Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №30/2003

ПЕРВАЯ ПОЛОСА

Мария ОРЕХОВА

Все дети разные

Вы когда-нибудь наблюдали за работой дирижера? Вспомните, как плавно и грациозно разрезает он воздух своей палочкой, заставляя весь оркестр повиноваться ее движению. Так и хочется, войдя в шумный класс, взмахнуть так же рукой – и вдруг все замолчат, сосредоточатся, будут внимать только вам, учителю... Но это дети, маленькие непоседы, и, в отличие от взрослых музыкантов, они не выдержат и одного акта, сорвутся, и концерт не удастся. Как же стать таким дирижером, чтобы первый класс "запел" одну песню в один голос? Видимо, придется потрудиться и сначала давать не столько знания, сколько приручать.

Все дети разные: одни – копии своих родителей, другие – "себе на уме", третьи – тихони, а четвертые... Об их индивидуальных особенностях и уровне психологической подготовки узнаешь много позже, первого сентября, а пока надо просто объяснить правила поведения в школе. Этих правил так много, что не следует сразу же обрушивать всю информацию на маленькие головки. Они еще "мамины", им страшно. Лучше расскажите о первой книге, проведите первый урок письма и математики. В процессе обучения дети постепенно постигнут правила поведения на своей "работе". Они уже не малыши, а "маленькие взрослые"; детский сад позади, и какие-то элементарные знания, как отвечать на вопрос, имеются.

Как быть, например, когда не только Таня хочет ответить, но и Маша, Леша, Илюша стремятся выплеснуть свои знания? Дети сами выводят правило: хочешь слова — подними руку. А вот Миша не слушает Настю, ему интересно, что делается сзади у соседа, можно схватить яркий карандаш и рассмотреть его. Но что это? Все смотрят на Мишу, в классе тишина, учитель почему-то сердится. Вот и еще одно правило: оказывается, нельзя вертеться и переговариваться во время урока, а надо слушать. "Вы меня слышите?" – "Да!" – отвечают сначала единицы, а после повтора вопроса – все. "Так получается слишком громко. Я спрошу вас еще раз, а вместо ответа вы покажете условный знак "да" (сжатый кулачок с отведенным вверх большим пальцем). Итак, слышите?" – тишина, и лишь видны оттопыренные пальчики и горящие глаза. На лицах – улыбки, смешно, но смех сдерживается, и радостно бьется сердце: "Меня заметят, если покажу так, когда соглашусь!" – "Ой, а Наташа ошиблась!" – "Разве можно пугать ее таким криком? Все согласны, что она ошиблась, но как бы показать ей это так, чтобы она не испугалась?.. Кто сказал? Конечно, опустить пальчик вниз".

Все уроки "правильноповеденческого" характера преподаны. Остается отработка. А это, пожалуй, самое сложное. Сначала напоминаешь классу: "Кто-то согласен? Покажите!" Затем несколько человек начинают "реагировать". "Да, я вижу, с тобой согласен только... и..." А дальше все очень просто. Постепенно все больше детей начинают включаться в игру "учись слушать".