Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №38/2003

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ

Контрольные работы по русскому языку для 3-го класса

(I и II четверти)

Уважаемые коллеги! Контрольные работы, которые мы предлагаем вашему вниманию, разработаны специально для учебно-методического комплекта по русскому языку, созданного в рамках проекта "Начальная школа XXI века" (научный руководитель – чл.-корр. РАО Н.Ф. Виноградова, авторы учебника по русскому языку – С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова), но могут быть использованы в классах, изучающих русский язык по другим учебникам и программам. С особенностями проведения контрольных работ и спецификой их оценивания вы можете познакомиться в газете "Начальная школа" № 8/2003.

I четверть

Примерный календарно-тематический план проведения контрольных работ1

Контрольные работы к урокам блока "Как устроен наш язык"

Контрольные работы к урокам блока "Правописание"

1. Текущая контрольная работа

Тема: фонетический анализ слова и разбор слова по составу (на материале уроков 1, 3, 6, 8, 11, 13, 16).
Примерный срок проведения: 25–28 сентября.

2. Тест (вариант текущей контрольной работы)

Тема и срок проведения теста совпадают с темой и сроком проведения текущей контрольной работы.

3. Итоговая контрольная работа

Тема: простое предложение (виды предложений по цели высказывания, нераспространенные и распространенные предложения, главные и второстепенные члены предложения. В итоговую контрольную работу входит материал с 1-го по 34-й урок.
Примерный срок проведения: 21–25 октября.

1. Диктант (текущий)

Тема: повторение орфограмм корня (на материале уроков 2, 4, 7, 9, 12, 14).
Примерный срок проведения: 21–25 сентября.

2. Тест (вариант текущего диктанта)

Тема и срок проведения теста совпадают с темой и сроком проведения текущего диктанта.

3. Списывание

Тема и срок проведения списывания совпадают с темой и сроком проведения текущего диктанта.

4. Итоговый диктант

Тема: орфограммы, изученные во 2-м классе.
В итоговый диктант входит материал с 1-го по 36-й урок. Примерный срок проведения: 28–31 октября.

Контрольные работы к урокам блока "Как устроен наш язык"

1. Текущая контрольная работа

Вариант I

1. Раздели слова на слоги2.

Теремок, ягода, мельник, читать, стриж.

2. Выбери и запиши слова, в которых рядом находятся звонкий и глухой согласные звуки.

Место, плавучий, ускакать, дочка, болтун, лилия, детвора.

3. Сделай фонетический разбор слова клоун.

4. Выпиши слова с одинаковыми приставками.

Добрый, добежать, дорасти, доска, добраться, домик, доучить.

5. Разбери по составу слово пылинка.

6 (дополнительное). Найди в тексте слово, в котором четыре слога, ударение падает на третий слог, все согласные звуки в слове звонкие и твердые.

Ручей вывел меня из леса. Слева тянулся лужок, справа к ручью спускались огороды.
Я шел по лугу, отыскивая переправу. Пора было устраиваться на ночлег. Вот мостик с берега на берег.

Вариант II

1. Раздели слова на слоги.

Уважение, май, сосульки, змейка, лодочка.

2. Выпиши слова, в которых рядом находятся два глухих согласных звука.

Место, плавучий, ускакать, союз, обжигать, дочка, болтун, детвора, сауна, сияет.

3. Сделай фонетический разбор слова грязь.

4. Выпиши однокоренные слова.

Боль, больница, больше, болеть, болт, больно, хворать.

5. Разбери по составу слово крикун.

(дополнительное). Найди в тексте слово, в котором три слога, ударение падает на первый слог, в слове три звонких звука (два мягких и один твердый).

Ручей вывел меня из леса. Слева тянулся лужок, справа к ручью спускались огороды.
Я шел по лугу, отыскивая переправу. Пора было устраиваться на ночлег. Вот мостик с берега на берег.

Вариант III

1. Раздели слова на слоги.

Смейся, йод, сказка, семья, воробьи.

2. Выпиши слова, в которых рядом находятся два гласных звука.

Место, плавучий, союз, обжигать, дочка, театр, лилия, детвора, сауна, океан.

3. Сделай фонетический разбор слова ружье.

4. Выпиши слова с одинаковыми по значению и звучанию суффиксами.

Летчик, ключик, переводчик, колокольчик, разведчик, заказчик.

5. Разбери по составу слово безоблачный.

(дополнительное). Найди в тексте слово, в котором два слога, ударение падает на второй слог, в слове четыре согласных звука (два звонких, два глухих).

Ручей вывел меня из леса. Слева тянулся лужок, справа к ручью спускались огороды.
Я шел по лугу, отыскивая переправу. Пора было устраиваться на ночлег. Вот мостик с берега на берег.

2. Тест3

Вариант I

1. Отметь "х" все слова с ударным звуком [а].

1. поля
2. ссopa
3. песенка
4. белизна
5. половина

2. Отметь "х" все слова, которые неправильно разделены на слоги.

1. я-ма
2. гво-здь
3. ра-ке-та
4. ма-й-ка
5. ли-лия

3. Отметь "х" все слова, которые начинаются с твердого непарного звука.

1. лапа
2. жаба
3. час
4. шар
5. щавель

4. Отметь "х" все слова, которые заканчиваются на один и тот же звук.

1. гость
2. вес
3. грусть
4. гвоздь
5. весь

5. Отметь "х" все глухие согласные звуки.

1. [г]
2. [п]
3. [ф]
4. [н]
5. [ш]

6. Отметь "х" все гласные звуки.

1. [у]
2. [й']
3. [л]
4. [а]
5. [ы]

7. Отметь "х" все слова, состоящие из трех слогов.

1. синички
2. портфель
3. майка
4. яблоня
5. пальто

8. Отметь "х" правильную транскрипцию слова зреют.

1. [зр'й'ют]
2. [зр'й'ут]
3. [зр'й'ут]
4. [зр'ют]
5. [зр'й'й'ут]

9. Отметь "х" все слова, однокоренные слову угроза.

