Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №29/2003

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН

Ольга ИНШАКОВА,
учитель начальных классов школы № 57
г. Москва

Продолжение. Начало в № 21, 22, 24/2003

Леворукие дети и математика

Пространственные представления служат основой, на которой выстраиваются все высшие психические процессы – мышление, письмо, счет, чтение, обучение которым и вызывает школьные трудности у детей с признаками левшества. Пространственные представления являются очень сложной структурой психики, отражающейся на различных видах деятельности ребенка. При наличии левшества у детей пространственные трудности обусловливаются дефицитом вклада как правого, так и левого полушарий при несформированном пока межполушарном взаимодействии.

Кроме того, у левшей протекание многих видов психической деятельности требует привлечения внешних осознанных приемов для овладения операциями, которые у правшей формируются независимо от усилий ребенка в процессе его роста. Поэтому начинать заниматься формированием отдельных звеньев пространственных представлений надо как можно раньше и уж не позднее 5–7 лет, а 9 лет – это тот возраст, когда происходит нарастание саморегуляции и активности внутримозговых связей, что приходится именно на период обучения в начальной школе.

Как же сделать так, чтобы весь урок оказался "пронизан" идеей работы с пространством? Обучение маленького ученика из дошколки или первоклассника следует начинать с него самого, то есть с его телесного пространства. И если даже маленькие правши в 6 лет немного путаются, отыскивая право и лево, то у детей с признаками левшества подобные ориентиры совершенно размыты. Самым простым выходом из положения служит браслетик из ниточки на левой руке, тем более что это сейчас модно и для мальчика, и для девочки. Постоянно ощущая свою опору во внешнем мире, ребенку станет проще осознавать сначала себя относительно других, а уж понимание того, где находится он сам относительно другого, придет намного позже.

Понятия "верха" и "низа" (пол – потолок) обычно бывают усвоены хорошо, чего не скажешь о терминах "следующий", "предыдущий". Во время физкультминуток учитель может это отрабатывать, раздав детям каждого ряда карточки с порядковыми номерами первого десятка и на первых порах вызывая нескольких детей с устной инструкцией, как им встать. Потом проводится обсуждение, кто за кем и перед кем стоит, кто предыдущий, а кто следующий. При этом следует учитывать тот факт, что у детей, стоящих лицом к классу, "право" соответствует понятию "лево" для сидящих за партами, что с трудом и медленно усваивается первоклассниками, особенно левшами. Поэтому детям проще вставать в затылок, тогда сомнений относительно порядка построения не будет, и учитель может отрабатывать сами понятия, используя это упражнение и для отработки порядкового счета, и для проверки зрительной памяти, когда по его просьбе сидящие дети закрывают глаза и после этого вспоминают, у кого, например, зеленая рубашка. Каждый учитель придумает, как максимально использовать ситуацию. Например, такое упражнение. По команде ребенка из класса Коля меняет свое место и встает после Максима, а Настя перед Лизой, при этом дети контролируют правильность выполнения. Главное – чтобы постоянно решалась учебная задача.

Большую помощь в осознании своего телесного пространства, равно как и внешнего, оказывают занятия физкультурой. Но на них сами дети не отрабатывают словесные конструкции, они их усваивают пассивно, поскольку у данного урока совсем другие задачи. А кроме того, приходится с грустью констатировать, что проблемные дети с признаками левшества часто пытаются увильнуть от трудного для них урока, поскольку не отличаются ни ловкостью, ни координацией движений. Им надо объяснять, что дорогу осилит идущий и нет смысла избегать очень полезных занятий.

В предыдущем упражнении ученики выполняли пассивные роли, а можно немного изменить сценарий, и тогда ребенок должен будет по заданию учителя сам расставить трех-четырех детей, соблюдая условие, что Маша, например, окажется справа, Федя – слева, а Катя с Вовой – в серединке, причем Вова должен быть между Катей и Машей. Это пример достаточно трудной задачи. Задание с тремя персонажами выполняется проще. Конечно, можно вместо детей использовать игрушки, тогда время выполнения сократится и поучаствовать успеют двое учащихся.

Ребята любят игру "Робот", когда водящий покидает класс, а ученики прячут "клад", а потом зовут "робота". Пока ребенок ждет за дверью, в классе намечается маршрут поиска, чтобы побольше детей (но не более десяти) успело скомандовать "роботу". Когда водящий входит, ему дают команды, например "шаг вперед", "поворот направо", "три шага вперед" и т.д.

Варианты заданий надо разнообразить, пока не будет достигнута основная цель – отрабатываемые понятия окажутся усвоенными.

Параллельно совершенствуется ориентация на листе бумаги, ведь если понятия "право" и "лево" остаются без изменения, то направления "верх" и "низ" оказываются на одной плоскости, но если поставить лист вертикально и отметить на нем внизу точку, а затем положить бумагу на парту, то ребенок убедится в том, что "низ" оказывается именно в этом месте. То есть "низ" – у живота, а "верх" – самый дальний. Это лучше объяснить, потому что у правши операция переноса "низа" на низ листа, где он без сомнения и рисует траву, происходит естественно, а для левши надо привлечь внешние средства, чтобы все стало понятным, иначе он еще долго будет в уме каждый раз производить операцию переноса.

