форму конуса, узкий конец закруглить (рис. 19а).

Рис. 19а

Рис. 19а

3. Раскатать два равновеликих шара размером с горошину, а из шаров – конусы средних пропорций. Конусы превратить в пластины.

Рис. 19б

Рис. 19б

4. Треугольные пластины длинной боковой стороной приложить к туловищу кобры от разметочной линии вдоль. Пластины должны располагаться друг против друга на середине толщины туловища острым концом к хвосту (рис. 19б). Примазывать пластины надо точно так же, как большой плавник рыбки: длинную сторону пластины – к туловищу, а округлую широкую часть пластины при примазывании спрямить, делая плавный переход к голове (рис. 19в). Обе пластины вместе изображают раскрытый капюшон кобры.

Рис. 19в

 Рис. 19в

5. Конус-голову согнуть вперед, украсить глазами, разрезать рот.

6. Придать кобре характерное движение (рис. 19в).

Изделие "Индус"

Нотация на изделие "Индус"

1. Раскатать веретенообразный жгут из яркого пластилина.

2. Согнуть из жгута овал, наложив концы друг на друга (рис. 20а). Это нижняя часть туловища и ноги.

Рис. 20а

Рис. 20а

3. Из пластилина светло-коричневого цвета раскатать небольшой неполный конус. Слегка придавить его (рис. 20б). Это верхняя часть туловища.

Рис. 20б

Рис. 20б

Рис. 20в

Рис. 20в

4. Из этого же цвета раскатать два равновеликих узких и длинных конуса (рис. 20в). Это руки.

5. Из этого же цвета раскатать шар средних размеров. Из шара сделать грушу вытягиванием одной его половины. Это голова (рис. 20г).

Рис. 20г

Рис. 20г

Рис. 20д

Рис. 20д

6. Голову узким концом придавить к середине широкого основания конуса-туловища и примазать с помощью тонкого жгута, как в изделии "Слон" (рис. 20д).

7. Конусы-руки придавить и примазать широким концом к боковой поверхности конуса-туловища у широкого его основания по обеим сторонам головы.

8. Туловище с головой и руками придавить к нижней части туловища в середине толстой части веретенообразного жгута, слегка наклонив эту часть фигуры вперед.

9. Руки фигуры согнуть вперед и вложить в них тонкий длинный цилиндрик из желтого пластилина, изображающий дудочку.

Рис. 20е

Рис. 20е

10. Голову украсить чалмой, для чего раскатать из яркого пластилина веретенообразный жгут меньше по длине и тоньше, чем первый. Слегка его придавить, делая его более плоским, и обернуть им верхнюю часть головы. Тонкие концы спереди наложить друг на друга, прикрыв ими верх головы (рис. 20д).

11. В середине лица поместить нос, между носом и чалмой – глаза на белой подложке, а под носом – маленький красный кружок, к которому будет приставлен конец цилиндрика-дудочки (рис. 20е).

Урок заключительный

Последний урок в году или последний урок по окончании предложенного курса лепки можно провести на выставке собственных работ. Пригласите родителей, бабушек, дедушек, друзей на вернисаж. Хорошо провести просмотр и обсуждение детских работ, поговорить о том, чему научились дети, что нового узнали, полюбили ли дети лепку и смогут ли лепить летом сами. Выставка наглядно демонстрирует умения и навыки, полученные детьми на проведенных занятиях. Хорошо вылепленные изделия – пропорциональные, с правильными формами, соразмерные в композиции, правильно подобранные по смыслу и правильно скомпонованные на подставке показывают:

1) умение свободно владеть лепным материалом;
2) знание исходных форм и умение выполнить их любых размеров и пропорций;
3) знание и правильное использование приемов доработки исходных форм;
4) правильное понятие о пропорциях и соразмерности;
5) умение использовать плоские рисованные изображения для создания объемных форм;
6) умение пользоваться схемами с условными обозначениями в своей работе;
7) развитие мелкой моторики пальцев рук;
8) видение пропорций и объемов;
9) развитие фантазии и объемного мышления.

Научившись использовать пластилин для творческих целей, дети будут бережнее относиться к нему, приобщаться через эти занятия к искусству, будут уважать чужую работу.
Многие дети, открыв для себя мир лепки, постараются остаться в нем и дальше.
Заключительный урок, проведенный как вернисаж, оставит у всех приятное, радостное ощущение. Родители и дети наглядно увидят полученную пользу от занятий, а учитель на основании полученных результатов выстроит тематический план будущего учебного года.

Рисунки Н.Трениной

Дорогие читатели!
Ваши пожелания, вопросы, сомнения по поводу прочитанного присылайте по адресу: 121165, г. Москва, ул. Киевская, д. 24, издательский дом "Первое сентября" редакция газеты "Начальная школа" – с пометкой "Лепка" Глазовой Марине Геннадиевне.
Желаем вам творческих успехов!