Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №38/2003

УЧИМСЯ ИГРАЯ

Ольга ИОЧ,
учитель средней школы с. Казанское Тюменской обл.

Ты вышел на улицу

Правила дорожного движения

Каникулы – время, когда увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий. Поэтому имеет смысл, перед тем как отпустить учеников на осенние каникулы, лишний раз повторить с ними ПДД. Для такой работы подойдет материал, предложенный Ольгой ИОЧ, учителем средней школы с. Казанское Тюменской обл.

Тема. "Правила дорожного движения".

Цели. Повторить сигналы регулировщика, закрепить изученные правила дорожного движения, познакомить с некоторыми дорожными знаками и научить их читать.

Оборудование. Дорожные знаки, светофоры, жезл регулировщика, плакат с изображением улицы, игра-компьютер "Дорожные знаки".

ХОД ПРАЗДНИКА

Учитель. Сегодня на уроке мы поговорим о правилах дорожного движения, познакомимся с некоторыми дорожными знаками. К нам на урок пришли два Светофора.

Выходят два ученика, у каждого на груди рисунки с изображением светофора. На первом горит красный свет, на другом – зеленый. Дети читают стихи.

Светофор 1.

Стоп, машина!
Стоп, мотор!
Тормози скорей, шофер!
Красный глаз глядит в упор –
Это строгий светофор.

Светофор 2.

Вид он грозный напускает
Дальше ехать не пускает...
Обожди, шофер, немножко,
Снова выглянул в окошко.
Светофор на этот раз
Показал зеленый глаз,
Подмигнул и говорит:
"Ехать можно! Путь открыт!"

Учитель. Сколько цветов у светофора и что они обозначают?

Дети. Три. Красный – стой; желтый – внимание; зеленый – иди.

Игра "Светофор"

Ведущий показывает сигналы светофора, а дети выполняют движения.

  • Красный – идти нельзя, дети должны присесть.

  • Желтый – приготовиться, дети стоят на месте.

  • Зеленый – путь открыт, дети шагают.

У. Движение на дороге может регулировать постовой.

Выходит ребенок с жезлом и читает стихотворение "Постовой".

Посмотрите:
Постовой
Встал на нашей мостовой!
Быстро руку протянул,
Ловко палочкой взмахнул.
Вы видали?
Вы видали?
Все машины сразу встали!
Дружно встали в три ряда
И не едут никуда.
Не волнуется народ –
Через улицу идет.
И стоит на мостовой,
Как волшебник,
Постовой.
Все машины одному
Подчиняются ему.

У. Давайте вспомним, что обозначают сигналы постового.

Д. Если стоит лицом или спиной с опущенной рукой – проезд запрещен. Если стоит боком – путь открыт. Если рука согнута в локте – приготовиться.

Игра "Постовой"

У. Кроме светофора и постового, на улице нам встречаются дорожные знаки. Некоторые знаки пришли к нам на урок.

Выходят дети, на груди у каждого рисунок дорожного знака. Каждый рассказывает стихотворение о своем знаке.

Ученик 1. "Движение на велосипедах запрещено".

Велосипедист! Стой! Не спеши!
Этот знак проезд запрещает!
А если велосипедист внимания не обращает,
Он правила нарушает.
Этот знак известен всем:
И девчонкам, и мальчишкам,
Всем сознательным детишкам,
Машинистам и туристам,
Даже велосипедистам!
Означает знак запрет!
Велосипеду хода нет!
Если дальше он помчится,
В кучу лома превратится.
Красный свет – проезда нет.
Тормози, велосипед!

Ученик 2. "Переход запрещен".

Этот знак всем пешеходам говорит:
"Путь закрыт!"
Кто не подчинится,
Попадет в больницу.

Ученик 3. "Пункт питания".

Ехали мы, ехали,
До знака мы доехали.
Метров сто еще пройти –
И харчевня впереди!

Ученик 4. "Дети"! –

Этот знак важнее всех:
Он требует внимания.
Жизнь детей он бережет
От травм и страданий.
Значит, где-то близко школа
Или садик детский.
Вы запомните, друзья,
Этот знак навечно!

Ученик 5. "Прочие опасности".

Будь внимателен –
Этот знак нам говорит,
Здесь, если рот разинешь, зазеваешься,
Знать, быть беде, без головы останешься.

Игра-компьютер "Дорожные знаки"

У. Правила движения надо знать и выполнять. Послушайте стихотворение о Буратино, который правила не соблюдал.

Д. Правила движения
Нужно соблюдать,
Чтобы под машины
Вам не попадать.
Буратино правил не учил,
И большую травму получил!
Отдавила нос ему
Белая машина,
А теперь рыдают
Пудель и Мальвина.

У. Хорошо, что Буратино сделан из полена. Папа Карло взял на руки озорного деревянного мальчишку и от горя долго не мог вымолвить ни слова.
– Ох-ох-ох-о-ох, – вздохнул он наконец. – Какой же ты непослушный, плутишка!
– Папа Карло, я буду умненьким, благоразумненьким. Почини же меня скорей.
Папа Карло повертел в руках полено и принялся за работу.
– Хорошо еще, что ты деревянный. А будь ты настоящим мальчишкой... Ох-ох-ох-ох!
Не прошло и часа, как Буратино был снова цел и невредим.
– В кино хочу, в кино, – захныкал он.
– Иди, сынок. Я слышал, в кинотеатре "Буратино" показывают поучительный фильм.
Кинотеатр оказался совсем рядом, и на этот раз шалунишка добрался туда без приключений.
Подпрыгивая от радости, Буратино направился быстро в зрительный зал.
– Ваш билет! – остановил его контролер.
– Пожалуйста, не спрашивайте у меня билет. В карманах моей бумажной курточки нет ни сольдо.
– Не беда. Вот тебе билет, – и контролер подал Буратино рисунок.
– Внимательно рассмотри его и сообрази, какие дорожные знаки нужно расставить в местах, обозначенных цифрами. Скажешь – проходи в зрительный зал.
Ребята, помогите Буратино расставить дорожные знаки.

Дети помогают Буратино расставить дорожные знаки.

У. Я надеюсь, что вы всегда будете соблюдать правила дорожного движения. Предлагаю закончить наш урок песней "Светофор".

Дети поют песню на мотив песни Крокодила Гены.

День и ночь на просторе
Светят нам светофоры.
Если надо дорогу пройти,
Ты смотри со вниманием
На сигнал светофора,
Огонек – указатель в пути!

Припев:

Я шагаю к переходу
У прохожих на виду.
Я шагаю, твердо знаю:
Не попаду в беду.

Подошел к переходу,
Стоит много народу,
Но я очень куда-то спешил.
Что мне свет светофора,
Если надо мне скоро!
Я бежать по дороге решил.

Припев:

Перебегаю я дорогу
У прохожих на виду.
К сожаленью, без сомненья,
Попаду в беду.

У. Как надо вести себя, чтобы не попасть в беду?

Д. Соблюдать правила дорожного движения.