Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №42/2003

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Тамара Вивиановна ИГНАТЬЕВА,
главный специалист Департамента общего образования
отдела образовательных программ и
стандартов начального образования МО РФ

Чтение

Чтение как вид речевой деятельности требует особого подхода к оценке качества знаний, умений и навыков обучающихся в начальной школе.
Предлагаемые контрольные работы являются примерными и выбираются учителем исходя из уровня сформированности навыка чтения не только класса в целом, но и каждого ученика в отдельности, а также с учетом требований вариативных авторских программ.
Индивидуальная проверка навыка чтения (чтение вслух) дает учителю достаточно полное представление об уровне сформированности данного навыка у младших школьников на конец I полугодия.
Обучающимся предлагается для чтения вслух незнакомый текст, доступный по содержанию. Учитель путем фиксации допущенных ошибок при чтении, определения числа необоснованных пауз, времени, затраченного на чтение, ответов на поставленные вопросы оценивает уровень освоения навыка чтения учащимися.
В 1-м классе тексты для контроля можно предлагать только читающим детям. Не рекомендуется проводить строгий контроль по оценке навыка чтения первоклассников, это может привести детей к стрессовым ситуациям. Текст для прочтения нужно предлагать детям мягко, учитывая желание ребенка. Щадящий режим проверки позволит учителю определить уровень, на котором находится первоклассник, что особенно важно и для учителя, и для ребенка. На всем протяжении контроля ребенок должен осознавать, что ему доверили прочесть потому, что он уже "хорошо читает". "Ситуация успеха" должна сопутствовать ребенку не только в обычной работе, но и при проведении контроля.
Во 2-, 3-, 4-м классах контроль навыка чтения производится уже как "чтение вслух" и "чтение про себя". Тексты большого объема могут быть прочитаны двумя-тремя детьми (цепочкой). Таким образом, ответы на вопросы можно будет построить в форме беседы, диалога.

1-й класс

Тане дали бусы.
Бусы были милы.
Таня была рада. (9 слов)

Вопросы

1. Что подарили Тане?
2. Какие были бусы?
3. Какие подарки получал ты?

Идёт зима

Умолкли птицы. На землю падают хлопья снега. Ручьи замёрзли, а речки – нет. Завыли вьюги. Идёт красавица зима. (19 слов)

Вопросы

1. Почему умолкли птицы?
2. Почему земля очень быстро покрылась снегом?
3. Как красавица зима покорила себе всё вокруг?

Щенки

У Лыски были щенки. Они жили во дворе. Дети положили щенков в ящик. Прибежала Лыска. Ищет – где её щенки. Слышит, кто-то пищит
в ящике. Обрадовалась Лыска. (27 слов)

(К.Д. Ушинский)

Вопросы

1. Кто появился у Лыски?
2. Как дети решили помочь Лыске?
3. Как восприняла эту помощь Лыска?

Четыре желания

Митя катался на саночках с ледяной горы и на коньках по реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу:
– Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была!
– Запиши твоё желание в мою книжку, – сказал отец. (40 слов)

(К.Д. Ушинский)

Вопросы и задание

1. Как Митя проводил своё свободное время?
2. Какими мыслями он поделился со своим отцом?
3. Подумай, почему рассказ называется "Четыре желания".

Снегурочка

(Русская народная сказка)

– А что, старуха, – говорит старик, – давай мы себе из снега дочку сделаем!
– Давай, – говорит старуха.
Надел старик шапку, вышли они на огород и стали дочку из снега лепить. Скатали они снежный ком, руки, ноги приладили, сверху снежную голову приставили. Вылепил старик нос, нарисовал рот, глаза. Глядь – а у Снегурочки губы порозовели, глаза открылись; смотрит она, улыбается. И вышла из сугроба живая девочка. (65 слов)

Вопрос и задания

1. Расскажи, как старик и старуха лепили себе внучку из снега.
2. Как они назвали снежную девочку?
3. Вспомни, чем закончилась эта сказка.