Далее отрабатываются понятия верхнего правого угла, нижнего левого угла и т.д. Обычно дети по заданию учителя что-то рисуют в указанном месте, но за правильностью выполнения этого задания в процессе работы проследить бывает фактически невозможно, удается только зафиксировать уже состоявшуюся ошибку. Поэтому более продуктивен для занятий с целым классом вариант, при котором лист бумаги заменяется поверхностью парты и ребенок работает в границах своего рабочего места. Ученики по команде учителя кладут на указанное место, например в верхний правый угол, ластик. В этом случае проследить за движениями бывает значительно проще.

Следующим шагом может служить более сложное задание, когда учитель просит только посмотреть на левый верхний угол, за синхронным движением взглядов детей тоже удается весьма успешно следить. Но поскольку задачей все-таки является ориентация на листе, то можно перейти к этой фазе обучения, поскольку ошибок теперь станет меньше, а любая ошибка вносит сумятицу в представления ребенка. Работая с пеналом и ластиком, лежащими перед учеником, дети хорошо отработают логико-грамматические конструкции с предлогами "над", "из", "из-под", "между" и другими.

Результаты следующего упражнения после его выполнения можно вывесить на доске, радуясь, как красиво получилось, а с "неудачниками" обсудить их ошибки отдельно, поскольку даже с погрешностями работа выглядит привлекательно и не расстроит ребенка. Выполняют ее следующим образом: на белом (можно и на цветном) листе бумаги дети в нужном месте по указанию учителя ставят яркую точку, а лучше пусть сам учитель поставит ее перед тем, как раздать листы. Ученики берут яркий фломастер или цветной карандаш и по команде проводят, например, волнистую линию из намеченной точки в указанный угол, затем пунктиром, к примеру, ведут линию в середину нижней части листа и т. д. Учитель заранее сам продумывает команды так, чтобы получился привлекательный результат.

Каких целей, кроме отработки ориентации на листе, мы достигаем? Во-первых, совершенствуем моторику, во-вторых, развиваем глазомер, в-третьих, дети работают с радостью, поскольку упражнение проводится в игровой форме, в-четвертых, отрабатываем выполнение несложных инструкций. Задание можно усложнить сменой карандашей (след от фломастера ярче, но и ошибки заметнее), тогда инструкции усложнятся. Но восторг вызывает наисложнейший вариант выполнения, когда линии проводятся с закрытыми глазами.

Очень важным этапом освоения левшой тетрадного листа является верный отсчет клеточек во всех направлениях. Дело в том, что попытки их подстраховать часто заканчиваются провалом, так как ребенок попросту не замечает точки-подсказки! Поэтому команду "отступить вниз три клеточки" хорошо подкрепить движением руки вниз. Учителям, имевшим дело с левшами, не покажется глупым вопрос ребенка "Куда?!" после фразы учителя "Отступим от этой работы две клеточки".

Затем подходит очередь графических диктантов. Желательно, чтобы по окончании диктовки в тетради при верном выполнении получался какой-то узнаваемый силуэт, усложняющийся с каждым разом. Более сложный, но вполне доступный вариант диктанта включает задания с движением по диагонали клеток.

В современных пособиях встречается много заданий на подбор пары данной фигурке из нескольких приведенных ниже вариантов, среди которых присутствует и зеркальное изображение. Такое упражнение принесет пользу только после того, как дети получат алгоритм анализа изображения, ведь они часто просто смотрят на него, не понимая, как надо произвести выбор. Надо последовательно вслух проанализировать каждый рисунок, лучше даже поднося отдельно изображенную данную фигурку к рассматриваемому образцу и показывая признаки, по которым это сравнение ведется. Тогда подобное задание пойдет на пользу.

Полезно копировать образец, начав с простых фигур и постепенно их усложняя, но по-прежнему при предварительном анализе выделяя отдельные части и спланировав порядок работы.

Трудна, но доступна работа с танграмом – квадратом, разрезанным определенным образом на семь частей. Существует много рисунков для этой игры, которые надо составить, используя все части танграма. Учителю надо обязательно иметь свой увеличенный образец для демонстрации, но обычно этого показа бывает недостаточно, и приходится обходить все парты, объясняя ошибки расположения частей и неправильное положение треугольников, что указывает на неумение анализировать самостоятельно образец и синтезировать свою фигурку. Поэтому детям лучше работать в парах. Для облегчения первых попыток можно порекомендовать накладывать свои детальки на рисунок, хотя по правилам это делать запрещено. Подобные упражнения привлекательны не только занимательностью и несомненной пользой от их проведения, но еще и тем, что дети, не очень хорошо владеющие речью и часто незаметные на уроке, могут показать великолепные результаты в этой работе.

В процессе дальнейшего обучения иллюстрируем счет и вычисления движением по числовой прямой, в задачах работа с пространством присутствует в виде схем, не говоря уже о работе с геометрическим материалом.

Так, ненавязчиво учитель на уроке математики постоянно принимает участие в формировании пространственных представлений учеников, обеспечивая этим их успешность в других видах деятельности.

Продолжение следует