1. грозовой
2. грозный
3. угрожать
4. угрозы
5. грозить

10. Отметь "х" все слова с приставкой на-.

1. насекомые
2. надумать
3. нарисовать
4. надломить
5. накрошить

11. Отметь "х" все слова с суффиксом -ок-.

1. теремок
2. урок
3. рынок
4. сынок
5. лесок

12. Отметь "х" все слова с нулевым окончанием.

1. зимний
2. радость
3. сторож
4. метро
5. голос

13. Отметь "х" слово, которое правильно разобрано по составу.

14. Отметь "х" слова, соответствующие схеме: .

1. бантики
2. корзина
3. кленовый
4. заметка
5. малина

Вариант II

1. Отметь "х" все слова с ударным звуком [а].

1. дядя
2. тина
3. перемена
4. тишина
5. равнина

2. Отметь "х" все слова, которые неправильно разделены на слоги.

1. о-сень
2. ча-й-ка
3. до-ждь
4. ма-ли-на
5. но-вая

3. Отметь "х" все слова, которые начинаются с твердого непарного звука.

1. цифра
2. мышь
3. часто
4. шарф
5. волос

4. Отметь "х" все слова, которые заканчиваются на один и тот же звук.

1. грусть
2. мороз
3. нос
4. хруст
5. воз

5. Отметь "х" все глухие согласные звуки.

1. [ж]
2. [к]
3. [л]
4. [т]
5. [с]

6. Отметь "х" все гласные звуки.

1. [э]
2. [м]
3. [а]
4. [й']
5. [и]

7. Отметь "х" все слова, состоящие из трех слогов.

1. малина
2. солнце
3. каюта
4. лейка
5. кольцо

8. Отметь "х" правильную транскрипцию слова греют.

1. [гр'й'ут]
2. [гр'й'й'ут]
3. [гр'ют]
4. [гр'й'ут]
5. [гр'й'ют]

9. Отметь "х" все слова, однокоренные слову нос.

1. переносица
2. носить
3. носовой (платок)
4. носик
5. носы

10. Отметь "х" все слова с приставкой за-.

1. зарыть
2. запеть
3. заноза
4. заросли
5. замочек

11. Отметь "х" все слова с суффиксом -ик-.

1. шарик
2. крик
3. домик
4. ножик
5. барабанщик

12. Отметь "х" слова с нулевым окончанием.

1. медведь
2. гараж
3. теплый
4. пальто
5. мороз

13. Отметь "х" слово, которое правильно разобрано по составу.

14. Отметь "х" все слова, соответствующие схеме: .

1. забавный
2. подружка
3. запруда
4. загадка
5. рассада

3. Итоговая контрольная работа

Вариант I

1. Найди в тексте и запиши вопросительное невосклицательное предложение.

Бурундук сидел на задних лапах и что-то быстро-быстро жевал. Что же он ест? Ведь ничего съедобного вокруг не видно?! Бурундук кончил жевать и притянул передними лапами в рот цветок медуницы. Так вот он чем лакомится! Ешь, бурундучок, ешь, набирайся сил после долгой зимы!

(По Ю.Фролову)

2. Запиши номер характеристики предложения по интонации и цели высказывания, которую предложение иметь не может.

1. Повествовательное невосклицательное.
2. Вопросительное невосклицательное.
3. Повествовательное вопросительное.

3. Запиши предложение, в котором подлежащее находится перед сказуемым. Отметь в этом предложении грамматическую основу.

Шел я по заросшей вырубке.
Солнце поднимается быстро.
В лесу появились первые проталины.

4. Охарактеризуй 2-й звук в слове дверь, 4-й звук в слове краб, 2-й звук в слове пою, 3-й звук в слове крюк.

5. Выпиши слова, в которых правильно отмечена приставка.

(дополнительное). Из данных слов составь и запиши повествовательное невосклицательное распространенное предложение. Отметь в нем грамматическую основу.

Кусты, раздался, посвист, за, рябчик.

Вариант II

1. Найди в тексте и запиши побудительное восклицательное предложение.

Бурундук сидел на задних лапах и что-то быстро-быстро жевал. Что же он ест? Ведь ничего съедобного вокруг не видно?! Бурундук кончил жевать и притянул передними лапами в рот цветок медуницы. Так вот он чем лакомится! Ешь, бурундучок, ешь, набирайся сил после долгой зимы!

(По Ю.Фролову)

2. Запиши номер характеристики предложения по интонации и цели высказывания, которую предложение иметь не может.

1. Вопросительное восклицательное.
2. Побудительное повествовательное.
3. Побудительное невосклицательное.

3. Выпиши предложение, в котором неправильно отмечены главные члены. Отметь грамматическую основу в этом предложении.

4. Охарактеризуй 4-й звук в слове обувь, 1-й звук в слове яма, 2-й звук в слове елка, 3-й звук в слове ножка.

5. Выпиши слова, в которых правильно отмечен корень.

(дополнительное). Из данных слов составь и запиши вопросительное невосклицательное распространенное предложение. Отметь в нем грамматическую основу.

Друг, по, Кавказ, путешествовать, долго.

Вариант III

1. Найди в тексте и запиши повествовательное восклицательное предложение.

Бурундук сидел на задних лапах и что-то быстро-быстро жевал. Что же он ест? Ведь ничего съедобного вокруг не видно?! Бурундук кончил жевать и притянул передними лапами в рот цветок медуницы. Так вот он чем лакомится! Ешь, бурундучок, ешь, набирайся сил после долгой зимы!

(По Ю.Фролову)

2. Запиши номер характеристики предложения по интонации и цели высказывания, которую предложение иметь не может.

1. Вопросительное восклицательное.
2. Вопросительное побудительное.
3. Вопросительное восклицательное.

3. Выбери и запиши предложение, в котором сказуемое выражено не глаголом. Отметь грамматическую основу в этом предложении.