2-й класс

Сосульки

(Сказка)

– Эй, ледяные сосульки, отчего это вы плачете? – спросил любопытный воробей, у которого было отличное настроение.
– Мы плачем от страха, – ответили сосульки.
– А чего вы боитесь?
– Ах! – вздохнули маленькие ледышки. – Ведь если мы сорвёмся с крыш, то обязательно разобьёмся...
Глупый воробьишка почесал клювом под крылышком и посоветовал:
– Научитесь летать – тогда всё будет в порядке!
Почирикал – и упорхнул.
А разве ледяные сосульки могут научиться летать?
Вон одна полетела – и разбилась. (70 слов)

Вопросы и задание

1. Назови участников диалога данной сказки.
2. Что так пугало маленьких сосулек?/
3. Какой совет они получили от любопытного воробья?
4. Почему сосульки не могли воспользоваться этим советом?

Что такое звёзды?

– А что такое звёзды? – спросил однажды кузнечик.
Лягушонок задумался и сказал:
– Большие слоны говорят: "Звёзды – это золотые гвоRздики, ими прибито небо". Но ты не верь.
Большие медведи думают: "Звёзды – это снежинки, что забыли упасть". Но ты тоже не верь.
Послушай меня лучше. Мне кажется, виноват большой дождь. После большого дождя растут большие цветы. А ещё мне кажется, когда они достают головой небо, то и засыпают там, поджав длинные ножки.
– Да, – сказал кузнечик. – Это больше похоже на правду. Звёзды – это большие цветы. Они спят в небе, поджав длинные ножки. (92 слова)

(Г.Цыферов)

Вопросы и задание

1. Назови героев этой сказки.
2. С чем сравниваются звёзды в этой сказке?
3. Какое сравнение тебе понравилось больше всего?
4. А ты как думаешь, на что похожи звёзды?

Мама

Закрой глаза, прислушайся. И ты услышишь мамин голос, такой знакомый, родной.
Даже когда станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос, мамины глаза, мамины руки.
Мама.
Ты ещё не умел говорить, а мама понимала тебя без слов. Угадывала, что у тебя болит. Ты ещё не умел ходить, мама носила тебя на руках. А потом научила тебя говорить, ходить... Мама прочла тебе первую книжку.
От мамы ты узнал имена птиц – воробей, ласточка, синица. Узнал, что у каждого цветка есть имя – ромашка, василёк, иван-да-марья...
Мама всегда была рядом с тобой. И всё начиналось с мамы. (93 слова)

(Ю.Яковлев)

Вопрос и задание

1. Перечитай первые предложения. К кому обращается писатель?
2. Расскажи о своей маме. Какая она? Как ты с ней дружишь?

Град

Когда был град, ослик всегда прятался. Больно было! В этот град он тоже спрятался, но вдруг подумал: "Да, я сижу в домике, и мне не больно. А домику больно. Надо его спрятать".
Ослик полез на крышу и закрыл домик зонтиком.
– Всё хорошо! – сказал он.
Но вдруг опять подумал: "Теперь мне не больно, домику не больно, но зонтику, наверное, больно. Как же быть?"
– Глупый ослик, – заворчал медвежонок, – всех от града никогда не спрячешь. Кому-нибудь да будет больно.
– Если так, – сказал ослик, – пусть будет больно мне.
И он сделал над зонтиком крышу и стал по ней бегать – защищать её от града.
Наконец град кончился.
Медвежонок пожал ослику ушко и сказал:
– Ты очень добрый...
– Что ты! – замахал на него ослик ушами. – Просто мне всех жалко. (118 слов)

(Г.Цыферов)

Вопросы

1. Какие чувства вызывает у тебя ослик? Почему?
2. Как ты думаешь, нравится ли автору его персонаж? Почему ты так решил?

3-й класс

Лакомки

Пахнет хвоей и смолою в лесу. Дед Иван загадочно молчит. Я знаю, опять чем-то хочет удивить меня.
И не ошибся.
В берёзовой роще мы услышали стук дятла. Подошли к молоденькой берёзке.
Дед заметил мое нетерпение и шепнул: "Сейчас всё поймёшь".
Дятел спустился с ветки – "тюк, тюк" – и замер. Прошло две-три минуты. Дятел передвинулся на новое место и опять "тюк, тюк". И снова передышка.
– Странный он какой-то, – сказал я.
Дед Иван собрал лукавые морщинки на лбу.
– Он же сок пьёт!
В рощице нашли мы много берёз с дырочками в стволах. Тут добывали сок дятлы-лакомки. (92 слова)

(По Р.Панову)

Вопрос и задания

1. Почему рассказ называется "Лакомки"?
2. Попробуй объяснить, какие отношения сложились у деда с внуком.
3. Раздели данный текст на части. Озаглавь их.

