Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №36/2003

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Юлия БАТУЛКИНА,
учитель школы № 17,
г. Москва

Однородные члены предложения

4-й класс

Тема. "Однородные члены предложения" (общее понятие).

Цели. Ознакомление с особенностями однородных членов предложения, с тем, что однородные члены предложения бывают главными и второстепенными; развитие умения составлять предложение с однородными членами и находить такие предложения в тексте; воспитание интереса к изучению русского языка.

Оборудование. Учебник Т.Г. Рамзаева "Русский язык". М.: 4-й класс (М.: Дрофа, 2001); проигрыватель, грамзапись "Времена года" П.И. Чайковского ("Октябрь"); картины "Ранняя осень", "Перелетные птицы", "Поздняя осень"; листочки для индивидуальной работы учащихся.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Работа по развитию речи

Учитель. Послушайте музыку Петра Ильича Чайковского из цикла "Времена года". Во время прослушивания подумайте, о каком времени года говорится в этом музыкальном произведении. Запомните то, что вы представите себе во время прослушивания музыки.

Звучит музыкальное произведение "Октябрь".

– Понравилась вам музыка?

Дети. Да.

У. Какое время года вы представили себе, слушая музыку?

Д. Осень.

У. Почему вы так решили?

Д. Это музыка грустная, медленная, осенняя, печальная, спокойная.

У. Какие картины представили себе?

Д. Лес, безветренная погода, желтая листва на деревьях, медленно падающие листья, мелкий частый дождик.

У. Какая прозвучала музыка? Выразите настроение этой музыки в одном предложении.

Вопрос на кapтoчке прикрепляется на доске:

Kaкaя прозвучала музыка?

– Ответ начните со слова прозвучала.

Один ученик пишет на доске, остальные – у себя в тетрадях:

Прозвучала медленная, грустная осенняя музыка.

– Ребята, красивое описание осени дает музыка?

Д. Да.

У. А теперь посмотрите, какая красивая бывает осень.

Учитель вешает на доску картину "Ранняя осень".

– Опишите, что вы видите.

Д. Небо, листья на деревьях, вода в озере, трава на берегу.

У. Какие изменения происходят осенью в жизни птиц?

Д. Они улетают зимовать в теплые южные страны.

У. Посмотрите на картину "Перелетные птицы" и скажите, какие птицы улетают в теплые края?

Д. Стрижи, журавли, ласточки, перепела...

У. Ребята, как изменилась природа поздней осенью? Что произошло с небом, деревьями, водой в озере, травой?

Выслушиваются ответы детей.

– А теперь внимание: работа по рядам.

Первый ряд работает с первой картиной и письменно отвечает на вопрос: "Какого цвета бывают листья на деревьях?" Ответ начните со слов листья бывают...

Второй ряд работает со второй картиной и письменно отвечает на вопрос: "Какие птицы улетают в теплые края?" Ответ начните со слова улетают.

Третий ряд работает с третьей картиной и письменно отвечает на вопрос: "Что произошло с травой поздней осенью?" Ответ начинайте со слова трава.

Учащиеся на листочках составляют простые предложения. Проверка фронтальная – по рядам. Учитель прикрепляет на доску листки с предложениями учащихся, объединяя одинаковые предложения одним магнитом.

Ряд 1. Листья бывают желтые. Листья бывают зеленые. Листья бывают красные.

Ряд 2. Улетают стрижи. Улетают журавли. Улетают ласточки.

Ряд 3. Трава завяла. Трава пожухла. Трава засохла. Трава потемнела.

III. Выведение темы урока

У. Подумайте, нельзя ли сказать о том же самом, но кратко – используя одно предложение? Кто догадался?

Дети отвечают.

Три ученика (по одному от каждого ряда) выходят к доске и записывают получившиеся предложения.

Учащиеся записывают все предложения в тетради.

– Произведите грамматический разбор предложения: подчеркните главные и второстепенные члены предложения.

Чем эти предложения необычны? В чем их особенность?

Д. В первом предложении три определения.

У. На какой вопрос отвечают эти слова?

Д. На вопрос какие?

У. К какому слову они относятся?

Д. К слову листья.

У. Покажите связь слов в предложении графически.

Дети у доски рисуют в предложении стрелки.

– Такие слова (определения) называются "однородные члены предложения". Они отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову.

Итак, сегодня на уроке мы познакомились с новым понятием – "однородные члены предложения".

Учитель записывает тему урока на доске.

– Это тема нашего сегодняшнего урока.

IV. Закрепление нового материала

У. В чем особенность второго предложения?

Д. В нем однородные подлежащие.

У. Докажите.

Д. Они отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову.

У. На какой вопрос отвечают однородные подлежащие?

Д. На вопрос кто?

У. К какому слову они относятся?

Д. К слову улетают.

У. Покажите связь слов графически.

Дети выполняют задание.

– Какими членами предложения являются подлежащее и сказуемое?

Д. Главными.

У. Проведем двойную стрелку.

В чем особенность третьего предложения?

Д. В нем однородные сказуемые.

У. Докажите.

Д. Они отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову.

У. На какой вопрос отвечают однородные сказуемые?

Д. На вопрос что сделала?

У. К какому слову они относятся?

Д. К слову трава.

У. Покажите связь слов графически. Какими членами предложения являются между собой подлежащее и сказуемое?

Д. Равнозначными.

У. Проводим двойную стрелку.

На доске:

Итак, какие однородные члены в предложениях у нас получились? Какими могут быть однородные члены?

Д. Главными, второстепенными.

У. Найдите у себя в тетрадях еще одно предложение с однородными членами.

Д. О музыке.

У. Прочитайте его.

Дети читают.

– Какие вы видите здесь однородные члены?

Д. Определения.

У. Докажите.

Дети отвечают.

– На какой вопрос отвечают однородные определения?

Д. На вопрос какая?

У. К какому слову они относятся?

Д. К слову музыка.

У. Какой частью речи выражены эти слова?

Д. Именем прилагательным.

У. Подчеркните однородные определения.

V. Физкультминутка

У. А теперь немного передохнем и поиграем в игру "Кто внимательный?".

Дети встают рядом со своими партами.

– Я буду называть предложения с однородными членами и без них. Если назову предложение с однородными членами – вы хлопаете. Если услышите предложение без однородных членов – топаете.

На клумбе растут цветы.

На клумбе растут астры, розы, лилии.

Зимой солнце светит редко.

Летом солнце светит и греет.

– Молодцы, на слух хорошо определили предложения с однородными членами. А теперь потренируемся находить однородные члены предложения в тексте.

Откройте с. 40 учебника и найдите упражнение 86. Прочитайте текст "Гнездышко" про себя и найдите в тексте предложения с однородными членами.

Дети читают.

– Кто готов?

У. Что необычного в последнем предложении?

Д. Две пары однородных членов – однородные подлежащие и однородные сказуемые.

У. Ребята, а почему дедушка и внук даже не коснулись гнезда?

Д. Чтобы птица не улетела от гнезда.

У. Спишите последнее предложение, подчеркните однородные подлежащие и однородные сказуемые.

Дети выполняют задание.

VI. Итог урока

У. Что нового вы узнали на уроке?

Д. Мы узнали про однородные члены предложения.

У. Прочитаем правило.

Дети читают.

– Кто сможет повторить правило полностью?

Один ученик рассказывает правило вслух.

– Какие бывают однородные члены предложения?

Д. Главные и второстепенные.

VIII. Домашнее задание

У. Дома придумайте и запишите три предложения с однородными членами: с однородными подлежащими, однородными сказуемыми, однородными определениями.