Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №39/2003

СИСТЕМА Л.В.ЗАНКОВА

Наталья НЕЧАЕВА

Новый курс русского языка

в системе общего развития школьников

Преподавание любого учебного предмета в системе обучения, разработанной Л.В. Занковым, должно не только обеспечивать его полноценное усвоение, но и создавать условия для оптимального общего развития каждого ребенка. Это может произойти в том случае, если данный учебный предмет подчинит все свои резервы задаче общего развития, если методология построения отдельного курса будет соответствовать методологии построения системы в целом.

В основу предлагаемого курса русского языка заложена идея реализации объективно существующего единства двух форм языка: системы языка и речи. Язык – универсальное средство общения (кодовая система), речь – функция языка, индивидуальное воплощение языка в конкретной практике.

Для каждого человека со всей остротой встает вопрос, насколько продуктивно он может пользоваться средствами языка. От этого зависят его социализация, самочувствие среди разных групп людей в различных ситуациях и его конкурентоспособность, которая снижается или повышается не только от степени его профессиональной грамотности, проявляясь в том числе и через речь, но и от того, как он держится, какое у него выражение лица, какие движения, насколько образно и грамотно он говорит. Таким образом, в речевой деятельности каждого человека проявляется единство средств языка и овладения этими средствами, поэтому в обучении нельзя отрывать речевую деятельность от средств языка, которые ее регулируют.

Задача состоит не только в том, что надо дать знания о языковых средствах, но и в том, что надо создать условия для повседневного приобретения опыта пользования ими в устной и письменной речи ("Заговори, чтоб я тебя увидел". Сократ).

Цель предлагаемого непрерывного курса русского языка – освоение учащимися основной коммуникативной функции.

Ведущей задачей обучения родному языку становится развитие речи школьников во всех ее формах: внутренней, внешней (устной и письменной), во всех функциях: общения, сообщения, воздействия и т.д. Новизна предлагаемого подхода заключается в том, что задача развития речи решается в неразрывном единстве с усвоением средств языка, а методологической основой ее решения служит система Л.В. Занкова.

В период обучения грамоте основной единицей речи выступает слово. Вслушиваясь в смысл слова, дети устанавливают его зависимость от звукового и буквенного состава, от смысла высказывания. Вся работа в этот период подчинена продуктивному обучению детей чтению и письму. Далее до окончания начальной школы, ученики погружаются в осознание зависимости смысла высказывания от используемых средств языка. Именно высказывание (предложение, текст) как смысловая единица речи структурирует программу русского языка в начальных классах. В основной школе системообразующим фактором курса выступает стилистика.

Такое структурирование материала позволяет любое языковое явление рассматривать с точки зрения его целесообразности или нецелесообразности в конкретном контексте речи. Оно обнаруживает объективно существующие связи внутри системы языка, а главное – между языковым явлением и его смыслом в данной речевой ситуации. То есть русский язык предстает перед ребенком как целостная система. Создаются условия для разностороннего анализа любого речевого материала, а это значит, что каждый ребенок найдет нишу для успешной познавательной деятельности.

Обозначим несколько типов заданий, которые включают ученика в исследование связей языковых явлений:

1) разноуровневый, многоаспектный анализ текста, предложения, слова (обеспечивается единством лексического, грамматического смысла и звуков/букв);
2) задания с недостающим(ими) данным(ыми);
3) задания с избыточными данными;
4) исследование противоречия между правилом и его частным проявлением;
5) исследование противоречия между уже известным и новым знанием или условием.

Приведем несколько примеров заданий, которые нацеливают ребенка на многоаспектный анализ текста, предложения, слова.

Уже в период обучения грамоте дети наблюдают, как меняется смысл высказывания при изменении форм слов. Во второй тетради "Я читаю" на с. 17 дети читают предложение: Шура говорила с мамой. Рядом следует вопрос: Он или она? Далее на этот же вопрос они отвечают при чтении следующих предложений:

Шура говорил с мамой. (Первые два варианта доступны всем детям).

Шура говорит с мамой. (Коллизия. Что отвечать? Варианты бывают самые разные: он, она, он и она, он или она).

Александр говорит с мамой. (Появляется другой указатель на род деятеля, но он тоже доступен любому ребенку).

Саша говорит с мамой. (Опять коллизия).

Александра говорит с мамой. (Прозрачный для любого ребенка вариант).

За этим заданием – анализ речевой ситуации, расширение словаря, осмысление языковых средств, если различия не улавливаются на словесном уровне, то дети инсценируют каждую ситуацию. За этим заданием – предупреждение угадывающего чтения (различия в глаголах в одну букву), многократное "добровольно-принудительное" перечитывание и, конечно же, самостоятельно принятое решение в новой ситуации.

Во второй тетради по письму (прописях) на с. 4, когда дети учатся писать букву О, о, они работают с рисунками предметов, их схемами и названиями.

Произнеси названия предметов. (Нарисованы: сом, окно, ворона). Под предметами даны их схемы и названия, написанные письменными буквами. Рядом со схемами нарисованы цветные карандаши, значит, ребенок должен обозначить цветом качество звуков обозначенных знаков: гласные, согласные, мягкие, твердые).