У Генки так заведено

У Генки так заведено –
Проходит день за днём,
А он твердит всегда одно:
– Потом, потом, потом...
Из школы Генка прибежал,
Без вешалки пальто:
– Пришью потом, – пообещал, –
Когда-нибудь потом.
Он сел за стол, не вымыв рук,
Взял блюдце с пирогом.
И бабушки не слышит внук:
"Мыть руки?.. Да потом!"
Убрать посуду не помог –
Всё Генке нипочём!
Уроки делать – занемог:
"Их выучу потом..."
А у доски он, как во сне,
Пролепетал с трудом:
– Нельзя ль поставить двойку мне
Когда-нибудь потом? (84 слова)

(В.Аушев)

Вопросы и задания

1. К какому жанру относится это произведение? Подтверди его отличительные черты.
2. Какие черты характера мешали Генке жить правильно?
3. Какие советы ты мог бы дать Генке? Если сможешь, вырази их в виде пословиц.

Золотой верблюд

Очень много слов записал Даль во время Русско-турецкой войны. Он служил военным врачом и жил среди солдат. Солдаты были вчерашние крестьяне со всех концов России. Они принесли с собой в армию свои слова. Тетрадки Даля быстро заполнялись. "Соберёшь вокруг себя солдат из разных мест, – рассказывал он, – да и начнёшь расспрашивать, как такой-то предмет в той губернии зовётся, как в другой, в третьей; взглянешь в книжку, а там уже целая вереница речений".
Тетрадок и записных книжек в походе набралось так много, что они не умещались ни в один чемодан. Даль запаковал слова в тюки и навьючил ими верблюда.
Однажды во время стычки с неприятелем верблюд попал в плен. Даль очень горевал: годы его жизни и труда пропали вместе с верблюдом. К счастью, через несколько дней казаки отбили верблюда у врага и возвратили его хозяину.
На Далевы тетрадки противник не позарился – не велика ценность! А для Даля его записи были дороже золота. (150 слов)

(B.Порудоминский)

Вопросы и задание

1. Попробуй объяснить, что в жизни дороже золота, дороже богатства.
2. Для чего человеку дана жизнь?
3. Какую ценность представляет собой словарь В.И. Даля для всех последующих поколений людей?

Зайка-зазнайка

Жил в лесу заяц косой, косил траву косой. По лугу носился, на кочку спать ложился, друзей не сторонился. Со всеми дружно жил: с медведем воду возил, вместе грядки поливал, волка в магазин сопровождал, о ежа пятки чесал. Работал – не ленился.
Потом загордился: лежит загорает, ничего не делает, а со всеми обедает. Если не дают, поднимает бунт: ушами хлопает, ногами топает, тарелками гремит. Всё бы сидел да морковку ел.
Обиделся медведь: "Не хочу с зайцем вместе сидеть, воду возить и с лодырем дружить".
Утром солнце поднялось, в небе разлеглось да всю заячью капусту и высушило... Вспомнил заяц, что надо огород поливать, да некого запрягать. Сам кое-как воды в бочку налил, а везти нету сил. До тёмной ночи бился –ничего не добился.
Волк за хлебом сходил, медведя накормил. Зайцу помогать не стал, а в лес удрал.
Медведь наелся-напился и спать завалился.
Ёж тоже хорош: свернулся в клубок и медведю под бок.
Так заяц один и остался. Плачет, рыдает, друзей вспоминает. Понял теперь – нехорошо лениться и перед друзьями гордиться. (166 слов)

(В.Чиркин)

Вопросы и задания

1. Каков жанр этого произведения? Докажи.
2. Раздели данный текст на части, озаглавь их.
3. В какой части заключена главная мысль произведения? Какие слова могли бы стать пословицей?