Сквозь деревья проглядывала полоска неба.
Орел – гроза лесных птиц и зверьков.
Журавлиный крик я услышал еще в лесу.

4. Охарактеризуй 3-й звук в слове боец, 4-й звук в слове просьба, 3-й звук в слове съел, 4-й звук в слове ночь.

5. Запиши слова, в которых правильно отмечен суффикс.

(дополнительное). Из данных слов составь и запиши побудительное восклицательное нераспространенное предложение.

Коля, бежать, ко, быстро, я.

II. Контрольные работы к урокам блока "Правописание"

1. Диктант (текущий)

ОДИНОКИЙ

Поздняя осень. За редкими березками видна полоска звездного неба. В вышине плывет журавлиная стая.
Близко слышу зов журавля. Вижу его одинокую фигуру в низине. Почему он один? Почему не летит со всеми?
Журавль с опаской глядит на меня. Вот он разбежался и легко взлетел. Звучит его грустный крик. (49 слов)

Орфографическое задание

Вариант I

1. Выпиши из текста 3–4 слова с проверяемой безударной гласной в корне. Рядом запиши проверочное слово, поставь ударение, отметь корень в словах, подчеркни проверяемую гласную.

Образец:

2. Среди данных слов найди и запиши только те, в которых на месте пропуска надо писать букву т.

Счас...ливый, интерес...ный, облас...ной, ус...ный, небес...ный, ненас...ный, ужас...ный, мес...ный, древес...ный, чес...ный.

Вариант II

1. Выпиши из текста 3–4 слова с проверяемой согласной в корне слова. Рядом запиши проверочные слова, отметь корень, подчеркни проверяемую согласную.

Образец:

2. Среди данных слов найди и запиши только те, в которых на месте пропуска надо писать букву о.

См...треть, повт...рить, з...нты, стр...на, сл...ненок, в...л...синка, гл...зок, нас...лить, ч...сы, под...рить, выл...вить.

2. Тест4

Вариант I

1. Отметь "х" все слова, которые неправильно разделены на слоги для переноса.

1. охот-ник
2. кра-йний
3. мел-ьник
4. ре-льс
5. вью-га

2. Отметь "х" все слова, которые нельзя переносить.

1. змейка
2. въезд
3. рост
4. рамка
5. яма

3. Отметь "х" все слова, в которых пропущена буква и.

1. еж...к
2. с...рок
3. ш...ло
4. ж...рный
5. д...мок

4. Отметь "х" все слова, в которых пропущена буква а.

1. кл...кса
2. щ...вель
3. м...ч
4. крич...ть
5. ч...ша

5. Отметь "х" все слова, в которых пропущена буква о.

1. б...р...да
2. под...рит
3. д...ждливый
4. ч...совой
5. п...левой

6. Отметь "х" все слова, в которых безударную гласную в корне можно проверить.

1. рисунок
2. травинка
3. ягода
4. садовник
5. ковер

7. Отметь "х" все слова, которые являются проверочными к слову лентяй.

1. лениться
2. лента
3. ленимся
4. ленивый
5. лень

8. Отметь "х" все слова, которые являются проверочными к слову низкий.

1. низко
2. низенький
3. низок
4. внизу
5. низ

9. Отметь "х" все слова, в которых пропущена буква з.

1. сколь...кий
2. поло...ка
3. бли...кий
4. ска...ка
5. кра...ка

10. Отметь "х" слово, в котором допущена ошибка.

1. резкий
2. посадка
3. перевязка
4. замаска
5. тетрадка

11. Отметь "х" все слова, в которых пропущена буква т.

1. вкус...ный
2. влас...ный
3. опас...ный
4. корыс...ный
5. сладос...ный

12. Отметь "х" все слова, в которых на конце пишется буква д.

1. компо[т]
2. са[т]
3. комо[т]
4. кро[т]
5. горо[т]

13. Отметь "х" слово с ошибкой.

1. ненастье
2. грустный
3. окрестный
4. наезник
5. звездный

14. Отметь "х" все проверочные слова к слову местный.

1. мести
2. местность
3. место
4. месть
5. местечко

Вариант II

1. Отметь "х" все слова, которые неправильно разделены на слоги для переноса.

1. за-йка
2. пти-ца
3. ва-льс
4. съем-ка
5. бол-ьно

2. Отметь "х" все слова, которые нельзя переносить.

1. соль
2. тройка
3. бьют
4. мост
5. улица

3. Отметь "х" все слова, в которых пропущена буква а.

1. ч...ща
2. щ...вель
3. п...тый
4. ч...йник
5. м...гкий

4. Отметь "х" все слова, в которых пропущена буква и.

1. м...сль
2. ж...знь
3. п...шный
4. ш...ло
5. ж...раф

5. Отметь "х" все слова, в которых пропущена буква о.

1. к..л...сок
2. нав...днение
3. тр...винка
4. к...лечко
5. к...тить

6. Отметь "х" все слова, в которых безударную гласную в корне можно проверить.

1. старушка
2. минута
3. дождливый
4. кормить
5. герой

7. Отметь "х" все проверочные слова к слову морской.

1. моряк
2. приморье
3. морячок
4. море
5. морс

8. Отметь "х" все проверочные слова к слову завязка.

1. вязка
2. связка
3. вязать
4. связывать
5. завязочки

9. Отметь "х" все слова, в которых пропущена буква д.

1. гря...ка
2. ме...кий
3. гла...кий
4. сла...кий
5. ша...кий

10. Отметь "х" слово, в котором допущена ошибка.

1. бумажка
2. гладкий
3. лехкий
4. повязка
5. присказка

11. Отметь "х" все слова, в которых пропущена буква д.

1. наез...ник
2. чес...ный
3. поз...ний
4. звез...ный
5. гряз...ный

12. Отметь "х" все слова, в которых на конце пишется буква к.

1. сапо[к]
2. гама[к]
3. песо[к]
4. дру[к]
5. подви[к]

13. Отметь "х" слово с ошибкой.