Расставь ударение. Отметь безударные гласные. (Постоянными в тетрадях по письму являются задания на формирование орфографической зоркости детей: расставь ударение, отметь безударные гласные, отметь слабые позиции гласных и согласных звуков, отметь опасные места при записи слова, при записи предложения.) Какой из этих предметов "лишний"?

Как и в первом примере, в этом задании дети работают на уровне смысла слов и теории языка. Постепенно в их сознании разводятся понятия "предмет", "название предмета". Они на доступном для них уровне анализируют материал с разных сторон, переключаясь с одного аспекта на другой. Надо ли пояснять, как это ценно для становления ученика, когда на уроке на любом учебном предмете он постоянно должен переключаться с одного задания на другое задание, для воспитания волевых качеств, когда ребенок длительное время фиксирует свое внимание на одном содержании, для осознания своей успешности: не ответил на один вопрос, ответил на другие в рамках одного задания – и какая это возможность постоянно возвращаться к изученному, включая его в новые связи?

Многоаспектный, разноуровневый анализ содержания со всей полнотой разворачивается в учебниках по русскому языку для 1-го и 2-го классов.

В этой статье мы предлагаем вам тематическое планирование (см. Приложение) уроков русского языка в 1-м и 2-м классах, а в следующей публикации пойдет речь непосредственно о методике работы по данному курсу русского языка.

Приложение

Примерное планирование работы по учебнику "Русский язык .1 класс"

1. Речь устная и письменная (6 ч)

2. Звуки и буквы (20 ч)

Обозначение буквами гласных и согласных звуков. Слог (3 ч)
Ударение. Перенос слов (5 ч)
Обозначение на письме мягких и твердых согласных звуков. Перенос слов (5 ч)
Обозначение на письме звука [й] (3 ч)
Шипящие согласные звуки. Правописание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу, букв ч, щ с буквами согласных (4 ч)

3. Слово (11 ч)

Лексическое значение слов (6 ч)
Грамматическое значение слов (5 ч)

4. Зачем большие (заглавные) буквы? (7 ч)

Имена собственные (4 ч)
Алфавит (3 ч)

5. Предложение и текст (6 ч)

Примерное планирование работы по учебнику "Русский язык. 2 класс"

Всего 170 ч, из них: обязательных 140 ч, 30 ч вариативных (занятия в библиотеке, экскурсии, написание творческих и проверочных работ, проведение КВН, викторин…).

1. Что нужно для общения (11 ч)
2. Речь начинается со звуков и букв (10 ч)
3. Удвоенные согласные в корне (5 ч)
4. Что такое родственные слова и формы слов (9 ч)

Корень. Окончание (4 ч)
Приставка. Суффикс (5 ч)

5. Разделительные Ь и Ъ (5 ч)
6. Проверяемые безударные гласные в корне (6 ч)
7. Правописание парных согласных в корне слов (5 ч)
8. Какие бывают в грамматике группы слов (25 ч)

Части речи (2 ч)
Самостоятельные части речи (23 ч)
Имя существительное
Имя прилагательное
Глагол

9. Непроизносимые согласные (5 ч)
10. Как образуются предложения (16 ч)

Главные члены предложения (6 ч)
Служебное слово – предлог (10 ч)

11. Каждому слову – свое место (16 ч)

Сочетания слов по смыслу (4 ч)
Многозначные слова (5 ч)
Синонимы. Антонимы (7 ч)

12. Как строится текст (11 ч)
13. Законы языка в практике речи (16 ч)

В настоящее время по предлагаемому курсу опубликованы следующие учебно-методические комплекты.

1. Обучение грамоте в системе 1–4. Рекомендовано ФЭС РФ, победитель конкурса "Учебник нового поколения" НФПК и Министерства образования РФ.
Азбука (авторы Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец), три тетради по чтению "Я читаю?", "Я читаю", "Я читаю?" (тех же авторов), четыре тетради по письму (авторы Н.В. Нечаева, Н.К. Булычева).

2. Русский язык. 1 класс. (Рекомендован ФЭС РФ): Учебник (автор Н.В. Нечаева), методические пояснения (автор Н.В. Нечаева).

3. Русский язык. 2 класс. Победитель конкурса "Учебник нового поколения" НФПК и МО РФ: Учебник (автор Н.В. Нечаева), четыре рабочие тетради (автор С.Г. Яковлева), методические пояснения (автор Н.В. Нечаева).

4. Русский язык. 5 класс. Победитель конкурса "Учебник нового поколения" НФПК и МО РФ: Учебник (авторы Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец, Е.Н. Петрова), три рабочие тетради (автор Е.Н. Петрова), методические пояснения (автор Н.В. Нечаева).

5. Русский язык. 6 класс (в 2-х частях): Учебник (авторы Н.В. Нечаева, Е.Н. Петрова).

Далее план изданий таков: комплект для 3-го класса – к началу 2004–2005 уч. года, для 4-го класса – к началу 2005–2006 уч. года. Для этого был создан авторский коллектив в составе: Н.В. Нечаева, Е.Н. Петрова (психолог, учитель русского языка и литературы) и С.Г. Яковлева (учитель начальных классов, кандидат педагогических наук, руководитель Объединения учителей-занковцев).

Авторский коллектив планирует разработку УМК по 9-й класс включительно, считая, что решающими классами для адаптации "занковских" детей в основной школе являются 5-й и 6-й классы.

Продолжение следует