4-й класс

Поморы

По берегу Белого моря стоят деревни. В них живут люди, которые называют себя поморами.
А Серёжа живёт далеко, в городе. Он только на лето сюда приехал. Здесь живут его бабушка и дедушка. Дедушка говорит, что и Серёжа теперь станет помором – вот поживёт с ними...
Все поморы – рыбаки. Они ходят в море на своих лодках – карбасах. Карбас – большой, деревянный, из толстых досок, а как уплывёт подальше от берега – кажется меньше тоненькой щепочки. А то и совсем пропадёт, скроется за волнами. Такое море огромное. И в нём всегда волны. Но рыбаки не боятся, привыкли.
Серёжин дедушка тоже рыбак. Он очень хороший рыбак и привозит всегда много рыбы.
Серёжа сказал дедушке, что он тоже ничего не боится. И дедушка обещал взять его с собой в море, только потом. (125 слов)

(Ф.Лев)

Вопросы и задания

1. Что ты узнал о поморах? Почему их так называют?
2. Используя слова из текста, дай разъяснение значения слова "карбас".
3. Найди слова в тексте, в которых слышится снисходительность к маленькому Серёже.

Без парашюта

На высокой сосне – бельчата. Невзрачные – ни пышности хвостов, ни чёрных кисточек на ушах. Малы ещё, возможно, впервые оставили гнездо. Ползают по стволу, цепляясь коготками за шероховатую кору, и беспомощно свисают их тонкие, скудно опушённые красной шерстью хвостишки.
Старая белка зорко присматривает за выводком. То с криком "цок! цок! цок!" взовьётся она на вершину сосны, свистнет оттуда. То, направляя полёт расчёсанным хвостом, прыгает по веткам. Здесь она сорвёт сочный смолистый побег, там поймает жука за усы. И не съест сама, всё отдаст бельчатам. Мама!
Спрыгнула белка на землю упруго, мягко. И хвост у неё уже не руль, уже как парашют.
Набила белка за щёки спелой земляники, угостила малышей на сосне.
Понравились им сладкие ягоды. Очень! Один бельчонок – скок вниз. И ушибся о землю, захныкал, тычась мордочкой в траву...
Рано тебе, маленький, с сосен прыгать, ещё "парашюта" не отрастил. (137 слов)

(И.Полуянов)

Вопросы и задания

1. С помощью каких выражений автору удалось описать белку-мать и маленьких бельчат?
2. Почему у маленького бельчонка не получился прыжок с дерева на землю?
3. Раздели текст на части, озаглавь их.

Может ли человек поднять одну книгу?

Странным и удивительным может показаться такой вопрос... Поднять самую толстую книгу способен даже маленький ребёнок! Это верно, если речь мы ведём о современных книгах, но открытия показывают, что самые первые книги появились более пяти тысяч лет назад в Месопотамии и представляли собой глиняные таблички.
На таких табличках писец заострённой палочкой наносил особые знаки письма, затем таблички обжигали на огне, и они становились прочными, как камень. Иногда книга состояла из сотен глиняных "страниц". Страницы "каменной" книги укладывали в деревянный ящик, который служил в то время переплётом.
В таких книгах хранились древнейшие знания людей по истории, географии, математике, медицине. Уже более двух тысяч лет назад существовали особые хранилища книг, или библиотеки. Случалось, что во время пожаров здания, где хранились книги, сгорали, но глиняные книги оставались целыми и невредимыми! Читая эти книги, современные учёные через тысячи лет узнают историю древних государств и народов.
Теперь мы можем себе представить, сколько нужно было людей, чтобы перенести хотя бы одну такую книгу! (155 слов)

(По И.Павлову)

Вопросы и задания

1. Какими знаниями ты обогатился, прочитав этот рассказ?
2. Какие ещё старинные книги ты знаешь?
3. Используя текст, дай разъяснение содержания слова "библиотека".