1. честный
2. ужасный
3. небесный
4. извесный
5. сердце

14. Отметь "х" все проверочные слова к слову устный.

1. устно
2. усталость
3. устать
4. устье
5. уста

3. Списывание

Вариант I

Спиши текст. Во втором абзаце текста отметь корень в словах с орфограммой "Проверяемые согласные в корне слова".

БЕЛКИ

В еловой чаще с утра до позднего вечера хлопочут ловкие белки.
В развилине дерева повесили сушить маленькие грибки. В лесных кладовых спрятали вкусные орешки. Осенью переменят зверьки свои платьица на серые зимние шубки.
В вершинах густых елок устроены у белок теплые гнезда. Дно гнездышка укрыто мягким мхом.
Проворна и весела умница белка. (53 слова)

(По И.Соколову-Микитову)

Вариант II

Прочитай текст. Найди три орфографические ошибки и спиши текст в исправленном виде.

БЕРЕЗА

На краю вырупки растет старая береза. Ее ствол оброс лишайником. С сучьев до самой земли свисают длинные молодые ветви. Они делают березу очень чюткой. Кругом ни ветерка, а береза качается и шумит.
И тонут в этом родном серцу шуме все обиды и горести.
Войди в этот шум – и ты станешь самым счастливым! (53 слова)

(По Т.Белозерову)

4. Итоговый диктант

ЧИЖИ

У меня жили чижи – Чижик и Пыжик. Они любили летать по комнатам и сидеть на полках. Там у меня хранились лесные орешки, птичьи гнездышки, охотничьи ружья.
Иногда чижи ссорились. Бывало, взъерошат перья, раскроют клювы и шипят друг на дружку. Но ссоры быстро кончались. Птицы садились на полку и начинали дружно петь5. (52 слова)

Орфографическое задание

Вариант I

Запиши слова, заменяя звуковую запись буквенной, в два столбика:

1) слова с гласной а в приставке;
2) слова с гласной о в приставке. Отметь в словах приставки.

[ат]ъехать, [на]ступить, [аб]лететь, [аб]ъяснение, [над]резать, [да]писать, [за]вести, [па]лить, [за]вернуть, [на]помнить.

Вариант II

Составь и запиши 10 слов с приставками без-, бес-, из-, ис-, раз-, рас-. Отметь приставки в словах.

-ветренный, -винить, -пустить, -шумный, -полезный, -править, -глядеть, -пугать, -толковый, -гладить.

II четверть

Примерный календарно-тематический план проведения контрольных работ6

Контрольные работы к урокам блока "Как устроен наш язык"

Контрольные работы к урокам блока "Правописание"

1. Текущая контрольная работа

Тема: простое предложение; члены простого предложения (на материале уроков 35, 37, 39, 41, 44, 46).
Примерный срок проведения: 30 ноября – 3 декабря.

2. Тест (вариант текущей контрольной работы)

Teма и срок проведения теста совпадают с темой и сроком проведения текущей контрольной работы.

3. Итоговая контрольная работа за I полугодие

В итоговую контрольную работу входит материал c 1-го по 59-й урок.
Примерный срок проведения: 20–25 декабря.

1. Диктант (текущий)

Тема: правописание слов, образованных сложением; о–ё после шипящих; [ы] после ц (на материале уроков 40, 42, 45, 47, 50).
Примерный срок проведения: 3–7 декабря.

2. Списывание

Темы и срок проведения списывания совпадают с темами и сроком проведения текущего диктанта.

3. Итоговый диктант за I полугодие

Тема: орфограммы, изученные в I–II четвертях 3-го класса.
В итоговый диктант входит материал c 2-го по 60-й урок.
Примерный срок проведения: 24–28 декабря.

Контрольные работы к урокам блока "Как устроен наш язык"

1. Текущая контрольная работа

Вариант I

1. Из предложений выпиши грамматические основы.

Сухая трава побелела от инея.
Лужи затянул тонкий ледок.
К вечеру небо просветлело.

2. Спиши предложения, найди и подчеркни все обстоятельства.

Мы любили играть под липами.
Ярко светит летнее солнышко.

3. Запиши предложения. На месте пропусков напиши подходящие по смыслу слова. Подчеркни их как члены предложения.

Я люблю читать (что?) ... и мечтать (о чем?) ... .
Я выполнил рисунок (чем?) ... .

4. Спиши. Определи в каждом предложении, каким членом предложения является слово ель.

Ель растет во влажных лесах.
Игрушки висят на ели.
На поляне дети увидели ель.

5. Придумай и запиши предложение, чтобы данные слова были указанными членами предложения. Охарактеризуй предложение по цели высказывания и интонации.

сундук – ___________
лежать –
старый –
чердак –

(дополнительное). Прочитай текст. Найди и запиши предложение, которое соответствует схеме:

__________

Я лежу в душистой траве на лугу. Качаются над головой золотые цветы. Трепещут легкие стрекозы. Пробегают по невидимым тропкам муравьи. В небе над облаками кружат быстрые ласточки.

Вариант II

1. Из предложений выпиши грамматические основы.

С болота донесся журавлиный клич.
Холодный ветер легко продувает плащ
В кустах за поляной раздался посвист рябчика.

2. Спиши предложения, найди и подчеркни все обстоятельства.

Летом под липами ветерок колыхал лиловые колокольчики.
Завтра мы пойдем в музей.

3. Спиши предложения, найди и подчеркни все дополнения.

Дуб боится крепких морозов.
Отец быстро вскопал грядку.

4. Спиши. Определи в каждом предложении, каким членом предложения является слово елка.

Возле елки разгуливает румяный Дед Мороз.
Ребятишки украшают елку разноцветными игрушками.
Высокие елки окружили полянку зеленым хороводом.

5. Придумай и запиши предложение, чтобы данные слова были указанными членами предложения. Охарактеризуй предложение по цели высказывания и интонации.

