Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №39/2003

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Елена МЕРЕЖКО,
г. Энгельс,
Саратовская область

Слово из гнезда

Работа со словообразовательным гнездом на уроках русского языка

Теоретическое осмысление языка начинается уже в начальной школе. Подобное и достаточно углубленное изучение словообразования в курсе русского языка способствует формированию творческого потенциала учащихся. Обращение к содержательной стороне фактов словопроизводства вырабатывает у школьников "готовность сознательно выбирать языковые средства, наиболее точно и образно передающие мысль в определенной речевой ситуации" (С.И. Львова).

В соответствии с традицией в начальной школе словообразовательная работа заключается в вычленении морфем, иногда и в определении значения конкретных морфем, то есть носит аналитический характер. Производная лексика рассматривается в основном с точки зрения формы (структуры). Но аналитический подход следует сочетать с синтетическим, который нашел бы отражение в работе со словообразовательной моделью, словообразовательным гнездом.

Организация наблюдения структурно-семантических особенностей производных слов разных частей речи, учет смысловых связей между словами в словообразовательных парах осуществляется эффективнее на материале словообразовательного гнезда. На уроках русского языка в начальных классах словообразовательное гнездо можно рассматривать как семью однокоренных слов.

Для работы в начальных классах можно предложить следующую структуру словообразовательного гнезда. Каждое гнездо содержит слово, являющееся его вершиной, а затем расположены по алфавиту производные слова. За производным словом в скобках следует пара близкородственных слов, то есть словообразовательная пара. Затем дается описание значения производного слова через производящее (если это возможно), что позволяет лучше осознать словообразовательные связи между словами в словообразовательных парах. Если образование приставочное, оно расположено в своем алфавитном порядке лесенкой по отношению к бесприставочным образованиям. Например, словообразовательное гнездо с вершиной береза:

Березка [береза ---> берез-к(а)]. Уменьш.-ласк. к береза.
Березняк [береза ---> берез-няк]. Роща или лес, состоящий из берез.
Березовый [береза ---> берез-ов(ый)]. Относящийся к березе, прил. к береза.
Березонька [береза ---> берез-оньк(а)]. Ласк. к береза.
Подберезовик [береза ---> под-берез-овик]. Гриб, растущий в основном под березой.

В процессе работы со словообразовательным гнездом (семьей однокоренных слов) младшие школьники раскрывают механизм образования одного слова на базе другого, устанавливают мотивационные отношения между словами гнезда. Это позволяет реализовать системный подход при изучении словообразования вообще и при анализе производной лексики в частности.

Приведем примеры упражнений со словообразовательным гнездом.

1. В какую словообразовательную семью входят данные пары слов? Все ли указанные пары являются близкородственными, то есть в каждой ли паре одно слово образовано от другого? Ответ обоснуйте.

Дождь – дождевой, дождь – дождливый, дождевой – дождевик, дождь – дождик, дождинка – дождичек, дождь – дождевик.

2. Что означают следующие слова: синеть, синька, синенький, синеватый, посинеть, синева? Входят ли они в одну семью однокоренных слов? Докажите. Какое слово в этой семье однокоренных слов является вершиной (главой семьи)?

3. От слова нос образуйте слова со следующими значениями:

прил. к нос, относящийся к носу;
маленький нос;
очень большой нос;
тот, кто обладает большим носом.

2.gif (239 bytes)

Входят ли данные слова в одну семью однокоренных слов? Почему?

4. Выберите для каждого слова соответствующее ему значение.

Лесник Обильно заросший лесом.
Лесистый Маленький лес.
Перелесок Тот, кто следит за порядком в лесу.
Лесок Небольшой участок в лесу, отделенный от леса лужайкой; маленький лес.

Соедините слово и соответствующее ему значение стрелочкой.

5. Замените одним словом:

уменьш.-ласк. к береза;
прил. к осина, относящийся к осине;
роща или лес, состоящий из берез;
уменьш.-ласк. к осина;
ласк, к береза;
заросли осины;
прил. к береза, относящийся к березе;
гриб, растущий в основном под осиной;
гриб, растущий в основном под березой.

Распределите полученные слова по словообразовательным семьям. Как образованы данные слова?

6. Рассмотрите следующую семью однокоренных слов. Заполните пропуски. Выделите суффиксы, с помощью которых были образованы данные слова.

Аптека – аптекарь (тот, кто работает в аптеке);
... – аптекарша (...);
... – аптекарский (прил. к аптекарь, принадлежащий аптекарю);
аптека – ... (прил. к аптека, относящийся к аптеке);
... – аптечка (…).

