Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №30/2003

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Галина ШАХОВА,
учитель школы № 903
г. Москва

Какие бывают линии

В первые дни в школе ребенок знакомится с разлиновкой тетрадей. Какие бывают линии? Из чего они состоят? Как с их помощью можно выполнить различные поделки? Об этом – в конспекте урока, предложенном Галиной ШАХОВОЙ, учителем школы № 903 г. Москвы.

Тема. "Прямая линия, линии в тетради, точка пересечения линий, линованные и нелинованные листы".

Цель. Познакомить учащихся с линией и ее свойствами, графической грамотностью; упражнять в вычерчивании линий, резании по прямой; развивать внимание, глазомер, конструкторское мышление; воспитывать аккуратность, интерес к знаниям, трудолюбие.

Оборудование. Магнитофонная запись песенки Карлсона из мультфильма, игрушка или рисунок с изображением Карлсона, конверт с геометрическими фигурами: треугольник, круг, прямоугольник, квадрат.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Повторение изученного

Звучит отрывок из песенки Карлсона из мультфильма "Малыш и Карлсон".

Учитель. Кто поет эту песенку?

Дети. Карлсон.

У. А вот и сам Карлсон прилетел.

У доски появляется игрушка или рисунок с изображением Карлсона.

 Что он нам принес?

Д. Конверт.

У. А в конверте геометрические фигуры. Назовите их.

Д. Треугольник, круг.

– Прямоугольник, квадрат.

У. Чем похожи геометрические фигуры?

Д. Цветом.

У. Чем они отличаются друг от друга?

Д. Формой и размером.

У. Сравните треугольник и квадрат.

Д. Они оба зеленого цвета. Но у треугольника – 3 стороны, а у квадрата – 4.

У. В конверте у Карлсона лежит еще одна карточка, а на ней... что это?

Д. Точка.

III. Знакомство детей с понятием "линия"

У. Послушайте сказку про точку.

Жила была маленькая точка. Это была очень красивая красная точка. (Учитель ставит на доске мелом точку, а дети – на листе фломастером.) Однажды точка подумала: "Как мне хочется иметь много друзей! Отправлюсь-ка я путешествовать и поищу подружек". Только вышла красная точка за ворота, а навстречу ей тоже точка идет, только зеленая. Спрашивает зеленая точка у красной, куда та идет.
– Иду искать друзей. Пойдем со мной рядом!
Через некоторое время встречают они синюю точку... Идут по дороге друзья-точки, и их становится все больше и больше. Становятся они рядом друг с другом, и получается... линия!

(По Житомирскому)

IV. Вычерчивание линий и знакомство с их свойствами

У. Начертите прямую линию по линейке. Имеет ли она начало и конец?

Д. Нет.

У. Из чего состоит прямая?

Д. Из точек.

У. На линии можно отметить любую точку.

На доске:

– Начертите линию от руки.

На доске:

Д. Это кривая линия. Имеет ли она начало и конец?

Д. Нет.

У. А это какая линия?

На доске:

Д. Замкнутая кривая линия.

V. Сравнение разлиновки в тетрадях

У. Сравните разлиновку в линейку и в клетку.

Дети рассматривают листы.

– Найдите линии пересекающиеся и непересекающиеся, точки пересечения линий.

Дети находят на своих листах и показывают на образце учителя.

Д. В тетради листы линованные.

На доске (крупно):

VI. Физкультминутка

На одной ноге постой-ка,
Если ты солдатик стойкий.
А теперь постой на левой,
Если ты солдатик смелый.

VII. Изготовление аппликации "Лодка с парусами"

У. Кто из мальчиков мечтает стать защитником Родины?

Мальчики поднимают руки.

– Какие рода войск вы знаете?

Д. Пехота, морской флот, авиация, артиллерия...

У. Подробнее остановимся на морском флоте. Какие военные плавающие средства вы знаете?

Д. Крейсер, подводная лодка, эсминец, катер...

У. Молодцы! А на чем можно выйти в море просто поплавать?

Д. На яхте, катере, лодке...

У. Вот сейчас мы будем изготавливать лодку с парусом. У вас на столах лежит цветная нелинованная бумага. Почему она так называется?

Д. На ней нет линий, как в тетрадях.

У детей лежат квадраты разных цветов.

У. Какая это фигура?

Д. Квадрат.

У. Как вы узнали?

Д. У него равны все 4 стороны.

У. Проведите внутри квадрата прямые линии с двух сторон линейки. Линейку положите так, чтобы одной стороной она проходила через правый верхний и левый нижний углы.

Учитель показывает выполнение действий на своем образце у доски.

На доске:

– Сплошные линии, которые вы провели, на чертеже обозначают линии разреза. Разрежьте ваши квадраты по линиям. Какие фигуры получились?

Д. Два треугольника и четырехугольник.

У. Чем отличаются треугольники?

Д. Размером.

У. А что у них общего?

Д. По две одинаковых стороны.

У. Из треугольников мы сделаем паруса, а четырехугольник будет основанием лодки.

VIII. Самостоятельная работа учащихся

Дети изготовляют аппликацию.

Учитель выставляет детские работы. Разбираются ошибки, допущенные в ходе самостоятельной работы. Выделяются лучшие лодочки.

IХ. Итог урока

У. Какие линии вы использовали?

Д. Прямые.

У. Что вы узнали о линии?

Д. У прямой линии нет начала и конца. Линия состоит из точек. Место пересечения линий называется точкой.

У. Молодцы! Вы хорошо трудились, а теперь убирайте ваши рабочие места.

Х. Домашнее задание