сорока – ________
ухаживать –
потомство – _ _ _ _ _ _
заботливо –
свой –

(дополнительное). Прочитай текст. Найди и запиши предложение, которое соответствует схеме:

_________ .

Я лежу в душистой траве на лугу. Качаются над головой золотые цветы. Трепещут легкие стрекозы. Пробегают по невидимым тропкам муравьи. В небе над облаками кружат быстрые ласточки.

Вариант III

1. Из данных предложений выпиши грамматические основы.

В сумерках я увидел двух больших птиц.
Чистый сосновый бор очень красив.
В воскресенье мы с другом пойдем на охоту.

2. Спиши предложения, найди и подчеркни все обстоятельства места.

По ночам в глубоких дуплах страшно кричали совы.
Трава зеленой щеточкой поднялась на полях.

3. Спиши предложение. Найди и подчеркни дополнения. Письменно задай вопрос к дополнению. Стрелкой обозначь, от какого слова ты задаешь вопрос к дополнению.

Маляр покрасил белой краской оконные рамы.

4. Спиши. Определи в каждом предложении, каким членом предложения является слово ель.

Хороша ель зимой.
Вершина ели увешана шишками.
Эту пушистую высокую ель посадил много лет назад мой дед.

5. Придумай и запиши предложение, в котором данные слова будут указанными членами предложения. Охарактеризуй предложение по цели высказывания и интонации.

происшествие – ____________
случилось –
дом –
однажды –
наш –
чрезвычайный –
ночью –

(дополнительное). Прочитай текст. Найди и запиши предложение, которое соответствует схеме:

________

Я лежу в душистой траве на лугу. Качаются над головой золотые цветы. Трепещут легкие стрекозы. Пробегают по невидимым тропкам муравьи. В небе над облаками кружат быстрые ласточки.

2. Тест

Вариант I

1. Отметь "х" правильную характеристику предложения: "Сколько стихов и песен сложили русские люди о красоте березы!"

1. побудительное восклицательное
2. побудительное невосклицательное
3. повествовательное невосклицательное
4. повествовательное восклицательное
5. вопросительное восклицательное

2. Отметь "х" все побудительные предложения.

1. Какая спелая земляника растет на пригорке!
2. Выйди утром на лесную полянку и взгляни сквозь росинку на солнце.
3. Солнце опустилось за вершину ели.
4. Встречайте зимушку-зиму!
5. Вы бывали зимой в лесу?

3. Отметь "х" все нераспространенные предложения.

1. По небу плывут облака.
2. Солнце село.
3. Люблю смотреть на закат.
4. Журчит прозрачный ручей.
5. Небо потемнело.

4. Отметь "х" основу предложения: "К осени скворцы собираются в многочисленные стаи".

1. собираются в стаи
2. скворцы собираются
3. скворцы в стаи
4. собираются к осени
5. в многочисленные стаи

5. Отметь "х" все обстоятельства в предложении: "Вечером мы весело играли с ребятами на улице".

1. играли
2. вечером
3. с ребятами
4. весело
5. на улице

6. Отметь "х" все дополнения в предложении: "На уроке дети рисовали лесных зверей".

1. на уроке
2. дети
3. рисовали
4. зверей
5. лесных

7. Отметь "х" все вопросы к обстоятельству.

1. что?
2. где?
3. что делать?
4. как?
5. чей?

8. Отметь "х" все определения в предложении: "Лампа раньше стояла на папином письменном столе".

1. на папином
2. раньше
3. стояла
4. на письменном
5. на столе

9. Отметь "х" все слова, которые в предложении могут быть обстоятельствами.

1. завтра
2. быстро
3. цветной
4. в деревне
5. быстрый

10. Отметь "х" слова, которыми можно продолжить предложение: "Определение обозначает..."

1. признак предмета
2. время действия
3. действие предмета
4. чей это предмет
5. предмет

11. Отметь "х", каким членом предложения является слово дуб в предложении: "Подберезовик рос под старым дубом".

1. подлежащее
2. сказуемое
3. определение
4. обстоятельство
5. дополнение

12. Отметь "х" предложение, которое соответствует схеме:

________

1. Качаются на ветру лиловые колокольчики.
2. Под деревьями цветет душистый иван-чай.
3. На лесных лужайках цветут ромашки.
4. Мы вышли на большую поляну.
5. Веселые бабочки кружатся над поляной.

13. Отметь "х" все предложения, которые неверно разобраны по членам.

14. Отметь "х" схему, к которой нельзя придумать предложение.

1. __________
2. _ _ _ _ _
3. _________
4. _________
5. __________

Вариант II

1. Отметь "х" правильную характеристику предложения: "Берегите красоту и богатство леса!"

1. повествовательное восклицательное
2. побудительное восклицательное
3. побудительное невосклицательное
4. повествовательное невосклицательное
5. вопросительное восклицательное

2. Отметь "х" все повествовательные предложения.

1. Какая спелая земляника растет на пригорке!
2. Выйди утром на лесную полянку и взгляни сквозь росинку на солнце.
3. Солнце опустилось за вершину ели.
4. Встречайте зимушку-зиму!
5. Вы бывали зимой в лесу?

3. Отметь "х" все нераспространенные предложения.

1. Плывут золотые кораблики.
2. Скоро придет весна.
3. Ласточки вернулись.
4. Звучит звонкая песенка.
5. Дует ветерок.

4. Отметь "х" основу предложения: "Крупные росинки блестят на яркой траве".

1. крупные росинки
2. на яркой траве
3. блестят на траве
4. росинки блестят
5. росинки на траве

5. Отметь "х" все обстоятельства в предложении:
"В детстве я часто купался на песчаной отмели".

1. купался
2. в детстве
3. на отмели
4. на песчаной
5. часто

6. Отметь "х" все дополнения в предложении: "Дети слушают волшебные сказки перед сном".

1. перед сном
2. сказки
3. слушают
4. дети
5. волшебные

7. Отметь "х" все вопросы к определению.