7. Что означают слова правого столбика? Как они образованы? Заполните левый столбик:

снег – снежный
... – снеговой
... – снежинка
... – снежище
... – снежок
... – бесснежный
... – подснежник

8. Прочитайте. Найдите в тексте слова, входящие в одну словообразовательную семью. Какое слово в этой семье однокоренных слов будет вершиной?

Весной снег быстро растаял, и вода затопила бобровую хатку. Пришлось бобрятам расплываться в разные стороны. Маленький бобренок выбился из сил. Я заметил его и вытащил из воды. Дома он долго чистился и сушился. После еды бобренок собрал листики, подгреб их под себя и уснул.

(Г.Снегирев)

Какие пары близкородственных слов входят в эту словообразовательную семью? Продолжите ряд:

бобр ---> бобренок (детеныш бобра) ...

9. Составьте словообразовательную семью с вершиной берег. Объясните значение слов, входящих в эту семью однокоренных слов, и установите, как образованы данные слова.

Образец: берег ---> бережок (ласк. к берег).

10. Составьте две семьи однокоренных слов с вершинами цвет1 (тон, окраска) и цвет2 (цветок). Сравните составленные словообразовательные гнезда. Одинаковы ли они? Почему?

11. Рассмотрите словообразовательное гнездо. Составьте словообразовательные цепочки со словами данного гнезда.

Ученик [учить ---> уч-ен-ик]. Тот, кого учат чему-либо.
Учитель [учить ---> уч-и-тель]. Тот, кто учит кого-либо чему-либо.
Учительница [учитель ---> учитель-ниц(а)]. Женск. к учитель.
Учительский [учитель ---> учитель-ск(ий)]. Принадлежащий учителю.

12. Определите место однокоренных слов в словообразовательном гнезде. Какое слово будет являться вершиной? Заполните пропуски. При затруднении обратитесь к словарю.

Заморский, морской, море, моряк, приморский.
... – [море ---> ...]. Относящийся к морю, прил. к море.
... – [море ---> ...]. Тот, кто ходит в море, служит на флоте.
... – [море ---> ...]. Находящийся за морем.
... – [море ---> ...]. Расположенный около моря.

13. Рассмотрите словообразовательное гнездо с вершиной густой и составьте гнездо с вершиной алый. Выпишите слова, образованные по одной модели (схеме).

Густеть [густой ---> густ-е(ть)]. Становиться густым.
Густоватый [густой ---> густ-оват(ый)]. Слегка, немного густой.
Густота [густой ---> густ-от(а)]. То же, что густой, сущ.
Загустеть [густеть ---> за-густе(ть)]. Завершение действия, названного глаголом густеть.

14. Распределите слова по словообразовательным гнездам. Укажите их вершины.

Проводить, вода, водить, проводник, подводник, проводница, приводниться, проводы, водный, приводить, водянистый, сопроводить, водяной.

Что означает выделенное слово? Приведите примеры слов, подобных данному, то есть образованных по той же модели (схеме).

15. Рассмотрите семью однокоренных слов.

Беленький [белый ---> бел-еньк(ий)]. Уменьш.-ласк. к белый.

Белеть [белый ---> бел-е(ть)]. Становиться белым.
Белизна [белый ---> бел-изн(а)]. Яркий, чистый белый цвет.
Белить [белый ---> бел-и(ть)]. Покрывать мелом, красить белым. Беловатый [белый ---> бел-оват(ый)]. Имеющий оттенок белого.
Побелеть [белеть ---> по-беле(ть)]. Завершение действия, названного глаголом белеть.

Сравните слова белеть и белить по значению, составу и способу образования. Придумайте и запишите с данными словами предложения.
Составьте словообразовательное гнездо, которое включало бы слова, противоположные по значению по отношению к словам рассмотренного гнезда.

16. Сравните слова: храбрый – смелый.
Составьте и сравните словообразовательные гнезда, в которых данные слова являются вершинами. Какой вывод можно сделать?

17. Прочитайте слова. В чем их необычность? Попытайтесь объяснить их значение.

Кныш, кнышиха, кнышонок, кнышиный, кнышатник.

Могут ли данные слова входить в одну семью однокоренных слов? Докажите.

18. Составьте такое словообразовательное гнездо, чтобы в нем были слова, образованные по следующим моделям:

а) глаг. + -тель – лицо, совершающее действие, названное глаголом;
б) сущ. + -ниц(а) – наименование лица женского пола по лицу мужского пола;
в) сущ. + -ск- – свойственный кому-либо, чему-либо, относящийся к кому-либо, чему-либо.

Таким образом, введение содержательного анализа фактов словопроизводства способствует развитию у школьников способности проникать в глубь слова. Выявление лексико-словообразовательных связей между словами словообразовательного гнезда содействует системному изучению данного раздела в школе.