Иван Рябов

(отрывок из повести "Экипаж боцмана Рябова")

В честь Ивана Рябова назван большой океанский корабль. В Архангельске есть улица имени славного помора. Здесь все жители от мала до велика знают о подвиге отважного русского человека, который жил у Белого моря во времена Петра Первого и которого называют северным Сусаниным.
Тогда шла война со Швецией. Вражеская эскадра вошла в Белое море в надежде захватить Архангельск. На взморье шведы взяли в плен молодого русского рыбака Ивана Рябова и под страхом смерти приказали ему вести свои военные корабли по Северной Двине к городу. Подумав, отважный и смекалистый помор согласился, но повёл чужеземные корабли не по фарватеру*, а посадил их на мель под огонь пушек русской Новодвинской крепости. В бою под крепостью шведы потеряли фрегат**, большую яхту, много оружия и знамёна, которые оказались трофеями русских. Потерпев поражение, незадачливые захватчики позорно бежали. Так благодаря бесстрашию простого русского помора был спасён город Архангельск.
Ещё во время боя враги на палубе расстреляли Ивана Рябова и его товарища Дмитрия Борисова. Но Иван не был убит. Раненный, он упал и притворился мёртвым. Покидая корабль, шведы не заметили этого, и Иван Рябов после их бегства спасся. (179 слов)

(По Е.Коковину)

Вопросы и задания

1. Расскажи, чем знаменит славный архангельский помор Иван Рябов.
2. Почему его называют северным Сусаниным?
3. Можешь ли ты представить, какие чувства испытывал Иван Рябов, совершая подвиг? Во имя чего он это делал?

_____________________________

* Фарватер – часть водного пространства, достаточно глубокая для прохода судов.
** Фрегат – военный парусный трёхмачтовый корабль.

Тексты для чтения про себя

2 класс

Обезьяна Чичи

Однажды вечером, когда все звери спали, к доктору Айболиту кто-то постучался.
– Кто там? – спросил доктор.
– Это я, – ответил тихий голос.
Доктор открыл дверь, и в комнату вошла обезьяна, очень худая и грязная. Доктор посадил её на диван и спросил:
– Что у тебя болит?
– Шея, – сказала она и заплакала.
Тут только доктор увидел, что на шее у неё большая верёвка.
– Я убежала от злого шарманщика, – сказала обезьяна и снова заплакала. – Шарманщик бил меня, мучил и всюду таскал за собой на верёвке.
Доктор взял ножницы, перерезал верёвку и смазал шею обезьяны такой удивительной мазью, что шея тотчас же перестала болеть.
А потом он выкупал обезьяну в корыте, дал ей поесть и сказал:
– Живи у меня, обезьяна. Я не хочу, чтобы тебя обижали.
Обезьяна очень была рада... (123 слова)

(К.И. Чуковский)

Вопросы и задание

1. Кого увидел доктор, когда открыл дверь своего дома?
2. Какие чувства испытал доктор, увидев маленькую обезьянку?
3. Какие чувства испытал ты при чтении этого отрывка?
4. Вспомни, как называется это произведение К.И. Чуковского.

3 класс

А.С. Пушкин

* * *

В Лицее вместе с Пушкиным училось тринадцать мальчиков. Многие из них были тоже молодыми поэтами и тоже писали стихи. Но Пушкин писал стихи лучше всех... писал очень много, а иногда бывали дни, когда он писал стихи почти всё время: и на уроке в классе, и на прогулке в парке, и даже проснувшись утром в кровати, он брал карандаш и бумагу и начинал писать стихи. Иногда ему стихи не удавались. Тогда он кусал от досады карандаш, зачёркивая слова и надписывая их вновь, исправлял стихи и переписывал их несколько раз. Но когда стихи были готовы, они получались всегда лёгкие и свободные, что казалось, будто Пушкин написал их безо всякого труда.
Лицейские товарищи Пушкина читали его стихи и заучивали их наизусть.
Они понимали, что Пушкин становится замечательным поэтом. А Пушкин писал стихи всё лучше и лучше.
И вот однажды в Лицей на экзамен приехал старик Державин... Державин тоже великий поэт, и до Пушкина думали, что Державин – самый лучший поэт, царь поэтов.
Державин был уже очень стар. Он приехал в Лицей, уселся в кресло и на воспитанников Лицея смотрел сонными глазами.
Но когда вышел Пушкин и звонким голосом начал читать свои стихи, Державин сразу оживился. Пушкин стоял в двух шагах от Державина и читал свои стихи громко и сильно. Голос его звенел.
Державин слушал. В глазах его показались слёзы.
Когда Пушкин кончил, Державин поднялся с кресла и бросился к Пушкину, чтобы обнять и поцеловать нового замечательного поэта. Но Пушкин, сам не понимая, что он делает, повернулся и убежал. Его искали, но нигде не могли найти. (251 слово)

(Д.Хармс)

Вопросы

1. Какова была жизнь мальчиков в Лицее?
2. Как произошла встреча Пушкина и великого Державина?
3. Почему так повёл себя Пушкин-лицеист?