1. для чего?
2. как?
3. чей?
4. откуда?
5. какой?

8. Отметь "х" все определения в предложении: "Мурзик любил спать в старом бабушкином кресле".

1. Мурзик
2. в старом
3. в кресле
4. в бабушкином
5. спать

9. Отметь "х" все слова, которые в предложении могут быть обстоятельствами.

1. цветной
2. в небе
3. громко
4. солнечный
5. вечером

10. Отметь "х" слова, которыми можно продолжить предложение: "Обстоятельство обозначает..."

1. признак предмета
2. время действия
3. предмет
4. место действия
5. чей это предмет

11. Отметь "х", каким членом предложения является слово ландыши в предложении: "В мае распускаются душистые ландыши".

1. подлежащее
2. сказуемое
3. дополнение
4. определение
5. обстоятельство

12. Отметь "х" предложение, которое соответствует схеме:

1. Качаются на ветру лиловые колокольчики.
2. У дороги растет душистый иван-чай.
3. На лесных лужайках цветут ромашки.
4. Поляна похожа на пестрый ковер.
5. Веселые бабочки кружатся над поляной.

13. Отметь "х" все предложения, которые неверно разобраны по членам.

14. Отметь "х" все схемы, к которым нельзя придумать предложения.

1. ________
2. __________
3. __________
4. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
5. __________

3. Итоговая контрольная работа за I полугодие

Вариант I

1. Сделай фонетический разбор слова огонь.

2. Разбери по составу слово осиновый.

3. Спиши предложения, отметь в них грамматические основы.

Вороны сели на березу.
Бродит ветер по болоту.
Птицы улетают в жаркие страны.

4. Выпиши вопросы, на которые отвечает определение.

Каких? где? от кого? чей? откуда? когда? к кому? чем? куда? зачем? какие? о чем? о ком? о какой? почему? какое? как? к чему? кем? чего?

5. Спиши, подчеркни все члены предложения.

Ребята ухаживали за лисой, белкой, черепахой и хомячками.
Огонек ярко вспыхнул и потух.

(дополнительное). Выпиши предложения с однородными подлежащими, подчеркни их.

Миша заболел, но быстро поправился.
По утрам густой туман покрывал и лес, и скалы, и ближайшие острова.
В лесу росли пихты, ели и березы.
Цветы пахли не резко, а нежно.
На экскурсию поедут ученики и родители.
Сухие листья дрожали на ветках, опадали, кружились в воздухе.

Вариант II

1. Сделай фонетический разбор слова пять.

2. Разбери по составу слово дождливый.

3. Спиши предложения, отметь в них грамматические основы.

Смолистые шишки украшают вершины елей.
Над прудом кругами летает черный коршун.
У воды бродят красивые птицы.

4. Выпиши вопросы, на которые отвечает обстоятельство.

Каких? где? от кого? чей? откуда? когда? к кому? чем? куда? зачем? какие? о чем? о ком? о какой? почему? какое? как? к чему? кем? чего?

5. Спиши. Подчеркни все члены предложения.

Луга, поля, деревья покрылись снежной пеленой.
Коршун сложил крылья и камнем упал на добычу.

(дополнительное). Найди и запиши предложения с однородными сказуемыми, подчеркни эти сказуемые.

Миша заболел, но быстро поправился.
По утрам густой туман покрывал и лес, и скалы, и ближайшие острова.
В лесу росли пихты, ели и березы.
Цветы пахли не резко, а нежно.
На экскурсию поедут ученики и родители.
Сухие листья дрожали на ветках, опадали, кружились в воздухе.

Вариант III

1. Сделай фонетический разбор слова съест.

2. Разбери по составу слово побелка.

3. Спиши предложения, отметь в них грамматические основы.

Весь месяц льют дожди.
Снизу вверх по травинке выполз кузнечик и застрекотал.
Мой дед – рыбак.

4. Выпиши вопросы, на которые отвечает дополнение.

Каких? где? от кого? чей? откуда? когда? к кому? чем? куда? зачем? какие? о чем? о ком? о какой? почему? какое? как? к чему? кем? чего?

5. Продолжи предложения, добавляя однородные члены. Подчеркни все члены предложения.

(дополнительное). Выпиши предложения с однородными второстепенными членами. Рядом запиши эти предложения при помощи кружков.

Миша заболел, но быстро поправился.
По утрам густой туман покрывал и лес, и скалы, и ближайшие острова.
В лесу росли пихты, ели и березы.
Цветы пахли не резко, а нежно.
На экскурсию поедут ученики и родители.
Сухие листья дрожали на ветках, опадали, кружились в воздухе.

Контрольные работы к урокам блока "Правописание"

1. Диктант (текущий)

АВГУСТ

Конец лета. Тише стали щелкать птицы. Громче шорох сухих травинок. Поспел крыжовник. Заалели яркие гроздья ягод на калине.
В лесу прохладно и сыро. Надеваю капюшон и сапоги. Щеголь мухомор стоит на тропинке. Слышны удары лесоруба. Скоро листопад. Березки стоят совсем желтые. Дуб усыпан золотыми желудями.
Мы говорим шепотом. Боимся спугнуть тишину. (52 слова)

Примечание. Выделенные написания четко проговариваются учителем.

Орфографическое задание

Вариант I

1. Найди в тексте диктанта и запиши три слова с двумя корнями, подчеркни соединительные гласные.

2. Запиши слова в два столбика:

1) слова с пропущенной буквой ё;
2) слова с пропущенной буквой о.

Ш...лк, ш...фёр, ч...рный, ш...ссе, реш...тка, уч...ба, ш...в, ш...рты.

Вариант II

1. Найди в тексте диктанта и запиши три слова с орфограммой "Буквы о, ё после шипящих в корне слова".

2. Запиши слова в два столбика:

1) слова с пропущенной буквой и;
2) слова с пропущенной буквой ы.

Ц...фра, ц...пленок, станц...я, традиц...я, ц...ган, ц...рк, (царские) дворц..., (пушистые) зайц...

2. Списывание

Вариант I

Спиши текст, графически объясни правописание выделенных букв.

Приближалось ненастье. Все стихло. Замолкли лесные певцы, замерли деревья. Резкий порыв ветра нарушил тишину. Прогремел гром. Возвестил во все концы земли о начале грозы. Затрепетали под дождем листья акации. Прижались к земле длинные стебли нарциссов. Смешной мокрый цыпленок испуганно метался по двору. Воробьи взъерошили перышки и уселись на жердочке под крышей. Дождь рисовал циркулем круги на лужах. (57 слов)

Вариант II

Найди пять орфографических ошибок и спиши текст в исправленном виде.

СОЛОВЬИ

Соловьи прилитают весной и радуют нас чудесным пением. Первыми прилетают самци. Они приманивают самочек и поют всю ночь напролет. В это время опытные ловцы могут легко их поймать. Но теперь не держат соловьев в клетках.
Раньше талантливые певцы очень цинились. За хорошего соловья купцы платили тысячу рублей.
Теперь я хожу слушать соловьев в рощю. Как прекрастно они поют на восходе солнца! (62 слова)

(По И.Соколову-Микитову)

3. Диктант (итоговый)

КОРМУШКА

Зима. Стоит чудесный денек. Ребята сделали для птиц кормушку, насыпали хлебных крошек и повесили ее на березу. Для синиц они привязали на дерево кусочки сала.
К кормушке подлетели снегири, воробьи, голуби. На ветку березы сели прелестные птички. На голове черная шапочка. Спина, крылья, хвостик и головка синие. Это синицы. Радостно им иметь хороших друзей. (60 слов)

Орфографическое задание

Вариант I

1. Подчеркни в тексте предложение с однородными членами, которое соответствует схеме:

2. Запиши слова в 3 столбика:

1) слова с орфограммой в приставке;
2) слова с орфограммой в корне;
3) слова с орфограммой в суффиксе.

Полеты, поляна, звездный, ключик, жучок, шелк, подъем, отставил, сказка, зайчонок.

Вариант II

1. Подчеркни в тексте предложение с однородными членами, которое соответствует схеме:

2. Запиши слова в 3 столбика:

1) слова с орфограммой в приставке;
2) слова с орфограммой в корне;
3) слова с орфограммой в суффиксе.

Помыл, зимой, вкусный, замочек, мышонок, шорты, подъехал, отклеил, пробка, бычок.

ОТВЕТЫ

I четверть

I. Контрольные работы к урокам блока "Как устроен наш язык"

1. Текущая контрольная работа

Вариант I

1. Те-ре-мок, я-го-да, мель-ник (допустимо: ме-льник), чи-тать, стриж.

2. Плавучий, болтун, детвора.

3. Клоун, кло-ун [клон].

[к] – согласный, твердый парный ([к']), глухой парный ([г]); буква "ка".
[л] – согласный, твердый парный ([л']), звонкий непарный; буква "эль".
[] – гласный, ударный; буква о.
[у] – гласный, безударный; буква у.
[н] – согласный, твердый парный ([н']), звонкий непарный; буква "эн".

Клоун – 5 звуков, 5 букв.

4. Добежать, дорасти, добраться, доучить.

Вариант II

1. У-ва-же-ни-е, май, со-суль-ки, змей-ка, ло-до-чка.

2. Место, ускакать, дочка.

3. Грязь [гр'с'].

[г] – согласный, твердый парный ( [г'] ), звонкий парный ([к]); буква "гэ".
[р'] – согласный, мягкий парный ([р]), звонкий непарный; буква "эр".
[] – гласный, ударный; буква я.
[с'] – согласный, мягкий парный ([с]), глухой парный ([з']); буква "эс".

Грязь – 4 звука, 5 букв.

4. Боль, больница, болеть, больно.

Вариант III

1. Смей-ся, йод, ска-зка, семь-я, во-ро-бьи.

2. Театр, сауна, океан.

3. Ружье, ружь-е [ружй'].

[р] – согласный, твердый парный ([р']), звонкий непарный; буква "эр".
[у] – гласный, безударный; буква у.
[ж] – согласный, твердый непарный, звонкий парный ([ш]); буква "жэ".
[и'] – согласный, мягкий непарный, звонкий непарный.
[о] – гласный, ударный.

Ружье – 5 звуков, 5 букв.

4. 

2. Тест

№ задания

Вариант 1

Вариант 2

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

1, 4
2, 4, 5
2, 4
1, 3, 4
2, 3, 5
1, 4, 5
1, 4
2
2, 3, 5
2, 3, 5
1, 4, 5
2, 3, 5
5
1, 3

1, 4
2, 3, 5
1, 4
2, 3, 5
2, 4, 5
1, 3, 5
1, 3
4
1, 3, 4
1, 2, 4
1, 3, 4
1, 2, 5
5
3, 5

3. Итоговая контрольная работа

Вариант I

1. Что же он ест?

2. Повествовательное вопросительное.

4. [в'] – согласный, мягкий парный ([в]), звонкий парный ([ф']); буква "вэ".
[п] – согласный, твердый парный ([п']), глухой парный ([б]); буква "бэ".
[а] – гласный, безударный; буква о;
[у] – гласный, ударный; буква ю.

Вариант II

1. Ешь, бурундучок, ешь, набирайся сил после долгой зимы!

2. Побудительное повествовательное.

4. [ф'] – согласный, мягкий парный ([ф]), звонкий парный ([в']); буква "вэ".
[й'] – согласный, мягкий непарный, звонкий непарный; буква я.
[о'] – гласный, ударный; буква ё.
[ш] – согласный, твердый непарный; глухой парный ([ж]); буква "жэ".

Вариант III

1. Так вот он чем лакомится!

2. Вопросительное побудительное.

4. [й'] – согласный, мягкий непарный, звонкий непарный; буква е.
[з'] – согласный, мягкий парный ([з]); звонкий парный ([с']); буква "эс".
[э] – гласный, ударный; буква е.