В Москву

Кем станет его сын, Василий Дорофеевич знал: будет он так же промышлять рыбу, "бегать парусом" по синим волнам – сноровка у Михайлы добрая. А то, что он грамоту постиг, – тоже пригодится: всякие там купцы да чиновники обмануть не смогут. Люди говорили, будто Михайло к науке "очень даже способен". Рассказывали, будто дьячок Семён Сабельников, учивший его по церковным книгам, признался, что "обучать его больше не разумеет". Раздобыл Михайло у кого-то из соседей две книги – носил их везде с собой и, непрестанно читая, вытвердил наизусть. Это были "Славянская грамматика" Милентия Смотрицкого и "Арифметика, сиречь наука числительная" Леонтия Магницкого.
Вот дома жилось теперь Михайле несладко. Мать умерла. А мачеха невзлюбила Михайлу: считала, что, сидя за книгами, он от дела отлынивает.
Ой, как тянуло Михайлу к учению! А куда податься?
Была, правда, в Холмогорах "словесная школа", но туда принимали только детей церковнослужителей. Да и чему бы он смог там научиться? Грамматике, чтению, пению и церковному уставу? Но Михайло и так уже хорошо читал и писал, а стать священником не собирался. Правда, недавно начали в "словесной школе" понемногу изучать латинский и греческий. Слыхал Михайло, будто появились там два новых преподавателя. Приехали они, сказывают, из Москвы.
Вскоре юноше удалось поговорить с одним из них – Иваном Каргопольским. Тот, проверив знания Ломоносова, был очень удивлён.
– Неужто всё сам одолел?
Михайло молчал, улыбаясь. Каргопольскому он понравился: скромен да, видать, умён и настойчив.
– Дальше нужно учиться, – сказал преподаватель. – Негоже с такими способностями здесь пропадать. Тебе сколько лет?
– Девятнадцать исполнилось.
– Немало, – проговорил Каргопольский. – Куда ж тебе пойти? – И задумался. –
А впрочем...
Рассказал он Михайле, что есть в Москве Славяно-греко-латинская академия. Делится она на восемь классов. Обучение там серьёзное и долгое – в каждом классе по году учатся. Народ ходит в академию разный – дети небогатых дворян, ремесленников и солдат. Крестьянских детей в академию не принимают.
– Меня, стало быть, не возьмут, – вздохнул Михайло.
– Возьмут, коли сумеешь сказать, как надобно, – Каргопольский хитро подмигнул. – По уму ты за сына дворянского сойдёшь. Была б охота учиться, но знай наперёд, не для чинов и сладкой жизни в науку идут. Наука – это труд великий, ночи бессонные. Крепко обо всём подумай.
Но Михайло и так думал об этом не раз. Он и у отца просил позволения уйти из дому: хочу, мол, учиться, а здесь негде. Василий Дорофеевич не понимал сына, сердился: зачем же уходить, когда хозяйство налажено. Он уже и невесту приискал Михайле.
– Женись. Всё тебе оставляю: дом, судно. Руки у тебя к работе привычные, голова есть – заработок всегда будет. А ты – "учиться"! Ишь чего надумал. Не пущу!
После разговора с Каргопольским совсем тяжко стало в Холмогорах Михайле.
Оставалось выбирать: то ли уйти без родительского позволения, то ли навсегда бросить мечту об учении.
В декабрьскую ночь 1730 года, никого не предупредив, вышел Михайло из дому и побежал догонять обоз с мороженой рыбой, который ещё утром отправился в Москву. С собой было у Михайлы три рубля денег, взятых взаймы у соседа Фомы Шубного, да две книги – грамматика и арифметика.
Обоз он догнал через три дня. (476 слов)

(О.Тихомиров)

Вопросы и задания

1. Какие первые учебные книги были у Михайлы Ломоносова?
2. Какой совет получил Михайло от преподавателя Каргопольского?
3. Почему Михайло Ломоносов тайком ушёл в Москву?
4. Раздели текст на части, озаглавь их.