В этом слове всего 3 звука.

6. Коля, беги!

II. Контрольные работы к урокам блока "Правописание"

1. Диктант (текущий)

Орфографическое задание

Вариант I

Примечание. Мы привели полный список слов из текста диктанта с орфограммой "Проверяемые безударные гласные в корне слова". Учащиеся должны вписать 3–4 слова, входящих в этот список.

2. Счастливый, областной, устный, ненастный, местный.

Вариант II

Примечание. Здесь приведен полный список слов из диктанта с орфограммой "Проверяемые согласные в корне слова". Учащимся необходимо найти и выписать 3–4 слова, входящих в этот список.

2. Смотреть, повторить, зонты, слоненок, волосинка, насолить, выловить.

2. Тест

№ задания

1 вариант

2 вариант

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

2, 3, 4
2, 3, 5
1, 3, 4
2, 4, 5
1, 3, 5
2, 4, 5
3, 5
2, 3, 4
1, 3, 4
4
2, 4, 5
2, 5
4
3, 5

1, 3, 5
1, 3, 4
1, 2, 4
2, 4, 5
1, 2, 4
1, 3, 4
2, 4
3, 4, 5
1, 3, 4
3
1, 3, 4
2, 3
4
5

3. Списывание

Вариант I

Вариант II

Ошибки допущены в словах вырубки, чуткой, сердцу.

4. Итоговый диктант

Орфографический диктант

Вариант I

Наступить
Надрезать
Завести
Завернуть
Напомнить

Отъехать
Облететь
Объяснение
Дописать
Полить

Вариант II

II четверть

I. Контрольные работы по блоку "Как устроен наш язык"

1. Текущая контрольная работа

Вариант I

5. Учащиеся могут записать один из приведенных здесь вариантов ответа.

Вариант II

5. Учащиеся могут записать один из приведенных здесь вариантов ответов.

Вариант III

3. 

4. Хороша ель зимой.

Вершина ели увешана шишками.

Эту пушистую высокую е л ь посадил много лет назад мой дед.

5. Учащиеся могут записать один из приведенных здесь вариантов ответов.

2. Тест

№ задания

Вариант 1

Вариант 2

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

4
2, 4
2, 5
2
2, 4, 5
4
2, 4
1, 4
1, 2, 4
1, 4
4
4
2, 4, 5
2

2
1, 3
3, 5
4
2, 3, 5
2
3, 5
2, 4
2, 3, 5
2, 4
1
2
2, 3, 5
4

3. Итоговая контрольная работа за I полугодие

Вариант I

1. Огонь, о-гонь [агн'].

[а] – гласный, безударный; буква о.
[г] – согласный, твердый парный ([г']), звонкий парный ([к]); буква "гэ".
[] – гласный, ударный; буква о.
[н'] – согласный, мягкий парный ([н]), звонкий непарный; буква "эн".

Огонь – 4 звука, 5 букв.

Вариант II

1. Пять, [п'т'].

[п'] – согласный, мягкий парный ([п]), глухой парный ([б']); буква "пэ".
[о] – гласный, ударный; буква а.
[т'] – согласный, мягкий парный ([т]), глухой парный ([д']); буква "тэ".

Пять – 3 звука, 4 буквы.

Вариант III

1. Съест, [сй'ст].

[с] – согласный, твердый парный ([с']), глухой парный ([з]); буква "эс".
[й'] – согласный, мягкий непарный, звонкий непарный; [э] – гласный, ударный; буква е.
[с] – согласный, твердый парный ([с']), глухой парный ([з]); буква "эс".
[т] – согласный, твердый парный ([т']), глухой парный ([д]); буква "тэ".

Съест – 5 звуков, 5 букв.

6. По утрам густой туман покрывал и лес, и скалы, и ближайшие острова. и , и , и .

Цветы пахли не резко, а нежно. , а .

I. Контрольные работы к урокам блока "Правописание"

1. Диктант (текущий)

Орфографическое задание

Вариант I

1. Мухомор, лесоруб, листопад.

2. 

Шёлк
Чёрный
Решётка
Учёба

Шофёр
Шоссе
Шов
Шорты

Вариант II

1. Щёлкать, шорох, капюшон, крыжовник, щёголь, жёлтые, жёлуди, шёпот.

Примечание. Здесь приведен полный список слов из диктанта с орфограммой "Буквы о, ё после шипящих в корне слова". Учащимся необходимо найти и выписать любые 3 слова, входящие в этот список.

2. 

Цифра
Станция
Традиция
Цирк

Цыплёнок
Дворцы
Зайцы
Цыган

2. Списывание

Вариант I

Графическое объяснение написания выделенных букв в тексте должно выглядеть так:

Вариант II

Ошибки допущены в словах прилетают, самцы, ценились, в рощу, прекрасно.

3. Диктант (итоговый)

Орфографическое задание

Вариант I

1. Ученики должны подчеркнуть в тексте предложение: "Ребята сделали для птиц кормушку, насыпали хлебных крошек и повесили ее на березу".

Вариант II

1. Ученики должны подчеркнуть в тексте предложение: "К кормушке подлетели снегири, воробьи, голуби".


1 В контрольные работы по русскому языку для I четверти входит материал с 1-го по 36-й урок.

2 Обратите внимание ваших учеников на то, что в первом задании нужно делить слова на слоги, но не для переноса.

3 Тест составлен на том же материале, что и текущая контрольная работа. Вы сами выбираете, как будет проведен текущий контроль: в форме контрольной работы, состоящей из пяти грамматических заданий, или в форме теста. Тест также может служить подготовкой к контрольной работе.

4 Тест составлен на том же материале, что и текущий диктант. Его можно провести вместо текущего диктанта или использовать как подготовку к нему.

5 Написание выделенных слов объясняет учитель.

6 В контрольные работы по русскому языку для II четверти входит материал с 1-го по 60-й урок.